Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы преднамеренного созданияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ТРУДНОСТЕЙ И СОВЛАДАНИЕ С НИМИ А. Н. Поддьяков (Москва) В настоящее время имеется большое количес- тво работ, посвященных совладающему поведению – тому, как люди преодолевают различные трудно- сти, в том числе в учебной деятельности, и справ- ляются или же не справляются с ними. Изучаются способности к преодолению трудностей; конкрет- ные стратегии; возможности обучения в данной спе- цифической области и т. д. (Анцыферова, Крюкова, Нартова-Бочавер, Compas, Skinner, Edge и др.). Значительно меньше внимания уделяется про- блеме преднамеренного создания трудностей. Но во многих случаях одни люди специально создают трудности для других – чтобы те их преодолевали (или же так и не преодолели бы – например, при жесткой и нечестной конкурентной борьбе). Эф- фективным средством решения своей проблемы становится создание трудностей для другого чело- века – конкурента, потенциальной жертвы u1080 и т. п. Поэтому мы считаем, что в ряде случаев не- льзя понять особенности преодоления трудностей без понимания деятельности других субъектов по их преднамеренному созданию. Чтобы понять пове- дение человека, совладающего с трудностями, надо изучить поведение того, кто эти трудности создает. Можно выделить как минимум три типа отно- шения человека, создающего проблемы и трудно- сти, к другому человеку, для которого он их гото- вит: - как к подопечному, нуждающемуся в помощи; - как к равному партнеру в диалоге; - как к сопернику, продвижение которого надо тем или иным способом остановить. Первый тип отношения реализуется посредс- твом изобретения учебных и развивающих задач, решение которых должно пойти на пользу решаю- щему, способствовать его развитию и повышению компетентности. Задачники именно такого типа вы- соко ценятся учащимися и преподавателями, а их авторы пользуются широкой известностью и уваже- нием – за соответствующие способности, талант и компетентность. Отношение к другому человеку как равному партнеру в деятельности нередко включает поста- Кострома, 16–18 мая 2007 г. новку перед ним проблем и взаимный обмен зада- чами. Наконец, отношение к другому человеку как к сопернику требует разработки и изобретения та- ких проблем и трудностей, преодолевая которые он остановится в своем продвижении, будет отброшен назад или даже «сломается». Для того, кто создает трудности, их разработ- ка выступает зачастую как сложная творческая за- дача. Поэтому имеет смысл говорить о творческих способностях, одаренности и таланте в области изобретения проблем, задач, трудностей, предна- значенных для других людей. Здесь требуются вы- сокий уровень интеллекта, хитрости и даже прово- кационности. Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что следует провести различие между: - трудностями, возникающими в результате действия объективных («физических») фак- торов или даже в результате чьей-то деятель- ности, но непреднамеренной; - трудностями, преднамеренно создаваемыми одними людьми для других в тех или иных целях. Соответственно, имеет смысл различать: - способности к преодолению объективных трудностей; - способности к преодолению трудностей, спе- циально созданных кем-то. С нашей точки зрения, эти способности имеют разную структуру. Они могут быть связаны между собой неоднозначными, в том числе отрицательны- ми связями – человек, успешно справляющийся с объективными трудностями, может пасовать перед трудностями, созданными кем-то преднамеренно, и наоборот. Изучение этих вопросов может оказаться ключевым для понимания многих социальных про- цессов (ведь немалая часть населения страны занята преодолением трудностей, созданных криминально одаренными людьми). Создание трудностей и экономика знаний. Од- ной из важных теоретических и практических про- блем является создание трудностей и прямое про- тиводействие инновационной, интеллектуальной и творческой деятельности в экономике, построенной на знаниях. В такой экономике способность нара- щивать интеллектуальный и творческий потенциал быстрее своих конкурентов рассматривается как единственный надежный источник превосходства над ними. С одной стороны, это создает мощный социальный заказ на создание и использование эф- фективных методов, развивающих интеллектуаль- ный и творческий потенциал субъектов экономи- ческой деятельности. С другой стороны, понимание ключевой роли инновационного, интеллектуального и творческого потенциала может вести соперников не только к по- вышению своего собственного потенциала в этой области, но и к попыткам ослабления чужого. Удар по интеллектуальным и творческим способностям, а значит, по способности овладевать новыми вида- ми деятельности и порождать новые орудия, являет- ся одним из наиболее эффективных, чтобы сделать конкурента несостоятельным в меняющемся мире. В результате совершенствуются такие явления как скрытое противодействие обучению другого субъ- екта, а также «троянское» обучение – обучение конкурента тому, что для него невыгодно, вредно, опасно, но соответствует интересам организатора обучения. Наши исследования показывают: многочис- ленные случаи преднамеренного противодействия обучению других субъектов и их троянского обу- чения встречаются в самых разных социальных и профессиональных группах. С точки зрения эконо- мики, построенной на знаниях, противодействие обучению конкурента или же обучение его тому, что для него невыгодно – это закономерная рабо- та по снижению роста данного вида человеческого капитала (потенциала) у соперника. Насколько, по мнению людей, распростра- нены противодействие обучению конкурента и «троянское обучение» в повседневной жизни? Для ответа на этот вопрос мы провели анонимный оп- рос по разработанному нами опроснику. В опросе участвовали 287 американцев и 394 россиянина, в том числе профессиональные преподаватели. Ока- залось, что более 80% респондентов во всех под- группах считают, что обучение «со злым умыслом» бывает в реальной жизни и имеет место в школах и университетах. Около половины участников счи- тают, что бывали случаи, когда их учебе мешали из недружественных побуждений, а также пытались проводить по отношению к ним обучение «со злым умыслом». От 9 до 20% респондентов в разных под- группах (в том числе некоторые профессиональные преподаватели) сами проводили такое обучение по отношению к кому-то. В целом, полученные результаты позволяют достоверно утверждать, что, наряду с помощью и кооперацией, в практике обучения относительно широкое распространение имеют также и нечестная конкуренция, помехи чужому обучению, использо- вание ситуаций обучения для нанесения ущерба. Количество людей, утвердительно ответивших на многие из заданных вопросов, не позволяет игно- рировать эту проблему и заставляет считать ее пси- хологически и педагогически значимой. Как показывает теоретический анализ про- блемы и наши экспериментальные исследования, средствами борьбы с противодействием развитию ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ интеллекта и творчества являются: а) активное са- мостоятельное исследовательское поведение субъ- ектов интеллектуальной творческой деятельности; б) учет ими целей и ценностей других участников социального процесса; в) критическая и осмыслен- ная рефлексивная работа с содержанием деятель- ности, транслируемым или навязываемым другими субъектами. Создание трудностей для чужого развития, с одной стороны, и деятельность противостоящих субъектов по их преодолению, с другой, задают важное и малоизученное направление диалектичес- кого взаимодействия обучения (в широком смысле) и развития. Связь обучения, развития, интеллекта, творчества, конструктивного отношения к жизни или же дезадаптации может быть понята лишь с учетом диалектики взаимосвязей «создание – пре- одоление трудностей». ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ НЕОДНОЗНАЧНОСТИ ВЛИЯНИЯ ТРУДНОСТЕЙ НА ЛИЧНОСТЬ Д. А. Сальник (Москва) Обобщение многочисленных теоретических и эмпирических исследований по вопросу влияния трудностей на поведение и развитие личности при- водит к выводу о потенциальной неоднозначности таких влияний. В основе такого вывода могут быть положены модели Йеркса-Додсона, Аткинсона, Хебба и других, результаты исследований жиз- ненной и профессиональной судьбы людей, пере- живших в разные возрастные периоды и в разных психических состояниях серьезные трудности и психические травмы, стрессовые ситуации и дра- матические события. Известные американские исследования судьбы людей, переживших в детском возрасте депрессию 30-х годов, говорят о существенном влиянии воз- растного фактора: для маленьких детей эти собы- тия оказались скорее травмирующими, в то время как у детей подросткового возраста они сформиро- вали психическую устойчивость и навыки преодо- ления трудностей и имели скорее позитивный эф- фект. Умеренные трудности чаще всего оказывают стимулирующий эффект, а серьезные трудности – блокирующий. Однако эти зависимости также неоднозначны. Иногда малые трудности просто иг- норируются и не вызывают активной личностной реакции и соответствующей активной стратегии преодоления; в то же время именно серьезные труд- ности (даже в отношении творческой деятельнос- ти) нередко стимулируют актуализацию и глубокое развертывание личностного потенциала, включая резервные физиологические, психические и чисто творческие возможности человека. Аналогичную неоднозначность нетрудно за- фиксировать и в отношении жизненного и профес- сионального успеха. В одних случаях успех мо- жет способствовать эффекту типа «почивания на лаврах», дезактивации, позиции иждивенчества, в других же случаях, наоборот, успех актуализирует надежду, способствует формированию уверенности в себе, повышению самооценки и уровня притяза- ний, мобилизует на активную деятельность и пос- тановку новых задач. Обобщая приведенные теоретические и эм- пирические результаты психологических иссле- дований, можно сформулировать вывод о том, что как неуспех, так и успех оказывают потенциально неоднозначное влияние на психическое состояние и поведение личности. Успех и неуспех оказывают стимулирующее влияние на личность, если спо- собствуют актуализации объективно сложившихся резервов, (о которых сам человек или окружаю- щие могут и не подозревать), но те же успех или неуспех оказывают, наоборот, дестабилизирующее и деструктивное влияние, если подводят человека к пределу его функциональных возможностей или личностных интересов, когда человек, по его субъ- ективным оценкам, уже ничего не может и ничего не хочет. Ошибки в стратегии воспитания детей и в стратегии управленческих, пропагандистских и рекламных воздействий состоят, в частности, в том, что ребенку или взрослому достаточно авторитетно внушают именно такое пессимистическое психи- ческое состояние. Гораздо более эффективны воз- действия стимулирующего типа, ориентированные на актуализацию возможных резервов (поддержка, похвала, даже авансом, формирование мотивации достижения, умеренное повышение самооценки и уровня притязаний).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.007 с.) |