Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тренировка педагогической наблюдатеаьностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ставятся задачи: а) определить эмоциональное состояние ребенка по снимкам (на фотографии изображены различные эмоциональные состоя-ния — удовольствие, смущение при затруднении, состояние эмо-ционального конфликта, возбуждения, неудачи, хитрости, розыг-рыша и т.п.); б) определить эмоциональное состояние детей с помощью фо-тографий и специального меняющегося текста, прилагаемого к снимкам; в) определить эмоциональное состояние группы детей (клас-са во время урока, отдельных учащихся). По окончании сле-дует сопоставить наблюдения с информацией классного ру-ководителя. ВЫЯВЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ПЕААГОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ Ставятся следующие задачи. 1. Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя: а) наблюдая за учеником Н., надо зафиксировать все случаи, когда он отвлекался, когда работал наиболее интенсивно; б) наблюдая за активностью учащихся при объяснении нового материал, постараться по их внешнему виду определить, как они усвоили новый материал; все ли учащиеся работали одинаково активно; кто был менее активен, на каких этапах урока; соответ-ствуют ли план урока и методика возможностям данного класса. 2. Развитие умений оценить свои действия: а) отметить свои действия, которые привели к разрешению (неразрешению) педагогической задачи; проанализировать свои запланированные и импровизированные действия на уроке, при-емы, использованные при общении; б) выделить положительное и спорное в своей методике педа-гогического общения; в) дать целостный коммуникативный анализ урока (стадии об-щения, система приемов, решение неожиданно возникающих коммуникативных задач, стиль общения, соответствие стиля об-щения состоянию класса, опора на коммуникативную атмосфе-ру предыдущего урока и т.п.). Здесь важно дать себе отчет, всегда ли методика педагогиче-ского воздействия соответствует структуре общения с классом. 3. Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении: а) установить, отвлекался ли на уроке ученик Н., когда и по-чему; вовремя ли было обращено внимание на этого ученика и какими способами решилась возникшая задача; чувствовалось ли соответствие педагогической и коммуникативной задач; б) назвать мотивы, которыми руководствовались в выборе спо-собов воздействия; в) оценить, можно ли было предотвратить возникшую задачу и как; существуют ли другие способы решения данной педагоги-ческой задачи; назвать их и обосновать свой выбор. 4. Решение педагогических задач с целевыми установками: а) в конкретных педагогических ситуациях ставится цель про- анализировать причины их возникновения и предположить свое поведение в аналогичной ситуации. Особое внимание следует обратить на развитие умений найти и сформулировать педагогическую задачу, представить в общем виде ее решение, разделить ее на более частные подзадачи, най-ти оптимальный вариант решения; б) более сложные упражнения — инсценированные педаго-гические задачи: сделать замечание ученику; поговорить с учеником, не выполнившим домашнее задание; сделать короткое внушение нарушителю дисциплины; прокомментировать какую-либо отметку. Эти упражнения развивают навыки неподготовленной ком-муникации, формируют привычные педагогические действия, ощущение эмоционального благополучия в процессе педагоги-ческого общения. 5. Действия учителя в предлагаемых обстоятельствах: Например, выяснилось, что ученик Н. недобросовестно вы- полнил домашнее задание. После школы он остается один. Мать работает, отец в длительной командировке. Нужно выбрать сис-тему коммуникативного воздействия. Для выбора педагогической ситуации можно использовать раз-личные педагогические задачники, а также материалы уроков, педагогической и художественной литературы, детских и юно-шеских фильмов. Занятия по действию в предлагаемых обстоятельствах пред-полагают, с одной стороны, выбор верной методики педагогиче-ского воздействия, а с другой — умение, используя тот или иной метод, найти верную систему коммуникативных средств для его реализации, верный тон для работы с учащимися. На отдельные занятия следует приглашать опытных педаго-гов, классных руководителей, использовать магнитофонные за-писи уроков, кинофильмы. Непосредственно следующее за исполнением обсуждение мо-тивов поведения, тона, мимики и т.д. дает возможность прямо на занятии внести определенные коррективы в деятельность учи-телей. Беседы можно записывать на пленку, с тем, чтобы вер-нуться к ним спустя длительное время. 6. Инсценированные педагогические задачи с вводными. Подобные упражнения способствуют развитию внутренней со- бранности, решительности, готовности кпреодолению неожиданных трудностей и решению непредвиденных педагогических задач. Кро-ме того, эти упражнения развивают воображение, интуицию, тре-нируют умение выражать педагогически целесообразное чувство. Воз можные типы упражнений: вызвать ученика спокойно; вызвать ученика весело, жизнерадостно; вызвать ученика равнодушно; вызвать ученика доброжелательно; вызвать ученика с юмором; вызвать ученика с иронией и т.п.; войти в класс и поговоритъ с тремя учениками с разными эмоциюнальными нагрузками. Учмтывая, что важнейшим компонентом педагогического ма-стерства является правильный выбор методик, в систему упраж-нений введено инсценирование педагогического требования. Возшожны такие варианты упражнений: обратиться к учени-ку с требованием-просьбой, с требованием-доверием, требова-нием-юдобрением, с требованием-советом, с требованием-игрой, с требюванием-намеком, с требованием-условием, с требовани-ем-осуждением, с требованием-недоверием. Ситуации общения все вріемя меняются, вводятся новые данные: например, ученик долго болел или у ученика конфликт с классом и т.п. Подобные занятия вооружают навыками использования раз- личныгх методик при предъявлении педагогического требования. На занятиях по педагогическому требованию также важную роль играет психолого-педагогическая аргументация выбора тре- бованіия. Упражнения на развитие педагогического воображения, интуиции, импровизации Развитие педагогического воображения, критического отно-шеншя к своему опыту и навыков прогнозирования условий пред-стоянцей деятельности опирается на результаты, достигнутые в заданіиях первого цикла. 1. Например, ученик К. отказался дать дневник. Нужно вспом-нить Вашу реакцию, ее причины. Имелись ли другие варианты поведіения в аналогичной ситуации? Чтю делать, если ученик опоздал на урок, отвлекается во вре-мя обѵьяснения нового материала, мешает другим и т.п.? В мачале урока оказалось, что все ученики не поняли домаш-нее задание. Что станет делать учитель? При объяснении нового материала оказалось, что ученики сла-бо оріиентируются в старом. Как поведет себя учитель? Ученики плохо слушают объяснение нового материала. Нужно определить возможные причины и предложить план действия. 2. Для упражнений на прогнозирование межличностных от-ношений и организацию общения с детьми возможны следую-щие ситуации. Вы собирались поговорить с учеником после урока, но собы-тия разворачиваются так, что разговор необходим немедленно. Как Вы построите разговор? Ученик Вам нагрубил — Ваши возможные действия. Ученик и ученица дружат, все время проводят вместе, но за-метно слабее стали заниматься. Что Вы будете делать? Приведи-те план возможной беседы с ними, как Вы ее проведете и т.п. 3. В группе упражнений на исполнение инсценированных задач по общению с введением элементов педагогической деятельности в условиях, приближенных к действительности, ситуации задаются самими участниками, затем исполняются. После этого начинается обсуждение. При анализе необходимо концентрировать внимание на стадиях решения педагогической задачи, на планировании воз-можных действий и общения, на прогнозировании способов реше-ний ситуаций. Особое внимание уделяется педагогическому анализу осуществленного и планируемого общения (в зависимости отхарак-тера задания). Это необходимо для того, чтобы при выполнении любых заданий участники почувствовали необходимость планиро-вания и прогнозирования педагогической деятельности, создания своеобразной модели предстоящего педагогического воздействия. Эти упражнения не только развивают навыки педагогической импровизации в общении, но и активно формируют педагогиче-ское мышление, на основе которого может оформляться педаго-гическая импровизация. В задания на действия в ситуациях, приближенных к действи-тельности, входят упражнения типа: обоснуйте необходимость использования наглядных пособий в классе на уроке по определенной теме (дается только дидакти-ческая цель урока); спланируйте методическую структуру урока в соответствии с особенностями вашего стиля общения и взаимоотношения с кол-лективом, органичную для вашей творческой индивидуальности; подготовьте и обоснуйте план обсуждения книги (указывается воспитательная цель мероприятия); проведите беседу с учеником Н. о его дисциплине (успевае-мости) и т.п.; составьте план беседы, учитывая особенности его юаимоотношений с классом и индивидуальные особенности; составьте и обоснуйте план урока или воспитательного ме-роприятия. 4. В специальную группу выделяются упражнения по озна-комлению с методикой изучения учащихся, определению мотивов их поступков, составлению психолого-педагогических характе-ристик ученика и классного коллектива, ведению педагогиче-ской документации, развитию умения анализировать урок и воспи-тательные мероприятия. Приведенные упражнения подкрепляются разнообразной об-щественной и практической педагогической работой, способству-ющей накоплению опыта общения в самых разнообразных сферах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.166 (0.01 с.) |