Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Саморегуляция – одна из формСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ Г. Г. Вербина (Чебоксары) Копинг-поведение предполагает сформиро- ванное умение использовать определенные средс- тва для преодоления жизненных проблем. Это на- правленная форма поведения на приспособление к различным обстоятельствам. Теоретически конс- труируемая психологическая структура, в которой разворачивается процесс саморегуляции личнос- ти, оказывается снабженной чрезвычайно важным функциональным компонентом − звеном контроля, самооценивания текущих результатов активности личности. Некоторым функциональным аналогом переменной, которая в теоретической модели ре- гуляции деятельности выступает в виде функцио- нального звена критериев успешности деятельнос- ти, может стать такая личностная переменная, как уровень притязания или представление человека о своих возможностях. Наличие уровня притязаний отражает то обстоятельство, что деятельность ин- дивида предполагает постановку по крайней мере двух видов целей: реальной, которую он может реа- лизовать, и идеальной, которой он хотел бы достичь в идеале. Между этими целями может установиться большее или меньшее расхождение. Если расхож- дение особенно велико и уровень притязания не обеспечивает ориентации индивида u1074 в меняющихся условиях, это ведет к изменению самооценки, а за- тем и представления о себе. Индивид, не умеющий различать реальные и идеальные цели, потерпев по- ражение, относит его к краху высоких идеальных притязаний своего «Я», не учитывая того, что не- удача могла произойти лишь при выполнении имен- но данной деятельности. При формировании структуры личности про- исходит процесс усвоения человеком общественных ценностей, социальных норм, ролей, обобщенных целей, типов мотивации, которые являются для него некоторыми ориентирами при освоении социально- го мира в мире культуры. Другую сторону включе- ния человека в жизнь социального мира характери- зует процесс становления структуры человеческого «Я», становления самосознания, выделение челове- ком себя из окружающего мира и осознание себя. Личность смотрит на мир, в том числе и на социаль- ный, через призму своих ценностных представле- ний, выработанных значений, смысловых структур, стереотипов. В данном случае ценностные ориен- тации личности оказываются уже функциональ- но связанными не только с идеалом, но и с таким структурным компонентом личности, как образ «Я». Образ «Я», или «Я-концепция», в контексте рассмотрения процессов саморегуляции личности в соотнесенности с идеалом может рассматривать- ся как представление о специфическом исходном материале преобразований и стабилизации. К. Род- 25 Кострома, 16–18 мая 2007 г. жерс показал, что слишком большое расхождение «Я – реального» и «Я – идеального» может служить серьезным источником внутриличностного конф- ликта. Однако в норме реальное расхождение этих образов как внутреннее противоречие включено в психологические механизмы, стимулирующие вы- работку программ активности личности, саморегу- ляцию личности, копинг-поведение. М. Розенберг выделяет несколько образов «Я»: 1) настоящее «Я» − каким индивид себя видит в действительности в данный момент; 2) динамическое «Я» − каким индивид поставил себе целью стать; 3) будущее или возможное «Я» − каким, по мне- нию человека, он мог бы стать; 4) фантастическое u171 «Я» − каким следует быть, исходя из усвоенных норм и образцов; 5) идеализированное «Я» − каким приятно ви- деть себя; 6) ряд изображаемых «Я» − образы и маски, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними отрицательные и болезнен- ные черты, слабости своего настоящего «Я». В целостный процесс саморегуляции, в ко- пинг-поведение следует включить самооценку личности, являющуюся частью процесса самопоз- нания. Основная функция самооценки состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. На каждом конкретном этапе развития личности само- оценка отражает уровень развития самопознания и самоотношения и является важнейшим внутренним условием его развития. По мнению И. И. Чесноковой, через включе- ние самооценки в структуру мотивации деятель- ности личность осуществляет непрерывное соотно- шение своих возможностей, внутренних психичес- ких резервов с целями и средствами деятельности. Самооценка включает в себя умение оценить силы и возможности. Она позволяет индивиду примери- вать свои силы к требованиям окружающей среды, то есть способствует саморегуляции. Саморегуляция является необходимым компо- нентом любой деятельности современного челове- ка, его копинг-поведения. В содержание понятия «саморегуляция психических состояний» входят умение владеть собой, своими действиями и пос- тупками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое са- мочувствие и поведение в экстремальных ситуаци- ях. К. К. Платонов определял самообладание как «баланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями, взятых независимо от фактора времени». Волевой компо- нент включает здесь действия, связанные при их выполнении с более или менее выраженными внут- ренними, психическими усилиями. Каждое волевое действие проходит несколько этапов: определение цели и осознание самого стремления к ее достиже- нию, представление о спектре возможностей дости- жения цели; появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности; борьба и выбор мотивов, принятие одной из возможностей в качестве решения; реализация принятого решения. А. Маслоу рассматривал становление личнос- ти как работу самоактуализации, которая, требуя максимальных творческих усилий, предполагает: адекватное, безоценочное принятие себя; честность и доверие по отношению к себе; принятие на себя ответственности за свои поступки и действия; спо- собность быть спонтанным, непосредственным и естественным; быть открытым новому опыту, про- исходящим изменениям; стремление к независи- мому, автономному существованию, определение собственной точки зрения на окружающий мир и философского взгляда на понятие добра и зла; раз- витие демократичности, чувства сопричастности, единения с другими людьми, способности к глубо- ким межличностным отношениям. Все эти компоненты становления личности тесно переплетаются с адаптацией, саморегуляцией и копинг-поведением. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправля- емой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчеркивая при этом ее системную организацию. Необходимо включить в формулировку данного понятия «потребности». Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, адапта- цию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружа- ющей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет инди- видууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие деятель- ности и поведения требованиям среды. В исследованиях, проведенных Дж. Вейллан- том, было показано, что уровень эффективности используемых индивидом копинг-стратегий напря- мую связан с достигаемым им в жизни благополу- чием, соотносимым с доходом, удовлетворенностью работой и семейными отношениями. Таким образом, наблюдается u1074 взаимозависи- мость уровня притязаний и самооценки личности. Психические компоненты личности выступают в виде определенной функциональной структуры, каждая из составляющих которой (ценности, цели, идеалы, образ «Я», уровень притязаний, аппарат самооценивания), хотя и не имеет статуса самосто- 26 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ятельного регулятора поведения и деятельности, однако вносит определенный вклад в целостный процесс саморегуляции личности, в ее копинг-по- ведение. Библиографический список 1. Акопов Г. В., Макеева Л. В. и др. Эмоциональ- ная саморегуляция. Самара. 2002. 2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001. 3. Ильин Е. П. Психология воли. – СПб., 2000. 4. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М., 2005. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ Р. М. Грановская (Санкт-Петербург) В книге «Психологическая защита» я сделала попытку представить ПСИХОЛОГ ИЧЕСКУЮ ЗА- ЩИТУ как целостную систему, последовательное становление которой предопределяют этапы раз- вития сознания. В рамках такого понимания совер- шенно иначе предстают и стратегии КОПИНГ-ПО- ВЕДЕНИЯ. Система защиты личности формируется в его Модели Мира. Накопление опыта и усвоение норм и ценностей общества делает Модель Мира не толь- ко все более эффективным кормчим человека, но и более инерционной. Инерционность не позволяет человеку принять СУДЬБОНОС НОЕ РЕШЕНИЕ, которое сразу и радикально изменило бы его жизнь. Ведь СУДЬБОНОС НОЕ РЕШЕНИЕ НЕ МО ЖЕТ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНО, так как любое решение долж- но строиться поэтапно на фундаменте прошлого опыта. В этом плане любая радикальность опасна и может даже вести к психической смерти подобная ситуация в метафорической форме описана в кни- ге Т. Уайлдера «Мост короля Людовика Святого»). Вместе с тем, потребовать радикальной перестрой- ки ценностей и поведения может не только сам че- ловек, но и объективная чрезвычайная ситуация, и тогда требование полной реконструкции системы ценностей может стать непосильной и привести к слому Модели Мира. По представлению автора, ЦЕЛОСТ НАЯ СИСТ ЕМА ЗАЩИТЫ включает три психологи- ческих подсистемы и одну социально-психологи- ческую: КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССО ЗНАТ ЕЛЬНОЕ, ПОДСО ЗНАТ ЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ОСО ЗНАВАЕ- МЫЕ СТ ЕРЕОТ ИПЫ, формирующие КОПИГ-ПО- ВЕДЕНИЕ. Первые три линии защиты соотносятся с разными ипостасями человека: ИНДИВИД, ЛИЧ- НОСТЬ, ЧЛЕН ОБЩЕСТ ВА. По мере продвижения от первой подсистемы к третьей, снижается мощ- ность реакций, зато увеличивается ПРО ИЗВОЛЬ- НОСТЬ УПРА ВЛЕНИЯ поведением. Эти три ли- нии защиты: ОБЩЕСТ ВА, через принудительное изменение поведения данной личности, ИНДИВИ- ДА, путем сохранения ее психической целостности и дееспособности за счет изменения внутренней среды и отношения к внешним событиям и ЛИЧ- НОСТ И, осознанно и активно добивающийся своих целей за счет изменения внешней среды. Мы исхо- дим из предположения, что последовательность возникновения и разнообразие ФОРМ ЗАЩИТЫ обусловлены развитием сознания при взаимодейс- твии ЧЕЛОВЕКА и его СО ЦИАЛЬНОЙ СР ЕДЫ. Изменение этого взаимодействия и в прошлом про- воцировало и в дальнейшем будет порождать новые формы защиты. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССО ЗНАТ ЕЛЬНОЕ (ар- хетипы) опирается на мощные инстинкты и поэто- му носит НЕУПРА ВЛЯЕМЫЙ характер. Оно фор- мирует стратегии преодоления экстремальных си- туаций, возникающих не столько в жизни личности, сколько ОБЩЕСТ ВА в целом, но реализуется через отдельную личность. Особенности этой защиты: вневременная ценность стратегий, НЕОТ ВРАТ И- МОСТЬ вторжения и специфическая ГИБКОСТЬ проявления. Существенно, что вторжение архети- пов в минимальной степени реализует ИНДИВИ- ДУАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ и может входить с ними в противоречие, обеспечивая решение не в пользу личности, а в пользу общества. Так как в современ- ной жизни в исходном виде использовать древние формы оживляемого архетипа невозможно, то это обуславливает развитие особой ГИБКОСТ И, когда древние стратегии реализуются через обновленные формы. И сегодня, если лидер имеет много АР ХИ- ТЕПИЧЕСКИХ черт, говорят, что он обладает ХА- РИЗМО Й, так как его призывы одинаково неотвра- тимо воспринимаются большинством людей. При родовом строе единицей защиты выступал род. Со временем ролевое расслоение рода сместило задачу защиты на индивида, породив ПОДСО ЗНА- ТЕЛЬНУЮ психологическую защиту. В дальней- шем процессы развития самосознания и углубления ИНДИВИДУАЛИЗМА привели к распространению ЗАЩИТЫ НА ЛИЧНОСТЬ, путем формирования ОСО ЗНАННЫХ СТ ЕРЕОТ ИПОВ и активных форм преобразования среды и самого себя. Однако удер- жание акцента защиты на личности может входить в противоречие с необходимостью защиты челове- ческого общества. Такие противоречия особенно заметны в ситуациях природных или экологических бедствий, когда спасение возможно только путем общественных усилий. В эти критические момен- ты автоматически активизируется КОЛЛЕКТИВ- НОЕ БЕССО ЗНАТ ЕЛЬНОЕ, меняющее поведение МАС людей через проявление и доминирование ИНЫХ ЦЕННОСТ ЕЙ. Однако этого может оказать- ся недостаточно. Поэтому в современном обществе для ПРЕДОТ ВРА ЩЕНИЯ подобных катастроф 27 Кострома, 16–18 мая 2007 г. необходимы и осознанные коллективные усилия. В настоящее время имеются ростки ЧЕТВЕРТО Й, социально-психологической ЛИНИИ ЗАЩИТЫ - развитие международных ЭКОЛОГ ИЧЕСКИХ ор- ганизаций, сознательно преодолевающих не только личные, но и государственные выгоды. Вторая линия защиты - ПОДСО ЗНАТ ЕЛЬ- НАЯ. Ее формы тоже включаются автоматически, но последствия их вторжения не столь неотврати- мы. Ее инструмент - ЦЕНЗУРА - препятствует по- рождению решений, эмоционально или ментально опасных для психического равновесия человека. Опасная информация поступает на переработку одной из форм подсознательной защиты и АВТО - МАТ ИЧЕСКИ преобразуется до потери травмиру- ющего воздействия. Эти формы защиты ОГРА Ж- ДАЮТ, ВЫКЛЮЧАЮТ, ДЕФОРМ ИРУЮТ и ПЕ- РЕАДРЕСУЮТ поступающую из внешней среды информацию с тем, чтобы НА ДАННЫЙ МОМ ЕНТ сохранить душевное равновесие, психическое здо- ровье и даже жизнь личности путем приспособле- ния ВНУТР ЕННЕЙ СР ЕДЫ. Все они направлены к защитному СУЖЕНИЮ поля сознания, и чем силь- нее травмирует u1089 ситуация, тем существеннее это сужение. Результат НЕОДНОЗНАЧЕН. ПОЗИТИВ- НЫЙ - ОБЕРЕГА ЮЩИЙ, так как включение, со- провождается субъективным ощущением СНЯТ ИЯ НАПРЯ ЖЕНИЯ, и человек может продолжать нор- мальное существование. НЕГАТ ИВНЫЙ – связан с тем, что во внешней среде ничего не изменилось и ее травмирующее воздействие через некоторое время снова может превысить порог! В отличие от коллективного бессознательного этот тип защиты ИЗМЕНЯЕТСЯ в течение жизни в зависимости от индивидуальных свойств человека и от возраста. УПРА ВЛЯЕМОСТЬ тревожным душевным состо- янием и эффективность его нормализации с помо- щью подсознательной защиты ОТ НОС ИТЕЛЬНА, поэтому ее негативный аспект ведет к формирова- нию третьей линии защиты – осознанным формам КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ. ТР ЕТЬЯ линия защиты – стратегии ОСО З- НАВАЕМЫХ форм. Они способны менять ВНЕ- ШНЮЮ СР ЕДУ. СО ВЛАДАНИЕ (копинг) позволя- ют организовать свое поведение и внешние обстоя- тельства таким образом, чтобы не только умерить, но и упредить травмирование, обусловленное как индивидуальными проблемами, так и социальным давлением на личность. ОСО ЗНАВАЕМЫЕ СТ Е- РЕОТ ИПЫ - продукт аккумуляции общественного опыта, полезного в СТА НДАРТ НЫХ ситуациях. Они позволяют сократить время выбора реакции, то есть сэкономить энергию и «не выпасть» из соци- ума. Стереотипы защищают личность НЕ СТО ЛЬ БЫСТРО и, безусловно, как подсознательные фор- мы. Вместе с тем использование стереотипов защи- щает НЕ ТО ЛЬКО ЛИЧНОСТЬ, но и стабильность общества, имеющего такие нормы, цели и ценнос- ти. А поскольку ЦЕЛИ и ЦЕННОСТ И в процессе воспитания и обучения формируются в значитель- ной степени осознанно, то это допускает ПРО ИЗ- ВОЛЬНОЕ УПРА ВЛЕНИЕ ими. КОПИНГ - ресурсы психики предстают как результат напряжения, возникающего от давления общественных норм на поведение личности и ее оценку ситуаций. Накапливаются они в более КО- РОТ КОМ интервале, чем жизнь, поскольку их фор- мирование предполагает СТА НОВЛЕНИЕ СО ЗНА- НИЯ, то есть некую зрелость Модели Мира. Сте- реотипы МОГ УТ БЫТЬ ОСО ЗНАННЫ (но не обя- зательно актуально осознаются в каждый данный момент), поэтому противодействие их вторжению может быть НЕПОСР ЕДСТ ВЕННЫМ и существен- но более УПРА ВЛЯЕМЫМ. Если подсознательные формы защиты, не меняя совокупного набора форм, приводят к возникновению ДОМ ИНИРУЮЩИХ форм, то ситуация с осознаваемыми стереотипами совсем иная – они более зависимы от пола, темпе- рамента и возраста, поскольку относительно этих критериев существуют традиционные социальные и групповые нормы. По представлению автора для общества сегод- ня наибольший практический интерес представляют ПЕРВАЯ и ЧЕТВЕРТАЯ линии защиты, поскольку они определяют ВЫЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТ ВА, однако для каждого отдельного человека важно пре- жде всего владение навыками управления ВТОРО Й и ТР ЕТЬ ЕЙ линией защиты, так как они определя- ют возможность оптимальной организации своего поведения и сохранения внутреннего равновесия. Последовательность исторического и онтоге- нетического развития этих форм защиты обуслав- ливает и разную организацию оптимальной работы систем ПРЕОДОЛЕНИЯ И КОПИНГА. Эффектив- ность стратегий копинга определена созреванием не только сознания, но и самосознания, не только представлений о возможности регулирования свое- го самочувствия, но и воспитанием НАВЫКОВ СА - МОР ЕГУЛИРО ВАНИЯ. Овладение палитрой ко- пинг-стратегий позволяет человеку смягчать свои проблемы и противостоять натиску МА НИПУЛЯ- ТОРО В. Необходимый тренинг социально-одобряе- мых стратегий КОПИНГА позволяет самостоятель- но справляться с напряжением и беспокойством в трудных жизненных ситуациях и ДОСТ ИГАТЬ СО ЗНАТ ЕЛЬНО поставленных ЦЕЛЕЙ путем ИЗ- МЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СР ЕДЫ. Появление воз- можности реализовать ЛИЧНЫЕ ЦЕЛИ, достичь стабильного БЛАГО ПОЛУЧИЯ вдохновляют чело- века и приводят к росту его творческой активнос- ти, но не способно наполнить его жизнь смыслом, побуждающим к развитию своих возможностей - к этому могут вести только ВЫСШИЕ ИДЕАЛЫ, связанные с общим благополучием. Так, состояние 28 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО u1055 ПОВЕДЕНИЯ СР ЕДЫ ОБИТА НИЯ и растущие ПОТР ЕБНОСТ И ЧЕЛОВЕКА входят в ПРОТ ИВОР ЕЧИЕ. Есть и другое ПРОТ ИВОР ЕЧИЕ. С одной сто- роны, КОПИНГ-стратегии помогают человеку впи- саться в общественные отношения и тем снизить свою напряженность, но только при уменьшении уровня своей уникальности и творческой активнос- ти. С другой стороны, прогресс общества требует новых, конструктивных подходов ко всем сферам жизни, то есть качеств и поступков, которые не пре- допределены социальными нормами. Вместе с тем, число форм защит и стратегий совладания зависит от культурных особенностей и религиозных тради- ций общества. По мере развития общества и роста ИНДИВИДУАЛИЗМА возрастает вероятность по- явления новых форм защиты, что, возможно, и по- рождает разнобой в различных перечнях психологи- ческих защит. Кроме того, христианские ценности обусловливают несколько иные формы защиты, чем исламские, буддистские или конфуцианские так как в разных странах преобладают отличные уровни КОЛЛЕКТИВИЗМА и ИНДИВИДУАЛИЗМА. Их особенности тоже накладывают свой отпечаток на специфику психологической защиты. Для нас важно, что с развитием общества ИН- ДИВИДУАЛИЗМ порождает ПРОТ ИВОР ЕЧИВЫЕ тенденции. С одной стороны, рост индивидуализма ведет к увеличению поводов возникновения кон- фликтов личности с обществом, и тогда начинает «свирепствовать» подсознательная защита, адапти- руя человека с помощью все более разнообразных ее форм, оберегающих и отделяющих человека от реального мира. С другой стороны, яркая индивиду- альность способна более продуктивно формировать сознательные стереотипы и эффективные стратегии преодоления давления общества и пробивать в ней некую индивидуальную брешь для личных твор- ческих прорывов. В свете подобных представлений умение пользоваться КОПИНГ-стратегиями имеет как теоретическое, так и большое ПРА КТИЧЕСКОЕ значение для родителей, воспитателей и лично для человека. Тем более что люди, предпочитающие в стрессовых ситуациях стратегии, КОНСТР УКТИВ- НО ПРЕОБРА ЗУЮЩИЕ внешнюю среду, чаще u1086 от- носятся к личностям с оптимистическим мировоз- зрением, устойчивой положительной самооценкой и сильно выраженной мотивацией достижения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.144 (0.009 с.) |