Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ощущение, общее понятие об ощущениях. Виды, основные качества и общие закономерности ощущений.

Поиск

Общая характеристика. Ощущение — простейший психический процесс, состоящий в отражении свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы, посредством которого через органы чувств устанавливается связь человека со средой. Информационный голод в условиях сенсорной изоляции приводит к дезорганизации личности.

Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором, который состоит из трех частей:
• периферического отдела или рецептора, где происходит трансформация воздействия энергии в нервный процесс; • чувствительных нервов (проводящих путей), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора; • центра анализатора — специализированного участка коры мозга. Ответим реакция передается по эфферентному нерву — волокну, проводящему нервные импульсы к исполнительному органу.

Виды ощущений. По месту расположения рецептора и характеру отражения выделяются следующие виды ощущений: 1) интсрорецептивные — рецептор расположен во внутренних органах и тканях (органические, болевые ощущения); 2)экстерорецептивные — рецептор расположен на поверхности тела; 3) проприорецептивные — рецептор расположен в мышцах, связках (статические, кинестетические).

Ощущения обладают общими свойствами: качество (модальность) — основная особенность ощущения, отличающая его от других видов; интенсивность — количественная характеристика, определяемая силой действующего раздражителя н функциональным состоянием рецептора; продолжительность (длительность) — временная характеристика, определяемая функциональным состоянием органа чувств, временем действия и интенсивностью раздражителя.

Отрезок времени, через которое после воздействия раздражителя на орган чувств возникают ощущения, называется латентным (скрытым) периодом и различен для разных ощущений (для вкусового — 50 мсек., для болевого — 370 мсек).

Основные закономерности ощущений. К основным закономерностям ощущений относят чувствительность, наличие порогов ощущений, адаптации и сенсибилизации.

Чувствительность — способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно различающиеся воздействия. Порог ощущений (абсолютный) — минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение (нижний порог); максимальная величина раздражителя, вызывающего ощущение данной модальности (верхний порог). Разностный порог — наименьшее различие между раздражителями.

Величины порогов изменяются в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т. д.

Различают две нормы изменения чувствительности: адаптация — приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю; проявляющееся в повышении или понижении порогов; сенсибилизация — повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов в процессе упражнения, при котором чувствительность зависит от физиологических и психологических причин.


13. Восприятие. Общая характеристика, основные качества восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.

Восприятие – это не пассивный, созерцательный акт. Человек в своем восприятии в той или иной мере сказывается целиком: его отношение к воспринимаемому, его потребности, его интересы, стремления, желания и чувства. Интересы и чувства проявляются в восприятии сначала в форме непроизвольного внимания. На низших уровнях восприятие протекает «стихийно», независимо от сознания, а на высших уровнях оно превращается в сознательно контролируемую деятельность наблюдения. В наиболее совершенных формах наблюдение, приобретая плановый систематический характер, превращается в метод научного познания.В ходе изучения восприятия оказывается, что оно не является простой суммой ощущений, что оно – сложный целостный процесс и даже целенаправленная деятельность.Важнейшими особенностями восприятия являются: предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция, осмысленность, избирательность, иллюзия.

Предметность. В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающей действительности на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Она проявляется в акте объективации, т.е. в отнесении данных, полученных из внешнего мира, к этому миру. Без этого отнесения восприятие не может выполнять свои ориентировочные и регулировочные функции в практической деятельности человека.

Предметность восприятия не является врожденным качеством; существует определенная система действий, которая дает субъекту возможность открыть предметный мир. Решающую роль здесь играют прикосновение и движение. Как особенность восприятия предметность имеет большое значение для регуляции поведения. Кирпич и блок с взрывчаткой внешне и на прикосновение могут восприниматься как похожие, но по назначению они абсолютно разные.

Обычно определяют предметы не по внешнему виду, а в соответствии с тем, как их применяют на практике, или с их основными качествами. Предметность играет важную роль в дальнейшем формировании самых перцептивных процессов. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект должен искать новые способы восприятия, которые обеспечат правильное отображение.

Целостность и структурность. Воспринимая определенный объект, мы выделяем его отдельные признаки, свойства и одновременно объединяем их в единое целое, благодаря чему у нас возникает его целостный образ.

На уроках химии ученик приобретает знания о свойствах различных химических элементов: узнает о удельном весе каждого из них, цвете, структуре, запахе и т.д. Все эти данные об отдельных химических свойствах синтезируются в общие знания и обуславливают целостное восприятие химического элемента в совокупности его свойств.

Каждая составляющая образа восприятия приобретает значение лишь в соотношении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей его составляющих. Так, воспринимая новый учебный материал, ученик следит за содержанием объяснений учителя. Для осмысленного целостного восприятия ему важно понять связь между словами, фразами. Целостное восприятие ответа ученика тоже возникает после того, как он выразил свои знания в языке. Как объяснения учителя, так и ответ ученика имеют определенное смысловое значение, не присущее отдельным звукам и словам, из которых состоит их язык.

Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее свою структуру. Во время разговора по телефону некоторые звуки мы слышим нечетко, но понимаем суть разговора. Так, на основе приобретенного опыта и знаний человек в процессе восприятия объединяет отдельные элементы в целостный образ, придает им определенную структуру, сформированность.

Гештальтпсихологи объясняют целостность восприятия не объективной целостностью предметов и явлений, а внутренними качествами "духа", его первобытной целостной структурой. Они утверждают, что в акте восприятия совершенствуется своеобразное формообразование, предоставляется целостность и структурность предметам, которые отображаются. Они считают целостность лишь субъективным качеством, которое возникает в рефлекторной деятельности. С точки зрения гештальтпсихологии, в восприятии, хаотичность мира превращается в определенные структуры, укладывается в определенные формы, в результате чего предметы и выступают как целостные.

"Восприятие - это реконструкция мира", утверждают гештальтпсихологи. Эта теория объясняет восприятие как спонтанный процесс (т.е. такой, который возникает сам по себе) и фактически игнорирует существование ощущений как перцептивного отражения отдельных качеств и свойств предметов и явлений объективной действительности.

Константность. Под константностью понимают относительное постоянство величины, формы, цвета предметов, которые воспринимаются при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Если предмет воспринимается на некотором расстоянии от того, кто воспринимает, то отображение его на сетчатке уменьшается как по длине, так и по горизонтали, т.е. уменьшается и площадь его, а между тем в восприятии образ сохранит в определенных пределах приблизительно ту самую, свойственную предмету, величину. Так же форма отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каждом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, однако его форма воспринимается нами как более-менее постоянная.

Константность имеет место в зрительном восприятии формы и цвета предметов. Например, когда на уроке рисования учащиеся рассматривают набор овощей на столе, каждый воспринимает их под своим углом зрения. Но образы этих предметов сохраняют постоянные размеры.Классная доска воспринимается черной, потолок - белым, обложка тетради - синей и при ярком освещении, и при тусклом, и при электрическом, и при дневном свете. Механизм константности не врожденный. Так, человек, который прожил всю свою жизнь в одноэтажном доме, попав на верхний этаж высотного дома, не может распознать внизу людей, автомобили, поскольку они ему кажутся очень маленькими. Одновременно жители этого дома видят все объекты внизу без искажения их размеров. У К. Чуковского описан случай, когда трехлетняя девочка посмотрела на крышу многоэтажного дома и, увидев мастера, что его ремонтировал, закричала: "Мама, дай мне вон ту куклу".

Константность восприятия обеспечивается опытом, который приобретается в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещенности мы не могли бы распознавать то, что было известно ранее.

Апперцепция. С предыдущим опытом человека связаны его интересы, установки, стремления, чувства, взгляды и убеждения, которые также влияют на восприятие им предметов и явлений окружающей действительности. Известно, что восприятие картинки, мелодии, кинокартины у разных людей неодинаково. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а желаемое ему.

Апперцепция - это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, знаний.

Апперцепция - одна из важнейших особенностей восприятия. Воспринимает не сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не отдельно язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным живым человеком.

В восприятии всегда проявляются индивидуальные особенности человека, его желания, интересы, определенное отношение к предмету или явлению. Так, уходя лугом, ботаник может обратить внимание на разнообразные растения, совокупность которых дает полную структуру травяного покрова. Художник-пейзажист, уходя тем самым лугом, останется равнодушным к этим объектам, однако его внимание привлечет соотношения цветовых пятен, которые образуют живописный пейзаж этой местности.

Интересными являются исследования американского психолога А. Реймса с "перекошенной комнатой". Она построена таким образом, что благодаря использованию правил перспективы создает такое же изображение на сетчатке глаза, что и обычная прямоугольная комната.

Если в "перекошенной комнате" размещают какие-либо объекты, то наблюдатель воспринимает их искаженно в размерах (например, взрослый кажется меньше, чем маленький ребенок). Наверное, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что при восприятии искажаются быстрее объекты, помещенные в "перекошенную комнату", нежели сама комната. Интересно, что женщины не воспринимают своих мужей, с какими либо изменениями в этой комнате, они их воспринимают как обычно, а комнату видят искаженной.

При наличии противоречивой информации перцептивная система должна сделать выбор. Результат выбора предопределяется предыдущим опытом человека; хорошо знакомые предметы "перекошенная комната" не искажает. Знакомство с комнатой путем облапывания приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения других предметов, и в конце концов сама комната начинает восприниматься правильно, т.е. перекошенной.

Итак, восприятие зависит от предыдущего опыта человека. Чем больше человек знаком с определенным объектом, тем полным, точным и содержательным является восприятие этого объекта.

Зависимость восприятия от прежнего опыта человека, его предпочтений является важной закономерностью, которую нужно учитывать в организации учебной деятельности. В педагогической практике учителю важно учитывать опыт и знания ученика, направленность его интересов, наличие или отсутствие установок на восприятие, чтобы обеспечить основательное усвоение учебного материала.

Осмысленность. Восприятие - это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, которые имеют для него определенное значение. Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет означает мысленно назвать, то есть отнести его к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использование. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает.

Обобщенность восприятия - это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение, имеется в каждом акте восприятия. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний. Скажем, ярко-красный цветок осознается нами или как астра, или как представитель семейства сложноцветных. Слово - орудие обобщения. Называние предмета повышает уровень обобщения восприятия. Осмысленность и обобщённость хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков. Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями.

Таким образом, уже в акте восприятия отражение любого предмета приобретает определенное обобщение, предмет определенным образом соотносится с другими. Обобщенность является высшим проявлением осознанного человеческого восприятия. В акте восприятия воплощается единство чувственных и логических элементов, взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.

Избирательность. На наши анализаторы действует, конечно, ряд объектов. Однако не все эти объекты мы воспринимаем одинаково четко и ясно. Эта особенность характеризует избирательность восприятия.

Избирательность восприятия

- это смена деятельности органов чувств под влиянием предыдущего опыта, установок и интересов человека.

Каждый специалист пытается воспринять в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, а потому он не замечает тех деталей, которые не касаются его профессии. Это создает индивидуальный подход к восприятию. Поэтому и говорят о профессиональном восприятим у людей разных специальностей: художник-живописец видит в окружающем мире, прежде всего красоту, людей, природу, формы линий, цветов; композитор отмечает гармонию звуков, а ботаник - особенности строения растений и т.п.

Восприятие может характеризоваться и деятельностью, в которую оно включено. Одного художника спросили, как он воспринимает апельсин. Он ответил: "Все зависит от того, чему это служит. Я воспринимаю апельсин определенным образом, когда его покупаю, иначе - когда его ем, и еще иначе - когда его рисую.

Некоторые работы И. М. Сеченова, исследование Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева доказали, что первоочередной и общей возможностью восприятия является выделение контура предмета. И лишь после того, как удается выделить контур изображения из фона, начинается анализ формы, пропорций, отдельных деталей предмета. Выделение предмета из фона составляет необходимое условие четкого восприятия.

Предмет и фон динамичны. То, что было предметом восприятия, может после завершения работы слиться с фоном. Нечто из фона на некоторое время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимального возбуждения по коре головного мозга.

Особенности психологической закономерности выделения предмета из фона восприятия и динамических взаимоотношений четко прослеживаются на так называемых двойных изображениях.

Выделение объекта определяется его свойствами и условиями, в которых он воспринимается. Прежде всего, это контраст объекта с фоном. Это учитывают при выборе формы, цвета окраски, литерного шрифта для выделения, пешеходного перехода, транспортных знаков. Стрелочники, рабочие-дорожники, выполняя свои функции, надевают специальные оранжевые жилеты, которые четко видны на фоне земли, асфальта, снега.

Контрастные цвета способствуют выделению предмета из фона. Слово, написанное учителем мелом на черной доске, ошибка, подчеркнутая в тетради учащегося красным карандашом, привлекают к себе внимание. Выделение объекта зависит от расстояния, на котором мы его воспринимаем, от условий освещения и т.д. На большом расстоянии при недостаточном освещении контуры объектов сглаживаются, что затрудняет выделение их среди других объектов.

Стимулирующую роль в выделении предмета из фона играет предварительное ознакомление с объектом. Чтобы учащиеся могли самостоятельно разобраться в особенностях композиции конкретного литературного произведения, необходимо заранее ознакомить их с различными приемами композиции. Чтобы студент мог сделать психологический анализ методов, которыми пользуется учитель для поддержания внимания учащихся на уроке, важно предварительно ознакомить его с психологическими особенностями внимания и приемами его тренировки.

Обведение контуров предмета также помогает организации восприятия. Так, показывая на карте реку или остров, ученик обводит их рукой, что помогает ему выделить эти объекты, которые сами не "бросаются в глаза", определить те или иные их особенности. Четкое определение учащимся задач относительно выделения того или иного предмета или его части из ряда других, является необходимым условием их успешного выполнения.

Иллюзии. Иллюзиями называют неадекватные восприятия, которые неправильно, искривленно, ошибочно отображают объекты, действующие на анализаторы. Иллюзии предопределяются разными причинами. Одной из них является активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих ситуаций.

Пример мышечной иллюзии. Перед обследуемым лежат две коробки одинаковой формы и веса, но разные по размеру: одна большая, другая меньше. Обследуемому меньшая коробка кажется тяжелее. Восприятие в этом случае имеет иллюзорный характер. Ошибка объясняется динамичным стереотипом, который до этого был выработан у обследуемого.

В процессе зрительного восприятия большая коробка воспринимается им как тяжелее, а меньшая - как легче, поскольку так часто бывает в жизни. Поэтому мышцам той руки, которой он поднимает большую коробку, он оказывает большее напряжение, а мышцам второй руки - меньшее. Через это небольшая коробка воспринимается как тяжелее.

Особенно распространенными являются оптические иллюзии. Две линии одинаковой длины воспринимаются как разные по длине: та линия, на концах которой начерчены углы,, кажется короче. Специальные наблюдения показали, что многие люди преувеличивают длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. На этом основании возникает иллюзия переоценки.Существует немало иллюзий, обусловленных разницей в яркости предмета и фона восприятия. На темном фоне фигуры кажутся светлее, чем на менее темном.

Иллюзии порождаются деятельностью различных анализаторов. Наиболее распространенными являются зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизонтальную полосу полнит фигуру, а в вертикальную - продлевает. Зеркальная стена расширяет помещение, создает иллюзию пространства.Зрительные иллюзии замечены и у животных. На практическом использовании зрительных иллюзий строится маскировка, которая является защитным приспособлением для зверей, рыб, птиц. Один из эффективных способов маскировки является мимикрия (слияние с фоном), другой способ маскировки заключается в использовании деформирующего рисунка, который настолько нарушает контуры животных, их даже нельзя распознать и различить. Например, благодаря ярким полосам зебру с определенного расстояния невозможно выделить из окружающей среды.

Иллюзии имеют самые различные причины: выработанные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвидение увиденного, дефекты зрения. Но какой бы сложной ни была иллюзия, искаженное восприятие можно отличить от правильного. Практическая деятельность людей уточняет образы восприятия


14. Общее понятие о памяти. Основные виды, процессы и механизмы памяти Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

В современной психологии память человека определяется как психофизиологические и культурные процессы, которые выполняют функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память – это жизненно важная способность человека. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Памятью обладают все живые организмы, но память человека находится на самой высокой ступени развития. Если животным присуща генетическая и механическая память, то человек обладает более продуктивными видами памяти, которые связаны с использованием различных мнемонических средств. Таким образом, память человека является своеобразным инструментом, который предназначен для накопления и использования жизненного опыта.

Память или воспроизведение – это продолжение восприятия. Оно имеет важное значение в развитии личности. Восприятие связывает личность с окружающей средой в каждый определенный момент, а память восстанавливает те связи, которые существовали в прошлом и сохранили свое значение для настоящего.

Память присуща всем людям, но в ней существуют индивидуальные различия, выражающиеся в точности, скорости, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Индивидуальные различия памяти зависят от типа высшей нервной деятельности, от процессов возбуждения и торможения. Индивидуальные особенности памяти напрямую связаны с тем, как сформированы у человека рациональные способы запоминания.

Таким образом, память человека представляет собой своеобразный инструмент, который служит для накопления и использования жизненного опыта.

Память хранит и частично перерабатывает всю информацию, которая поступает к нам из внешнего мира и от сознания. Основные процессы памяти. 1. Сохранение – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это необходимо для обогащения опыта, пополнения новыми знаниями. 2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. 3. Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия.

Процесс забывания может быть более или менее глубоким. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальности жизненных целей. Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности. Забывание зависит от объема запоминаемого материала.

Существуют несколько видов памяти. Оперативная память отличается тем, что время хранения информации определяется ее задачей, т. е. сведения хранятся до тех пор, пока они необходимы. Кратковременная память характеризуется тем, что в течение 20 секунд в ней хранится информация, которая затем переводится в долговременное хранение.

Произвольное запоминание характеризуется возможностью произвольной регуляции деятельности по запоминанию. Непроизвольное запоминание возникает уже на ранних этапах фило– и онтогенеза. При этом запоминание преимущественно значимо для жизнедеятельности. Моторная память – это память на движение, являющееся основой привычек, операций, навыков. Вербальная память – память на слова, цифры, ноты, т. е. знаки любой природы.

Индивидуальность памяти проявляется в том, как осуществляются запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенности содержания памяти. Индивидуальные различия выражаются в скорости, точности запоминания и готовности к воспроизведению. Скорость выражается числом повторений, необходимых человеку для запоминания определенного объема материала. Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Готовность памяти выражается в том, насколько человек может легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему необходимо.

У одних людей запоминается и закрепляется более продуктивно образный материал, у других – словесный материал, у третьих не замечается преимущества в запоминании определенного материала. Различают наглядно-образный, словесно-абстрактный и промежуточный типы памяти. Преобладание в запоминании образов определяется в первую очередь условиями жизни и деятельности людей.

Наглядно-образный тип памяти дифференцируется в зависимости оттого, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании различных впечатлений. Поэтому различают двигательный, зрительный и слуховой типы памяти. Чаще всего встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двигательный.

Данные факты были получены исследователями на основании разных теорий памяти. Немецкий ученый Г. Эббингауз обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти:

• при запоминании материала лучше всего воспроизводятся его начало или конец («эффект края»);

• запоминание пройдет лучше, если повторять материал несколько раз в течение времени: нескольких часов или дней;

• любое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Повторение вообще играет большую роль, причем, как было сказано, не механическое повторение, а логическая обработка материала;

• установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности;

• один из интересных эффектов памяти – это явление реминисценции. Это – улучшение со временем воспроизведения изученного материала без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на 2-3-й день после выучивания материала;

• простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго;

• более сложные и не такие интересные события человек может переживать много раз, но в памяти они не отложатся надолго;

• любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, так как вступает в связь с другими впечатлениями;

• память человека всегда связана с его личностью, поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушениями памяти;

• память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию»: при потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления, при восстановлении наоборот: сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, а затем более сложные и недавние.

По мере того как человек в своем развитии поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимается каждая сторона и разновидность его памяти. Узнавание, которое сначала является элементарной реакцией на раздражитель в высших проявлениях, превращается в познавательный акт отождествления – акт мышления. Оно поднимается до уровня высших проявлений сознания.

Так же и моторная память реализуется на разных уровнях. В своих высших формах она проявляется в виде сложнейших навыков, требующих умственной работы. Таким образом, даже если вид памяти в своих элементарных проявлениях является генетически более ранним образованием, его нельзя относить к низкому уровню или низшей ступени человеческого развития.

В качестве основных уровней памяти выделяют следующие:

• элементарные процессы, при которых воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошедшему как их воспроизведение;

• воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как его воспроизведение.

Память как соединение многообразных психических процессов отражает или воспроизводит прошлое, пережитое человеком. Благодаря памяти значительно расширяются возможности отражения действительности – с настоящего до прошлого. Без памяти не было бы основанных на прошлом знаний и навыков. Не было бы психической жизни, которая смыкается в единстве человеческого сознания. Не было бы возможно непрерывное учение, которое проходит через всю жизнь человека и делает его тем, что он есть.

Память как единая функция – это некоторая, очень общая и элементарная способность к запечатлению (восстановлению) данных чувствительности, т. е. мнемическая функция. Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание строятся на этой основе, но не сводятся к ней.

Сохранение в памяти – не пассивное хранение материала, это динамический процесс, который осуществляется на основе и в условиях определенным образом устроенного усвоения, включающий выраженную переработку материала, предполагающую участие разных мыслительных операций. Этот процесс имеет определенную динамику. Она может выражаться не только в более или менее быстром забывании, но в некоторых случаях полными и совершенными, более чем предыдущие, воспроизведениями.

Запоминание – это сознательная фиксация достигнутого в настоящий момент познания реалий в целях использования его в практической и теоретической деятельности в будущем, а припоминание – это извлечение знаний для практической и теоретической деятельности, которая происходит в настоящем. Генезис сложной деятельности запоминания является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями, конкретной деятельностью человека.

Потребность в овладении психическими процессами и в их развитии ощущается острее, когда усложняются формы человеческой деятельности и она существенно связана с потребностями общественным образом организованной деятельности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.241 (0.016 с.)