Поняття і психологічні особливості спілкування. Характеристика комунікативного аспекту спілкування. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поняття і психологічні особливості спілкування. Характеристика комунікативного аспекту спілкування.



ОБЩЕНИЕ - 1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

2. Реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.Общение обусловлено реализацией особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении коей свидетельствует появление радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности.

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Наряду с содержанием общения выделяются его средства, коими являются язык и речь.Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант - субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код - средства передачи сообщения, канал связи, и результат - что достигнуто в итоге общения.

В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон - либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции.Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Чаще всего в них описываются коммуникативные аспекты общения, причем допускается ошибочное отождествление понятий коммуникация и общения.

В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:

1) коммуникативная;2) интерактивная;3) перцептивная.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди. Средствами процесса коммуникативного являются различные системы знаковые:1) прежде всего - речь;2) оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика;3) системы паралингвистическая и экстралингвистическая - интонация, неречевые вкрапления в речь (например паузы);4) система организации пространства и времени коммуникации;

5) наконец, система «контакта глазами».Важная характеристика процесса коммуникативного - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые условия для этого -> не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

37 Поняття про «Я-концепцію» та її складові (когнітивна складова, оцінна і поведінкова складова).

Я-концепция – это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. В классической психологии принято различать реальное «Я», идеальное «Я», динамическое «Я» (то, каким индивид намерен стать).

Понятие «Я-концепция» возникло в 50-х годах прошлого века в трудах психологов-гуманистов: КА.Маслоу и К.Роджерса. Ученые рассматривали данное понятие как аутоустановку, то есть установку личности в отношении самого себя. Данная установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты. «Я-концепция» связана со стремлением личности относить себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и проявляется в различных способах ее самореализации.

"Я-концепция" состоит из трех базовых компонентов:

1. Когнитивный компонент или "образ Я". К содержанию этого компонента относятся представления индивида о себе самом.

2. Эмоционально-оценочный компонент. Основной составляющей выступает самооценка как аффективная оценка представлений личности о себе самой. Самооценка порождает такие подструктурные составляющие как самоотношения (т.е. положительное или отрицательное отношение индивида к самому); чувства собственной ценности или комплекс неполноценности и тому подобное.

3. Поведенческий компонент, то есть потенциальная поведенческая реакция, возникающая в результате постоянного взаимодействия первых двух компонентов - "образа Я" и эмоционально-оценочного компонента.

К подструктурным элементам в составе третьего компонента относятся:

а) саморегуляция, что происходит на первом уровне саморегулирования;

б) самоконтроль, сложное действие которого реализуется на втором уровне саморегулирования и создает предпосылки для целенаправленного самовоспитания.

В составе "Я-концепции" выделяются три основные модальности, а именно: реальное "Я", идеальное "Я" и зеркальное "Я".

Реальное "Я" - это представление индивида о себе на данный момент (в действительности). Такие представления могут быть как истинными, так и ложными. Идеальное "Я" (или динамическое "Я") - представление о том, каким индивид стремится стать. Зеркальное "Я" - это представление индивида о мыслях к нему со стороны других людей. "Подобно тому, как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду, - писал Ч. Кули, - и они выступают объектом нашего интереса, так как принадлежат нам... так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей представляется наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья и т. д., и это определенным образом влияет на нас. В рамках теории зеркального "Я" в состав "Я-концепции" принадлежат два компонента: I) "Я -каким-меня-видят-другие"; 2) "Я - каким-я-сам-себя-вижу".

Кроме выше перечисленных модальностей существуют и такие: 1) представляющее «Я» - каким индивид себя показывает другим или же ряд образов и масок, которые человек выставляет напоказ, чтобы скрыть "недостатки" своего настоящего «Я», например, собственные черты; 2) идеализированное «Я» - каким себя приятно видеть; 3) фантастическое «Я» - каким следует быть, исходя из усвоенных моральных норм и связей; 4) возможное "Я" - каким индивид, по его мнению, может стать.

Все эти «Я» рассматриваются через призму физических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных характеристик (образов) человека, и тому подобное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.159 (0.011 с.)