Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует

Поиск

Задачи воспитания и развития детей

1. Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналити­ческое восприятие, развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств.

2. Способствовать освоению детьми разных способов обследова­ния, установлению связей между способом обследования и познавае­мым свойством предмета.

3. Способствовать освоению детьми соответствующего словаря (на­звание способа обследования и познаваемых свойств: ударил об пол — отскочил, упругий; понюхал — без запаха; погладил ладонью — ше­роховатый, холодный и т. п.), его активному использованию.

4. Учить выделять структуру геометрических фигур (угол, сторона, вершина), устанавливать связи между цветами спектра (например, смешение желтого и красного цветов дают оранжевый), подбирать мерки для измерения соответствующих величин (протяженность — условной мерой длины, глубину — палочкой, шестом с отметкой уров­ня, объем — условной мерой, имеющей объем и т. п.).

5. Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного по­знания детьми окружающих предметов, установления связей между ними по чувственно воспринимаемым признакам.

К старшей группе у дошкольников накоплен значительный опыт чувственного познания окружающего мира — целенаправленность и самостоятельность обследовательских действий, преимущество зри­тельной оценки. Организуя условия для детского экспериментирова­ния, используя метод проектов, моделирование и другие активные методы, воспитатель развивает интерес детей к познанию, умение вы­делять сходное и различное, помогает дошкольникам систематизиро­вать и обобщить накопленный опыт чувственного познания мира.

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Старшие дошкольники различают и правильно называют все цвета спектра и ахроматические цвета: черный, серый, белый; диф­ференцируют оттенки цвета (темно-красный, светло-серый), разли­чают и называют 3—5 тонов цвета (например, малиновый, лимон­ный, салатный, бирюзовый, сиреневый), различают теплые и холод­ные цвета.

Знают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), умеют воссоздавать фигуры из частей, делить фигуры на части, анализируют с помощью взрослого структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины).

С помощью сенсорных эталонов оценивают соответствующие свойства предметов (фуражка темно-синяя, значок в форме ромба, стакан глубже чашки, книга тяжелее тетрадки).

Целенаправленно используют разные способы обследования с по­мощью органов чувств и действий с предметами (рассматривают, об­следуют руками контур и поверхность, взвешивают на ладонях, извле­кают звук, нюхают). Наблюдают и выделяют сходное и отличительное между знакомыми предметами.

Самостоятельно сравнивают предметы, выделяя признаки отли­чия и сходства по 3—5 качествам, группируют предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки (по тону цвета, форме, объему, материалу, вкусу, запаху, фактуре по­верхности).

Различают музыкальные звуки по разным характеристикам — вы­соте, тембру, громкости, длительности. Проявляют интерес к звукам родного языка. Верно отражают признаки предметов, их структуру и пространственную организацию в продуктивных видах деятельности (рисунках, аппликации, конструировании, лепке).

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Методами воспитания сенсорной культуры детей является со­вместная деятельность воспитателя с детьми, развивающая практичес­кие и игровые ситуации, обеспечивающая накопление и обобщение чувственного опыта познания, собственная практическая деятельность детей с предметами и материалами, продуктивные виды деятельности, а также экспериментирование и все виды игр.

Так, для развития звуковысотного слуха воспитатель вовлекает детей в игру-драматизацию, в которой участвуют игрушки, издающие соответ­ственно своему размеру звуки разной высоты (самые низкие звуки — медведь, более высокие звуки — кошка, самые высокие — соловей).

Педагог организует рассматривание и сравнение двух и более пред­метов с целью нахождения между ними сходства и отличия по 3—5 ха­рактеристикам.

Воспитатель предлагает старшим дошкольникам упорядочить предметы по какому-либо основанию. Например, упорядочить коло­кольчики (набор из 5—7 штук) по звучанию — от низких звуков к высоким, предметы с разной фактурой поверхности — от самых глад­ких до самых шершавых.

Воспитатель знакомит детей с расположением цветов в спектре. Для освоения системы эталонов цвета воспитатель организует деятель­ность экспериментирования старших дошкольников с красками, пред­лагает смешать краски разных цветов и посмотреть, как получаются новые цвета. С этой же целью использует игрушки-волчки по-разному окрашенные (например, сине-желтый), во время запуска волчка цвета «перемешиваются», получается новый цвет (синий и желтый цвета «превращаются» в зеленый). Организует проблемные ситуации, тре­бующие для решения использования детьми представлений о свойст­вах и качествах предметов и материалов. Так, например, воспитатель предлагает старшим дошкольникам нарисовать арбуз, но для этого есть только красная, синяя и желтая краски.

Воспитатель использует проблемные вопросы: во что превратится квадрат, если у него отрезать один угол? Есть ли стороны, углы, вер­шины у круга? Из каких двух фигур можно сложить квадрат (прямо­угольник)?

Примерные темы

«Звуки музыки». Цель: упражнять в сравнении звуков по разным свойствам, выделять сходство звучания по высоте в разных музыкаль­ных инструментах, в разных регистрах, различать звуки по тембру, громкости, длительности.

«Занимательная геометрия». Цель: создавать условия для позна­ния детьми структуры геометрических фигур, выделения сходства на основе структуры между подобными фигурами (например, треуголь­ники прямоугольный, остроугольный, тупоугольный), выделения от­личий в сходных по структуре фигурах (четырехугольники — ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция).

«Мои помощники — глаза, уши, нос, язык и руки». Цель: помочь стар­шим дошкольниками осознать возможности использования органов чувств для познания окружающего мира, установить связи между спо­собами познания и познаваемыми свойствами и качествами предметов.

«Волшебные краски». Цель: помочь детям понять взаимосвязи цве­тов в спектре, развивать умение создавать на этой основе новые тона и оттенки цвета.

Итоги освоения содержания образовательной области

 

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок проявляет интерес к самостоятельному познанию, обсле­дованию предметов, выделению их свойств и качеств.

ü Умеет рассматривать и обследовать предметы, осознано используя разные органы чувств.

ü По собственной инициативе организует собственную деятельность экспериментирования по исследованию свойств и качеств предме­тов и материалов.

ü Умеет целенаправленно наблюдать за объектами в самостоятельной деятельности.

ü Умеет выполнять сенсорный анализ, выделяя в предметах разные качества и свойства (не менее 4—5).

ü В общении с воспитателем и сверстниками использует слова, обо­значающие свойства и качества предметов, действия обследования.

ü Использует в продуктивных видах деятельности знания эталонов и практический опыт по различению свойств и качеств

 

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

ü Отсутствие у ребенка интереса к экспериментированию с предме­тами, познанию окружающего через наблюдение.

ü Несформированность возрастных эталонных представлений о цвете, форме, величине.

ü Неадекватное (постоянное) отображение признаков предметов в продуктивной деятельности.

ü Отсутствие понимания и использования в собственной речи слов- терминов в процессе обследования и сравнения предметов, частые речевые ошибки в употреблении слов, обозначающих цвет, форму, размер, толщину.

Развитие кругозора



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.252.87 (0.009 с.)