Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпочтения в выборе копинг-Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СТРАТЕГИЙ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ГИБКОСТИ (Исследование выполнено при финансовой Поддержке РФФИ, проект №06-06-80216) С.А. Богомаз, Т.Е. Левицкая (Томск) В последнее время в нашей стране ярко вы- ражена инновационная тенденция развития обще- ства, сопровождающаяся появлением и внедрением все новых технологий в различные сферы жизни человека. Возникающая инновационная среда, как можно заметить, характеризуется высокой сте- пенью неопределенности и отсутствием готовых алгоритмов деятельности. В связи с этим особую важность приобретает умение молодых людей как потенциальных участников инновационных проек- тов ориентироваться в ситуации неопределеннос- ти, быть способными проявлять надситуативную активность и формировать инновационной опыт в процессе самой деятельности. Соответственно, в сложившихся условиях профессиональная компе- тентность молодых людей становится зависимой не только от специальных знаний и умений, но и от разностороннего развития их личности. При этом желательно, чтобы, самоопределяясь, самореали- зовываясь и ориентируясь в современной системе ценностей, юноши и девушки были бы направлены на достижение социально значимых целей. Однако нахождению баланса между социально значимы- ми и индивидуальными ценностями, как известно, препятствуют многие факторы, в том числе, напри- мер, постоянное повышение требований, предъяв- ляемых современным обществом к развивающейся личности. Сценарий ее становления может сущест- венно измениться и под влиянием неожиданно воз- никающих трудных жизненных проблем, часть из которых может оказаться связанной с социальным и профессиональным самоопределением. В связи с этим актуальной оказывается про- блема выявления личностного ресурса молодых людей, u1089 способствующего их успешному совлада- нию с жизненными трудностями, кризисными и стрессовыми ситуациями. Одним из способов подобного совладания, как известно, является использование конструктивных, адаптивных копинг-стратегий. Принято считать, что основной задачей копинг-поведения является такая адаптация человека к требованиям ситуации, которая позволяет ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, нейтрализовать эмоци- ональное напряжение и, таким образом, сделать ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ максимально эффективным поиск конструктивного решения (Лазарус, 1970). Вместе с тем многими исследователями ут- верждается, что гибкость, рассматриваемая как ха- рактеристика индивидуальности, также может спо- собствовать адекватному разрешению возникаю- щих жизненных проблем (Богомаз, Левицкая, 2002; Залевский, 2004; Яковлева, 1996). Это утверждение согласуется с концепцией N. Cantor и J. Kihlstrom, предложенной в рамках социально-когнитивного подхода к личности. По мнению этих американских психологов, успешному решению человеком задач в повседневной жизни способствуют такие позна- вательные структуры, как способность к различе- нию, гибкость и наличие целей. Разделяя в общих чертах эту точку зрения, мы предположили, что наличие целей и гибкость как черта индивидуальности молодых людей могут быть связаны с их предпочтениями в выборе ко- пинг-стратегий, детерминирующими особенности разрешения жизненных трудностей. На экспери- ментальную проверку этого предположения было направлено наше исследование. В нем приняли участие 218 студентов-пси- хологов 1 и 2 курса очной формы обучения в воз- расте от 17 до 22 лет. Их гибкость (пластичность) как формально-динамическую характеристику мы определяли с помощью опросника Формально-ди- намических свойств индивидуальности (ОФДСИ, Русалов В.М., 1997), вычисляя суммарный индекс с учетом показателей моторной, интеллектуальной и коммуникативной пластичности. Следует отме- тить, что этот индекс находился в положительной корреляционной связи (r=0,223; p=0,002; n=199) с фактором Q1 личностного u1086 опросника Р. Кетелла (разработка Агентства гуманитарных технологий, Москва), на вопросы которого также ответили наши респонденты. Результаты диагностики были обра- ботаны с использованием компьютерной програм- мы «Статистика». Вычисленное для выборки среднее значение индекса гибкости составило 94,5±0,7 балла. Ори- ентируясь на это значение и учитывая квартиль- ные оценки (нижний квартиль 86 баллов, верхний квартиль 103 балла), из лиц, принявших участие в исследовании, были сформированы 3 функцио- нальные группы. В первую из них вошли студенты (n=28) с минимальными значениями гибкости (т. е. с индексом гибкости меньшим нижнего квартиля). Вторую группу составили респонденты (n=28) со средне выраженными значениями гибкости. Третья группа была образована испытуемыми (n=28) с вы- сокими значениями гибкости (имеющими показа- тель гибкости выше верхнего квартиля). Все участники этих групп выполнили методи- ку Э. Хайма (Фетискин, Козлов, Мануйлов, 2000), позволяющую определить предпочтения в выборе основных копинг-стратегий в когнитивной, эмо- циональной и поведенческой сферах. В каждой из этих сфер обследуемые обозначали ту единствен- ную стратегию, на которую они чаще всего опира- лись в трудных жизненных ситуациях. Количество всех выборов по каждой из изучаемых сфер в каж- дой группе респондентов было принято за 100%. Необходимо уточнить, что в связи с проведенными ранее исследованиями (Богомаз, 2005; Филоненко, Богомаз, 2005), в которых мы также использовали методику Э. Хайма, нами были изменены названия некоторых копинг-стратегий в когнитивной и по- веденческой сферах. Эти измененные названия, по нашему мнению, более адекватно передают смысл изучаемых стратегий (см.: таблицу 1). Таблица 1 Основные копинг-стратегии в когнитивной И поведенческой сферах, определяемые с Помощью методики Э. Хайма, с уточненными Названиями (выделены жирным шрифтом) А – когнитивная сфера Название стра- Тегии Характер Стратегии «Я говорю себе: в данный мо- мент есть что-то важнее, чем эти трудности». игнорирование неадап- тивная 2 «Говорю себе: это судьба, с этим надо смириться». смирение неадап- тивная стратегия З «Это несущественные трудно- сти, не все так плохо на самом деле». диссимиляция неадап- тивная «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния». Самооблада- Ние адаптив- ная «Стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось» проблемный анализ адаптив- ная «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои - это пустяк». относитель- ность полуадап- тивная 7 «Если что-то случилось, то так угодно Богу». религиозность полуадап- тивная «Я не знаю, что делать, и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей». растерянность неадап- тивная «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам». придание смысла полуадап- тивная «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными». вера в себя адаптив- ная С – поведенческая сфера 1 «Я погружаюсь в любимое дело, стараюсь забыть о трудностях». Погружение в Любимое дело неадап- тивная Кострома, 16–18 мая 2007 г. «Я стараюсь помочь людям и в заботах о них забываю о своих горестях». альтруизм адаптив- ная «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях». активное избе- гание неадап- тивная «Стараюсь отвлечься и рассла- биться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкус- ной еды и т.д.)». компенсация полуадап- тивная «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностран- ного языка)». Переключение На мечту полуадап- тивная 6 «Я изолируюсь, стараюсь остать- ся наедине с собой». самоизоляция неадап- тивная «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей». сотрудничес- тво адаптив- ная 8 «Я обычно ищу людей, способ- ных помочь мне советом». поиск совета адаптив- ная Анализ предпочтений копинг-стратегий по- казал (см. таблицу 2), что представители первой группы в когнитивной сфере чаще выбирали адап- тивную стратегию «проблемный анализ» (35,7%) и неадаптивную стратегию «диссимиляция» (18%). Во второй группе обследуемые, характери- зующиеся средне выраженной гибкостью, также предпочитали выбирать адаптивную стратегию «проблемный анализ» (21,4%), к которой добавля- лась полуадаптивная стратегия «придание смысла» (18%). В третьей группе респонденты, отличающиеся высокой гибкостью, выбирали те же копинг-страте- гии, что и представители второй группы, хотя пред- почтение выборов изменилось - им было свойс- твенно чаще выбирать полуадаптивную стратегию «придание смысла» (39,2%) и реже адаптивную стратегию «проблемный анализ» (28,5%). Как можно заметить, в выборе стратегии «про- блемный анализ» в трех изучаемых группах не про- слеживается какой-либо закономерности. Вместе с тем, специфическая межгрупповая особенность на- блюдается относительно предпочтений стратегии «придание смысла». Причем эта выявленная осо- бенность, по нашему мнению, не согласуется с тра- диционными психологическими представлениями о природе гибкости в структуре индивидуальнос- ти. В соответствие с ними мы ожидали, что люди с высокой гибкостью, в силу того, что она являет- ся одним из важных компонентов функциональной системы адаптации, в когнитивной сфере будут выбирать адаптивные копинг-стратегии. Однако из полученных результатов следует, что по мере на- растания гибкости увеличивается частота выбора людьми полуадаптивной копинг-стратегии «при- дание смысла». Анализируя различные возможные причины данного явления, мы склонны считать, что придание смысла трудным жизненным обстоятель- ствам молодыми людьми с высокой гибкостью мо- жет отражать всего лишь их желание снять тревогу и достичь самоуспокоения, отрешившись от сущес- твующей проблемы. По-видимому, их высокая гиб- кость может способствовать тому, что они легко пе- реключаются на другие мысли и дела, оправдывая это тем, что просто приписывают личный смысл («приобретение жизненного опыта») имеющимся неразрешимым трудностям. Таблица 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.108 (0.009 с.) |