Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема обработки рисунка в тесте «Дом»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«ДЕРЕВО» Интерпретация по К.Коху исходит из положений К.Юнга (де-рево — символ стоящего человека). Корни —- коллективное, бессознательное. Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви — пассивность или противостояние жизни. Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, пло-ды, пейзаж). Как мы уже отмечали, интерпретация К.Коха была направле-на в основном на выявление патологических признаков и осо-бенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпрета-ции имеется ряд противоречий и использование понятий, кото-рые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации при-знака «округленная крона», «недостаток энергии», «дремота», «клевание носом» и тут же «дар наблюдательности», «сильное воображение», «частый выдумщик» или: «недостаточная концен-трация» — чего? Какая реальность стоит за этим понятием? — остается неизвестным. К тому же толкование признаков содер-жит чрезмерное употребление обыденных определений. Напри-мер: «пустота, напыщенность, высокопарность», «плоский, по-шлый, мелкий, недалекий», «жеманство, притворство, чопорность, вычурность», «фальшивость» и тут же — «дар конструктивности, способности к систематике, техническая одаренность»; или со-четание «самодисциплина, самообладание», «воспитанность» — «напыщенность, чванство», «безучастность, равнодушие».
Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консульти-рования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес. В этой связи мы предлагаем вариант интерпретации, описан-ный в современной литературе, который можно, по нашему мне-нию, использовать в повседневной практике психологических кон-сультаций. Земля приподнимается к правому краю листа — задор, энту-зиазм. Земля опускается к правому краю листа — упадок сил, недо-статочность стремлений. Корни. Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, закрытое. Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже пред-ставляющее проблему. Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вы-звать тревогу. Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в секрете. Корни в виде двух линий — способность к различению и рас-судительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком ок-ружении. Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним ми-ром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность как возможный источник внутреннего конфликта. Заторможен-ные моральные проблемы. Расположение на листе двойственное — отношение к про-шлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неу-коснительной систематизации с опорой на привычки. Расположение слева направо — увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление на-вязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны коле-бания в поведении. Форма листвы — круглая крона — экзальтированность, эмо-циональность. Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.
Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контак-тов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружаю-щему, не противостоит ему. Листва-сетка, более или менее густая — ббльшая или мень-шая ловкость в избегании проблемных ситуаций. Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое при-нятие окружающего. Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объ-ективности. Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом. Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, прини-мающие малозначительные детали за характеристику явления в целом. Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски защиты; норма для 7-летнего ребенка. Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание. Толстые ветви — хорошее различение действительности. Листья-петельки — предпочитает использовать свое обаяние. Зигзаги в листве — осторожностъ и скрытность. Листва-сетка — уход от неприятных ощущений. Листва, похожая на узор, — женственность, приветливость, обаяние. Пальма — стремление к перемене мест. Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений. Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность. Ствол зачернен — внутренняя тревога, подозрительность, бо-язнь быть покинутым; скрытая агрессивность. Ствол — желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач. Ствол в форме разломанного купола — острое ощущение внеш-него принуждения и невозможность ему противостоять. Разделяющая линия в листве — пассивность, мягкость, подат-ливость. Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи. Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми — мо-жет самоутверждаться и действовать свободно. Листва тонкими линиями — тонкая чувствительность, внуша-емость. Ствол линиями с нажимом — решительность, активность, про-дуктивность. Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задержи-вается на тревожащих фактах. Линии ствола кривые — активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий. «Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотребле-ний, непредвиденные атаки, скрытая ярость. Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, несоот-ветствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры. Ствол открыт и связан с листвой — хороший интеллект, нор-мальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир. Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны. Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья; поиск под-держки. Ствол расширяется книзу — поиск надежного положения в своем кругу. Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в кругу, ко-торый не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укре-пить свое «Я» против беспокойного мира. Общая высота: нижняя четверть листа — зависимость, недо-статок веры в себя, компенсаторные мечты о власти; нижняя половина листа — менее выраженная зависимость и робость; три четверти листа — хорошее приспособление к среде; лист исполь-зован целиком — хочет быть замеченным, рассчитывать на дру-гих, самоутверждаться.
Высота листвы (страница делится на восемь частей): 1/8 — недостаток рефлексии и контроля (норма для 4-летнего ребен-ка); 1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия; 3/8 — хорошие контроль и рефлексия; 1/2 — интерио-ризация, надежды, компенсаторные мечты; 5/8 — интенсивная духовная жизнь; 6/8 — высота листвы находится в прямой зави-симости от интеллектуального развития и духовных интересов; 7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты. Манера изображения. Острая вершина — защищается от опас-ности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный вы-пад; желание действовать на других, атаковать или защищаться; трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполно-ценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища про-тив чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности. Множественность деревьев (несколько деревьев на одном лис-те) — детское поведение, испытуемый не следует данной инст-рукции. Два дерева — могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпре-тации). Добавление к дереву различных объектов — трактуется в за-висимости от конкретных объектов. Пейзаж — означает сентиментальность. Переворачивание листа — независимость, признак интеллек-та, рассудительность. Земля. Земля изображена одной чертой — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка. Земля изображена несколькими различными чертами — дей-ствия в соответствии со своими собственными правилами, по-требность в идеале. Несколько совместных линий, изображаю-щих землю в совокупности, касаются края листа — спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность. «ЧЕЛОВЕК» Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека. Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадек-ватности. Нечеткая голова — застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце — межперсональный кон-фликт. Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его со-циальный авторитет. Шея — орган, символизирующий связь между сферой конт-роля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.
Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллектуаль-ном контроле. Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, стремление их контролировать. Длинная тонкая шея — торможение, регрессия. Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желани-ям, выражение неподавленного импульса. Плечи, их размеры — признак физической силы или потреб-ности во власти. Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью. Плечи узкие — ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторож-ности, защиты. Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недоста-ток жизненности. Плечи широкие — сильные телесные импульсы. Туловище. Туловище угловатое или квадратное — мужествен-ность. Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей. Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, ма-лоценности. Лицо. Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецеп-торы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительно-стью. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Подбородок слишком подчеркнут — потребность доминиро-вать. Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности. Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюци-нации. Встречается у особо чувствительных к критике. Уши маленькие — стремление не принимать никакой крити-ки, заглушить ее. Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий. Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремле-ние избегать визуальных стимулов. Враждебность. Глаза выпучены — грубость, черствость. Глаза маленькие — погруженность в себя. Подведенные глаза — грубость, черствость. Длинные ресницы — кокетливость, склонность оболыцать, со-блазнять, демонстрировать себя. Полные губы на лице мужчины — женственность. Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чув-ства. Рот впалый — пассивная значимость. Нос широкий, вьщающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными сте-реотипами. Ноздри — примитивная агрессия. Зубы четко нарисованы — агрессивность. Лицо неясное, тусклое — боязливость застенчивость. Выражение лица подобострастное — незащищенность. Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, воз-можны чувства деперсонализации и отчужденности. Брови редкие, короткие — презрение, изощренность. Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрело-сти и стремление к ней). Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышле-нием или воображением. Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову, — субъектом управляют враждебные чувства. Конечности. Руки — орудия более совершенного и чуткого при-способления к окружению, главным образом в межперсональ-ных отношениях. Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к дей-ствию.
Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность. Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытя-нутые в стороны — субъект иногда ловит себя на действиях, или поступках, которые вышли у него из-под контроля. Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка. Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление аг-рессивных враждебных влечений. Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физиче-ской силе, ловкости, храбрости как в компенсации. Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стрем-ления. Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях. Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность. Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чув-ством неадекватности. Руки слишком крупные — сильная потребность к лучшей при-способляемости в социальных отношениях с чувством неадек-ватности и склонностью к импульсивному поведению. Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком ин-теллекте. Деформация или акцентирование руки или ноги на левой сто-роне — социально-ролевой конфликт. Руки изображены близко к телу — напряжение. Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги — женственность. Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо. Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке. Руки, повернутые в стороны, достающие что-то — зависи-мость, желание любви, привязанности. Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контак-тах, страх перед агрессивными импульсами. Руки сильные — агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигну-того. Рука, как боксерская перчатка — вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверен-ность в себе. Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в дея-тельности и социальных отношениях. Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины. Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдержива-ющая. Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, зам-кнутость. Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции. Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия. Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие. Пальцы длинные — открытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест. Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест. Кулаки далеко от тела — открытый протест. Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) — враждебность. Пальца одномерные, обведены петлей — сознательные уси-лия против агрессивного чувства. Ноги непропорционально длинные — сильная потребность к независимости и стремление к ней. Ноги слишком короткие — чувство физической или психоло-гической неловкости. Рисунок начат со ступней и ног — боязливость. Ступни не изображены — замкнутость, робость. Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (не-подчинение, игнорирование или незащищенность). Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремле-нии к независимости. Ноги отсутствуют — робость, замкнутость. Ноги акцентированы — грубость, черствость. Ступни — признак подвижности (физиологической или пси-хологической) в межперсональных отношениях. Ступни непропорционально длинные — потребность безопас-ности. Потребность демонстрировать мужественность. Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависи-мость. Поза. Лицо изображено так, что виден затылок — тенденция к замкнутости. Голова в профиль, тело в анфас — тревога, вызванная соци-альным окружением и потребностью в общении. Человек, сидящий на краешке стула — сильное желание най-ти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение. Человек, изображенный в беге — желание убежать, скрыться от кого-либо. Человек с видимыми нарушениями пропорций по отноше-нию к правой или левой сторонам — отсутствие личного равно-весия. Человек без определенных частей тела — указывает на отвер-жение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных). Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи. Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляе-мость. Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции. Профиль амбивалентный — определенные части тела изобра-жены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации. Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение. Кукла — уступчивость, переживание доминирования окру-жения. Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощуще-ние внешних контролирующих сил. Фигура из палочек — может означать увиливание и негати-визм. Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрез-рение. Фон, окружение. Тучи — боязливая тревога, опасения, де-прессия. Забор для опоры, контур земли — незащищенность. Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязан-ности, заботливой теплоте. Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет со-бой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом каче-ства, например, «мальчик катается на тонком льду». Основу ча-ще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком. Оружие. Агрессивность. Многоплановые критерии. Разрывы линий, стертые детали, про-пуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта. Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнута вертикальная ось фи-гуры, карманы — зависимость. Комбинация твердых, ярких и легких линий, большие пальцы руки, акцентированы глаза, пальцы, волосы, позы с широко рас-ставленными ногами — грубость, черствость. Контур, нажим, штриховка, расположение. Мало изогнутых ли-ний, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация. Закругленные (округленные) линии — женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость. Контур неяркий, неясный — боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безопасность. Линии неодинаковой яркости — напряжение. Тонкие продленные линии — напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фи-гуру — изоляция. Эскизный контур — тревога, робость. Разрыв контура — сфера конфликтов. Подчеркнута линия — тревога, незащищенность. Сфера кон-фликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали). Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии — амбиции, рвение. Яркая линия — грубость. Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Большая на-пряженность. Легкие линии — недостаток энергии. Легкий нажим — низ-кие энергетические ресурсы, скованность. Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость. Неровный, неодинаковый нажим — циклотимичность, импуль-сивность, нестабильность. Тревога, незащищенность. Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабиль-ные настроения. Длина штрихов. Если пациент возбудимый, штрихи укорачи-ваются, если нет — удлиняются. Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи — импульсивное поведение. Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, рас-кованность. Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные — напряженность, замкнутость. Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, жен-ственность, слабость. Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищен-ность, недостаток упорства, настойчивости. Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решитель-ность, гиперактивность. Штриховка справа налево — интроверсия, изоляция. Штрихи слева направо — наличие мотивации. Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия. Стирания — тревожность, опасливость. Частые стирания — нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершен-на) — это хороший знак. Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка — на-личие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта. Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) — внут-ренний конфликт или конфликт собственно с этой деталью (или с тем, что она символизирует). Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщесла-вию, высокомерию. Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности. Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности. Недостаток симметрии — незащищенность. Край листа, рисунок у самого края листа — зависимость, не-уверенность в себе. Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении. Детали. Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъ-екта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспри-нимает; относительную значимость, которую он им придает; спо-соб соединения этих деталей в совокупность. а) Детали существенные. Отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недале-ком прошлом характеризовался средним или более высоким ин-теллектом, часто показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение. б) Избьггокдеталей. «Неизбежность телесности» (неумение огра-ничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности. Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми. Недостаточная детализация — тенденции к замкнутости. Особо щепетильная детализация — скованность, педантич-ность. Ориентация в задании. Способность к критической оценке ри-сунка при просьбе раскритиковать его — критерии неутерянного контакта с реальностью. Принятие задания с минимальным протестом — хорошее на-чало, за которым следует усталость и прерывание рисования. Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность. По ходу рисования уменьшается темп и продуктивность — быстрое истощение. Название рисунка — экстраверсия, потребность в поддержке. Мелочность. Подчеркнута левая половина рисунка — идентификация с жен-ским полом. Упорно рисует, несмотря на трудности — хороший прогноз, энергичность. Сопротивление, отказ от рисования — скрывание проблем, нежелание раскрыть себя. 2.2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ ТЕСТ «ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ» з Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (МЮК. — сокращенно, подростки о родителях) изучает ус-тановки, поведение и методы воспитания родителей так, как ви- г дят их дети в подростковом возрасте. 4 Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. « Эта методика базируется на положении Шафера о том, что вос- і питательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) \ можно охарактеризовать при помощи трех факторных перемен-ных: принятие — эмоциональное отвержение, психологический контроль — психологическая автономия, скрытый контроль — открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает без- і условно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. ' Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрица-тельное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уваже-ния, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамерен-ное руководство детьми, так и степень последовательности в осу-ществлении воспитательных принципов. Использование опросника в ЧССР на выборке молодежи по-казало необходимость его переработки и адаптирования к соци-окультурным условиям. Модифицированный вариант опросника был предложен З.Матейчиком и П.Ржичаном в 1983 г. В ходе международного научного сотрудничества лаборато-рии клинической психологии Института им. В.М.Бехтерева с Ин-ститутом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методи-ка была апробирована на подростках 13—18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации. Она оказалась весь-ма полезной для отражения факторов семейного воспитания, скрытых как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей. Процедура проведения исследования Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъ-является следующая инструкция: «Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших ро-дителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утвержде-ние, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что ут-верждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру "2". Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Ва-шего отца (или матери), обведите цифру "1". Если же по Вашему мнению утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), то обведите цифру "0'Ѵ. Затем подростку выдают регистрационный бланк для за-полнения отдельно на каждого из родителей. Принципиаль-ной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в жен-ском роде, а по отношению к отцу — в мужском. Причем бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполня-ется бланк, в котором отражаются воспитательные принципы к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и толь-ко после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в приме-нении к отцу. АБОК опросник для подростков Фамилия Имя Отчество
Продолжение
Механизм обработки сырых данных После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем, по каждому параметру под-считывается арифметическая сумма сырых баллов (POZ — позитивный интерес, DIR — директивность, HOS — враждебность, AUT — автономность и NED — непоследовательность). Далее сырые баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5 и нормой является среднее значение, т.е. 3. Если по параметру вышло 1—2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4—5 — то измеряемое качество выра-жено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили от-ношений как к матери, так и к отцу, на специальном бланке. Интерпретация шкал 1. Оценка матери сыном Шкала позитивного интереса Прежде всего психологическое принятие матери мальчики-под-ростки видят в относительно критическом подходе к ним. Под-ростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональ-ные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы под-росток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к не-му позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека. Шкала директивности Директивность матери по отношению к сыну подростки ви-дят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.18.59 (0.02 с.) |