Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Метод для исследования интерперсонального поведения взрос-лых людей был создан в 1954 г. и представляет собой результат широко ориентированного исследования большого количества специалистов, исследующих анализ интерперсональных аспек-тов личности. По мнению авторов, интерперсональные проявле-ния индивида являются многоуровневой «сеткой» и направлены на снижение тревожности. Человек постоянно находится в кон-такте с другими людьми, а его интерперсональное поведение мож-но классифицировать по 16 интерперсональным, расположен-ным по кругу переменным. А — ДОМИНАНТНЫЙ — владеет, господствует, приказывает (вызывает послушание), управляет, приказывает, руководит В — ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЙ — хвастается, высокомерный, са- модовольный, эксгибиционистический (вызывает недооценивание себя), дей-ствует уверенно, независимо С— СОПЕРНИЧАЮЩИЙ — эксплуатирует, отвергает, отказы- вает (вызывает недоверие), сопернича-ет, пробивается D — АГРЕССИВНЫЙ — обвиняющее, саркастическое неласко- вое поведение (вызывает пассивную ре-зистентность), решительное поведение Е— ЭНЕРГИЧНЫЙ — нападает, действует недружелюбно (вы- зывает неприятельское поведение), открытое, прямое, критическое пове-дение Р — КРИТИЧЕСКИЙ — жалуется, озлобленное поведение (вы- зывает наказание), правомерно и спра-ведливо бунтует, необычный С — ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ — недоверчивый, подозрительный, считает себя обойденным (вызывает не-дружелюбное поведение), обоснован-ная бдительность и скепсис Н- СКРОМНЫЙ - осуждает сам себя, тревожное, винова- тое поведение, не учитывающее себя самого (вызывает дерзкое поведение), действует застенчиво, чувствительно, скромно /- УНИЖЕННЫЙ - без собственного мнения, подчиняется, слабовольное поведение (вызывает уп-равление), слушается и честно выпол-няет свои обязанности J — КОНФОРМНЫЙ — конформный, уступчивый, слишком внимательный, действует слишком веж-ливо (требует совет и руководство), вос-хищается, учитывает других К — ГИПЕРКОНФОРМНЫЙ — примыкает, умоляет помочь, зависимый, со всем соглашается (вы-зывает помощь), доверяет, просит по-мощи L — КООПЕРАТИВНЫЙ — делает компромиссы, всегда согла- шается, слишком придерживается кон-венций (вызывает нежность), сотруд-ничает, принимает участие, соглаша-ется М — ГИПЕРАФИЛИАТИВНЫЙ — требует дружеское поведе- ние (вызывает любовь), милое, при-ятельское поведение N— ГИПЕРПРОТЕКТИВНЫЙ — мягкое, слишком эмоциональ- ное поведение (вызывает положитель-ное отношение), проявляет симпатии, поддерживает, действует мягко О — ОТВЕТСТВЕННЫЙ — навязчиво перенимает ответствен- ность (вызывает доверие), помогает, предлагает, дает Р — АВТОКРАТИЧЕСКИЙ — навязчиво ищет и требует уваже- ния, педантичный, догматик (вызыва-ет уважение), управляет, советует, учит ТЛири приводит пять уровней анализа интерперсонального поведения личности. Особенно значимы уровни I, II и V. Уро-вень I содержит наблюдаемое поведение людей, т.е. поведение на основании оценки другими людьми. Уровень II содержит оцен-ку собственного интерперсонального поведения или оценку близ-ких людей — отца, матери, партнера, супруга и т.п. Уровень V отражает моральный профиль индивида, его идеальное «Я», че-рез систему описания идеала. Исследования показали, что все 16 факторов имеют отношение к факторам «Доминантности-подчиненности» и «Дружественно-сти-враждебности». Это привело к заключению, что все интерпер-сональные факторы зависят от этих четырех. Их комбинирование определяет место индивида на круге, разделенном на четыре чет-верти с помощью вертикальной оси (доминантность-подчинен-ность) и горизонтальной оси (дружественность-враждебность). Рис. 1. Факторы интерперсонального поведения Отдельные интерперсональные факторы описываются авто-рами в трех разных аспектах (см. рис. 1): 1) внутренняя окружность — адаптивное поведение; 2) средняя окружность — тип поведения, вызываемого у дру-гих людей; 3) внешняя окружность — экстремальные тенденции. На рис. 1 цифрами обозначено: 1 — Стремление руководить, 3 — Стремление соревновать- направлять, вести ся, напористость 2 — Самоуверенность, незави- 4 — Агрессивность, решитель- симость ность 5 — Искренность, прямоли- нейность, критичность 6 — Реалистичность, склон- ность оправдываться, возмущаться, действо-вать нешаблонно 7 — Реалистичность, осторож- ность, скептицизм 8 — Осторожность, чувстви- тельность, скромность 9 — Склонность выполнять чужие обязанности, по-виноваться 10 — Уважительность, склон- ность к восхищению, подчинению 11 — Склонность спрашивать совета, предлагать по-мощь, доверчивость 12 — Склонность соглашаться, сотрудничать, участво-вать в общих делах 13 — Стремление любить, дру- желюбие 14 — Стремление поддержи- вать, добросердечность, склонность проявить симпатию 15 — Стремление помощь, что- либо предложить, отдать 16 — Стремление вести дело, советовать, учить 17 — Стремление кдоминиро- ванию, проявление черт хозяина, руководителя 18 — Хвастливость, высокоме- рие, самовлюбленность, самопредпочтение 19 — Стремление эксплуатиро- вать, отвергать, отказы-вать 20 — Стремление наказать, покарать, обидеть, сарка-стичность 21 — Стремление проявить не- дружеские действия, аг-рессивность 22 — Стремление оправдаться, проявив жестокость, не-довольство 23 — Стремление обидеть, дей- ствовать подозрительно, недоверчиво 24 — Тревожность, самоуничи- жение, самоосуждение, чувство вины 25 — Подчиненность, слабоха- рактерность 26 — Послушность, подчинен- ность, сверхуважение 27 — Верность, зависимость, потребность в помощи 28 — Готовность идти на комп- ромисс, соглашаться на любые условия 29 — Потребность в дружест- венных проявлениях со стороны других, несдер-жанность в поступках 30 — Жалостливость, отзывчи- вость, проявление без-граничной любви 31 — Безусловное принятие от- ветственности на себя, готовность действовать в экстремальных условиях 32 — Стремление навязывать уважение к себе; педан-тизм, догматичность Было предположено, что отношение между двумя перемен-ными является нисходящей функцией расстояния между ними на окружности. Сумма баллов по отдельным факторам перево-дится в индекс, где доминируют факторы АР (вертикальная ось) и ІМ (горизонтальная ось). Расстояние от середины окружности до полученных показателей указывает на адаптивность или ма-лоадаптивность интерперсонального поведения. Специальные формулы определяют показатели по этим двум основным осям: Доминирование (вертик. фактор) = = АР- НІ+ 0,7 (ВС + N0- JК- FG), Дружелюбие (горизонт. фактор) = = LM- DЕ + 0,7 (N0 + JK- FG- ВС). Рис. 2. Описатеяьные категории интерперсонального поведения Отдельные типы интерперсонального поведения можно ха-рактеризовать не только по 16-факторной системе. Для клини-ческих и исследовательских целей удобно суммировать интер-персональный репертуар личности в восемь более широких опи-сательных категорий, полученных комбинированием смежных признаков. Для этого два соседних фактора были обьединены в один; тем самым получили 8 искомых категорий (рис. 2). Это позволяет характеризовать поведение как с точки зрения интер-персональных проявлений, так и с точки зрения реакций, кото-рые данный тип поведения вызывает. Так, для лиц с кодом АР, включающим факторы А (навязчивая доминантность) и Р (обще-признанная успешность), будут типичны следующие проявления. Проявляют власть, силу и амбиции. В адаптивной форме это энергическое компетентное поведение и авторитет, основанный на способностях человека; в экстремальной форме это автокра-тическое, диктаторское и педантичное поведение, маниакальные проявления. Этот тип вызывает поведение П (буквы обозначают тип поведения, соответствующий сектору в круге). Эгоцентрическая личность — ВС (самодовлеющее самоутверж- дение): В — самоуверенная независимость; С — самоутвержде- ние как соперничество. Выразительная ориентировка на самого себя, самолюбие, удов-летворенность собой, вера в себя. В адаптивной мере проявляет-ся независимость и вера в свои силы; в экстремальной форме — эгоистическое поведение, эгоцентризм, эксгибиционизм, повы-шение себя над остальными. Вызывает поведение типа СНП. Агрессивная личность — БЕ (агрессивность и враждебность): Б — неласковая строгость; Е — бесцеремонная критичность. Ее характеризует враждебная агрессивность, строгость в меж-личностных отношениях. В адаптивной форме это могут быть при-емлемые проявления жесткости, резкости, когда они учитывают ситуацию. Малоадаптивная форма представляет ригидно твердое, бесчувственное поведение без учета ситуации, типичное преиму-щественно для психопатов. Этот тип вызывает поведение РСН. Недоверчивая личность — РС (недоверчивая невосприимчи-вость): Р — щепетильная сомнительность; С — упрямая подо- зрительность. Люди этого типа отличаются подозрительным отношением к социальной среде и дистанцией по отношению к людям. В адап- тивной форме имеется в виду приемлемый критический подход к социальным отношениям. Малоадаптивная форма включает по-дозрительное, критическое поведение, отказ от социальных норм, чувство разочарования, отчуждения. Вызывает поведение ВСБ. Покорная личность — Ш (субмиссивность): Н — скромная робкость; / — поддающаяся пассивность. Отличается скромностью, слабостью, даже самоунижением. В адаптивной форме проявляется скромность, робкость, эмоцио-налъная сдержанность, способность подчиняться; в малоадаптивной форме — это пассивное самоунижение, слабость, гиперсубмиссив-ность, без учета данной ситуации. Вызывает поведение ВС и ЪЕ. Гиперконформная личность — ІК (слабовольная зависимость): / — восхищенная благодарность; К — тревожное доверие. Характерные проявления зависимой конформности, мягкость, требование и ожидание помощи и советов. В адаптивной форме проявляется доверие и восхищение, адекватное данной ситуа-ции; в малоадаптивной форме — полная зависимость, отсутству-ют проявления независимости, враждебности и власти. Ведут се-бя боязливо и беспомощно. Вызывает поведение АРи N0. Гипераффилиативная личность — ЬМ (аффилиация): Ь — доверчивая кооперативность; М — дружеская любовь. Для этих людей характерны дружеский стиль общения и при-мыкание к другим людям, Адаптивная форма: экстравертирован-ное дружеское поведение, желание сотрудничать, склонность к конформизму, предпочитание хороших социальных отношений; малоадаптивная форма — стереотипно приятное, любовное по-ведение без учета данной ситуации — стремление удовлетворить требования других, быть положительным и поддерживать поло-жительные отношения. Вызывает поведение МК Гиперпротективная личность — N0 (протективность, покрови- тельство): N — слишком большая деликатность; О — альтру- истическая ответственность. Это разумные, успешные, деликатные, зрелые, самостоятель-ные и сильные люди. Дцаптивная форма — ответственное, дели-катное поведение, выбирает дружеский способ общения, помо-гает другим, завязывает эмоциональные контакты. Это положи-тельный социальный тип личности. Малоадаптивная форма — ригидное повторение типичных форм поведения без учета ситу- ации, слишком большая активность по отношению к другим, неадекватное стремление брать на себя ответственность за дру-гих. Вызывает поведение КЬ. В окончательной версии метод содержит 128 оценочных имен прилагательных, из них всегда восемь связано с одним из 16 фак-торов именно так, что они упорядочены по восходящей, отражая низкую, умеренную, высокую и экстремальную интенсивность данного поведения. На практике наиболее часто используются восемь указанных выше интерперсональных переменных с по-лярными факторами доминантности-субмиссивности и враждеб-ности-аффилиации (рис. 3). Рис. 3, а. Интерперсональный диагностический профиль самоистязающего субъекта Рис. 3, б. Интерперсональный личностный профиль автократического субъекта Для проведения исследования необходимы тестовая тетрадь, бланк для записи ответов и протокол. Респонденты по инструк-ции отмечают ответы в бланке, причем могут оценивать поведе-ние других (системой наблюдений), (уровень I), самого себя или других лиц по инструкции (уровень II) и оценивать идеал (уро-вень V). Для заполнения опросника (оценки одного лица) требуется 10—15 минут. Полученные результаты можно обработать несколь-кими способами. При этом данные заносятся в протокол отдель-ных обозначенных окружностей. Это позволяет определять тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным уровням (например, «Я» — отец — идеальное «Я», и т.п.). 7 Е. И. Рогов, кн. 2 Психометрические свойства были подвергнуты проверке не-сколькими способами. В рамках определения гомогенности зада-ний проверяли популярность вопросов и пришли к выводу, что популярность вопросов монотонно снижается. Отношение между вопросом и октановым показателем определялось подсчетом бисе-риалъного коэффициента корреляций, значение которого колеблет-ся в диапазоне 0,12—0,61, причем в основном принимает среднее значение. Социалъная желательность вопросов определялась сравне-нием оценок отдельных характеристик и свойств людей по пятибал-льной шкале. Корреляции для отдельных факторов и октанов прини-мали значение от 0,993 до 0,999. Отношения между принятием вопроса и его социальной желательностью являются более явными на уровне V (где только 20% коэффициентов корреляций было ниже уровня статистической значимости), чем на уровне II (где 39% корреляций оказалось ниже уровня статистической значимости). Коэффициенты внутренней согласованности для факторов на уровне II принимают значения от 0,35 до 0,72, а на уровне V — от 0,16 до 0,66; для отдельных октанов на уровне II — от 0,62 до 0,75, на уровне V — от 0,46 до 0,74. Стабильность во времени (повторное предьявление спустя 10 дней) подтвердилась коэф-фициентами корреляций, которые принимали значение для от-дельных факторов от 0,63 до 0,81, а для октанов — от 0,69 до 0,80. Корреляционная матрица, отражающая отношения между данным методом и 16 РР, показала, что около 30% корреляций находится на уровне статистической значимости. Проверка круговой диагностической модели подтвердила (с не-которыми отклонениями) круговое расположение интерперсональ-ных переменных. Результаты факторного анализа также подтвер-дили существование двух ортогоналъных факторов фОМ и ЬО\\0- Метод можно успешно использовать для анализа социальной среды, групп равного характера и для анализа личности в группо-вой или индивидуальной психотерапии. Имеется положителъный опыт применения метода на практике (преимущественно в клини-ке, а также в трудовых коллекгивах) и в научных исследованиях. ОПРОСНИК Т.ЛИРИ 1. Умеет нравиться. 2. Производит впечатление на окружающих. 3. Умеет распоряжаться, приказывать. 4. Умеет настоять на своем. 5. Обладает чувством собственного достоинства. 6. Независимый. 7. Способен сам позаботиться о себе. 8. Может проявить безразличие. 9. Способен быть суровым. 10. Строгий, но справедливый. 11. Может быть искренним. 12. Критичен к другим. 13. Любит поплакаться. 14. Часто печален. 15. Способен проявлять недоверие. 16. Часто разочаровывается. 17. Способен быть критичным к себе. 18. Способен признать свою неправоту. 19. Охотно подчиняется. 20. Покладистый. 21. Благодарный. 22. Восхищающийся и склонный к подражанию. 23. Уважительный. 24. Ищущий одобрения. 25. Способный к сотрудничеству и взаимопомощи. 26. Стремится ужиться с другими. 27. Доброжелательный. 28. Внимательный и ласковый. 29. Деликатный. 30. Ободряющий. 31. Отзывчивый к призывам о помощи. 32. Бескорыстный. 33. Способен вызывать восхищение. 34. Пользуется у других уважением. 35. Обладает талантом руководителя. 36. Любит ответственность. 37. Уверен в себе. 38. Самоуверен и напорист. 39. Деловитый и практичный. 40. Соперничающий. 41. Стойкий и крутой, где надо. 42. Неумолимый, но беспристрастный. 43. Раздражительный. 44. Открытый и прямолинейный. 45. Не терпит, чтобы им командовали. 46. Скептичен. 47. На него трудно произвести впечатление. 48. Обидчивый, щепетильный. 49. Легко смущается. 50. Неуверенный в себе. 51. Уступчивый. 52. Скромный. 53. Часто прибегает к помощи других. 54. Очень почитает авторитеты. 55. Охотно принимает советы. 56. Доверчив и стремится радовать других. 57. Всегда любезен в обхождении. 58. Дорожит мнением окружающих. 59. Общительный и уживчивый. 60. Добросердечный. 61. Добрый, вселяющий уверенность. 62. Нежный и мягкосердечный. 63. Любит заботиться о других. 64. Щедрый. 65. Любит давать советы. 66. Производит впечатление значительности. 67. Начальственно-повелительный. 68. Властный. 69. Хвастливый. 70. Надменный и самодовольный. 71. Думает только о себе. 72. Хитрый. 73. Нетерпим к ошибкам других. 74. Расчетливый. 75. Откровенный. 76. Часто недружелюбен. 77. Озлоблен. 78. Жалобщик. 79. Ревнивый. 80. Долго помнит обиды. 81. Склонный к самобичеванию. 82. Застенчивый. 83. Безынициативный. 84. Кроткий. 85. Зависимый, несамостоятельный. 86. Любит подчиняться. 87. Предоставляет другим принимать решения. 88. Легко попадает впросак. 89. Легко поддается влиянию друзей. 90. Готов довериться любому. 91. Благорасположен ко всем без разбора. 92. Всем симпатизирует. 93. Прощает все. 94. Переполнен чрезмерным сочувствием. 95. Великодушен и терпим к недостаткам. 96. Стремится помочь каждому. 97. Стремится к успеху. 98. Ожидает восхищения от каждого. 99. Распоряжается другими. 100. Деспотичный. 101. Относится к окружающим с чувством превосходства. 102. Тщеславный. 103. Эгоистичный. 104. Холодный, черствый. 105. Язвительный, насмешливый. 106. Злой, жестокий. 107. Часто гневлив. 108. Бесчувственный, равнодушный. 109. Злопамятный. 110. Проникнут духом противоречия. 111. Упрямый. 112. Недоверчивый и подозрительный. 113. Робкий. 114. Стыдливый. 115. Услужливый. 116. Мягкотелый. 117. Почти никому не возражает. 118. Навязчивый. 119. Любит, чтобы его опекали. 120. Чрезмерно доверчив. 121. Стремится снискать расположение каждого. 122. Со всеми соглашается. 123. Всегда со всеми дружелюбен. 124. Всех любит. 125. Слишком снисходителен к окружающим. 126. Старается утешить каждого. 127. Заботится о других в ущерб себе. 128. Портит людей чрезмерной добротой. Бланк ответов представляет собой таблицу, состоящую из че-тырех строк по 32 номера в каждой. В подобной таблице ответы по каждому фактору оказываются сгруппированными в микро-матрицу (приведены 1-й и 8-й факторы), что облегчает подсчет суммы баллов без использования трафаретов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.213 (0.015 с.) |