Основные этапы психологического (научного и практического) исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы психологического (научного и практического) исследования.



Необходимо различать теоретические психологические исследования, проводимые сотрудниками научно-исследовательских институтов и методических кабинетов или под их руководством, и научно-практические психологические исследования, которые не только может, но и должен вести каждый передовой педагог-практик, совершенствующий свое мастерство.
Работа по проведению исследований определяется прежде всего той проблемой, которую предстоит решить различными методами и техническими средствами. В любой области науки, и тем более в психологии, нерешенных проблем бесчисленное множество. Немало их и в практической деятельности инженеров-педагогов, занимающихся теоретической подготовкой молодых квалифицированных рабочих. Первое, что требуется от исследователя, будь то психолог-профессионал или педагог-практик, заключается в том, чтобы путем анализа практической деятельности изыскать наиболее актуальную психологическую проблему, решение которой приведет к наиболее ощутимым положительным результатам в данном виде деятельности и поможет затем решить сопутствующие ей проблемы.
Второе — собрать предварительный материал (анамнез), чтобы конкретизировать возможные причины возникновения избранной актуальной психологической проблемы. Для этого могут применяться наблюдения, беседы, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических материалов.Третье — разработать гипотезу, т. е. предположение о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. На основе гипотезы составляется методика проведения исследований путем подбора необходимых для этого методов, технических средств, условий их применения и способов обобщения полученных этими методами исследовательских материалов. Разработанная таким путем методика даст возможность предположить вероятные результаты решения проблемы, а предположив их, можно уже четко сформулировать рабочую гипотезу как основу детализированного плана проведения исследований.
Рабочая гипотеза и детализированный план завершают первый этап исследований, являющийся по существу лишь подготовкой к практическому решению проблемы.
Второй этап — конкретизация и реализация методики исследования, заключающийся в последовательном использовании методов, предусмотренных планом, в виде серии наблюдений, опросов и экспериментов. Третий этап — количественная обработка данных исследования. Здесь потребуется уже применение математических методов исследования для обработки статистических материалов, которые дают возможность судить о достоверности полученных выводов, подтверждающих или опровергающих рабочую гипотезу. Теперь на этом этапе все чаще применяется ЭВМ. Четвертый этап — интерпретация полученных данных, истолкование их на основе психологической теории, представляющее собой окончательное определение достоверности или ошибочности проблемы. Пятый этап — выводы и предложения на основе материала исследования.
Объем и продолжительность исследовательских работ зависят от решаемой проблемы. Этим же определяется и сложность конкретных методик психологических исследований.

Этапы Процедуры
Подготовительный необходимость решения определенной проблемы, ее осознание, изучение, подбор литературы(определить понятия, изучить сущность предмета,его структуру, понимание как в истории психологии, так и в современном пониман.) формулировка задач определение объекта и предмета исследования формулировка гипотезы подбор методов и методик. Критерии, по кот. выбираются методики: надежность и валидность принцип совпадения теоретического конструктора с Вашими представлениями простота и доступность
исследовательский Сбор фактических данных с помощью разных методов. Проводятся различные этапы из серии исследований.
Обработка данных исследования Количественный и качественный анализ исследования. анализ зафиксированного фактора. установление связи: зафиксированный факт - гипотеза. выделение повторяющихся факторов. Происходит статистическая обработка, составление таблиц, графиков и т.д.
Интерпретация данных. Вывод  

 

Получение эмпирических данных с помощью судейской, экспертной оценки. Требования к экспертам.

Схема получения психодиагностических данных

С точки зрения клиента С точки зрения психолога
1. Оценка ситуации как экспертной или ситуации психологической помощи. 1. Принятие заказа. Определение задач взаимодействия с клиентом.
2. Реальное поведение в ситуации обследования. 2. Классификация симптомов по­ ведения; выработка гипотез.
3. Участие в клинической беседе. 3. Уточнение гипотез в ходе клинической беседы. ­
4. Работа с методиками. 4. Проведение обследования с помощью психодиагностических методик. ­ ­
5. Получение результатов. 5. Обработка результатов; обоб­щение результатов.
6. Восприятие и использование ре­зультатов. 6. Обсуждение результатов психо­ диагностики с коллегами.

Метод экспертных оценок (метод обобщения независимых характеристик) — это метод оценки каких-либо качественных параметров путем нахождения среднего арифметического мне­ния квалифицированных специалистов. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа про­блемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений. С помощью экспертных оценок проводится анализ слож­ных педагогических процессов, явлений, характеризующихся в основном качественными признаками, дается прогноз развития отрасли, определяются факторы, оказывающие наибольшее воз­действие на процессы обучения и воспитания, осуществляются оценка альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов. Основные этапы реализации метода экспертных оценок: организация экспертизы, формулировка проблемы, цели экспе­римента, установление ответственности и прав рабочей группы, подбор экспертов для проведения экспертизы, проведение опро­са экспертов, анализ и обработка полученных результатов.

Требования к экспертам:
1. Предпочтительное образование — базовое психологическое. Как правило, высокое качество подготовки чаще всего встречается у выпускников психологических факультетов университетов и педагогических вузов. Большое значение имеет психологическая специализация. 2. Важны опыт практической диагностической работы и знание конкретных методик. В профессиональный актив кадрового психодиагноста должны входить тесты, позволяющие решать широкий спектр задач и получать комплексное представление об испытуемом. Желательны опыт работы и свободное владение несколькими комплексными точностными опросниками (тест Кэттела, ММРI, CPI и др.), тестами способностей (КОТ, матрицы Равена, тест Векслера), проективными методиками («дом-дерево-человек», тест Люшера, «рисунок несуществующего животного», рисуночный апперцептивный тест). 3. Для выявления уровня профессиональной подготовки психодиагноста можно использовать вопрос о структуре Заключения по результатам психодиагностического обследования. Заключение должно быть ориентировано на конкретную задачу (профотбор, включение в кадровый резерв и пр.) и иметь структуру, позволяющую принимать решение о профессиональной пригодности испытуемых (соответствии требованиям руководящей должности и пр.). 4. Некоторое представление об итоговой продукции психодиагноста можно получить, ознакомившись с образцами заключений, написанных им ранее. При этом следует обратить внимание на:• объем Заключения (обычно полноценный психологический портрет занимает 1,5—2 страницы машинописного текста); • литературный стиль и уровень грамотности; • умение излагать результаты тестирования доступным языком (без чрезмерного использования специальных терминов); • соответствие структуры и формы изложения материала задачам тестирования; • наличие выводов и рекомендаций;• соблюдение этических и деонтологических принципов при изложении конфиденциальной информации.5. Квалифицированный психодиагност обладает необходимыми знаниями и опытом по формированию тестовых батарей под конкретную задачу. 6. Психолог, имеющий диагностический опыт, знает временные затраты, связанные с диагностической процедурой, обработкой и написанием Заключения.7. Методики, применяемые специалистом по психодиагностике, должны соответствовать профессиональным требованиям (быть валидными, надежными и иметь нормы, соответствующие социально-демографическим характеристикам испытуемых).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.004 с.)