Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совладание с неопределенностьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ Е. П. Белинская (Москва) Темпы и масштабы современной обществен- ной динамики, уже традиционно категоризуемые как ситуация быстрых социальных изменений, приводят к повсеместному возрастанию социаль- ной вариативности в самом широком смысле этого слова как многообразия принципов организации со- циальных общностей, возникновения новых видов деятельности, социальных ролей, групповых норм и ценностей. Закономерно трансформируется весь процесс социализации: требования повышенной социальной мобильности в сочетании с исчезно- вением многих привычных оснований социальной категоризации и самокатегоризации заставляют мыслить ее субъекта как активного, изменчивого, погруженного во множественные коммуникации, постоянно выходящего «за пределы» своего инди- видуального «Я», конструирующего свою идентич- ность. Проблема состоит в том, что процесс подоб- ного самоконструирования неизбежно протекает в ситуации неопределенности как с точки зрения ис- ходной вариативности возможностей, выборов, ре- шений и интерпретаций, служащих «основаниями» конструирования «Я», так и с точки зрения низкой субъективной возможности контролировать разви- тие событий своей жизни и прогнозировать личное будущее. Очевидно, что анализ динамики представле- ний u1095 человека о себе в этих условиях невозможен без рассмотрения той психологической реальности, которая отражает собственно сам процесс «встре- чи» человека с изменяющейся действительностью, требующие максимальной актуализации имеющих- ся в его распоряжении ресурсов для преодоления субъективной неопределенности ситуации. Пред- ставляется, что эта психологическая реальность наиболее адекватно характеризуется с помощью понятия «совладание». Сегодня данная проблема- тика приобретает все более отчетливое социально- психологическое звучание. Это обусловлено двумя основными исследовательскими тенденциями в ее освоении: во-первых, смещением трактовок про- цесса совладания от поведенческого к когнитивно- му «полюсу», а во-вторых - переходом от понима- ния «трудной ситуации» как объективного стресса к ее интерпретации как имеющей сугубо личност- ное значение. Подчеркнем, что преимущественное внимание исследователей к когнитивной оценке ситуации обусловило существенный прорыв в ос- воении проблематики совладания, позволивший преодолеть известную фрагментарность в анализе ее феноменологии. Он реализуется сегодня в трех основных направлениях: 1) выделении процессу- альных закономерностей совладания; 2) анализе его прогностических эффектов; 3) рассмотрении совладания в перспективе развития личности, в том числе, ее социального развития. Этот прорыв в зна- чительной степени связан с исследованиями соци- ально-психологической адаптации на кросс-куль- турном материале. Заметим, что именно последнее направление исследований показало отсутствие однозначной связи личностных и социальных ре- сурсов совладания с успешностью ресоциализации. Соответственно, прогностическим с точки зрения конструктивности совладания в изменяющихся и нередко неопределенных ситуациях стало мыс- литься не столько наличие у человека тех или иных личностных качеств или возможностей социальной поддержки, сколько степень их соответствия нор- мам максимально высокого уровня общности. Тем самым принципиальным в понимании u1089 совладания оказывается не традиционное акцентирование осо- бенностей личности с одной стороны, и характерис- тик воспринимаемой ситуации с другой, а анализ взаимодействия в системе «личность-ситуация». Подобное понимание представляется наибо- лее перспективным для анализа специфики процес- са совладания человека с субъективно переживае- мой неопределенностью и его взаимосвязи с конс- труируемой Я-концепцией. Данное взаимодействие состоит в формировании комплексной когнитив- ной оценки, включающей в себя как интерпрета- цию субъектом ситуации, так и его представления о себе в ней. Недостаточность и неоднозначность имеющихся эмпирических данных о взаимосвязи особенностей Я-концепции и стратегий совлада- ния позволяет выдвинуть предположение о том, что данная взаимосвязь может иметь различные моди- фикации как с точки зрения структурных составля- ющих «Я» (прежде всего, персональной и социаль- ной идентичности), так и в плане его динамических особенностей (гибкости и дифференцированности). Соответственно, необходимым становится эмпири- ческое освещение следующих вопросов: 1) зависи- мости характеристик совладания от особенностей интерпретации субъектом конкретной «трудной» жизненной ситуации; 2) взаимосвязи восприятия субъективно «трудных» ситуаций как неопределен- ных и применяемых в них стратегий совладания; 3) взаимосвязи структурно-динамических особеннос- тей «Я» и стратегий совладания. Изучение зависимости стратегий совладания от особенностей интерпретации конкретной труд- ной ситуации проводилось на материале ситуации потери работы. Анализ работ, посвященных про- блеме безработицы, позволяет утверждать, что в подобной ситуации человек утрачивает привычные ориентиры для социальной самокатегоризации, ис- пытывает дефицит информации об имеющихся у него возможностях и путях активности, затрудняет- ся с прогнозом ее дальнейшего развития при осоз- нании необходимости делать некоторый выбор, что 22 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ позволяет квалифицировать данную ситуацию u1082 как субъективно неопределенную. Полученные в ходе эмпирического исследо- вания данные свидетельствуют, что существует взаимосвязь между предпочтением тех или иных стратегий совладания и общими особенностями ка- тегоризации жизненных трудностей: интерпретаци- исубъектом конкретной ситуации, требующей сов- ладания, опосредована общим когнитивным кон- текстом, в котором категоризируются субъективно трудные события. Также была отмечена содержа- тельная взаимосвязь между выбором тех или иных стратегий совладания и параметрами устойчивости к неопределенности. Активный вариант совладания (в когнитивном плане – «решение проблем», или в оценочном – «переоценка ситуации») оказался свя- зан с когнитивным и поведенческим компонентом устойчивости к неопределенности; пассивные стра- тегии («уход, избегание») – с аффективной и пове- денческой неустойчивостью к неопределенности. Взаимосвязь структурных составляющих Я- концепции и стратегий совладания с неопределен- ностью отражается в том, что общая недифферен- цированность и слабая выраженность стратегий совладания с неопределенностью связана с недиф- ференцированностью Я-концепции в целом, отра- жаясь в «невыпуклости» представлений о себе в си- туации, требующей совладания. Напротив, наличие у респондентов максимально широкого выражен- ного спектра стратегий совладания с неопределен- ностью, приводящее к категоризации ими ситуации неопределенности как субъективно простой и к общей устойчивости к неопределенности, связано с опорой при совладании на «Идеальное Я», наде- ляемое характеристиками активности. Анализ стратегий совладания с неопределен- ностью по параметрам «гибкость/ригидность» и «активность/пассивность» показывает, что исполь- зующие различные стратегии респонденты отли- чаются по параметрам самокатегоризации, причем эти различия касаются, прежде всего, параметров самокатегоризации в ситуации, требующей совла- дания. Респонденты, использующие какую-либо одну стратегию совладания с неопределенностью («ригидные»), характеризуют u1089 себя в такой ситуа- ции с крайних, полярных позиций, в то время, как у «гибких» респондентов, склонных к использованию нескольких стратегий совладания, самокатегориза- ция оказывается более внедрена в общую структуру Я-концепции. Для респондентов, использующих активные стратегии совладания с неопределенностью и де- монстрирующих поведенческую и когнитивную устойчивость к ней, «Идеальное Я» служит точ- кой опоры при построении представлений о себе в подобной ситуации. Однако «активно-гибкие» в равной мере ориентируются при построении пред- ставлений о себе в неопределенности на идеализи- рованные и отраженные в социальных оценках об- разы себя, а респонденты, использующие лишь ка- кую-либо одну «активную» стратегию совладания («активно-ригидные»), – только на «Идеальное Я». Респонденты, использующие «пассивные» страте- гии совладания с неопределенностью и характери- зующиеся поведенческой неустойчивостью к ней, конструируют представления о себе в подобной ситуации «от противного» - как «зеркальные» по отношению либо к «Идеальному Я», либо к «Соци- альному Я». А именно: для «пассивно-ригидных» непринятие себя в такой ситуации, категоризация ее как требующей активности в сочетании с субъектив- но низкими возможностями контроля за возможны- ми следствиями, определяет представление о себе в неопределенности как образ, противоположный по своим характеристикам «Идеальному Я». Для респондентов, предпочитающих «пассивно-гиб- кие» стратегии совладания с неопределенностью, представление о себе в подобной ситуации, будучи противопоставлено всем остальным составляющим Я-концепции, в максимальной степени противопо- ложно «Социальному Я». Иными словами, конструирование представле- ний человека о себе в условиях актуальных соци- альных изменений опосредовано спецификой ког- нитивной, аффективной и поведенческой составля- ющей его устойчивости к ситуации переживаемой неопределенности в сочетании с динамическими характеристиками стратегий совладания с ней.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.116 (0.008 с.) |