Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки и функции лидерства в теориях лидерства.

Поиск

1.«Теория черт» («харизматическая теория», от слова «харизма», т.е. «благодать»), исходит из положений немецкой психологии конца XIX — начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.

2 .«Ситуационная теория лидерства» - в основном лидерство — продукт ситуации.

3. Системная теория лидерства - лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом.

Стиль лидерства. «авторитарный», «демократический» и «попустительский» (Левин).

«директивный», «коллегиальный» и «разрешительный» (либеральный) (Журавлев)

Авторитарный стиль

Деловые, краткие распоряжения Дела и группе планируются заранее (во всем их объеме)

Запреты без снисхождения, с угрозой Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны

Четкий язык, неприветливый тон Голос руководится — решающий Похвала и порицания субъективны

Эмоции не принимаются в расчет Показ приемов — не система Позиция лидера — вне группы

Демократический стиль

Инструкции в форме предложений Мероприятия планируются не заранее, а в группе

Не сухая речь, а товарищеский тон За реализацию предложений отвечают все

Похвала и порицание — с советами Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

Распоряжения и запреты — с дискуссиями Позиция лидера — внутри группы

Попустительский стиль

Тон — конвенциональный Дела в группе идут сами собой

Отсутствие похвалы, порицаний Лидер не дает указаний

Никакого сотрудничества Разделы работы складываются из от-

Позиция лидера — незаметно в сопредельных интересов или исходят от не от группы нового лидера

Существуют также теории стилей управления, которые выделяются в зависимости от характера взаимодействия руководителя с подчиненными в процессе принятия решений. Существуют модели, связывающие стиль руководства со степенью зрелости группы, которая в свою очередь связана со степенью вхождения членов группы в дела организации, степенью причастности к этим делам.

В практике экспериментальных исследований названы такие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. Многие из этих характеристик могут быть с успехом отнесены и к руководителю.

Наличие многочисленных теорий стилей руководства и лидерства показывает, что большую социальную систему общества, которая является живым организмом тяжело смоделировать и описать.

В литературе нередко различают три основных подхода к выделению стиля управления: личностный, поведенческий и системный.

В рамках личностного подхода исследуется связь между успешностью деятельности и индивидуальными особенностями человека. Примером такой классификации может выступать известная система исследования и тренинга стилей руководства, а также стилей поведения членов рабочей команды "GRID" Роберта Блейка и Джейн Моутон. Репертуарная решетка Блейк – Моутон определяется двумя главными координатами – ориентацией на сотрудников (людей, персонал) и ориентацией на задачу, на достижение результата. В определяемом этими двумя координатами пространстве появляется возможность описать разные стили руководства (на пересечении показателей по каждой из двух координат). Основных стилей руководства выделяется пять: направленность на людей, на дело, на безопасность, на удовлетворенность, на результат. В другой версии перевода эти стили получают следующие названия: "невмешательство" (избегание конфликтов с коллегами, руководством и трудностей по выполнению задач), "приказ/ послушание" (ориентация на выполнение задач, на дело, без учета мнений и позиций участников), "сбалансированное управление" (поиск компромисса при попытках учесть как мнения участников, так и деловые ориентации), "загородный клуб" (преимущественная ориентация на комфортные взаимоотношения участников), "управление командой" (осознанная ориентация на участников команды, их потенциал и ценность его сохранения и развития, а также поиск наилучших способов выполнения производственной задачи). В рамках предложенной модели была разработана шкала, позволяющая количественно оценить степень выраженности каждой из двух переменных у конкретного руководителя (где максимум – 9 баллов), чтобы определить степень близости к одному из основных пяти стилей руководства. Основные пять стилей руководства представляют собой смысловые ориентиры для отсчета и сравнения – четыре из них "крайние" и характеризуются минимальным или максимальным показателем как минимум по одной из координат, и пятый выступает в качестве "центральной" точки. Большинство авторов склоняются к мнению, что стиль "управление командой" является наиболее продуктивным, однако он, естественно, и самый трудный в реализации для руководителя.

В рамках поведенческого подхода исследуется связь между успешностью деятельности и особенностями поведения. Яркий пример – известная классификация трех стилей управления К. Левина (автократический, демократический, попустительский). Примечательно то, что даже сама процедура проведения известного эксперимента, на основе результатов которого выделяются три стиля управления, ставит вопрос о проблеме соотношения терминов "лидерство" и "руководство" (подробнее с этим вопросом можно ознакомиться в монографии Г. М. Андреевой "Социальная психология").

Наконец, в рамках системного подхода изучаются связи сразу между особенностями руководителя, подчиненных и характеристиками ситуации. Так, например, в классификации А. А. Русалиновой указано семь двуполярных факторов, на основе которых можно выделить определенный стиль управления:

1) активность – пассивность;

2) единоначалие – коллективность в принятии решений;

3) директивный – побудительный;

4) ориентация на позитивную – негативную стимуляцию;

5) дистантные – контактные отношения с подчиненными;

6) централизованное – децентрализованное информирование;

7) наличие – отсутствие обратной связи с коллективом.

Существуют различные теории, объясняющие феномен лидерства. Например, теория черт объясняет природу лидерства выдающимися качествами отдельных личностей.

В соответствии с ситуационной концепцией лидер своим «рождением» во многом обязан ситуации. Например, «нужный человек» оказался в «нужное время» в «нужном месте», т. с. сумел оценить ситуацию и не упустил свой шанс. Но при этом необходимо, чтобы и сам потенциальный лидер «созрел» для возникшей ситуации.

Теория конституэнтов рассматривает лидерство как особое отношение между лидером и конституэнтами (активистами, последователями, избирателями, поддерживающими данного лидера). Согласно этой теории лидер должен ориентироваться на интересы и потребности той группы, тех социальных слоев, которые готовы его поддержать, которые, в сущности, и делают из него лидера.

Психологические концепции лидерства можно условно разделить на два основных направления. Согласно первому в «массовом» человеке живет потребность в авторитете и покровителе. Отсутствие лидера-героя для многих людей становится чуть ли не трагедией. И такие люди усиленно ищут себе кумиров и порой создают героев даже из посредственных людей (З. Фрейд).

Второе направление психологической концепции объясняет феномен лидерства существованием определенного типа личностей, предрасположенных к авторитаризму и постоянно стремящихся к власти. Нередко эти люди имеют определенные комплексы неполноценности и, чтобы как-то их компенсировать, стремятся проявить себя, возвышаясь над другими (Э. Фромм).

Социологические концепции объясняют феномен лидерства функциональной необходимостью социальной системы. Любая социальная структура (общность, общество) может стабильно функционировать лишь при наличии определенной системы управления. Лидер объективно является необходимым элементом управляющей системы (Т. Парсонс).

Для классификации лидерства используется предложенная М. Вебером типология политического господства. Существуют и другие теории лидерства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.219.11 (0.007 с.)