Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование индивидуального

Поиск

ОПЫТА ПРОЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО

КРИЗИСА

Л. Г. Жедунова, О. Н. Посысоев (Ярославль)

Проблема проживания личностных кризисов

не теряет своей актуальности для психологии, так

как обусловлена самой человеческой жизнью с пос-

тоянно возникающими противоречиями. Тем не ме-

нее, именно личностные кризисы в настоящее вре-

мя являются наименее изученными.

В отличие от нормативных кризисов (возрас-

тных, профессионального развития), личностный

кризис не является неизбежным событием на тра-

ектории жизненного пути личности. Личностный

кризис переживается как состояние неопределен-

ности, дезинтеграции, возникающее вследствие не-

возможности проживания жизни привычными для

человека способами (синдром утраты, крушение

жизненного замысла, потеря «корней» вследствие

эмиграции и т. п.).

Факторы, обусловливающие возникновение

кризиса, могут носить физический, эмоциональный,

межличностный, а также духовный характер. u1069 Это

состояние порождается вставшей перед человеком

проблемой, которую он не может не решать, и для

решения которой в настоящее время у него недоста-

точно внутренних ресурсов. Состояние неопреде-

ленности, вызываемое подобным положением, дезо-

риентирует человека, делает его беспомощным.

Личностный кризис является фактом инди-

видуальной жизни, частью субъективного опыта

личности. Это обусловливает его различную со-

держательную представленность индивидуальному

сознанию, а также множественность способов его

проживания.

Индивидуальный характер проживания кризи-

са обусловлен опосредствующим влиянием картины

мира на поведение и жизнедеятельность человека.

Проблематизируя способ существования, кризис не

позволяет жизни разворачиваться в привычном русле.

Состояние неопределенности, вызванное кризисом

«прерывает непрерывность» психического образа

реальности. Возникает состояние тупика, в котором

человек соприкасается с собственной субъективнос-

тью.

Целостный психический образ реальности ха-

рактеризуется интеграцией когнитивной, чувствен-

ной и эмоциональной составляющих. Кризис дезин-

тегрирует относительно стабильную категориальную

структуру сознания и возникающее эмоциональное

переживание. Это позволят рассматривать кризис как

естественное препятствие процессу формирования

целостного психического образа реальности.

Проведенный нами (Жедунова, Посысоев,

2000) феноменологический анализ индивидуально-

го опыта проживания личностного кризиса (всего

32

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

было проанализировано 25 протоколов) позволил

сделать следующие выводы:

1. Существует индивидуальный ритм прожи-

вания личностного кризиса, который можно оп-

ределить как чередование двух фаз: фазы полной

погруженности в кризисные переживания и фазы

«дерефлексивного выхода». Первая фаза характери-

зуется наиболее полным контактом с собственными

эмоциями (душевная боль, страдание, тревога, страх,

отчаяние). Содержанием фазы «дерефлексивного вы-

хода» является появление интенции к вовлеченнос-

ти в систему отношений, не затронутых кризисом.

Мы используем термин «дерефлексия», заимствуя

его из экзистенциальной психотерапии (В. Франкл,

И. Ялом), для описания феномена перефокусиров-

ки личности от рефлексии собственных глубинных

переживаний на смыслы, доступные для нее в мире.

Длительность каждой фазы может варьировать от

нескольких дней до нескольких месяцев.

2. Несмотря на различия в проживании лич-

ностного кризиса, у наших испытуемых был выяв-

лен некоторый устойчивый набор кризисных пере-

живаний, в той или иной мере присутствующий в

каждом описании. По-видимому, индивидуальность

проживания личностного кризиса обусловливается

особым способом организации этих переживаний,

то есть системой индивидуальных значений, офор-

мленных в виде некоего смыслового пространства

кризисных переживаний. Это связано с тем, что в про-

цессе переживания кризиса неизбежно присутствует

личностный компонент, выражающийся в мотивах,

смыслах, установках. Одна и та же кризисная ситуа-

ция может иметь различный личностный смысл для

разных людей, что приводит к их вовлеченности в эту

ситуацию через ее означивание. В этом случае мож-

но говорить о разном смысловом наполнении или об

индивидуальной семантике кризисных переживаний.

Во взаимодействии человека с кризисной ситуацией

происходит ее субъективная «переработка», приводя-

щая к изменению целостного образа его бытия.

3. Прослеживается определенная динамика

проживания личностного кризиса, включающая в себя

ряд последовательно разворачивающихся этапов:

• Первый этап характеризуется появлением

собственно кризисных переживаний и полной пог-

руженностью в них.

• Второй этап характеризуется попытками

восстановить прерванное кризисом привычное те-

чение жизни, происходит углубление кризисных

переживаний вследствие тщетности затрачиваемых

усилий.

• Третий этап характеризуется изменением

ритма контакта с кризисными переживаниями; че-

редованием фазы полного контакта с фазой дереф-

лексивного выхода. Именно с данного u1101 этапа возни-

кает и начинает усиливаться тенденция к расшире-

нию вовлеченности человека в иные сферы жизни,

не связанные с кризисом.

• На четвертом этапе впервые возникает

феномен «диссоциация от кризисной ситуации».

Основным психологическим содержанием этого фе-

номена является переживание нереальности проис-

ходящего («как будто это происходит не со мной»).

Образно говоря, человек обретает способность од-

новременно существовать в двух реальностях («я в

кризисе», «я вне кризиса»), причем в одной из кото-

рых он занимает позицию «наблюдающего Я».

• Пятый этап представляет собой собствен-

но выход из кризиса. На данном этапе восстанавли-

вается, нарушенная кризисом целостность картины

мира, психического образа реальности.

Длительность проживания личностного кризиса

зависит от степени включения личности в деятель-

ность переживания. Наши испытуемые переживали

кризис в течение двух-трех лет.

Интересно отметить, что похожая субъективная

переработка кризисной ситуации была выявлена и

описана одним из авторов на материале исследования

перцептивной адаптации к оптическим искажениям

сетчаточного изображения (Логвиненко, Жедунова,

1980, 1981). Оптическое искажение в форме инверсии

сетчаточного образа представляет собой искусствен-

ное препятствие на пути формирования целостного

перцептивного образа. Инверсия сетчаточных изоб-

ражений приводит к тому, что испытуемый видит

мир перевернутым относительно гравитационной

вертикали. При длительной инверсии возникают пе-

реживания, аналогичные кризисным переживаниям

(одиночества, тотальности, бессмысленности, тупика

и т. п.).

В ходе перцептивной адаптации осуществляет-

ся постепенная интеграция искаженной чувственной

ткани зрительного образа и сохранного предметного

содержания (аналог категориальной структуры созна-

ния).

Несмотря на то, что личностный кризис является

естественным, а оптическое искажение - искусствен-

ным препятствием, процессы переживания во многом

сходны. Так, в частности, динамика ритма контакта

с травматическими переживаниями u1093 характеризуется

чередованием фазы полного контакта с фазой «де-

рефлексивного выхода». Длительность проживания

кризиса так же, как и адаптации к оптическим иска-

жениям, зависит от степени включенности человека в

деятельность переживания. Выходу из кризиса пред-

шествует особое состояние («переломный момент»),

описываемое испытуемыми, как состояние диссоциа-

ции, дереализации, после которого возникает осозна-

ние конечности, временности происходящего. В ходе

перцептивной адаптации точкой, предшествующей

быстрому завершению адаптационного процесса,

является состояние, описываемое как «ощущение не-

33

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

реальности происходящего», «картонности, декора-

тивности и уплощенности» видимого мира.

И последнее. В том и другом случае происходит

научение, проявляющееся в том, что человек, однаж-

ды переживший личностный кризис, приобретает

уникальный экзистенциальный опыт, позволяющий

ему в будущем проживать подобные ситуации быст-

рее и менее драматично. При достижении адаптации

к оптическим искажениям возникает перцептивное

научение, которое существенно сокращает время

адаптации в случае повторения опыта.

Все это позволяет выдвинуть предположение о

существовании базовых общепсихологических меха-

низмов, лежащих в основе индивидуальных способов

переживания кризисных ситуаций

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО

ПОВЕДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

НАУКЕ

Л. Л. Заика, Т. Н. Разуваева (Сургут)

Изучение адаптивных механизмов личности

в быстро меняющемся мире едва ли не самая ак-

туальная задача в современной психологии в связи

с возрастанием стрессовой нагрузки как на обще-

ство, так и на отдельную личность. Возрастающий

общественный интерес к проблеме преодоления

жизненных стрессов нашел свое отражение в ог-

ромном количестве публикаций как западных, так и

отечественных исследователей.

В частности, понятие «копинг» происходит от

английского «to cope» (справляться, преодолевать).

В российской психологии его переводят как «адап-

тивное, совладающее поведение» или «u1087 психологи-

ческое преодоление».

Впервые термин копинг был использован L.

Merphy в 1962 году в исследованиях способов пре-

одоления детьми требований, выдвигаемых кризи-

сами развития или проблемой. К ним относились

активные усилия личности, направленные на овла-

дение трудной ситуацией. Термин «coping» трак-

туется автором как стремление индивида решить

определенную проблему. Таким образом, «копинг»

– это стремление к решению проблем, которое

предпринимает человек, если требования имеют ог-

ромное значение для его самочувствия, так как эти

требования активизируют адаптивные механизмы.

Постепенная смена модели стресса, разрабо-

танной Г. Селье в 1956 году, произошла после вы-

хода книги R. Lazarus «Psychological stress and the

coping process».

В последующем понимание механизмов сов-

ладания было тесно связано с исследованиями пси-

хологического стресса, где копинг рассматривался

как центральное звено стресса, а именно, как ста-

билизирующий фактор, который может помочь под-

держивать психосоциальную адаптацию в период

воздействия стресса. Таким образом, понятие «ко-

пинг» можно определить как стратегии действий,

предпринимаемые человеком в ситуации психоло-

гической угрозы, в частности в условиях приспо-

собления к болезни как к угрозе физическому, лич-

ностному и социальному благополучию.

Изучение проблемы совладания человека с

трудными ситуациями в зарубежной психологии

ведется в трех основных направлениях.

Представители первого направления большое

внимание уделяют анализу трудных ситуаций, спра-

ведливо предполагая сильное влияние их контекста

на стиль совладания (Allgood, Brim, Hyos, Holmts,

и другие).

Представляют интерес исследования T. Holmts,

согласно которым, стрессогенность жизненных

ситуаций пропорциональна изменениям в жизнен-

ном паттерне индивида. Исследователь также пред-

положил, что «общим свойством стрессогенных

жизненных событий является то, что при их воз-

никновении происходит запуск у индивида некото-

рого адаптивного или преодолевающего трудности

поведенческого стереотипа».

Механизмы совладания могут изменяться в

зависимости от u1089 сферы жизни, в которой они про-

являются: в работе, семейных отношениях, заботе

о собственном здоровье (Hagen). При этом набор

жизненных ситуаций и репертуар способов их раз-

решения существенно изменяется на протяжении

жизненного пути человека (Rich).

В рамках второго направления психологи

делают акцент на влиянии личностных перемен-

ных, детерминирующих предпочтение индивидом

тех или иных стратегий совладания со сложными

обстоятельствами (Costa, McCrae, Dye и другие).

Большой пласт работ посвящен изучению влияния

возрастных, полоролевых особенностей и соци-

альной среды на копинг-поведение. Важную роль

в формировании и выборе способа совладания с

жизненными трудностями играет принадлежность

человека большому и малому социуму (Khalsa).

Здесь подразумевается принадлежность индивида к

этнической группе и социальному слою, принятие

им определенной социальной роли и социального

опыта, приобретенного в разных сферах.

Представители третьего направления (Lazarus,

Folkman и другие) подчеркивают роль когнитивных

конструктов, обуславливающих способы реагирова-

ния на жизненные трудности. По мнению ученых,

одним из перспективных направлений изучения

психологических детерминант копинг-поведения

личности в трудных жизненных условиях являет-

ся изучение ее отношения к событию. Несмотря на

значительное индивидуальное разнообразие пове-

34

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

дения в стрессе на основе специфики отношения,

выделяют два глобальных стиля реагирования.

Проблемно-ориентированный стиль, направленный

на рациональный анализ проблемы, связан с сов-

ладанием и выполнением плана разрешения труд-

ной ситуации. Данный стиль проявляется в таких

формах поведения как самостоятельный анализ

случившегося, обращение за помощью к другим,

поиск дополнительной информации. Субъективно-

ориентированный стиль является следствием эмо-

ционального реагирования на ситуацию, не сопро-

вождающегося конкретными действиями.

Таким образом, изучение совладающего пове-

дения в зарубежной психологии ведется в несколь-

ких направлениях: u1080 изучение когнитивных механиз-

мов совладания, анализ стрессовых ситуаций и изу-

чение влияния личностных переменных.

Отечественная наука располагает минималь-

ным количеством исследований, направленных на

изучение психологического совладания. Термин

«совладающее поведение» появился в отечествен-

ной психологии в 90-е годы. Исследование пережи-

ваний и поведения людей в стрессе проводились в

рамках психологии труда. Большое внимание уде-

лялось изучению влияния стрессовых факторов на

работоспособность и надежность производителей,

а также на поведение человека в экстремальных си-

туациях, связанных с профессиональной деятель-

ностью.

Большинство исследований отечественных

психологов по проблемам совладания носит теоре-

тико-аналитический характер. Основным содержа-

нием работ является анализ зарубежных источни-

ков.

В рамках ценностно-смысловой теории Л.

И. Анцыферовой была описана динамика копинг-

поведения. События, приносящие травму, неожи-

данны. Человек реагирует сначала на сенсорном

уровне – состояние оцепенения, которое быстро

сменяется активностью личности – «когнитивным

оцениванием». Это процесс распознания особен-

ностей ситуации, выявления негативных и пози-

тивных ее сторон, определения смысла и значения

происходящего. От уровня развития данного меха-

низма, от способности человека с разных точек зре-

ния рассматривать трудную ситуацию и прибегать

к приемам переоценки зависит правильный выбор

стратегии совладания с травмирующим событием.

Главным результатом «когнитивного оценивания»

является заключение человека: «подконтрольна ли

мне ситуация или я не смогу ее изменить». В слу-

чае, когда субъект считает ситуацию подконтроль-

ной, запускаются конструктивные стратегии совла-

дания.

А. Либиным, А. Либиной была создана струк-

турно-функциональная модель поведения человека

в трудных жизненных ситуациях. Авторы в структу-

ре совладающего поведения выделяют эмоциональ-

ный компонент (эмоциональная компетентность) и

подчеркивают важность позитивной роли эмоций в

преодолении u1090 трудностей.

Р.М. Грановская, И.М. Никольская проанализи-

ровали специфику, раскрыли содержание основных

копинг-стратегий и механизмов психологической

защиты у детей. Авторы ставили акцент на особен-

ностях совладания детей в зависимости от возраст-

ных, половых и личностных характеристик.

В целом, несмотря на многочисленные серь-

езные исследования, до сих пор имеются концеп-

туальные и эмпирические трудности в объяснении

совладающего поведения. Открытым остается воп-

рос об эффективности копинга, продолжительнос-

ти его действия, контекста и субъекта. Существуют

также методологические и методические трудности

изучения совладающего поведения. Следует особо

отметить, что совладание – это процесс, в котором

на разных этапах субъект использует различные

стратегии, иногда даже совмещая их. Не существу-

ет таких стратегий, которые были бы эффективны

во всех трудных ситуациях.

Итак, анализ западных и отечественных иссле-

дований по проблеме психологического совладания

позволяет рассматривать совладание с жизненными

трудностями как «постоянно изменяющиеся когни-

тивные и поведенческие усилия с целью управле-

ния специфическими внешними и (или) внутрен-

ними требованиями, которые оцениваются им как

подвергающие его испытанию или превышающие

его ресурсы».

Задача совладания с негативными (проблемны-

ми) жизненными обстоятельствами состоит в том,

чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить

их отрицательные последствия, либо избежать этих

трудностей, либо вытерпеть их.

Мы придерживаемся взгляда R. Lazarus, S. Folkman

и определяем совладающее поведение как целе-

направленное социальное поведение, позволяющее

человеку справиться с трудной жизненной ситуацией

способами, адекватными личностным особенностям

и ситуации, через осознанные стратегии действий. К

личностным и индивидуально-психологическим де-

терминантам совладающего поведения принято от-

носить психологический возраст, самооценку, локус

контроля, эмпатию, социальный статус, самоэффек-

тивность субъекта. Критерии эффективности совла-

дающего u1087 поведения связаны с психологическим бла-

гополучием субъекта.

Совладающее поведение важно для социаль-

ной адаптации здоровых людей.

Библиографический список

1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жиз-

ненных условиях: переосмысление, преобра-

35

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

зование жизненных ситуаций и психологи-

ческая защита // Психологический журнал.

– 1994. - Т. 15. - №1. – С. 3-18.

2. Бодров В. А. Информационный стресс. Уч.

Пособие для вузов. – М.: ПЕР-СЭ, 2000

3. Детская психиатрия. Под ред. Э. Г. Эйдемил-

лера – СПб: Питер, 2005. – С. 101-114.

4. Крюкова Т. Л. Методология исследования и

адаптация опросника диагностики совладаю-

щего (копинг) поведения // Психологическая

диагностика. Ежеквартальный научно-мето-

дический и практический журнал / Сост. М.

К. Акимова и др. – 2005. - №2. – С. 65-78.

5. Крюкова Т. Л. О методике диагностики сти-

лей психологического совладания (копинга)

у подростков // Психологическое здоровье и

социально-психологическая поддержка де-

тей и подростков: состояние и перспективы

/ Сост. Т. Л. Крюкова и др. – Кострома, 2002.

– С. 144-146.

6. Либин А. В. Дифференциальная психология:

На пересечении европейских, российских и

американских традиций. 2 изд., переработан-

ное. М.: Смысл; 2000. – С. 431-450.

7. С амосознание и защитные механизмы лич-

ности. Хрестоматия. Самара: Издательство

Дом «БАХРА Х-М», 2000.

8. Lazarus R. S., Kanner A. D., Folkman S. Emotions

a cognitive phenomenological analysis //

Emotion. Theory, Research and Experience. V.

1, N. Y., 1980. Р. 185 – 217.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.52 (0.013 с.)