Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности социальных поведенческих реакцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕСТ-ОПРОСНИК ОЦЕНКИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ» Инструкция: «На следующих страницах Вы найдете ряд вы-сказываний об особенностях поведения, привычках и взглядах. Решите, пожалуйста, для каждого высказьшания, согласны Вы с ним, или нет. Если согласны, то поставьте в клетке регистра-ционного бланка под номером вопроса цифру "1" (один), а если не согласны, то поставьте в клетке цифру "0" (ноль). В самом опроснике никаких пометок не делайте. Отвечайте, пожалуйста, по порядку, не пропуская ни одного вопроса и не стараясь про-извести "лучшее" впечатление. Здесь нет "правильных" и "непра-вильных" ответов. Вы облегчите себе работу, если будете давать первый ответ, который приходит Вам в голову». 1. Если в разговоре неожвданно возникает большая пауза, мне часто ничего не приходит на ум, чтобы спасти ситуацию. 2. Мне досадно, что другие более удачливы, чем я. 3. Мне приятно, если я должен высказывать свое мнение по какому-то делу, не зная, что другие думают об этом. 4. Я быстро теряю самообладание, но также быстро опять бе-ру себя в руки. 5. Человек с неясным или гнусавым произношением раздра-жает меня. 6. На вечеринке, в кругу малознакомых людей я тоже могу внести вклад в то, чтобы вечер удался. 7. Я еще не достиг той должности, которую заслуживаю по результатам моей работы. 8. Я смущаюсь, когда меня представляют известномудеятелю, потому что не знаю, что он обо мне подумает. 9. Я могу так рассвирепеть, что, например, бью посуду. 10. Я часто пасую перед трудностями еще прежде, чем возь-мусь за дело. 11. В отпуске я редко знакомлюсь с другими людьми. 12. Я не люблю быть в центре внимания. 13. Если я сам не могу принять решение по важному, лично-му вопросу, то действую по совету пожилого уважаемого человека. 14. Если я прихожу в ярость, то разряжаюсь, выполняя такую физическую работу, как, например, рубка дров. 15. Я придаю большое значение тому, что другие обо мне думают. 16. Мне легче тогда, когда мне говорят, что нужно сделать, чем в том случае, когда я сам должен руководить. 17. Мне трудно подружиться с кем-нибудь. 18. В большинстве случаев я всегда вижу вначале хорошие стороны человека или дела. 19. Принимая решения, я спокойно взвешиваю все «за» или «против». 20. Время от времени я теряю терпение и свирепею. 21. Я с удовольствием берусь за такие задания, при которых другие люди находятся в моем подчинении. 22. Я легко отказываюсь от намерения, если другие об этом невысокого мнения. 23. В обществе я могу непринужденно беседовать с людьми, которых я никогда не видел. 24. У меня нет настоящих друзей. 25. Я часто вижу сначала плохие или слабые стороны человека или дела. 26. Мне было бы приятно, если бы другие восторгались мной. 27. У меня часто бывает плохое настроение. 28. Мне лучше, если я могу присоединиться к мнению других. 29. В целом я спокоен и меня нелегко вывести из себя. 30. У меня редко бывают гости. 31. Я чувствую себя ущемленным, когда других повышают в должности. 32. В решительных ситуациях зачастую внутреннее беспокой-ство заставляет меня принимать быстрое решение. 33. Я присоединяюсь к мнению моего трудового коллектива, как правило, лишь тогда, когда болыиинство его одобрит. 34. Меня редко приглашают в гости. 35. Как правило, я отношусь к людям скептически и недовер-чиво. 36. Я с удовольствием хожу на карнавал или другие веселые празднества. 37. Чаще всего я уверенно гляжу в будущее. 38. На производственных совещаниях я охотнее присоединя-юсь к мнению начальства. 39. В поездке я почти никогда не беседую с попутчиком. 40. Меня угнетает, если я должен откладывать принятые ре-шения. 41. Я охотно даю указания. 42. Если в моем трудовом коллективе возникают разногласия, я держусь в стороне. 43. Если я здорово рассвирепею, то часто теряю самообла-дание. 44. Чаще всего я нахожу, что жизнь стоит того, чтобы жить. 45. Я охотно провожу свой досуг с друзьями или в группах по интересам. 46. Меня тревожит то обстоятельство, что я не знаю, что меня ждет в жизни. 47. Если я хорошо подумаю, то я скорее склонен что-то кри-тиковать, чем признавать. 48. Мне нравится, что другие делают то, что я от них требую. 49. Мне не нравится, когда в книгах или фильмах действие в конце остается незавершённым или кончается иначе, чем я ожидал. 50. Я — оптимист. 51. Часто у меня выскакивают замечания, которые я лучше всего проглотил бы. 52. Мне трудно установить контакт между людьми, которые не знают друг друга. 53. Когда я в ярости, то говорю неслыханные вещи. 54. Я скучаю, когда другие веселятся. 55. Чаще всего я нахожу бессмысленным преследовать лич-ные цели: все равно все получается иначе. 56. Я избегаю общение с людьми, о которых не знаю, что о них можно подумать. 57. У меня нет никаких особенных интересов, так как мне ничто по-настоящему не доставляет удовольствия. 58. Часто я не могу совладать со своим раздражением и бе-шенством. 59. Я — коммуникабельный и открытый человек. 60. Я стремлюсь превосходить других. 61. По отношению к другим я отзывчив и обязателен. 62. Я везде быстро завязываю знакомства. 63. Ежедневные трудности часто лишают меня покоя. 64. Прежде чем высказывать свое мнение, я сначала прове-ряю, что об этом думают другие. 65. Неожиданный гость часто бывает для меня некстати. 66. На должности, соответствующей моим претензиям, я мог бы по-настоящему развернуться. 67. Я считаю, что лучше никому не доверять. 68. Я могу хорошо настроиться на неожиданный визит. 69. К сожалению, я отношусь к тем, кто часто приходит в бешенство. 70. Я редко бываю в подавленном, плохом настроении. 71. Я легко теряю хладнокровие, когда на меня нападают. 72. Я думаю, что популярность меня бы не тяготила. 73. Я могу во всех сторонах жизни найти что-то хорошее. 74. Часто я сам отказываю себе в исполнении желаний, чтобы избежать разочарований. 75. Я лучше примирюсь с чем-то, чем дам дойти делу до спора. 76. Я редко нахожу нужные слова, когда мне кого-нибудь пред-ставляют. 77. Я не люблю еще раз обдумывать решения. 78. Я редко могу по-настоящему радоваться. 79. Мне нетрудно внести оживление в общество. 80. Если что-то мне не удается, я думаю: в следующий раз получится лучше. 81. Мне нравится, когда другие просят у меня совета. 82. Я буду лучше сам по себе, тогда мне не придется разочаро-вываться. 83. Я не люблю дел, решение которых предоставляют будуще-му и выжидают, как они будут развиваться. 84. При хороших известиях я всегда боюсь, что при ближай-шем рассмотрении в деле окажется загвоздка. 85. К новым коллегам я чаще могу привыкнуть спустя лишь длительное время. 86. Часто я высказываю угрозы, которые не принимаю всерьез. 87. Когда меня несправедливо критикуют, я скорее с этим соглашаюсь, чем защищаюсь. 88. Часто я, не подумав, говорю что-то, а потом раскаиваюсь. 89. Меня беспокоит, что я не знаю точно, что другие обо мне думают. 90. Когда на меня наваливаются события, на которые я не имею влияния, то я люблю сюрпризы. 91. Я чаще всего признаю правоту других, хотя и не разделяю их мнения. 92. Я радуюсь общению. 93. Для меня обременительно, если мой распорядок дня нару-шают непредвиденные события. 94. Я быстро капитулирую, если что-то не удается. 95. Мои будни в целом интересны и занимательны. 96. Непредвиденные события чаще всего приводят меня в за-мешательство. 97. Когда мне кто-то что-то обещает, я опасаюсь, что это не получится. 98. Мне не нравится, что я по статусу должен выполнять рас-поряжения людей, которые меньше меня понимают. 99. Неловкую ситуацию, в которую кто-нибудь попадает, я могу обыграть таким образом, что другим это не бросится в глаза. 100. Часто я нервничаю из-за кого-нибудь. 101. Я люблю знать заранее, кто будет на званом вечере, на который я приглашен, и как он будет проходить. 102. Я избегаю критиковать своего начальника, хотя иногда это необходимо. 103. Меня беспокоит, когда у знакомых или друзей, к кото-рым я приглашен, я встречаю незнакомых людей. 104. Часто я слишком быстро сержусь на других. 105. Когда со мной заговаривает незнакомый человек, я часто не знаю, что я должен сказать. 106. При неудачах я, как правило, боюсь за свой авторитет. 107. Я часто сомневаюсь в своих способностях. 108. Я охотно стал бы знаменитостью. 109. Я часто чувствую себя как пороховая бочка перед взрывом. 110. Мне неприятно, когда мой супруг приглашает гостей без моего ведома. 111. Когда я получаю новое задание, то часто думаю, что я его не осилю. 112. Я охотно беседую с другими людьми, когда предоставля-ется возможность. 113. Я не утаиваю своего мнения. 114. Я думаю, что другие относятся ко мне предвзято. 115. Я охотно пробую что-то, когда с самого начала неизвест-но, какой будет исход. 116. Мне нравится, когда мне дают почувствовать, что без меня нельзя обойтись. 117. Я могу втянуть в разговор незнакомых людей. 118. Я спокойно ожидаю решения любого вопроса, даже если он очень важен ддя меня. 119. Я быстро капитулирую. 120. По сравнению с произведенной мной работой я должен заслуживать большего признания. 121. Мне трудно вести беседу с незнакомым человеком. 122. Мои чувства легко оскорбить. 123. Прежде чем занять позицию в каком-то вопросе, я жду, пока не узнаю мнение других. 124. Чаще всего мне трудно спокойно выбрать из несколъких вещей или возможностей. 125. Со знакомыми, которых я долго не видел, я неохотно заговариваю первым. 126. Я склонен во время спора говорить громче, чем обычно. 127. Чаще всего я придерживаюсь пословицы: «Смелость го-рода берет». 128. Я охотно вошел бы в круг людей, которые принимают важные решения. 129. Я склонен к тому, чтобы или быстро осуждать, или защи-щать людей. 130. Если бы я мог повторить свое становление, то я бы быс-трее достиг бы того положения, которое сегодня мне еще не дано. 131. Я могу припомнить, что как-то раз был так взбешен, что взял первую попавшуюся мне вещь и разгрыз или разбил ее. 132. Я, как правило, придерживаюсь принципа: сначала поду-май, потом сделай. 133. Я должен бы болыне делать для того, чтобы найти то признание, которого я заслуживаю. Ключ 1. Социально—коммуникативная неуклюжесть (СКН): 1+, 6-, 11+, 17+, 23-, 24+, 30+, 34+, 36-, 39+, 45-, 52+, 59-, 61-, 62-, 65+, 68-, 76+, 79-, 85+, 92-, 99-, 103+, 105+, 110+, 112-, 117-, 121+, 125+ (29 вопросов). 2. Нетерпимость к неопределенности (НН): 5+, 8+, 13+, 19-, 32+, 40+, 46+, 49+, 56+, 77+, 83+, 89+, 90-, 93+, 96+, 101+, 115-, 118-, 124+, 129+, 132- (21 вопрос). 3. Чрезмерное стремление к конформности (К): 3—, 15+, 16+, 22+, 28+, 33+, 38+, 42+, 64+, 75+, 87+, 91+, 102+, 113—, 123+ (15 вопросов). 4. Повышенное стремление к статусному росту (ССР): 2+, 7+, 12—, 21+, 26+, 31+, 41+, 48+, 60+, 66+, 72+, 81+, 98+, 106+, 108+, 116+, 120+, 128+, 130+, 133+ (20 вопросов). 5. Ориентация на избегание неудач (ИН): 10+, 18-, 25+, 27+, 35+, 37-, 44-, 47+, 50-, 54+, 55+, 57+, 67+, 70-, 73-, 74+, 78+, 80-, 82+, 84+, 94+, 95-, 97+, 107+, 111+, 114+, 119+, 127— (28 вопросов). 6. Фрустрационная нетолерантность (ФН): 4+, 9+, 14+, 20+, 29-, 43+, 51+, 53+, 58+, 63+, 69+, 71+, 86+, 88+, 100+, 104+, 109+, 122+, 126+, 131+ (20 вопросов). В контрольном исследовании 48 женщин (от 25 до 50 лет), проведенном НПК (обследование резерва руководящих кадров в отрасли связи — ситуация экспертизы), были получены следую-щие нормативы:
ОЦЕНИТЕ УМЕНИЕ СЛУШАТЬ 1. Ваша коллега начинает рассказывать длинную запутанную историю, логаку развития которой вы никак не можете просле-дить. Вы: а) избавляете ее и себя от ненужных трудностей, переведя разговор на другую тему; б) сообщаете ей, что вы потеряли нить рассказа и просите повторить все сначала; в) задаете вопросы по отдельным, наиболее неясным вам обстоятельствам этой истории; г) делаете вид, что следите за ходом развития событий, рас-считывая, что в конце концов вы поймете, в чем же суть. 2. Ваша подруга крайне расстроена неприятностью, которую причинил ей любимый человек. Вы: а) поддерживаете ее, внимательно выслушав, предоставив подруге возможность излить душу; б) поступаете так же, как в варианте «а», но еще и расска-зываете подруге о том, что вы тоже оказывались в таком же по-ложении, тем самым показав ей, что она не одинока; в) выражаете поддержку, по секрету сообщив ей о таких же отвратительных поступках, совершенных вашим возлюбленным; г) соглашаетесь, что этот парень действительно негодяй, и предлагаете познакомить ее с другам мужчиной. 3. После страстной «ночи любви» ваш партнер говорит, что в момент высшего наслаждения у вас был безучастный ввд. Что вы ответите на это: а) будете уверять его, что это далеко не так; б) попробуете выяснить, почему он сделал такой вывод; в) согласитесь с ним — вам действительно следовало бы быть более естественной в постели; г) почувствуете себя оскорбленной и дадите ему это понять. 4. Представьте себе, что любимый вами человек говорит что-то вроде: «Я ненавижу, когдатвоя мама...». Это полностью выво-дит вас из себя. Как вы поступите: а) сдержите свое раздражение — вы не привыкли идти на конфронтацию; б) выясните, в чем конкретно заключаются причины его недовольства, и лишь затем выскажете свою точку зрения; в) вы немедленно оборвете этот разговор — ведение такого рода споров лишь вызывает в вас ярость; г) сами перейдете в наступление: «Что касается твоей мамы...». 5. Ваш возлюбленный заводит с вами разговор, который буду-чи эмоционально нейтральным, касается вопроса, в котором вы абсолютно ничего не смыслите — например, о сравнительных достоинствах различных типов стереосистем. Каким образом вы будете поддерживать такой разговор? (можете выбрать несколь-ко вариантов). Вы будете: а) кивать головой; б) улыбаться; в) смотреть ему в глаза; г) задавать соответствующие вопросы; д) резюмировать основные пункты его повествования, на-пример: «Так, значит, самые хорошие колонки...», чтобы быть уверенной, что вы полностью его понимаете; е) подбадривать его односложными словами типа: «Гм», «Да-да», «Правильно»; ж) поступать, как в варианте «е», и, кроме того, периоди-чески с энтузиазмом восклицать: «Неужели!», «Это интересно!» з) не делать ничего из вышеперечисленного. Вместо этого вы заявите, что вы абсолютно безнадежны в познании сравнитель-ных достоинств стереосистем и все попытки просветить вас — увы, бесполезная трата времени. 6. Каковы ваши отношения с близкими вам людьми (мужчи-нами, членами вашей семьи, подругами): а) у вас мало близких людей и вы редко с ними встречаетесь; б) носят подчас весьма бурный характер; в) ровные, приятные, доставляющие вам радость; г) вызывают у вас крайнее неудовлетворение. 7. В разговоре с друзьями, какой процент времени вы обычно уделяете роли слушателя: а) 0-25%; б) 26-50%; в) 51-75%; г) 76-100 %. 8. Важный элемент умения слушать — способность чувство- вать то, что не выражено словами. Итак, забудьте о том, что говорится в данный момент. Вопрос заключается в следующем: что действительно происходит, когда собеседник... (выберите один из вариантов в каждом пункте): 1) прикладывает палец к носу или щеке: а) он чувствует превосходство; б) он преувеличивает; в) у него просто чешется нос или щека; 2) выглядит сутулым и напряженным: а) он что-то скрывает; б) он голоден; в) он стесняется; 3) начинает говорить громко и возбужденно: а) он защищается; б) он проявляет интерес; в) он очень хотел бы, чтобы разговор поскорее закончился. 9. Как часто вы (поставьте в каждой графе: 3 — часто; 2 — иногда; 1 — редко; 0 — никогда): а) заканчиваете фразу собеседника; б) ловите себя на мысли, что во время делового разговора с коллегой по работе думаете о ее одежде и прическе; в) начинаете смеяться прежде, чем рассказчик преподне-сет «соль» анекдота; г) рассматриваете свои ногти в то время, как ваш знако-мый описывает свой тяжелый рабочий день; д) чувствуете себя «не в своей тарелке», когда приятельни-ца, выложив вам все свои проблемы, продолжает самобичевание; е) используете против своего любимого сказанные им слова; ж) в момент, когда близкий вам человек высказывает пре-тензии или жалуется, думаете: «Опять он за свое...»; з) чувствуете непреодолимое желание оставить за собой по-следнее слово в споре; и) отказываетесь от своих доводов, чувствуя, что вам так ничего и не удалось добиться. 10. Являются ли следующие утверждения, по вашему мнению, верными или ложными? (отметьте каждое из них буквой В — верно; Л — ложно или? — затрудняюсь ответить): а) вы чувствуете себя неудобно во время затянувшейся па-узы в разговоре; б) слушая своего друга, вы сосредоточиваете свое внима-ние на том, когда же он начнет отклоняться от темы; 9 Е. и. Рогов, кн. 2 257 в) вы считаете, что ни у кого и никогда не бывает веских оснований давать непрошеные советы; г) вы обычно можете предугадать фразу до того, как она будет произнесена; д) люди всегда доверяют вам свои самые интимные проблемы. Теперь подсчитайте количество набранных вами очков:
Вопрос 9. Подсчитайте очки, как указано в пункте 9.
Итак, умеете ли вы слушать? 54 очка и более — честно говоря, вы не очень подходите для роли задушевного собеседника, вряд ли найдется желающий дове- рять вам свои секреты. Если вас никто не прерывает, вы склонны непрерывно болтать, заполняя собой каждую паузу в разговоре. Возможно, ваши родители придерживались такой воспитательной концепции: «Дети должны быть на виду, но выслушивать их нет необходимости». Это привело вас к уверенности в том, что слуша-ющий человек невольно подчиняется говорящему, чего, по ваше-му мнению, следует избегать любой ценой. И что бы ни стояло за вашим бесконечным потоком слов, такая уверенность дорого об-ходится вам в жизни. В подтверждение этого факта достаточно проанализировать ваши отношения с окружающими. 35—53 очка — хотя вы считаете, что слышите то, что происхо-дит вокруг вас, есть люди, которые не согласятся с вами. В чем ваша главная ошибка? Когда вы раздражены и теряете терпение, вы склонны отключаться от разговора. Это свойство присуще многим людям. 18—35 очков — поздравляем! Если кто-то из вашего окруже-ния нуждается в аудитории, вы всегда готовы квалифицирован-но его выслушать. Даже в конфликтных ситуациях вы умеете принять на веру чужие слова. Вдобавок вы еще интуитивно чув-ствуете, когда необходимо просто слушать собеседника и когда наступает подходящий момент для подачи собственной реплики. Неудивительно, что вы необыкновенно популярный человек, и не только среди своих любимых и друзей. Ваша склонность к взаимному общению делает вас ценным исполнителем и удачли-вым руководителем. Единственное, чего мы вам желаем: не ос-танавливайтесь на достигнутом! 7 очков и менее: вы всегда готовы выслушать, когда ваши близкие нуждаются в собеседнике: это неплохо. Проблема в том, что, заинтересованно слушая собеседника, вы сами при этом слишком мало говорите. Часто такие люди страдают боязнью го-ворить, но каковы бы ни были причины их нежелания высказы-вать свою точку зрения, такая линия поведения неизбежно вы-зовет трудности в жизни. НЕ СТОИТ ПЕРЕБИВАТЬ, НЕ ДОСЛУШАВ! Угрожает ли Вам нервный срыв? Вы узнаете об этом, ответив на вопросы предлагаемого теста. 1. Трудно ли Вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи? Да, всегда (3), очень часто (4), иногда (0), очень редко (0), никогда (0). 2. Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время? Очень часто (5), часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0). 3. Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли Вы желание сделать это вместо него? Да, всегда (5), очень часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0). 4. Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей? Да, всегда (5), часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0). 5. Сколько времени Вы уделяете себе вечером? Болыие трех часов (0), два-три часа (0), один-два часа (0), меньше часа (2), ни минуты (4). 6. Перебиваете ли Вы, не дослушав объясняющего вам что-либо с излишними подробностями? Да, всегда (4), часто (3), в зависимости от обстоятельств (2), редко (1), нет (0). 7. О вас говорят, что Вы вечно спешите... Да, это так (5), часто спешу (4), спешу, как и все, иногда (1), спешу только в исключительных случаях (0), никогда не спешу (0). 8. Трудно ли Вам отказаться от вкусной еды? Да, всегда (3), часто (2), иногда (0), редко (0), никогда (0). 9. Приходится ли Вам делать несколько дел одновременно? Да, всегда (5), часто (4), иногда (3), редко (1), никогда (0). 10. Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то очень далеко? Очень часто (5), часто (4), случается (3), очень редко (0), ни-когда (0). 11. Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о скучных и пустых вещах? Очень часто (5), часто (4), иногда (1), редко (0), никогда (0). 12. Нервничаете ли Вы, стоя в очереди? Очень часто (4), часто (3), иногда (2), очень редко (1), никогда (0). 13. Любите ли Вы давать советы? Да, всегда (4), очень часто (3), иногда (1), очень редко (0), никогда (0). 14. Долго ли Вы колеблетесь, прежде чем принять решение? Всегда (3), очень часто (2), часто (1), очень редко (3), никогда (0). 15. Как Вы говорите? Торопливо, скороговоркой (3), быстро (2), спокойно (0), мед-ленно (0), важно (0). А теперь подсчитайте очки. От 45 до 63 очков — нервный срыв для Вас — реалъная угроза. Проверьте кровяное давление и содержание холестерина в кро-ви. Не пора ли изменить образ жизни? От 22 до 44 очков — нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться, снимая напряжение. До 19 очков — Вам удается сохранять спокойствие и уравно-вешенность. Старайтесь и впредь избегать волнений, не обра-щать внимания на пустяки и не воспринимать драматически лю-бые неудачи. 0 очков — если Вы отвечали честно и откровенно, то единст-венная опасность, которая вам угрожает, — это чрезмерное спо-койствие и, конечно же, скука.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.239 (0.011 с.) |