Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 6. Клинико-психологические аспектыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ................................................................................................................. 297 ПОНЯТ ИЕ ЗАВИСИМОСТ И КАК ПСИХОЛОГ ИЧЕСКОГО ФЕНОМ ЕНА Л. Н. Алексеенкова (Оренбург)............................................................................................................................. 298 ОСО БЕННОСТ И СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У «ТР УДНЫХ» ПАЦИЕНТО В КЛИНИКИ ЭСТ ЕТИЧЕСКОЙ ХИРУРГ ИИ Л.Т. Баранская, С.С. Татаурова, А.Е. Ткаченко (Екатеринбург)...................................................................... 300 МЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТА ЦИИ У СПЕЦИАЛИСТО В, РА БОТА ЮЩИХ В СФЕРЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРО ВЬЯ К.К. Белявцева (Санкт-Петербург)..................................................................................................................... 302 ОСО БЕННОСТ И СЕМЕЙНОЙ ДИСФУНКЦИИ И КОПИНГА В СЕМЬЯ Х ДЕТЕЙ С ПСИХОСОМАТ ИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМ И ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРА КТА М.П. Билецкая (Санкт-Петербург)..................................................................................................................... 304 ОСО БЕННОСТ И СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТ КОВ С ОЖИРЕНИЕМ М.П. Билецкая, Е.А. Силенко (Санкт-Петербург).............................................................................................. 306 ОСО БЕННОСТ И СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЬЯ Х ПОДРОСТ КОВ С БРО НХИАЛЬНОЙ АСТМО Й М.П. Билецкая, Н.О. Мельникова (Санкт-Петербург)...................................................................................... 308 12 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ОСО БЕННОСТ И КОПИНГ-СТРАТ ЕГИЙ ПАЦИЕНТО В, ПЕРЕЖИВШИХ ПЕРВЫЙ ПСИХОТ ИЧЕСКИЙ ЭПИЗОД О.П. Бурлакова (Томск)......................................................................................................................................... 309 СО ВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТ КОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМ И ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРА КТА И.А. Вахрушева (Санкт-Петербург).................................................................................................................... 311 Мен тальное разви тие студен тов в проце ссе театральной постановки по кни ге Ив Энсле р «Монологи вагины» М. Войткевич (Белосток, Польша)...................................................................................................................... 313 АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК КОПИНГ-СТРАТ ЕГИЯ П.Г. Воробьева, Е.С. Ершова (Томск)................................................................................................................... 314 ИЗМЕНЕНИЕ СО ЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГ ИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ БОЛЬНЫХ С СЕРДЕЧНО-СОС УДИСТ ЫМИ ПАТО ЛОГ ИЯМ И В ХОДЕ ТЕРА ПИИ Д.В. Гартфельдер (Чебоксары)........................................................................................................................... 315 КОПИНГ-КОМ ПЕТЕНЦИЯ СЕМЕЙ ПОДРОСТ КОВ С ГЕРО ИНОВОЙ НАР КОМА НИЕЙ М.Ю. Городнова (Санкт- Петербург)................................................................................................................. 315 ТРА НСФОРМА ЦИОННАЯ ТА НАТО ЛОГ ИЧЕСКАЯ КОПИНГ-МО ДЕЛЬ ПСИХОКОР ЕКЦИИ И РЕАБИЛИТА ЦИИ ЗАВИСИМОСТ И ОТ НАР КОТ ИКОВ И СО ЗАВИСИМОСТ И В.С. Делеви (Самара)............................................................................................................................................ 317 ДЕПРЕСС ИЯ КАК СТРАТ ЕГИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕЕ СВЯЗЬ С МОТ ИВАЦИОННОЙ СТР УКТУРО Й ЛИЧНОСТ И Ю.В. Ефимова (Кострома).................................................................................................................................. 319 ОСО БЕННОСТ И КОПИНГ-СТРАТ ЕГИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ХРО НИЧЕСКИЕ СОМАТ ИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И.В. Жуковская (Воронеж).................................................................................................................................. 320 К ПРО БЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ВИЧ- ИНФИЦИРО ВАННЫХ МАТ ЕРЕЙ П.Г. Заргарова (Санкт-Петербург)..................................................................................................................... 322 ОСО БЕННОСТ И ВЛИЯНИЯ НАР УШЕНИЯ ЗРЕНИЯ НА СО ВЛАДАНИЕ С ЖИЗНЕННЫМИ ТР УДНОСТЯМ И Е.А. Иванова (Кострома)..................................................................................................................................... 323 СИТУАЦИЯ ПОТ ЕРИ БЛИЗКОГО РО ДСТ ВЕННИКА И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА М.Е. Калашникова, И.М. Никольская (Санкт-Петербург)................................................................................ 325 СТРАТ ЕГИИ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МАТ ЕРЕЙ ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ СА ХАР НЫХ ДИАБЕТО М И.Л. Коломиец (Санкт-Петербург)..................................................................................................................... 326 КЛИНИКО-ПСИХОЛОГ ИЧЕСКИЕ ОСО БЕННОСТ И И СО ВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПАЦИЕНТО К АМ БУЛАТОР НО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОСТРА ДАВШИХ ОТ НАС ИЛИЯ СО СТОРО НЫ ИНТИМНОГО ПАРТ НЕРА Н.В. Лохматкина, О.Ю. Кузнецова, И.М. Никольская (Санкт-Петербург).................................................... 327 ОСО БЕННОСТ И СО ВЛАДАЮЩИХ МЕХАНИЗМО В У ПАЦИЕНТО В С СИНДРОМОМ ЗАВИСИМОСТ И ОТ АЛКОГО ЛЯ В.В. Лукьянов (Курск)........................................................................................................................................... 329 СТРАТ ЕГИИ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ОСО БЕННОСТ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО И СОМАТ ИЧЕСКОГО ЗДОРО ВЬЯ У ВРА ЧЕЙ И ПСИХОЛОГО В И.Ю. Маргошина (Санкт-Петербург)................................................................................................................. 330 13 Кострома, 16–18 мая 2007 г. ОСО БЕННОСТ И САМОР ЕГУЛЯЦИИ ЛИЦ С ОПИЙНОЙ НАР КОЗАВИСИМОСТЬ Ю Н.Н Мехтиханова, А.В. Колесникова (Ярославль).............................................................................................. 332 ОСО БЕННОСТ И САМОР ЕГУЛЯЦИИ АЛКОГО ЛЬНО-ЗАВИСИМО Й ЛИЧНОСТ И Н.Н. Мехтиханова (Ярославль)........................................................................................................................... 334 ФОРМ Ы СТР ЕССОГ ЕННЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И АКТУАЛИЗИРО ВАННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ГОС ПИТА ЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ Т.И. Миронова (Кострома).................................................................................................................................. 336 Пищевые расстройства как де струк тивный мех аниз м псих ологиче ской защи ты Б. Мируцка (Белосток, Польша).......................................................................................................................... 338 ЭГО -ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ КАК ВЫЗОВ ДОКАЗАТ ЕЛЬНОЙ НАУКЕ: ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХОДИАГ НОСТ ИЧЕСКИХ ИНСТР УМЕНТО В И ВАЛИДНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТО В ОЦЕНКИ Е.С. Молчанова (Бишкек, Кыргызстан).............................................................................................................. 340 СО ЦИАЛЬНАЯ АДАПТА ЦИЯ И ИЗМЕНЕНИЕ СТРАТ ЕГИЙ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ОВЛАДЕНИИ КУРСОМ ИНТЕГРАТ ИВНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОР ЕГУЛЯЦИИ М.Л. Пайкин, А.В.Канивец (Кострома)............................................................................................................... 340 ОСО БЕННОСТ И СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ, СО ВЕРШИВШИХ ОБЩЕСТ ВЕННО-ОПАС НЫЕ ДЕЯНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ В ПСИХИАТР ИЧЕСКОМ СТА ЦИОНАР Е А.В. Пенявская (Томск)......................................................................................................................................... 342 НЕЙРО ПСИХОЛОГ ИЧЕСКИЕ КОР ЕЛЯТ Ы ОСО БЕННОСТ ЕЙ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ БОЛЬНЫХ С АУТО ИММ УННЫМ ДЕФИЦИТОМ В СРА ВНЕНИИ С ОНКОБОЛЬНЫМИ И НОРМО Й Н.В. Пережигина (Ярославль)............................................................................................................................. 343 Взаимосвязь копин г-стратегий и мех аниз мов псих ологиче ской защи ты личн ости в ситуаци онк ологиче ского заболев ани я Н.А. Польская (Саратов)..................................................................................................................................... 346 СРА ВНИТЕЛЬНОЕ ИСС ЛЕДОВАНИЕ СМ ЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОР ИЕНТА ЦИЙ И ВОС ПРИЯТ ИЕ СО ЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК ЛИЧНОСТ НЫЕ КОПИНГ-РЕСУРС Ы ЗАВИСИМЫХ ОТ ГЕРО ИНА И УСЛОВНО ЗДОРО ВЫХ С.В. Попова (Москва)........................................................................................................................................... 348 КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ ПРИ АЛКОГО ЛИЗМЕ У ПОДРОСТ КОВ И МУЖЧИН u1047 ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТ А В.В. Пушина (Нижний Новгород), И.М. Никольская (Санкт-Петербург)....................................................... 349 СПОСО Б ПРЕОДОЛЕНИЯ ТР УДНОСТ ЕЙ, СВЯЗАННЫХ С УХУДШЕНИЕМ ПАМЯТ И КАК ПОКАЗАТ ЕЛЬ СТРАТ ЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРО БЛЕМ ОБЩЕГО ОС ЛАБЛЕНИЯ ЗДОРО ВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ЛИКВИДАТОРО В АВАР ИИ НА ЧАЭС Д.М. Рамендик (Москва)....................................................................................................................................... 351 ПСИХОЭМО ЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРС Ы КАК МЕХАНИЗМ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ Н.А. Русина (Ярославль)....................................................................................................................................... 353 АДАПТА ЦИОННЫЕ РЕСУРС Ы ПАЦИЕНТО В В УСЛОВИЯХ ОПЕРАТ ИВНОГО ВМЕШАТ ЕЛЬСТ ВА Н.А. Русина, А.Т. Барабошин (Ярославль)........................................................................................................... 355 К ВОПРОС У ОБ ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН ОТС УТСТ ВИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ОНКОЛОГ ИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ Н.А. Русина, Н.В. Пережигина (Ярославль)........................................................................................................ 357 14 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ КОПИНГ-ФАКТОР Ы В ИСС ЛЕДОВАНИИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ А.Е. Смирнова, К. И. Пульцина (Ярославль)........................................................................................................ 359 ГЕЛОТО ФОБИЯ КАК РАСТРО ЙСТ ВО СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ Е.А. Стефаненко (Москва)................................................................................................................................... 360 ОБ АДАПТА ЦИОННЫХ СПОСО БНОСТЯ Х ПРИ ПАТО ЛОГ ИЧЕСКИХ РАСТРО ЙСТ ВАХ ЛИЧНОСТ И. И.В. Тихонова (Кострома)................................................................................................................................... 361 ФОРМ ИРО ВАНИЕ НАВЫКОВ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРО ФИЛАКТИКИ ИГРО ВОЙ КОМ ПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТ И У ПОДРОСТ КОВ Т.И. Узорова (Вологда)......................................................................................................................................... 362 ВЗАИМОС ВЯЗЬ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ И ВНУТР ИЛИЧНОСТ НЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ЛИЦ С ПОГРА НИЧНЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАСТРО ЙСТ ВАМ И В. И. Филипович (Гродно)..................................................................................................................................... 363 ДЕСТР УКТИВНЫЕ ФОРМ Ы СО ВЛАДАНИЯ У ЖЕНЩИН, СО ВЕРШИВШИХ МУЖЕУБИЙСТ ВО И.В. Ювенский (Кострома)................................................................................................................................. 364 РАЗДЕЛ 7. СТРЕСС И КОПИНГ В СЕМЕЙНОМ КОНТЕКСТЕ.............................................................. 367 Вли яние трев ожн ости на формирование копин г–стратегий (на примере u1073 близнец овых пар) И. А. Агеева, С. А. Долженков, Т. А. Осипович, О. В. Киселева (Бишкек)........................................................ 368 Особен ости пе ред ачи материн ских установок у трех поколений женщи н Н.О. Белорукова (Кострома)............................................................................................................................... 370 УДОВЛЕТВОР ЕННОСТЬ БРА КОМ И ДОВЕРИЕ МЕЖДУ СУПРУГАМ И КАК РЕСУРС Ы СО ВЛАДАНИЯ МО ЛОДОЙ СЕМЬ И Н.О. Белорукова (Кострома)............................................................................................................................... 371 ОСО БЕННОСТ И СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТ КОВ ИЗ СЕМЕЙ С РА ЗЛИЧНЫМИ ТИПАМ И ВОС ПИТА НИЯ И.В. Борисова (Брянск)......................................................................................................................................... 373 НАС ИЛИЕ В СЕМЬ Е КАК ОДИН ИЗ ОС НОВНЫХ ФАКТОРО В СТР ЕССА Т.В. Волович (Минск)............................................................................................................................................ 374 СО ВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ МО ЛОДЫХ СУПРУГО В В ПЕРИОД ОЖИДАНИЯ РЕБЕНКА Н.И. Гашлама........................................................................................................................................................ 377 СО ВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РО ДИТЕЛЕЙ, ВОС ПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТЯ ЖЕЛЫМИ СЕНСОР НЫМИ НАР УШЕНИЯМ И М.С. Голубева (Кострома).................................................................................................................................. 379 ВЛИЯНИЕ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ВЗАИМОТ НОШЕНИЙ В ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬ Е НА ВЫБОР ДЕТЬМ И СПОСО БОВ СО ВЛАДАНИЯ Т.В. Гущина (Кострома)....................................................................................................................................... 381 СО ВЛАДАНИЕ СЕМЬ И С НОРМАТ ИВНЫМ СТР ЕССОРОМ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕБЕНКА ВО ВНЕШНИЕ СО ЦИАЛЬНЫЕ СТР УКТУРЫ И.П. Дмитроченкова (Воронеж)......................................................................................................................... 383 СО ВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ МАТ ЕРИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА: АНАЛИЗ ВОЗМО ЖНОСТ ЕЙ И.В. Жуланова, Ю.П. Варавкина (Волгоград)..................................................................................................... 385 ПРО БЛЕМЫ ПАР НОГО (ДИАДИЧЕСКОГО) КОПИНГА В ЗАР УБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГ ИИ Е.Л. Калугина (Севастополь-Кострома)............................................................................................................. 388 15 Кострома, 16–18 мая 2007 г. СЕМЕЙНЫЙ РЕСУРС СО ВЛАДАНИЯ СО СТР ЕССОМ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТ И Ю.В. Ковалева (Москва)....................................................................................................................................... 389 СО ВЛАДАНИЕ В СЕМЬ Е КАК ИНДИКАТОР ИНТЕГРАТ ИВНОСТ И СЕМЕЙНОЙ СИСТ ЕМЫ Е.В. Куфтяк (Кострома)..................................................................................................................................... 392 СО ВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ СУПРУГО В В СИТУАЦИИ ДЛИТЕЛЬНОЙ ВЫНУЖДЕННОЙ РА ЗЛУКИ Н.В. Майсак (Астрахань)..................................................................................................................................... 393 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТ ЕРИАЛОВ ПРО ЕКТИВНОЙ ДИАГ НОСТ ИКИ РЕБЕНКА В РАС ШИРЕНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО АРС ЕНАЛА РО ДИТЕЛЬС КИХ КОПИНГ-СТРАТ ЕГИЙ Г.Ю. Макарова (Нерехта).................................................................................................................................... 395 ПСИХОЛОГ ИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬ Е И ЕГО КОПИНГ-СТ ИЛЬ Н.Ф. Михайлова, А.В. Смирнова (Санкт-Петербург)........................................................................................ 397 СО ВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬ Е НАЧИНАЮЩЕГО ШКОЛЬНИКА Н.В.Нижегородцева (Ярославль)........................................................................................................................ 400 МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТ НОШЕНИЯ КАК РЕСУРС СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ Е.А. Петрова (Кострома).................................................................................................................................... 402 СТРАТ ЕГИИ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РО ДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОТ КЛОНЕНИЯМ И В РА ЗВИТИИ Ю. В. Прилепко.(Ставрополь)............................................................................................................................ 405 ПСИХОЛОГ ИЧЕСКАЯ ПОМО ЩЬ В АДАПТА ЦИИ СТ УДЕНТО В К ОЖИДАЕМЫМ ПОТ ЕРЯМ ПРИ ВЫБОР Е БРА ЧНОГО ПАРТ НЕРА З. А. Сагова, Д.Ю. Балова (Черкесск).................................................................................................................. 407 МЕЖПОКОЛЕННОЕ НАС ЛЕДОВАНИЕ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЬ Е М.В. Сапоровская (Кострома)............................................................................................................................ 409 СО ВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ МУЖЧИН-ОТ ЦОВ У.Ю.Севастьянова (Кострома)......................................................................................................................... 411 РА ЗВИТИЕ ТО ЛЕРА НТНОСТ И У РО ДИТЕЛЕЙ, ПРИНИМА ЮЩИХ РЕБЕНКА В ЗАМ ЕЩАЮЩУЮ СЕМЬ Ю О.Б. Скрябина (Кострома).................................................................................................................................. 412 МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГ ИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ МАТ ЕРИ И НЕГАТ ИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Ю. В. Тищенко (Брянск)........................................................................................................................................ 414 СО ВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖЕНЩИН В СО ВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТ ВЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕСТ ЕР-СИБЛИНГО В) В.И. Шиловская (Кострома)................................................................................................................................ 415 УЧАСТ НИКИ КОНФЕРЕНЦИИ......................................................................................................................... 418 16 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 17 Кострома, 16–18 мая 2007 г. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 18 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В. Г. Асеев (Москва) Среди многочисленных предрасполагающих условий психической устойчивости личности и успешного преодоления жизненных трудностей возрастного и профессионального развития следу- ет особо выделить структурные особенности сло- жившейся у человека ценностно-мотивационной структуры. Обобщая данные конкретных исследо- ваний различных видов деструктивного поведения, включая переживания и попытки суицидального типа, можно сделать вывод, что одним из важных предрасполагающих условий к возникновению внутриличностных трудностей является дисгар- моничность структуры ценностно-мотивационной системы личности в данный период жизни или в данном психическом состоянии. Истоки этой дис- гармоничности кроются в сложном, диалектически двойственном строении мотивационной системы. Типичная стратегия организации жизнеде- ятельности заключается в том, чтобы удовлетво- рять потребности, осуществлять жизненные планы и идеалы, то есть она заключается именно в том, чтобы преобразовать высокозначимые смысловые образования в низкозначимые, а в идеале свести, редуцировать эту значимость к нулю, чтобы осво- бодиться от негативного влияния актуальных моти- вационных установок типа потребности как нужды, необходимости. Это важно и для того, чтобы осво- бодить смысловое пространство личности для ак- туализации еще более значимых, объективно важ- ных – и более «интересных», достойных человека смысловых установок. Поэтому живая диалектика смысловых стратегий поведения заключается в дан- ном случае в том, чтобы, с одной стороны, успешно и гарантированно удовлетворить одни побуждения, редуцировать их в значимости, а с другой – актуали- зировать новые побуждения, восстанавливая тем са- мым общее богатство смысловой системы личности и даже развивая смысловой потенциал. Он действи- тельно выполняет функцию потенциала, поскольку служит мотивационно-смысловым средством реа- лизации другого – деятельностно-динамического потенциала, актуализация которого невозможна без мотивационно-смыслового его обеспечения. Без та- кого двустороннего процесса может образоваться (и действительно при определенных неблагопри- ятных условиях образуется) своеобразный мотива- ционный вакуум, проявляющийся в том, что одно я «могу, но не хочу» (незначимо, неинтересно и т. д. ), а другое, наоборот, я «хочу, но не могу». Образо- вание такой типично невротической двухзональной структуры смысловой системы личности крайне опасно как на ситуативном уровне, так и особенно на общеличностном, поскольку создает потенци- альную возможность суицидальных тенденций. Одним из ключевых вопросов проблемы цен- ностных ориентаций личности в мотивационном аспекте является вопрос об истоках актуализации ценностных установок. Традиционная позиция по этому вопросу заключается в том, что ценностные установки актуализируются по типу фиксации вы- соко значимого желательного состояния действи- тельности, реализация которого требует обширного временного пространства и значительных усилий, обеспечивающих высокозначимый, идеальный ре- зультат, но выходящих нередко за пределы налич- ных возможностей человека. Однако существует и второй, дополнительный, и в некотором смысле прямо противоположный исток актуализации цен- ностных установок, когда фиксируется уже до- стигнутый и достаточно гарантированный уровень реализации значимых ценностно-мотивационных установок, составляющий не менее важный компо- нент смыслового потенциала личности. Для чело- века значимо не только то, чего ему не хватает, но и то, что уже стало важным элементом его образа жизни и без чего он не мыслит себе сколько-нибудь благополучного существования. Это то, что функ- ционально вполне достижимо, а в мотивационном аспекте не просто абстрактно желательно, а совер- шенно необходимо. Соответствующие установки составляют u1074 важную часть ценностных ориентаций. В ходе социализации, обучения и освоения профессии происходит смещение ценностно-моти- вационных образований личности. Усвоение зна- ний, успешное овладение технологиями профессио- нальной деятельности, включение в корпоративную среду приводит к естественному снижению ряда первоначально высокозначимых мотивационных образований. Формирование эффективных алгорит- мов, штампов, автоматизация профессиональных действий, снижение функциональных и времен- ных затрат приводит к значительной девальвации многих ценностных установок. Но столкновение с трудными и невозможными пока для реализации за- дачами также приводит к снижению их субъектив- ной значимости. Таким образом формируются две области, в которых высокая объективная важность задач закономерно не соответствует их субъектив- ной значимости: с одной стороны то, что обходит- ся очень «дешево» по затратам и вполне успешно реализуется – а с другой – то, что хотя и важно, но пока невозможно для успешной реализации. Эти субъективные значимые образования могут не со- ответствовать объективным характеристикам. Че- ловек нередко преувеличивает трудности реализа- ции жизненных целей, недооценивает их, не прида- ет должного значения объективно важным задачам или явно преувеличивает значимость других задач. Трудности возрастного и профессионального раз- 19 Кострома, 16–18 мая 2007 г. вития, преодоление которых располагается в пре- делах функциональных возможностей личности, но за пределами необходимой психологической готов- ности, могут привести к разочарованию и приня- тию деструктивных, саморазрушающих решений. Именно в этих случаях необходима помощь психо- лога-консультанта и психотерапевта. Наличие двух диалектически дополнительных истоков актуализации и блокирования ценностных ориентаций определяет и ряд существенно разных их функций, основными из них являются смысло- образующая и регулятивная. Смыслообразующая функция ценностных ориентаций, приближающая их к мотивационным образованиям типа мечты u1080 и идеала, включает в себя подфункции мотивацион- но-смысловой интеграции побуждений и психоте- рапевтическую. Регулятивная функция также неод- нозначна по назначению и включает в себя динами- ческую подфункцию функциональной и смысловой мобилизации и подфункцию непосредственной реа- лизации промежуточных установок целевого типа. Психотерапевтическая функция смысложиз- ненных установок - это смысловой резерв, перспек- тива, надежда, «светлый огонек», предмет эмоцио- нально-экспрессивных переживаний и существен- ная часть Я-концепции личности. Совладание личности с жизнеными трудностями: Активность, поведение, Деятельность Е. А. Белан (Краснодар) Современные исследования совладания лич- ности с трудными жизненными ситуациями нако- пили достаточно фактического материала, требу- ющего комплексного теоретического осмысления. Изучение феномена совладания личности находит- ся в стадии, когда возникла настоятельная необхо- димость обозначения теоретических контекстов та- кого рода исследований. Совладание личности с жизненными трудно- стями – многоаспектный феномен. Одной из глав- ных характеристик совладания является его соотно- симость с особого рода ситуациями осуществления жизнедеятельности личности, в целом обозначае- мыми как трудные (значимые). Вне контекста теоре- тической модели «субъект – ситуация» совладание как феномен личностной активности теряет свою определенность, поскольку остается неясной его функциональность. Если под трудными ситуация- ми понимать такие ситуации, параметры которых переоцениваются личностью в сторону повышения их субъективной значимости (что ведет к превыше- нию обычных адаптивных возможностей субъекта), то главной функцией совладания будет выступать устранение (или, по крайней мере, уменьшение) рассогласования, неизбежно возникающего во вза- имодействии субъекта с жизненными трудностями (Белан, 2004). Тем самым, совладание может быть классифицировано как разновидность реализации личностью своих адаптивных возможностей, свое- образная форма взаимодействия субъекта с окружа- ющим миром. Широкий спектр исследований последних лет данного феномена показывает, что объем понятия «совладание» выходит за рамки содержания тра- диционно используемого термина «копинг-поведе- ние». В совладании личности раскрываются ее фун- кционально-динамические характеристики, способ ее самовыражения, отношение к миру в его опре- деленных качествах. Совладание – это и опреде- ленным образом организованная деятельность, имеющая свои внешние и внутренние структурные основания, посредством которой субъект реализу- ет свои жизненные отношения. Таким образом, в совладании личности с жизненными трудностями определяются активностные, поведенческие и де- ятельностные основания. Понимание совладания как совладающей ак- тивности базируется на соизмеримости содержа- тельных характеристик феномена с категориальны- ми признаками активности личности в качестве все- общей характеристики жизни, отношения человека к миру, деятельным состоянием живых существ как условия их существования (Петровский, Ярошевс- кий, 2003). Согласно К. А. Абульхановой, активность лич- ности определяется как функционально-динами- ческое качество, которое интегрирует всю ее психо- логическую структуру, что обеспечивает личности возможность по-своему структурировать жизнеде- ятельность. Активность – способ самовыражения личности в жизни, при котором сохраняется целос- тность, автономность, индивидуальность личности, обеспечивается возможность ее развития (Абульха- нова, 1999). Исходным для В. А. Петровского является представление об активности как движении, ха- рактеризующем деятельность и неотделимом от нее. Таким образом, активность – это совокупность обусловленных индивидом моментов движения де- ятельности (Петровский, 1992). Обусловленность индивидом своей активнос- ти можно понимать обобщенно: в таком ракурсе активность раскрывается как действительное со- отношение свободы и ответственности субъекта на пути развертывания процесса его жизнедеятельнос- ти. (Абдульханова, 1999) Такое понимание u1076 должно быть дополнено инструментальными характерис- тиками активности, связанными с ее организаци- ей и проявлением в конкретном взаимодействии 20 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ субъекта с разного рода жизненными ситуациями. Это позволяет определять в организации субъект- ной активности влияние объективных, то есть, си- туативных переменных (через опосредствование их личностными основаниями, как образ ситуации). В зависимости от качественных характеристик ситуа- ции, переживаемой субъектом, активность во взаи- модействии изменяет свои характеристики, то есть, проявляется не только через собственно качество, но и как свойство личности. Модель взаимодействия «человек – мир» (в применимости к субъекту: «субъект – ситуация») представляется удобной «системой координат» и для понимания совладания в качестве поведения и деятельности. В контексте взаимосвязи организма со средой С. Л. Рубинштейн подразумевает под по- ведением определенным образом организованную деятельность (Рубинштейн, 2002). По мнению Б. Г. Ананьева, поведение человека в обществе можно считать родовой характеристикой, по отношению к которой все виды деятельности имеют частное значение. При этом поведение выступает как слож- ный комплекс деятельностей человека, с помощью которых опредмечивается окружающая его приро- да (Ананьев, 1968). Внутренняя динамика поведе- ния личности существует в комплексе с динамикой его окружения, поскольку не только внутри, но и вне субъекта содержатся истоки и ориентиры его поведения (Петровский, Ярошевский, 2003). Стра- тегическая организация совладающего поведения подразумевает координацию когнитивных, аффек- тивных и поведенческих усилий человека, направ- ленных на изменение ситуации наличной действи- тельности (например, проблемно-ориентированное совладание), либо, если это невозможно, на изме- нение качества взаимодействия с ситуационными переменными (например, эмоционально-ориенти- рованное совладание или избегание). Совладающая активность личности реали- зуется посредством деятельностных u1084 механизмов. А. Н. Леонтьев под деятельностью подразумевает процесс, в котором осуществляются взаимоперехо- ды между полюсами «субъект – объект» (Леонтьев, 2005). В работе А. В. Петровского и М. Г. Ярошевс- кого деятельность в качестве целостного мотивиро- ванного акта поведения названа наиболее крупной единицей анализа внешних проявлений активности (Петровский, Ярошевский, 2003). Как отмечает В. А. Петровский, нет деятельности вне активности и активности вне деятельности. Под деятельностью он понимает динамическую связь субъекта и объ- ектов окружающего мира, выступающую в виде необходимого и достаточного условия реализации жизненных отношений субъекта, единство целенап- равленной и целеполагающей активности человека, реализующей и развивающей систему его отноше- ний к миру (Петровский, 1992). Деятельность совладания инициируется пот- ребностью субъекта в установлении баланса лич- ностных и ситуационных переменных, в снятии «давления» ситуации. Деятельностные основания совладания прослеживаются в осознанности, мо- тивированности усилий личности, направляемых вполне определенной для личности целью. Совла- дание как деятельность характеризуется процессу- альностью, имеет свою структуру, динамику внут- ренней и внешней организации, системные основа- ния. Таким образом, можно выделить, по крайней мере, три аспекта теоретического анализа совлада- ния личности с жизненными трудностями: 1. Совладание как форма активности личности, где основополагающим моментом будут выступать общие, особенные и индивидуальные характерис- тики совладания личности как ее свойства, прояв- ляемого во взаимодействии с трудными жизненны- ми ситуациями. 2. Совладание как комплекс поведенческих усилий личности, где анализ феномена можно пре- имущественно сконцентрировать на внешних его проявлениях, позволяющих внести изменение в наличную ситуацию посредством трансформации собственно ситуативных параметров (и их конфи- гурации), или изменяющих само качество взаимо- действия личности с жизненной трудностью. 3. Совладание как деятельность, где совлада- ние может быть представлено как механизм реали- зации активности в совокупности своих структур- но-функциональных компонентов. Библиографический список 1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избр. психол. труды. М., Воронеж, 1999. 2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 3. Белан Е. А. Психология совладающего пове- дения. Краснодар, 2004. 4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005. 5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теорети- ческая психология. М., 2003. 6. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. 7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психоло- гии. СПб., 2002. 21 Кострома, 16–18 мая 2007 г.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.46 (0.01 с.) |