Виды и специфика профессионального консультирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и специфика профессионального консультирования.



Профессиональное консультирование (от лат. professio – род занятий, consultatio – совещание) как один из видов деятельности психолога-практика представляет собой оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Таким образом, консультант должен учитывать не только пожелания, личностные и когнитивные особенности клиента, но и социокультурную ситуацию, а рамках которой он оказывает профессиональную помощь: в частности, состояние рынка труда, потребность в специалистах определенного вида и уровня, внутриорганизационные условия, а также особенности межорганизационных взаимодействий.

Профконсультирование характеризуется двумя признаками: количеством консультируемых и целями. По количественному консультации могут быть индивидуальными и групповыми (размер группы зависит от целей консультаций и организационных возможностей, но не должен превышать 30 человек).

Профессиональное консультирование может осуществляться до приема человека на работу, например, во время школьного или профессионального обучения. В данном случае профессиональное консультирование как вид психологической помощи со стороны консультанта выступает в качестве одного из звеньев профессиональной ориентации.

В зависимости от решаемых задач профессиональная консультация носит информационный, диагностический, психокоррекционный или контролирующий характер.

Процедура профессиональной консультации осуществляется в три основных этапа.

1. Проводится предварительная беседа о факторах, путях, правилах выбора профессии, роли и функциях профконсультации, формируется готовность клиента к активной деятельности по планированию собственной карьеры; проводится диагностика интересов, склонностей, способностей и личностных свойств клиента.

2. Подробное изучение предпочитаемых клиентом видов профессиональной деятельности, а также особенностей когнитивной и личностной сфер, важных для освоения предпочитаемой деятельности.

3. Устанавливается соответствие личности клиента выбранной сфере профессиональной деятельности, разрабатываются и корректируются планы развития карьеры, программа профессиональной подготовки.

Роль и место профконсультировання в структуре работы с персоналом организации.

Наиболее важными программами работы с персоналом, реализуемыми на многих крупных предприятиях, являются программы развития персонала. Разработку и осуществление таких программ проводит психолог-профконсультант. Направления его работы могут быть следующими.

Профессиональная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих профессиональных качеств, освоению элементов организационной культуры, принятию новой социальной роли и статуса.

Планирование карьеры предполагает комплекс мероприятий по профессиональной ориентации работников, включающих диагностику профессионально важных качеств и возможностей компенсации, поиск путей профессионального обучения и роста, повышения квалификации, планирование сроков и периодов ротации кадров.

Психодиагностическое сопровождение профессионального пути личности подразумевает оказание психологической помощи отдельным работникам при возникновении нарушений адаптации в организации, коррекцию девиантного поведения в связи с кризисами карьеры.

Схема профконсультирования может быть следующей:

Подготовительный этап. задача консультанта на данном этапе – составить общее представление о клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный, необходимые диагностические, продумывает стратегию. Первый этап. Задача консультанта – помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную, то есть увидеть эту глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. Второй этап. задача – выдвижение профконсультационной, то есть рассмотрение клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной, определение пути совместного решения, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. При этом он может время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами или необходимую информацию. Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации, т. к. консультант объясняет какой может носить процесс консультирования (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). стремиться клиенту, что тот сам немало знает.

Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Диагностический компонент в разном объеме присутствует в любой профконсультации. диагностики могут быть психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, социальная и профессиональная направленность консультируемого, мотивационная сфера. психодиагностические методы, консультант должен руководствоваться принципом необходимости и достаточности для получения такой психологической информации, которая может реально помочь консультируемому в решении его проблем.

Профконсультанту необходимо быть осторожным в выводах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации и осуществлении профессиональной деятельности.

Коррекционная работа профконсультанта проводится на уровне профессиональных предпочтений, представлений о профессиональных перспективах консультируемого, некоторых социальных установок, она включается в процесс консультирования и не имеет определенного алгоритма.Задача консультанта службы занятости – содействие формированию жизненной перспективы, осознанию образа, помочь клиенту оценить ближайшие жизненные планы с точки зрения долговременных целей и, касающихся не только профессиональной, но и других сфер жизни. Консультируемому необходимо понять связь между этими понятиями и их взаимосвязь, согласовать их при формировании жизненной перспективы.Для того чтобы определиться в ценностных ориентациях, необходимо на вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха, на что в первую очередь направить свою энергию. Если клиент уже сделал выбор, следует рассмотреть, какие перспективы открывает данная профессия в других для него сферах жизни.,, подвержена воздействию стереотипов и часто планирует свое будущее, не индивидуальные, по “то, что хорошо для всех, хорошо и для меня”.

Следующий шаг в построении жизненной перспективы – постановка жизненных целей: что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто. Консультируемому нужно представлять не только направление своей деятельности, но и идеальный результат в виде определенного события. Цели оцениваются с точки зрения конкретности и соответствия способностям и возможностям. Жизненные планы – ответ на вопрос: какими средствами и в какие конкретные сроки можно реализовать поставленные цели. Консультант может оценить перспективу клиента по следующим критериям: продолжительность, реалистичность, оптимистичность, согласованность, дифференцированность. Продолжительность определяется по тому, насколько далеко с собой человек заглядывать в будущее. Увеличение продолжительности тесно связано с повышением общей удовлетворенности жизнью. Реалистичность выражается в способности разделять реальность и в представлениях о будущем и направлять усилия на то, что достижимо в действительности. Оптимистичность определяется соотношением положительных и отрицательных прогнозов консультируемого относительно своего, а также уверенности, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Оптимистичность зависит от уже имеющихся жизненных достижений. Согласованность проявляется в том, насколько будущие события связаны с и настоящими. Несогласованность характерна для тех, кто переживает время как чрезмерно растянутое.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.005 с.)