Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основные этапы психологического (научного и практического) исследования.
Необходимо различать теоретические психологические исследования, проводимые сотрудниками научно-исследовательских институтов и методических кабинетов или под их руководством, и научно-практические психологические исследования, которые не только может, но и должен вести каждый передовой педагог-практик, совершенствующий свое мастерство. Работа по проведению исследований определяется прежде всего той проблемой, которую предстоит решить различными методами и техническими средствами. В любой области науки, и тем более в психологии, нерешенных проблем бесчисленное множество. Немало их и в практической деятельности инженеров-педагогов, занимающихся теоретической подготовкой молодых квалифицированных рабочих. Первое, что требуется от исследователя, будь то психолог-профессионал или педагог-практик, заключается в том, чтобы путем анализа практической деятельности изыскать наиболее актуальную психологическую проблему, решение которой приведет к наиболее ощутимым положительным результатам в данном виде деятельности и поможет затем решить сопутствующие ей проблемы. Второе — собрать предварительный материал (анамнез), чтобы конкретизировать возможные причины возникновения избранной актуальной психологической проблемы. Для этого могут применяться наблюдения, беседы, устные и письменные опросы, сбор, анализ и обобщение статистических материалов.Третье — разработать гипотезу, т. е. предположение о наиболее вероятной возможности решения данной проблемы. На основе гипотезы составляется методика проведения исследований путем подбора необходимых для этого методов, технических средств, условий их применения и способов обобщения полученных этими методами исследовательских материалов. Разработанная таким путем методика даст возможность предположить вероятные результаты решения проблемы, а предположив их, можно уже четко сформулировать рабочую гипотезу как основу детализированного плана проведения исследований. Рабочая гипотеза и детализированный план завершают первый этап исследований, являющийся по существу лишь подготовкой к практическому решению проблемы. Второй этап — конкретизация и реализация методики исследования, заключающийся в последовательном использовании методов, предусмотренных планом, в виде серии наблюдений, опросов и экспериментов. Третий этап — количественная обработка данных исследования. Здесь потребуется уже применение математических методов исследования для обработки статистических материалов, которые дают возможность судить о достоверности полученных выводов, подтверждающих или опровергающих рабочую гипотезу. Теперь на этом этапе все чаще применяется ЭВМ. Четвертый этап — интерпретация полученных данных, истолкование их на основе психологической теории, представляющее собой окончательное определение достоверности или ошибочности проблемы. Пятый этап — выводы и предложения на основе материала исследования. Объем и продолжительность исследовательских работ зависят от решаемой проблемы. Этим же определяется и сложность конкретных методик психологических исследований.
Этапы
| Процедуры
| Подготовительный
| необходимость решения определенной проблемы, ее осознание, изучение, подбор литературы(определить понятия, изучить сущность предмета,его структуру, понимание как в истории психологии, так и в современном пониман.)
формулировка задач
определение объекта и предмета исследования
формулировка гипотезы
подбор методов и методик.
Критерии, по кот. выбираются методики:
надежность и валидность
принцип совпадения теоретического конструктора с Вашими представлениями
простота и доступность
| исследовательский
| Сбор фактических данных с помощью разных методов. Проводятся различные этапы из серии исследований.
| Обработка данных исследования
| Количественный и качественный анализ исследования.
анализ зафиксированного фактора.
установление связи: зафиксированный факт - гипотеза.
выделение повторяющихся факторов.
Происходит статистическая обработка, составление таблиц, графиков и т.д.
| Интерпретация данных. Вывод
|
|
Получение эмпирических данных с помощью судейской, экспертной оценки. Требования к экспертам.
Схема получения психодиагностических данных
С точки зрения клиента
| С точки зрения психолога
| 1. Оценка ситуации как экспертной или ситуации психологической помощи.
| 1. Принятие заказа. Определение задач взаимодействия с клиентом.
| 2. Реальное поведение в ситуации обследования.
| 2. Классификация симптомов по ведения; выработка гипотез.
| 3. Участие в клинической беседе.
| 3. Уточнение гипотез в ходе клинической беседы.
| 4. Работа с методиками.
| 4. Проведение обследования с помощью психодиагностических методик.
| 5. Получение результатов.
| 5. Обработка результатов; обобщение результатов.
| 6. Восприятие и использование результатов.
| 6. Обсуждение результатов психо диагностики с коллегами.
| Метод экспертных оценок (метод обобщения независимых характеристик) — это метод оценки каких-либо качественных параметров путем нахождения среднего арифметического мнения квалифицированных специалистов. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений. С помощью экспертных оценок проводится анализ сложных педагогических процессов, явлений, характеризующихся в основном качественными признаками, дается прогноз развития отрасли, определяются факторы, оказывающие наибольшее воздействие на процессы обучения и воспитания, осуществляются оценка альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов. Основные этапы реализации метода экспертных оценок: организация экспертизы, формулировка проблемы, цели эксперимента, установление ответственности и прав рабочей группы, подбор экспертов для проведения экспертизы, проведение опроса экспертов, анализ и обработка полученных результатов.
Требования к экспертам: 1. Предпочтительное образование — базовое психологическое. Как правило, высокое качество подготовки чаще всего встречается у выпускников психологических факультетов университетов и педагогических вузов. Большое значение имеет психологическая специализация. 2. Важны опыт практической диагностической работы и знание конкретных методик. В профессиональный актив кадрового психодиагноста должны входить тесты, позволяющие решать широкий спектр задач и получать комплексное представление об испытуемом. Желательны опыт работы и свободное владение несколькими комплексными точностными опросниками (тест Кэттела, ММРI, CPI и др.), тестами способностей (КОТ, матрицы Равена, тест Векслера), проективными методиками («дом-дерево-человек», тест Люшера, «рисунок несуществующего животного», рисуночный апперцептивный тест). 3. Для выявления уровня профессиональной подготовки психодиагноста можно использовать вопрос о структуре Заключения по результатам психодиагностического обследования. Заключение должно быть ориентировано на конкретную задачу (профотбор, включение в кадровый резерв и пр.) и иметь структуру, позволяющую принимать решение о профессиональной пригодности испытуемых (соответствии требованиям руководящей должности и пр.). 4. Некоторое представление об итоговой продукции психодиагноста можно получить, ознакомившись с образцами заключений, написанных им ранее. При этом следует обратить внимание на:• объем Заключения (обычно полноценный психологический портрет занимает 1,5—2 страницы машинописного текста); • литературный стиль и уровень грамотности; • умение излагать результаты тестирования доступным языком (без чрезмерного использования специальных терминов); • соответствие структуры и формы изложения материала задачам тестирования; • наличие выводов и рекомендаций;• соблюдение этических и деонтологических принципов при изложении конфиденциальной информации.5. Квалифицированный психодиагност обладает необходимыми знаниями и опытом по формированию тестовых батарей под конкретную задачу. 6. Психолог, имеющий диагностический опыт, знает временные затраты, связанные с диагностической процедурой, обработкой и написанием Заключения.7. Методики, применяемые специалистом по психодиагностике, должны соответствовать профессиональным требованиям (быть валидными, надежными и иметь нормы, соответствующие социально-демографическим характеристикам испытуемых).
|