Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поиск предметов по заданным признакам

Поиск

Ставится задача назвать как можно больше предметов, обла-дающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похо-жих на два-три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например, говорится: «Назовите предметы, которые объединя-ют в себе выполнения двух противоположных функций, напри-мер: "дверь" (она и закрывает и открывает выход из помещения), "выключатель" (он и зажигает и гасит свет). Ответы могут быть банальными ("водопроводный кран"), могут быть более далеки-ми ("рука": и бьет и гладит). Побеждает тот, кто дал больше всех небанальных ответов».

Задание позволяет легко находить аналогии между различны-ми предметами и явлениями.

ПОИСК СОЕДИНИТЕАЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ

Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мос-тиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предме-тами. Например, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функции, а с автомобилем входит в одну группу — транспортные средства), «рабочий» (он копает лопатой и одновременно является владельцем автомобиля). Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев («лопата» — «тачка» — «прицеп» — «автомобиль»). Особое внимание обраща-ется на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи между соседними элементами цепочки. Победитель тот, кто дал больше аргументированных вариантов решения.

Задание позволяет легко устанавливать связи между предме-тами и явлениями.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА

Берутся любые три слова, например «собака», «помидор», «сол-нце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — болыпе при-знаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не прису-щих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, ко-торые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «поми-дор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время, меткие решения.

Задание учит классификации по свойствам.

СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Называется какой-либо хорошо известный предмет, напри-мер, «книга». Надо назвать как можно больше различных спосо-бов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и тд. Следует ввести запрет на называние безнрав-ственных, варварских способов применения предмета. Побежда-ет тот, кто укажет болыпее число различных функций предмета.

Задание развивает способность концентрации на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Называется знакомый всем предмет или явление, например «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Побеждает тот, чье оп-ределение однозначно характеризует данный предмет, т.е. любая его разновидность обязательно охватывается этим определени-ем, но никакой другой предмет под него не подходит.

Задание учит четкости и стройности мышления, самостоятель-ности формулировок.

ВЫРАЖЕНИЕ МЫСАИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ

Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов дан-ного предложения не должно употребляться в других предложе-

ниях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

Задание формирует умение оперировать словами, точно вы-ражать мысли.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН

Описывается какая-либо необычная ситуация, например: «Вер-нувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («Забыл закрыть дверь», «Залезли воры»), но не сто-ит отбрасывать и маловероятные («Прилет марсиан»). Побежда-ет тот, кто назвал больше разнообразных причин.

Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ.

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРИЧИН

Задается некоторое событие, например: «Один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого». Надо назвать как можно больше возможных причин этого, пользуясь заданным (или созданным совместно в группе) алгоритмом причин. Исхо-дить следует из того, что причины события могут находиться в субьекте действия, его объекте и в ситуации. Эта классификация сразу же задает поиск причин в трех различных направлениях. Кроме того, в каждом из этих случаев причины могут быть пред-намеренными или непреднамеренными, постоянными или вре-менными, ближайшими или отдаленными и т.д. Следует рас-смотреть всевозможные пересечения этих различных классифи-каций и привести хотя бы по одной причине каждого вида (если это возможно). Вначале этот алгоритм может быть задан на кар-точке (в виде таблицы с обозначенными строками и столбцами, но с пустыми клеточками или в виде классификационного дере-ва); постепенно он интериоризируется и станет надежно работа-ющим внутренним приемом анализа любого явления, с которым знакомится учащийся.

Задание направлено на формирование установки на всесто-ронний анализ ситуации.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАГЛАВИЙ К РАССКАЗУ

Берется небольшой рассказ или сообщение. К нему надо по-добрать как можно больше заглавий, отражающих его содержа-

ние. Заглавия могут быть строгими, логичными или формальны-ми, т.е. по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются от-веты любого типа.

Задание позволяет легко выражать мысли одной фразой.

СОКРАЩЕНИЕ РАССКАЗА

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рас-сказ. Его содержание надо передать максимально сжато, исполь-зуя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рас-сказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные момен-ты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

Задание предназначено для организованности и повышения четкости, умения отвлекаться от мелочей.

ПОСТРОЕНИЕ СООБЩЕНИЯ ПО ААГОРИТМУ

Участники игры договариваются, что, рассказывая о каких-либо известных событиях, предлагаемых ведущим или выбранных ими самими, будут четко придерживаться определенного общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. Например, удобно пользоваться следующим: факт (что произошло) — причи-ны, повод — сопутствующие события — аналогии и сравнения — последствия. Это значит, что о чем бы ни шла речь, рассказчик должен обязательно фиксировать все отмеченные моменты имен-но в этой последовательности. Можно использовать алгоритм Цицерона: «кто — что — чем — зачем — как — когда». Можно разработать свои. Не надо следовать слепо: иногда можно про-пустить пункт («кто», «зачем» — если речь о стихийном бедствии).

Задание дисциплинирует и углубляет мышление.

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ МЫШАЕНИЯ

Среди других форм занятий и упражнений, развивающих мыш-ление, следует отметить систему занятий, предложенную В.Н.Ке-ласьевым (В.Н.Келасьев. Некоторые подходы кразвитию гибко-сти мышления // Практическое мышление: функционирование и развитие. М., 1990.) Автором предлагается целостная система приемов по развитию гибкости мышления.

I. Изменение привычных временных связей

1. Прием отчленения одного явления от другого в привычном для человека временнбм ряду (например, представить гром без молнии и т.д. и описать, что это значит — «выстрел»).

2. Прием замены привычного временнбго порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром — молния).

3. Прием редкого сокращения интервалов времени между не-которыми событиями (например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человека настоящего и человека будущего).

4. Прием перемещения вдоль всей временнбй оси существо-вания некоторого предмета (например, телевизор — его роль в настоящем, изменение в будущем, прототипы в прошлом).

II. Изменение привычных пространственных связей

1. Прием замены привычных пространственных связей на не-обьгчные (например, автомобиль — на / под — дорога).

2. Прием совмещения различных объектов, обьгчно разъединен-ных в пространстве (травинка — авторучка, ягода — картина и пр.).

3. Прием разъединения обычно связанных в пространстве фак-тов (рыба без воды, магазин без денег).

III. Изменение привычных связей общности

1. Прием логического вычитания из объектов общностного признака (из объектов «земля» и «мяч» логически вычитается при-знак «крутлость» — плоская земля и что на ней происходит).

2. Прием усиления связей по общности (или действия) между первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти пути сближения: «дождь» и «раке-та» — падают на землю; разложить воду на кислород и водо-род ->• топливо для ракеты.

3. Прием замены привычных отношений на прямо противо-положные (например: дым полезнее чистого воздуха).

ГѴ. Изменение привычных связей преобразования действий

1. Прием отчленения действий: лишение объекта возможно-сти производить привычные действия, преобразования (автомо-биль, который ничего не перевозит, груз, который ничего не ве-сит, пища, которой не насыщаются).

2. Прием получения некоторого результата без привычного источника действий (дом построен без строителей, концерт без артистов).

3. Прием блокирования «ожидаемого результата в привьгчной структуре действия» (машина перевозит человека, но он остает-ся на том же месте).

4. Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма или холод прячет-ся от человека).

5. Усиление некоторого свойства объекта в неограниченное число раз до необычных масштабов (автобус, который перевозит не 50, а 100 000 человек).

6. Прием изменения основного свойства объекта в сторону усиления или ослабления (дом — палатка — шалаш — тент).

7. Прием составления сюжетов на основе заранее подобран-ных объектов: берется группа связанных предметов, роли разда-ются участникам, которые должны разыграть сюжет, чтобы как можно ярче выразить их возможности (самолет, пассажир, стю-ардесса).

8. Прием формирования новых объектов из уже имеющихся (построить новый синтетический объект).

 

Глава 4. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕСТИРОВАНИЯ ШТУР

Авторы ШТУР предложили свою специальную программу, предназначенную для улучшения результатов тестирования. Заниматься коррекцией вполне под силу как учителям в спецгруппах детей под руководством психолога, так и родителям детей (если позволяет образование) в домашней обстановке.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА I

Для развития активного словаря предлагается проводить тренировки с помощью метода словесных ассоциаций.

Задание 1

Выбор словесных ассоциаций не ограничивается. Экспериментатор называет слово, учащийся отвечает первой пришедшей в голову ассоциацией (можно называть существительные, глаголы, прилагательные). Например: стол — комната, качается, большой; пруд — рыба, кататься на лодке, глубокий.

1. Программа —

2. Взаимоотношение —

3. Характеристика —

4. Самообразование —

5. Век —

6. Верхолаз —

7. Полководец —

8. Космос —

9. Гласность —

10. Истоки —

11. Согласие —

12. Государство —

13. Граница —

14. Перестройка —

15. Великодушие —

16. Скульптор —

17. Вещь —

18. Виртуоз —

19. Чуткость —

20. Дальновидность —

21. Восток —

22. Фантазия —

       

Задание 2

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве сло-весной ассоциации использовать только нарицательные сущест-вительные. Например: стол — тарелка; пруд — вода.

1. Школа — 20. Радио —
2. Народ — 21. Эпоха —
3. Буква — 22. Культура —
4. Количество — 23. Техника —
5. Семья — 24. Поэт —
6. Ученик — 25. История —
7. Наука — 26. Письмо —
8. Путешествие — 27. Река -
9. Этаж — 28. Газета —
10. Люстра — 29. Телефон —
11. Пакет — 30. Время —
12. Геометрия — 31. Специалист —
13. Врач — 32. Литература —
14. Митинг — 33. Мысли —
15. Поезд — 34. Пролетариат —
16. Журнал — 35. Популярность —
17. Машина — 36. Страница —
18. Театр — 37. Власть —
19. Общество — 38. Спорт —
39. Демократия — 45. Рекомендация
40. Секрет — 46. Континент —
41. Удача — 47. Порядок —
42. Картина — 48. Реальность —
43. Правительство — 49. Диплом —
44. Гастроли — 50. Учитель —
  Задание 3

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве сло-весной ассоциации использовать только прилагательные. Напри-мер: стол — круглый; пруд — болыной.

1. Список —

2. Звезда —

3. Кругозор —

4. Лекция —

5. Дом —

6. Критика —

7. Закон —

8. Пища —

9. Книга —

10. Счастье —

11. Интерес —

12. Страна —

13. Жизнь —

14. Библиотека -

15. Собака —

16. Убеждение —

17. Пример —

18. Воспитание -

19. Музей —

20. Приказ —

21. Физика —

22. Город —

23. Принцип —

24. Группа —

25. Воззвание —

26. Действие —

27. Дефицит —

28. Шрифт —

29. Аргумент —

30. Начало —

31. Человек —

32. Случай —

33. Революционер -

34. Воздух —

35. Голос —

36. Содружество —

37. Депутат —

38. Группировка —

39. Делец —

40. Подробность —

41. Емкость —

42. Будни —

43. Возражение —

44. Год —

45. Восторг —

46. Дипломат —

47. Энтузиазм —

48. Аромат —

49. Мышление —

50. Эффективность

12 Е. И. Рогов, кіі. 2

Задание 4

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово,про-изнесенное экспериментатором, необходимо в качестве словес-ной ассоциации использовать только глаголы. Например: стол — стоит; пруд — блестит.

 

1. Фонарь — 26. Правда —  
2. Соловей — 27. Агрессия —  
3. Растение — 28. Мнение —  
4. Одежда — 29. Каникулы —  
5. Деньги — 30. Гипотеза —  
6. Корабль — 31. Ошибка —  
7. Мемуары — 32. Стекло —  
8. Командир — 33. Знание —  
9. Подвиг — 34. Импорт —  
10. Публика — 35. Линия —  
11. Ухабы — 36. Беседа —  
12. Контракт — 37. Глаз —  
13. Самолет — 38. Металл —  
14. Профессия — 39. Катастрофа —  
15. Капитал — 40. Гром —  
16. Диктант — 41. Треугольник —  
17. Мебель — 42. Канал —  
18. Сутки — 43. Радость —  
19. Порядок — 44. Микроскоп —  
20. Живопись — 45. Сказка —  
21. Симптом — 46. Ярмарка —  
22. Диалог — 47. Скульптура —  
23. Лифт — 48. Правило —  
24. Стихи — 49. Урок —  
25. Лед — 50. Комедия —  
В дальнейшем инструкции можно поменять — в качестве ас социативного слова предложить использовать:  
 
Вариант I — в задании 1 - — существительные,  
в задании 2 - - прилагательные,  
в задании 3 - - глаголы,  
в задании 4 - — любые, свободные ассоциации;  
Вариант II — в задании 1 - — прилагательные,  
в задании 2 - — глаголы,  
в задании 3 • — свободные ассоциации,  
в задании 4 - — существительные.  

 

Вариант III —в задании 1 — глаголы,

в задании 2 — свободные ассоциации, в задании 3 — существительные, в задании 4 — прилагательные.

В случае необходимости, спустя какое-то время (примерно месяца через два) можно повторить эти тренировки. Кроме того, экспериментатор может менять круг понятий, вводить по своему усмотрению такие, которые наиболее соответствуют школьной или какой-либо иной тематике.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА II

Коррекционная программа начинается с беседы психолога со школьником. Школьные успехи, усвоение знаний на уроках за-висят от того, насколько хорошо ученик умеет думать, рассуж-дать, доказывать. Причем всему этому можно обучить. Что для этого нужно делать?

Конечно, расширение кругозора, знакомство с разными об-ластями знаний, чтение книг и журналов, обсуждение прочитан-ного способствуют развитию мышления, так как заставляют че-ловека рассуждать, сравнивать, делать выводы. Правда, при этом мыслительный процесс идет как бы сам собой, автоматически, бессознательно. Поэтому нередко случаются ошибки, которые могут остаться незамеченными.

Между тем, можно сознательно тренировать себя в выполне-нии некоторых мыслительных умений. Прежце чем перейти к такой тренировке, постарайтесь усвоить некоторые сведения, ко-торые будут вам полезны.

Наш обычный язык, язык, на котором мы говорим, состоит из определенного запаса слов. Слово или выражение языка, обоз-начающее отдельный предмет, явление или некоторую совокуп-ность предметов, явлений, объединенных общими признаками, называется понятием. Примеры разных понятий: «поэт», «чис-ло», «гроза», «Великая Отечественная Война», «человек, открыв-ший кровообращение».

Понятия различаются между собой в зависимости от того, со сколькими предметами или явлениями они связаны. Круг пред-метов, к которым относится данное понятие, называется объе-мом понятия. Понятие может обозначать один предмет, напри-мер: «солнце», «Монголия», «М.Ю.Лермонтов».

Понятие может не обозначать ни одного предмета — это пус-тое беспредметное понятие, например: «житель Луны», «марсиа-нин», «водяной».

Еще одна характеристика понятия — его содержание. Содер-жание понятия — это совокупность существенных свойств, при-сущих всем предметам данного понятия и только им. Например, понятие «Марс» объединяет в себе такие существенные призна-ки: «планета Солнечной системы», «светит отраженным светом», «имеет шарообразную форму», «вращается вокруг Солнца», «вра-щается вокруг своей оси». Понятие «треугольник» объединяет в себе такие существенные признаки: «плоская фигура», «замкну-тая фигура», «фигура с тремя углами». С понятиями можно вы-полнять некоторые мыслительные действия, важнейшие из ко-торых — обобщение и ограничение.

Произвести обобщение понятия — это подыскать к нему под-чиняющее его более общее (родовое) понятие. Например, понятие «садовой цветок» будет родовым для понятия «гвоздика». Обоб-щить понятие «гвоздика» — это подобрать к нему родовое понятие «садовый цветок». Второй пример: обобщить понятие «стол» — значит, подобрать к нему родовое понятие «предмет мебели».

Произвести ограничение понятия — это подыскать к нему подчиненное ему более частное (видовое) понятие. Например, понятие «розовая гвоздика» будет видовым для понятия «гвозди-ка». Ограничить понятие «гвоздика» — это подобрать к нему ви-довое понятие, такое, как «розовая гвоздика». Второй пример: ограничить понятие «стол» — значит, подобрать к нему видовое понятие, такое, как «письменный стол».

А теперь мы предлагаем вам выполнить ряд заданий, в кото-рых надо будет применить некоторые из перечисленных выше умственных действий.

Задание 1

Нужно произвести обобщение и ограничение следующих по-нятий, т.е. подыскать к каждому из них подчиняющее более об-щее (родовое) понятие и подчиненное более частное (видовое) понятие. Для каждого понятия предлагаются на выбор четыре понятия, среди которых следует выбрать родовое и видовое.

Пример: ЛАМПА

а) свет, б) осветительный прибор, в) телевизор, г) настоль-ная лампа.

Для понятия «лампа» родовым является понятие «осветитель-ный прибор», а видовым — «настольная лампа». Их и следует называть в данном случае.

1. МЕСТОИМЕНИЕ

а) часть речи, б) синтаксис, в) указательное местоимение, г) междометие.

2. ВЕТЕР

а) атмосферное явление, б) прохлада, в) пассаты, г) снег.

3. КРАХМАЛ

а) жиры, б) картофель, в) кукурузный крахмал, г) органи-ческое вещество. і

4. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО

а) сумма, б) число, в) минус пять, г) положительное число.

5. УГНЕТЕННЫЙ КЛАСС

а) класс, б) феодалы, в) крепостные крестьяне, г) угнетатели.

6. ДЕЛЕНИЕ

а) умножение, б) деление с остатком, в) действие с числа-ми, г) разность.

7. СТОЛИЦА

а) столица социалистического государства, б) окраина, в) го-род, г) деревня.

8. СЛОВАРЬ

а) книга, б) фразеологический оборот, в) учебник, г) ор-фографический словарь.

9. ЯГОДА

а) плод, б) орех, в) сад, г) земляника.

10. БАРОМЕТР

а) круглый барометр, б) манометр, в) движение, г) прибор.

11. БЫЛИНА

а) литературное произведение, б) произведение устной на-родной поэзии, в) богатырь, г) Илья Муромец и Соловей Разбойник. 12. СОЮЗ а) правило, б) предложение, в) сочинительный союз, г) слу-жебная часть речи.

13. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ

а) цветковые растения, б) растения, в) грибы, г) ягоды.

14. ГАЗ

а) кислород, б) состояние вещества, в) жидкость, г) по-верхность.

15. УГОЛЬ

а) нефть, б) геология, в) бурый уголь, г) полезные ископа-емые.

16. СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

а) жанр, б) поэтическое произведение, в) рифма, г) стихотворение «Парус».

17. ПОВИННОСТЬ

а) барщина, б) сельскохозяйственная работа, в) принудительная обязанность, г) крепостное право.

18. РЫЧАГ

а) блок, б) физика, в) ножницы, г) простой механизм.

19. ГЕРОЙ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ

а) Тарас Бульба, б) проза, в) герой, г) литературный герой.

20. УГОЛ

а) треугольник, б) фигура, в) прямой угол, г) сторона.

Задание 2

Следует назвать обобщающее (родовое) и ограничивающее (видовое) понятия к каждому из данных понятий:

1. История

2. Озеро

3. Наречие

4. Дробь

5. Повесть

6. Христианство

7. Кустарник

8. Насос

9. География

10. Грамматика

11. Певчая птица

12. Параллелепипед

13. Землевладелец

14. Плотина

15. Движение

16. Глава

17. Нос

18. Излучение

19. Существительное женского рода

20. Осадки

21. Многоугольник

22. Русский писатель

Задание 3

Производя ряд последовательных обобщений данного понятия и восходя таким образом к все более общим понятиям, можно получить лестницу понятий, в которой каждая новая ступень относится к предыдущей как род к виду. Пример: для понятия «Москва» родовым является понятие «столица», для понятия «столица» — понятие «город», для понятия «город» — понятие «населенный пункт». Таким образом выстраивается цепочка: Москва — столица — город — населенный пункт. Каждое после-

дующее понятие в этой цепи является родовым по отношению к предыдущему. Следует произвести ряд обобщений данных понятий до предела:

1. Пятиугольник 2. Крепостные крестьяне 3. Ливень 4. Сочинительный союз 5. Лесная малина 6. Рассказ «Хамелеон» 7. Равномерное ускорение 8. Деление с остатком 9. Коралловый остров 10. Зевс 11. Буква «А» 12. Каленое железо 13. Яровая пшеница 14. Байкал 15. Латы 16. Отрицательная десятичная дробь 17. Стихотворение «Узник» 18. Сосна 19. Илья Муромец 20. Существительное «дом»

Задание 4

Нужно расположить приведенные ниже понятия по порядку, т.е. от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему как род к виду. Например, если даны следующие понятия: «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель — собака — домашнее животное — животное».

1. Храм, древнегреческий храм, строение, Парфенон, ритуальное сооружение.

2. Яблоня, растение, дерево, плодовое дерево, цветковое растение.

3. Число, дробь, натуральная дробь, неправильная дробь.

4. Почва, чернозем Украины, природное образование, чернозем.

5. Согласная буква, знак азбуки, буква «Д», буква.

6. Газ, состояние вещества, кислород, жидкий кислород.

7. Создатель произведений искусства, Фидий, скульптор, человек, древнегреческий скульптор.

8. Сказка, сказка «Колобок», жанр, устное народное творчество.

9. Водоплавающая птица, лебедь, черный лебедь, птица, позвоночные.

10. Природное явление, землетрясение в Японии, стихийное бедствие, землетрясение.

11. Фигура, квадрат, плоскостная фигура, прямоугольник, мно-гоугольник.

12. Часть речи, глагол «приказать», основные грамматические разряды, глагол.

13. Вид государственного управления, демократия, рабовла-дельческая демократия в Афинах, рабовладельческая демократия.

14. Поэтическое произведение, литературное произведение, стихотворение «Два великана», стихотворение М.Ю.Лермонтова.

15. Коренное население Америки, население, индейцы, насе-ление Америки.

16. Пресмыкающееся, гадюка, змея, ядовитая змея, позво-ночные.

Задание 5

Задание состоит в том, чтобы расположить понятия по поряд-ку. Однако при этом не получится простой цепочки, так как не-которые понятия будут являться родовыми по отношению не к одному, а к нескольким видовым понятиям. Например, даны понятия: «мебель, кресло, стол, стул, рабочее кресло, обеденный стол, круглый обеденный стол». Расположить эти понятия мож-но в виде следующей системы:

Предлагается построить системы из следующих понятий.

1. Корень, лист, орган растения, плод, ягоды, сочный плод.

2. Железная руда, полезные ископаемые, пески, природные образования, почва, рудные полезные ископаемые.

3. Фигура, линия, угол, плоскостная фигура, многоугольник, куб, острый угол, объемная фигура.

4. Глагол, часть речи, союз, глагол сослагательного наклоне-ния, соединительный союз, служебная часть речи.

5. Раб, угнетенный человек, крепостной крестьянин, Спар-так, человек, угнетатель.

6. Стихотворение, жанр, лирическое произведение, былина, стихотворение «Парус», устное народное творчество, былина об Илье Муромце.

7. Искусство, музыка, масляная живопись, эстрадная музыка, изобразительное искусство, живопись.

8. Перелетная птица, птица, грач, позвоночные, животные ор-ганизмы, млекопитающие.

9. Состояние тела, движение, ускорение, равномерное уско-рение, покой.

10. Производство, ремесленная мастерская, гончарная ремес-ленная мастерская, промышленное производство, фабрика, руч-ное производство, кондитерская фабрика.

11. Население Африки, пришлое население Австралии, ара-бы, население, население Австралии, население Северной Аф-рики, англо-австралийцы.

12. Прибор, ртутный термометр, динамометр, термометр, ба-рометр, манометр, силомер.

13. Цветковые растения, деревья, растения, кустарники, тра-вянистые растения, низшие растения.

Задание 6

Следует установить, правильно ли произведено обобщение, т.е. относится ли в каждой данной паре второе понятие к перво-му как род к виду. Необходимо помнить, что все признаки более общего (родового) понятия должны содержаться в понятии, ко-торое обобщается (видовом). Проверить правильность обобще-ния можно, подставив перед видовым понятием слово «любой». Если обобщение не потеряет смысл, то оно было произведено правильно. Важно не смешивать отношение «вид — род» и отно-шение «часть — целое». Например, обобщение «дерево — лес» не является правильным, так как дерево не обладает всеми при-знаками леса. Фраза «любое дерево — лес» неверна. Дерево — это часть, а не вид леса. Правильным будет обобщение «дере-во — растение» (любое дерево — растение).

1. Республика — форма государственного правления.

2. Диагональ — сторона.

3. Дополнение — член предложения.

4. Книга — учебник.

5. Африка — часть света.

6. Тычинка — цветок.

7. Сказуемое — главный член предложения.

8. Сутки — ночь.

9. Сочетательный закон — действие с числами.

10. Окончание — часть слова.

11. Крахмал — состав семян.

12. Степан Разин — предводитель крестьянского восстания.

13. Запятая — синтаксис.

14. Климатическая карта — карта.

15. Басня — рассказ.

16. Волга — река.

17. Император — царь.

18. Цитоплазма — часть клетки.

19. Роман — эпическое произведение.

20. Положительное число — вид числа.

21. Деревья — многолетние растения.

22. Электрическая энергия — механическая энергия.

23. Температура — погода.

24. Мозаика — картина.

25. Иносказание — литературный прием.

Задание 7

Предлагается определить, правильно ли произведено ограни-чение, т.е. относится ли в каждой данной паре второе из поня-тий к первому как вид к роду.

1. Архитектор — Баженов.

2. Материк — часть света.

3. Второстепенный член предложения — дополнение.

4. Растение — корень.

5. Русский поэт — Некрасов.

6. Нефть — газ.

7. Война — Куликовская битва.

8. Органическое вещество — жир.

9. Техническое устройство — насос.

10. Слово — буква.

11. Время года — зима.

12. Искусство — литература.

13. Предложение — сложноподчиненное предложение.

14. Множество — пустое множество.

15. Климат — континентальный климат.

16. Повесть — «Повесть о настоящем человеке».

17. Лиственное дерево — ясень.

18. Рабовладельческий строй — Древняя Греция

19. Движение — механическое движение.

20. Пищеварение — желудок.

21. Поэма — стихотворение.

22. Число — цифра.

23. Рельеф — растительность.

24. Литературный герой — Тарас Бульба.

Задание 8

Следующая мыслительная операция, с которой учащиеся дол-жны познакомиться, называется определением понятия. С по-мощью этой операции раскрывают содержание понятия, т.е. ука-зывают, что это понятие обозначает, какие признаки обьединен-ных данным понятием предметов имеют в виду. Определение должно, во-первых, раскрывать сущность предметов и, во-вто-рых, отличать данный предмет от всех остальных.

Дать определение какому-либо понятию означает назвать ро-довое (более общее) понятие, в которое включается данное по-нятие, а также найти видовые признаки, т.е. такие качества, ко-торыми обладают все объекты, называемые данным понятием, и не обладают другие объекты, входящие в родовое понятие.

Например: МОЗАИКА — это картина, выложенная из цвет-ных камешков или кусочков стекла. «Картина» — это родовое понятие по отношению к понятию «мозаика», а «выложенная из цветных камешков или кусочков стекла» — это видовое отличие;

БАРЩИНА — работа крепостных крестьян в хозяйстве феода-ла. «Работа крестьян» — родовое понятие, а «в хозяйстве фео-дала» — видовое отличие.

Родовые и видовые признаки понятия обычно называются су-щественным, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущест-венными, случайными. Например, в понятие «архив» включены существенные признаки — «хранилище» и «для документов». По-мимо этих признаков, понятие «архив» может обладать и случай-ными признаками, например «большой», «главный», «военный».

В следующих заданиях проведите анализ понятий, т.е. выде-лите существенные и случайные их признаки:

1. ФЕОДАЛ — а) богатый; б) владеющий землей; в) жестокий;

г) владеющий крестьянами; д) властный; е) король.

2. БОТАНИКА — а) учебный предмет; б) наука; в) часть есте-ствознания; г) скучный урок; д) сложная наука; е) не изучает человека.

3. ЗОЛОТО — а) металл; б) драгоценный металл; в) имеющий желтый цвет; г) служит для изготовления украшений.

4. АНТАРКТИДА — а) материк; б) имеющий ледниковый по-кров; в) самоехолодное местоназемле; г) место обитания пингвинов.

5. СТИХОТВОРЕНИЕ — а) смешное произведение; б) поэти-ческое произведение; в) короткое произведение; г) хорошее про-изведение.

6. БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - а) движение; б) движе-ние газов; в) беспорядочное движение частиц; г) тело.

7. ТОЧКА — а) маленький знак; б) знак препинания; в) нуж-ный знак; г) стоящий в конце предложения.

8. ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ — а) растения; б) красивые; в) способны образовывать цветки; г) имеют приятный запах;

д) растут в саду.

9. РЕМЕСЛО — а) основано на ручном труде; б) средневеко-вое; в) гончарное; г) мелкое производство; д) высококачественное.

10. ГЛОБУС — а) болылой; б) модель земного шара; в) на-глядное пособие по географии; г) правильное изображение зем-ной поверхности.

11. ТЕРМОМЕТР — а) прибор; б) измеряющий температуру;

в) ртутный; г) имеющий стеклянный корпус.

12. СОЮЗ — а) служебная часть речи; б) необходимое слово в предложении; в) соединительный; г) слово.

13. КОРЕНЬ — а) съедобный; б) орган растения; в) ветвя-щийся; г) с его помощью растение получает питательные веще-ства; д) находится в земле.

14. КРЕПОСТНОЙ КРЕСТЬЯНИН - а) лишенный земли; б) зависящий от феодала; в) лишенный личной свободы; г) ни-щий; д) слуга.

15. СУБТРОПИКИ — а) переходный климатический пояс; б) место с хорошей погодой; в) получают большое количество солнечного тепла; г) климатическая область Закавказья.

16. ПЛОЩАДЬ — а) характеристика плоскостной фигуры; б) зависит от величины сторон; в) геометрическое понятие;

г) земельная.

Задание 9

Нужно определить понятия, т.е. указать их существенные при-знаки (родовой и видовой):

1. Икона.

2. Микроскоп.

3. Поэт.

4. Материк.

5. Цифра.

6. Холодостойкое растение.

7. Раб.

8. Имя существительное.

9. Уральские горы.

10. Белок.

11. Кольчуга.

12. Сказка.

13. Квадрат.

14. Волгоград.

Задание 10

Требуется сравнить пары понятий и найти в них общие при-знаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки этого понятия и срав-нить существенные признаки понятий анализируемой пары.

1. Церковь — феодал.

2. Стебель — лист.

3. Лед — пар.

4. Река — озеро.

5. Местоимение — глагол.

6. Лермонтов — Пушкин.

7. Барометр — манометр.

8. Равнины — горы.

9. Меняла — ростовщик.

10. Луг — болото.

11. Меридианы — параллели.

12. Ньютон — Паскаль.

13. Эпическое произведение — драматическое произведение.

14. Латы — кольчуга.

15. Капля — песчинка.

16. Орфография — пунктуация.

17. Эфиопия — Алжир.

18. Гриб — лишайник.

19. Католицизм — православие.

20. Союз — предлог.

21. «Мороз Красный нос» — «Узник».

Задание 11

Понятия могут находиться в разных отношениях друг с дру-гом. Наиболее часто встречаются следующие отношения:

1) «вид — род» и «род — вид», например «окунь — рыба», «рыба — окунь»;

2) «часть — целое», например «плавник — окунь»;

3) «причина — следствие», например «горе — слезы»;

4) «последовательность», например «понедельник — вторник»;

5) «вид — вид», например «щука — окунь»;

6) «функциональные отношения», например «окунь — река»;

7) «противоположность», например «све



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.165 (0.016 с.)