Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальный стиль трудовой деятельности, пути и способы формирования.

Поиск

Индивидуальный стиль деятельности — это устойчивая система приемов, способов, методов деятельности, обусловленная индивидуально-специфическими качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Он позволяет людям с разными индивидуальнотипологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами.

Индивидуальный стиль Деятельности обладает следующими отличительными признаками:
а) он устойчив;б) обусловлен определенными личностными качествами,
в) является средством эффективного, приспособления к объективным требованиям.
Индивидуальный стиль может формироваться целенаправленно или стихийно, сознательно или без четкого осознания предпосылок. Стихийное формирование индивидуального стиля не всегда и не у всех протекает успешно, поэтому встает актуальная задача формирования индивидуального стиля в процессе профессиональной подготовки. Решение данной проблемы имеет большое народнохозяйственное значение, так как способствует повышению производительности труда, качества продукции, росту удовлетворенности трудом работников.Основные пути формирования индивидуального стиля заключаются: а) в максимальном использовании профессионально-важных качеств личности работника; б) в компенсации нежелательных, с точки зрения профессиональной деятельности, проявлений личностных факторов.Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления цели. В отечественной психологии индивидуальный стиль деятельности рассматривался в работах Е. А. Климова, В. С. Мерлина, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса и др.

Климов: эффективный стиль трудовой деятельности не формируется сам собой, дается нелегко, требует поисков. ИСД может быть сформирован (по Мерлину) при условии существования в деятельности «зоны неопределенности» в выборе способов, приемов выполнения задач. Чем больше зона неопределенности, тем в большей мере успех деятельности будет определяться умением субъекта выбрать, создать максимально приспособленный для данной деятельности стиль поведения. Другим ограничением формирования эффективного ИСД являются требования деятельности к трудно развиваемым способностям человека, обусловленным природными задатками (напр, эмоциональная гибкость, выразительность мимики, особенности устной речи — для драматического актера). Наконец, деятельность может осуществляться в экстремальных условиях, в условиях дефицита времени — при этом от субъекта труда требуются природно обусловленные, трудно компенсируемые, в случае недостаточности, свойства индивидуальности (сильная нервная система). В этих условиях, как бы ни старался субъект, если он не обладает необходимыми свойствами индивидуальности, он не сможет быть эффективным работником.

ИСД является целостной системой психологических средств наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности.

Эта система включает в свой состав не только самые характерные, используемые действия, приемы, но и отвергаемые. Формирование ИСД опирается на сознательные (проявления рефлексии и саморефлексии) и на бессознательные механизмы (формирование навыков и эмоциональное переживание удобства, предпочтения) пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельности.

ВисследованииИСДнеобходимоиспользовать методы наблюдения и фиксации профессионального поведения и его результатов, тесты, метод анализа продуктов труда, методы беседы, интервью, субъективного шкалирования, экспертных оценок, также на основе биографического метода. Особенности индивидуального стиля саморегуляции могут изучаться с помощью тестового задания, позволяющего оценивать стратегии поведения испытуемого после успешного и неуспешного выполнении задачи, а также оценивать особенности субъективного эталона точности результата своих действий.

 

72. Характеристика профессионального самоопределения.

Ключевым звеном в выборе профессии Д. А. Леонтьев и Е. В. Шелобанова считают конструктивно-познавательскую деятельность построения возможных вариантов будущего. Среди возможных вариантов выбора профессии выделяют следующие: 1) выбор профессии соответственно семейной традиции; 2) выбор профессии наугад; 3) выбор профессии по призванию; 4) выбор профессии по расчету. Приемлемым считается лишь четвертый вариант- осознанный, самостоятельный выбор профессии с учетом потребностей рынка труда, условий избираемой деятельности, предполагаемых форм вознаграждений в труде, оценки своих материальных и физических ресурсов при выборе профессионального учреждения как средства овладения профессией. После осуществления выбора профессии сущность профессионального самоопределения состоит не столько в новых выборах, сколько в нахождении смысла в избранной сфере (Пряжников Н. С. и др.).Процесс обучения новой профессии соответствует одному из этапов профессионального самоопределения, на котором происходит уточнение своих интересов и целей в профессиональной деятельности, выбор путей к поставленным целям, познание профессии и себя в профессии.Профессиональное самоопределение личности в отечественной педагогической науке понимается многопланово:- как критерий профессионального становления человека в процессе его социализации;- как главный компонент принятия решения о выборе профессии;- как проблема трудоустройства работника;- как ориентация человека на определенный вид деятельности;

- как формирование важных для человека новообразований — профессиональной направленности и профессионального самосознания;- как готовность субъекта к самостоятельной профессиональной деятельности;- как переживание человеком своего профессионального призвания.

По структуре профессиональное самоопределение представлено в литературе в рамках процессуального и уровневого подходов.

Процессуальный подход предполагает выделение последовательных закономерных этапов профессионального самоопределения: поиск профессии — выбор профессии — профессиональная самооценка — профессиональная подготовка — профессиональное самосовершенствование — выход из профессии.

Уровневый подход предполагает выделение уровней профессионального самоопределения:

1-й уровень — осознание целей и способов профессиональной деятельности;

2-й уровень — осознание смысла профессиональной деятельности;

3-й уровень — осознание отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности;

В рамках данного подхода предлагается считать завершением профессионального становления момент позитивного отношения к себе как к субъекту определенной профессиональной деятельности. При перемене профессии весь процесс осознания повторяется.

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Основные моменты профессионального становления личности:1. Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими, как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена места жительства, аттестация, увольнение с работы и др.5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.226 (0.011 с.)