Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурное наследие как ресурсСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СОВЛАДАНИЯ (на примере русских пословиц) О. И. Даниленко (Санкт-Петербург) Проблема совладающего (копинг) поведения становится все более популярной в отечественной психологии. Это не случайно. Стрессовые нагруз- ки на общество и личность остаются, к сожале- нию, величиной почти постоянной, усиливаясь в определенные периоды жизни общества. Человек практически ежедневно сталкивается с необходи- мостью преодоления физических и эмоциональных нагрузок. Для обозначения этой проблемной облас- ти в западной психологии и применяется термин «копинг», который в настоящее время используется без перевода в публикациях отечественных авторов (Нартова - Бочавер, 1997). Недостаточная изученность проблемы копин- га на теоретическом уровне в отечественной пси- хологии дополняется отсутствием методического инструментария для исследования обозначенной проблемы. В немногочисленных публикациях оте- чественных авторов, посвященных исследованию копинга, можно найти ссылки на достаточно извес- тные в западной психологии методики, направлен- ные на диагностику способов совладания: опрос- ник способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолкман и опросник «Индикатор стратегий преодоления» Д. Амирхана и др. Нами на протяжении ряда лет адаптируются две методики, направленные на диагностику соци- ального контекста копинга и стратегий совладания с объективно трудными или субъективно так пони- маемыми жизненными ситуациями. Первая из них – методика Пегги А. Тойтс (P.A. Thoits). Данная методика привлекла наше внимание, прежде всего потому, что с ее помощью могут быть одновременно реализованы две цели: диагностика социальных модераторов стресса и копинг-страте- гий. Теоретической основой данной методики яв- ляется комплексная модель копинга, которая вклю- чает практически все техники копинга, описанные в англоязычной литературе, и совместима с предыду- щими работами о реакциях копинга. В методике П. Тойтс выделяются два блока стратегий, соответствующих теоретически выде- ленным ею двум «базовым режимам» решения или изменения проблемы – поведенческий и когнитив- ный (P.A. Thoits, 1991). К поведенческим реакциям относят действия, направленные непосредственно на стрессовую си- туацию для того, чтобы, либо изменить её, либо из- бежать. 29 Кострома, 16–18 мая 2007 г. Когнитивные стратегии связаны, прежде все- го, с изменением значения ситуации для человека, который оказался в этой ситуации. Таким образом, модель реакций копинга П. Тойтс выглядит следующим образом: трудную си- туацию (ситуации) человек может изменить (ре- шить) либо поведенчески, либо когнитивно. Эмоциональные переживания или потрясения также могут быть преобразованы двумя путями: когнитивно или поведенчески. Таким образом, существует, по меньшей мере, 4 типа реакций в ситуациях, вызывающих необхо- димость копинга, которые важно учитывать при ис- следовании копинг-стратегий. Нам представляются важными и весьма инте- ресными и полезными в методическом плане при изучении копинг - поведения исследовательские ас- пекты, которые выделила П. Тойтс при применении авторской методики. В собственной исследовательской практике на основе изучения работ указанного автора мы сфор- мулировали несколько положений, которые с нашей точки зрения, желательно учитывать при изучении стилей поведения в эмоционально трудных ситуа- циях. 1. С тиль поведения (выбор стратегии копин- га) может в существенной степени определяться в зависимости от того, осознает ли человек ситуацию как подконтрольную ему или нет. 2. Фактором, влияющим на выбор стратегии копинга может служить специфика ситуации, кото- рая является объективно трудной или субъективно так понимаемой. Так, например, трудная для чело- века ситуация может выступать как событие (крат- ковременная ситуация, которая серьезно повлияла на человека), либо ситуация является трудной на протяжении достаточно длительного времени, вы- ступая как постоянный прессинг. 3. Эффективность выбираемых u1089 стратегий мо- жет зависеть от наличия-отсутствия несоответствия между объективной природой стрессора и его субъ- ективной оценкой. 4. С уществует взаимосвязь между выбором копинг - стратегий и особенностями восприятия события или ситуации. Так, в частности, фактора- ми выбора стратегий могут служить: ожидаемость события, его прогнозируемость, вера в то, что собы- тие можно было предотвратить; осознанность воз- можности изменить ситуацию, каузальная ответс- твенность и ответственность за решение ситуации. Вторая методика, которая активно нами ис- пользуется и апробируется на различных профес- сиональных, возрастных группах – это методика COPE, разработанная Карвером, Шайером и Вайнт- раубом (Carver, Scheier, Weintraub, 1989). Данная методика привлекла наше внимание тем, что она может быть использована как для оценки ситуативного копинга, так и для диспози- ционного копинга (типичные реакции человека на стрессоры), что значительно расширяет ее исследо- вательские и диагностические возможности. Отметим те ее аспекты и возможности, кото- рые выгодно отличают ее от уже более известных в нашей стране. 1. Возможность использования 2-х вариантов методики – диспозиционного и ситуативного. Благо- даря этому, исследователь может получить сведения о типичных способах поведения в трудных ситуаци- ях, выявить взаимосвязь между копинг - стратегия- ми и ситуацией (ситуациями), определить наиболее эффективные способы решения эмоциональных проблем и конструктивные способы реагирования на ту или иную ситуацию. Такая информация мо- жет послужить основой оказания индивидуально- ориентированной психологической помощи. Кроме того, существует возможность сравнительного ана- лиза моделей копинга. 2. Возможность количественной обработки данных позволяет оценить степень использования каждой стратегии или способа поведения, а также построить индивидуальные профили копинг – стра- тегий. 3. С реди предложенных авторами копинг - стратегий можно выделить активные и пассивные стратегии, конструктивные и самопоражающие, связанные с поведением или u1082 когнитивной реинтер- претацией; то есть данная методика дает информа- цию о широком диапазоне типов копинг – стратегий и может весьма содержательно дополнять информа- цию, получаемую с помощью других техник. 4. Преимуществом данной методики является также наличие нескольких шкал для измерения ак- тивного копинга. Библиографический список 1. Нартова-Бочавер С.К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. №5. – С.20-30. 2. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K., 1998.Assening Coping Strategies: A Theoretically Based Approach. Journal of Personality and Social Psychology. V. 56. P.267-283. 3. Thoits Peggy A. Gender Differences in Coping with Emotoinal Distress: The Social Context of Coping, Edited by John Eckenrode. Plenum Press, N. Y.: Plenum. 1991. Р. 107-139. 30 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ Л. И. Дементий, С. В. Щепоткин (Омск) Проблема совладающего (копинг) поведения становится все более популярной в отечественной психологии. Это не случайно. Стрессовые нагруз- ки на общество и личность остаются, к сожалению, величиной почти постоянной, усиливаясь в опреде- ленные периоды жизни общества. Человек практи- чески ежедневно сталкивается с необходимостью преодоления физических и эмоциональных нагру- зок. Для обозначения этой проблемной области в западной психологии и применяется термин «ко- пинг», который, в настоящее время, используется без перевода в публикациях отечественных авторов (Нартова - Бочавер, 1997). Недостаточная изученность проблемы копинга на теоретическом уровне в отечественной психоло- гии дополняется отсутствием методического инстру- ментария для исследования обозначенной проблемы. В немногочисленных публикациях отечественных авторов, посвященных исследованию копинга, мож- но найти ссылки на достаточно известные в западной психологии методики, направленные на диагностику способов совладания – опросник способов совлада- ния Р. Лазаруса и С. Фолкман и опросник «индика- тор стратегий преодоления» Д. Амирхана и др. Нами на протяжении ряда лет адаптируются две методики, направленные на диагностику соци- ального контекста копинга и стратегий совладания с объективно u1090 трудными или субъективно так пони- маемыми жизненными ситуациями. Первая из них – методика Пегги Тойтс (Peggy, 1991). Данная методика привлекла наше внимание, прежде всего потому, что с ее помощью могут быть одновременно реализованы две цели: диагностика со- циальных модераторов стресса и копинг-стратегий. Теоретической основой данной методики яв- ляется комплексная модель копинга, которая вклю- чает практически все техники копинга, описанные в англоязычной литературе, и совместима с предыду- щими работами о реакциях копинга. В методике П. Тойтс выделяются два блока стратегий, соответствующих теоретическим выде- ленным ею двум «базовым режимам» решения или изменения проблемы – поведенческий и когнитив- ный. К поведенческим реакциям относят действия, направленные непосредственно на стрессовую си- туацию для того, чтобы, либо изменить ее, либо из- бежать. Когнитивные стратегии связаны, прежде все- го, с изменением значения ситуации для человека, который оказался в этой ситуации. Таким образом, модель реакций копинга П. Тойтс выглядит следующим образом: трудную си- туацию (ситуации) человек может изменить (ре- шить) либо поведенчески, либо когнитивно. Эмоциональные переживания или потрясения также могут быть преобразованы двумя путями: когнитивно или поведенчески. То есть, существует, по меньшей мере, 4 типа реакций в ситуациях, вызывающих необходимость копинга, которые и необходимо учитывать при ис- следовании конинг-стратегий. Нами представляются важными и весьма ин- тересными и полезными в методическом плане при изучении копинг - поведения исследовательские ас- пекты, которые выделила П. Тойтс при применении авторской методики. В собственной исследовательской практике на основе изучения работ указанного автора мы сфор- мулировали несколько положений, которые с нашей точки зрения, желательно учитывать при изучении стилей поведения в эмоционально трудных ситуа- циях. 1. С тиль поведения (выбор стратегии копин- га) может в существенной степени определяться в зависимости от того, осознает ли человек ситуацию как подконтрольную ему или нет. 2. Фактором, влияющим на выбор стратегии копинга может служить специфика ситуации, кото- рая является объективно трудной или субъективно так понимаемой. Так, например, трудная для чело- века ситуация может выступать как событие (крат- ковременная ситуация, которая серьезно повлияла на человека), либо ситуация является трудной на протяжении достаточно длительного времени, вы- ступая как постоянный прессинг. 3. Эффективность выбираемых стратегий мо- жет зависеть от наличия-отсутствия несоответствия между объективной природой стрессора и его субъ- ективной оценкой. 4. С уществует взаимосвязь между выбором копинг - стратегий и особенностями восприятия события или ситуации. Так, в частности, фактора- ми выбора стратегий могут служить: ожидаемость события, его прогнозируемость, вера в то, что собы- тие можно было предотвратить; осознанность воз- можности изменить ситуацию, каузальная ответс- твенность и ответственность за решение ситуации. Вторая методика, которая активно нами ис- пользуется и апробируется на различных професси- ональных, возрастных группах – это методика, раз- работанная Карвером и его сотрудниками (Carver, Scheier, Weintraub, 1989). Данная методика привлекла наше внимание тем, что она может быть использована как для оценки ситуативного копинга, так и для диспози- ционного копинга (типичные реакции человека на 31 Кострома, 16–18 мая 2007 г. стрессоры), что значительно расширяет ее исследо- вательские и диагностические возможности. Отметим те ее аспекты и возможности, кото- рые выгодно отличают ее от уже более известных в нашей стране. 1. Возможность использования 2-х вариан- тов методики – диспозиционного и ситуативного. Благодаря этому, исследователь может получить сведения о типичных способах поведения в труд- ных ситуациях, выявить взаимосвязь между ко- пинг - стратегиями и ситуацией (ситуациями), оп- ределить наиболее эффективные способы решения эмоциональных проблем и конструктивные спосо- бы реагирования на ту или иную ситуацию. Такая информация может послужить основой оказания индивидуально- ориентированной психологичес- кой помощи. Кроме того, существует возможность сравнительного анализа моделей копинга. 2. Возможность количественной обработки данных позволяет оценить степень использования каждой стратегии или способа поведения, а также построить индивидуальные профили копинг – стра- тегий. 3. С реди предложенных авторами копинг - стратегий можно выделить активные и пассивные стратегии, конструктивные и самопоражающие, связанные с поведением или когнитивной реинтер- претацией. То есть данная методика дает информа- цию о широком диапазоне типов копинг – стратегий и может весьма содержательно дополнять информа- цию, получаемую с помощью других техник. 4. Преимуществом данной методики является также наличие нескольких шкал для измерения ак- тивного копинга. Библиографический список 1. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности. // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - С. 20-30. 2. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assening Coping Strategies: A Theoretically Based Approach. Yournal of Personality and Social Psychology. - 1998. 3. Peggy A. Thoits. Gender Differences in Coping with Emotoinal Distress: The Social of Coping, Edited by John Eckenrode. Plenum Press, New York. - 1991. Р. 107-139.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.146 (0.01 с.) |