Человек как субъект совладания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как субъект совладания



Т. Л. Крюкова (Кострома)

Термин coping (копинг) не включали в Пси-

хологические тезисы (Psychological Abstracts)

Американской психологической ассоциации до

1967. Согласно Н. Хаан (1965), «копинг-поведение

отличается от защитного поведения, которое

является по определению жестким, вынужденным,

искажающим действительность и неизменяющимся,

в то время как копинг-поведение ─ это гибкое,

намеренное, ориентированное на реальность и

развивающееся поведение» (Haan, 1965). Таким

образом, мы видим, что ранние исследования

копинга происходили в рамках изучения защитных

механизмов. До сих пор в литературе по копингу

и защите некоторые исследователи продолжают

использование термина «копинг» в значении

адаптивных защит (Haan, 1992, Вассерман, 1995,

Эйдемиллер, 1998). Обобщая данные многих иссле-

дований, выделяют пять основных задач копинга

как особого адаптивного поведения: 1) минимиза-

ция негативных воздействий обстоятельств и повы-

шение возможностей восстановления активности,

деятельности; 2) терпение, приспособление или

регулирование, преобразование жизненных ситуа-

ций; 3) поддержание позитивного, положительного

«образа Я», уверенности в своих силах; 4) подде-

ржание эмоционального равновесия; 5) поддержа-

ние, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с

другими людьми (Коэн и Лазарус, 1979).

Развивая, конкретизируя и интегрируя понятие

совладающее поведение в отечественную науку, мы

«вписываем» его в систему современных психоло-

гических категорий в сфере психологии развития,

психологии личности и социальной психологии.

Теоретико-эмпирическое исследование, про-

веденное нами (1999 – 2005), позволило обосновать

новый взгляд на процесс социальной адаптации,

важной стороной которой у здоровых людей высту-

пает совладающее со стрессом (трудной жизненной

ситуацией) поведение. Для нас наиважнейшим кри-

терием трудности ситуации, инициирующей выбор

копинг-поведения, является ее субъективное вос-

42

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

приятие человеком. Трудные ситуации мы рассмат-

риваем и по объективной шкале – от травматичных

до ежедневных жизненных трудностей (микро-

стрессоров) по Р. Лазарусу и К. Олдвин (1994).

Новый подход осуществлен через анализ сов-

ладающего поведения как поведения субъекта, де-

терминируемого рядом факторов: диспозиционным

(личностным), динамическим (ситуационным),

социокультурным (экологическим) и регулятив-

ным. Поскольку механизмы совладания использу-

ются человеком сознательно и целенаправленно,

мы относим совладающее поведение к факторам

активности человека, называя его дескриптором и

поведением субъекта (Крюкова, 2003, 2004). Раз-

работка психологии субъекта (индивидуального

и группового) является методологическим дости-

жением и достоянием отечественной психологии,

одним из продуктивных путей к установлению

единства всей психологической науки (Брушлин-

ский, 1992. С. 11). Он заключается в признании

человека активным субъектом многообразных

форм произвольной человеческой активности и

рассматривается как концептуальная оппозиция

«постулату непосредственности», согласно

которому внутренняя и внешняя активность

человека напрямую детерминируется воздействиями

окружающей среды или отдельными психическими

функциями. Психология субъекта преодолевает

ограниченность данного положения и раскрывает

способность человека к самодетерминации,

самоопределению, саморазвитию (С. Л. Рубинштейн,

К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, В. В. Знаков,

Е. А. Сергиенко).

Мы рассматриваем совладающее поведение с

точки зрения личностного развития, u1073 благополучия,

ресурсов, адаптации. Концепция копинга-совлада-

ния создается в российской психологии с 90-х лет

20-го века, столкнувшись с немалыми трудностями

методологического и методического уровня, что яв-

ляется отражением реальной сложности поведения

человека в стрессовой ситуации. Это отчасти объяс-

няет междисциплинарность нашего подхода, но не

отменяет изначальной принадлежности совладания

к явлениям регуляции и саморегуляции поведения.

Есть все основания для выделения психологии сов-

ладающего поведения в самостоятельную область

психологических исследований в российской науч-

ной психологии.

Нам удалось доказать, что существует осо-

бый вид социального поведения человека, пове-

дения, обеспечивающего, либо разрушающего его

здоровье и благополучие. Совладающее поведение

определяется нами как поведение, позволяющее

субъекту с помощью осознанных действий спосо-

бами, адекватными личностным особенностям и

ситуации, справиться со стрессом или трудной жиз-

ненной ситуацией. Это сознательное поведение,

направленное на активное взаимодействие с

ситуацией – изменение ситуации (поддающейся

контролю) или приспособление к ней (если ситуация

не поддается контролю). Если субъект не владеет

этим видом поведения, возможны неблагоприятные

последствия для его продуктивности, здоровья и

благополучия.

Главным отличительным признаком совлада-

ющего поведения являются его субъектные харак-

теристики. К критериям совладания как поведения

субъекта, относится,

прежде всего, его осознан-

ность (отличие данного вида поведения от реак-

тивного и защитного поведения). Понятие выбора

человеком способа действий в ситуации стресса

является критериальным для специфики этого вида

поведения и ключевым для понимания осознаннос-

ти совладающего поведения. К другим критериям

относятся: целенаправленность; конролируемость

(способствующие устранению, преобразованию

или приспособлению к трудной ситуации); нераз-

рывная связанность и направленность на трудную

(стрессовую) ситуацию – адекватность _______________ситуации,

моменту времени (своевременность); регуляция

уровня стресса; значимость последствий выбора

данного поведения для психологического благопо-

лучия субъекта; социально-психологическая обуслов-

ленность совладания (принадлежность как индиви-

дуальному, так и групповому субъекту); возмож-

ность обучения этому виду поведения, подготовка,

«закаливание» перед жизненными трудностями.

Совладающее поведение имеет выявленные

нами эмпирически закономерные тенденции. К

ним, безусловно, относятся возрастные измене-

ния совладающего поведения в разные периоды

жизни. Формирование совладания в онтогенезе

– это научение любому поведению, связанному с

выживанием. Любые попытки спасти, защитить

себя, выдержать, вытерпеть, иногда спрятаться,

даже не приводящие к положительному результату

– это научение совладанию. Активное развитие и

формирование стиля совладающего поведения про-

исходит в подростковом и юношеском возрасте в

условиях активного взаимодействия с родителями

и сверстниками. У взрослых формирование этого

поведения связано, прежде всего, с расширением

репертуара, большей гибкостью в применении ка-

чественно более совершенных способов совлада-

ния. Взросление, развитие самопознания и владе-

ния собой способствует усложнению совладающе-

го поведения. Положительная динамика совладаю-

щего поведения субъекта заключается в увеличении

с возрастом продуктивных (ориентированных на

действия по разрешению трудной ситуации) и сни-

жении непродуктивных стилей и стратегий совла-

дания (деструктивные формы разрядки). Снижение

уровня субъектности и адекватности поведения че-

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

ловека или группы приводит к росту непродуктив-

ного или самодеструктивного совладания/несовла-

дания.

Разделение копинг-стратегий на продуктивные

или непродуктивные появилось еще в рамках кли-

нической психологии: у больных людей непродук-

тивными считаются стратегии, которые ухудшают

их состояние, увеличивают симптоматику. Не всег-

да легко диагностировать продуктивность/ u1085 непро-

дуктивность копинга у здоровых испытуемых. Но,

тем не менее, когда мы исследовали людей в типич-

ных трудных ситуациях (начало супружеской жиз-

ни, адаптация к университету и первым экзаменам,

безработица), оказалось, что те, у кого преобладают

пассивные или паллиативные способы поведения в

трудных ситуациях, требующих своего разрешения

при помощи действия, чаще оказывались неуспеш-

ными. В то же время в других ситуациях (напри-

мер, послеразводных) эмоционально-ориентиро-

ванные способы были достаточно продуктивны по

критериям – улучшение состояния и улучшение

внешних показателей адаптированности (повыше-

ние результативности деятельности). Среди других

закономерностей можно назвать следующие: э мо-

ционально-ориентированное совладание в большей

мере предсказывается диспозиционными или лич-

ностными детерминантами субъекта.

Выраженность и частота выбора проблемно-

ориентированного копинга более зависит от соци-

окультурных (и социально-психологических) фак-

торов. Вместе с тем именно проблемно-ориенти-

рованный стиль совладания является предиктором

успешности деятельности и уровня адаптирован-

ности человека.

Если диспозиционные переменные сильнее

связаны с выбором субъектом способа совладания,

то социокультурные переменные больше влияют на

этот выбор. Сложнее и неопределеннее детермина-

ция копинга, ориентированного на избегание, что

образует одну из перспективных линий исследова-

ния.

Характеристики совладания изменяются в

процессе развития трудной (стрессовой) ситуа-

ции. Совладающее поведение имеет собственную

динамику и может трансформироваться по мере

изменения требований ситуации к человеку, либо

собственных изменений субъекта в ситуации. Спо-

собность изменять трудную ситуацию, не быть ее

«пленником» чрезвычайно важна, так как это уве-

личивает возможности человека действовать в кри-

зисе. Регуляция и укрепление совладающего пове-

дения возможны на основе способности субъекта к

обучению навыкам совладания.

Нами показано, что в трудной жизненной u1089 си-

туации человек одновременно использует несколь-

ко разноуровневых осознанных видов поведения:

простые единичные копинг-действия, детермини-

рованные спецификой ситуации; копинг- страте-

гии (конкретные образы действий, например, дис-

танцирование или поиск социальной поддержки),

копинг- стили (группы стратегий, близких по смыс-

лу, например, приближение-удаление от стрессо-

вой ситуации). Субъект может предпочитать один

из способов совладания, наиболее продуктивный

в конкретном контексте на какое-то время, одно-

временно допуская применение других. Это озна-

чает, что процесс совладания с трудной ситуацией

(стрессом) недизъюнктивен (Брушлинский, 1996),

непрерывен до момента ее разрешения или приспо-

собления к ней. Стиль совладающего поведения

имеет специфику, связанную с многоальтернатив-

ным выбором спрособа поведения при стрессе. Он

является когнитивно-поведенческим образованием,

не менее важным, чем индивидуальный стиль (Мо-

росанова, 2000). Стиль совладающего поведения

- это полноценная составляющая более интегратив-

ного явления – стиля человека (Либин, 1996).

Каков вклад личности в успех совладания с

трудностями? Продуктивные (например, проблем-

но-ориентированный) и менее продуктивные (на-

пример, избегание или паллиативный) стили сов-

ладающего поведения обусловлены различным

уровнем сложности личностных качеств. Более

сложные и обобщенные переменные (самоотноше-

ние, жизненные смыслы, ответственность) предо-

пределяют выбор и сильнее соотносятся с проблем-

но-ориентированным стилем совладания. Выявлено

также, какие качества, напротив, имеют тенденцию

снижать уровень продуктивности совладающего

поведения (уровень депрессивности, тревожность,

пессимизм).

Мы убедились в том, что изучать когнитивно-

поведенческую сферу субъекта возможно только

одновременно с изучением феноменологии его пе-

реживаний при помощи комплекса психодиагнос-

тических технологий, сочетающих количественные

и качественные методы анализа. Это несвойственно

западной традиции изучения копинг-поведения.

Мы впервые адаптировали для русскоязычной

выборки разного возраста три известные в данной

научной сфере методики - многомерные опросники

(шкалы) измерения совладющего поведения: Юно-

шеская копинг-шкала (Adolescent Coping Scale), оп-

росник Копинг-поведение в стрессовых ситуациях

(Coping Inventory for Stressful Situations), Опросник

способов совладания (Ways of Coping Questionnaire).

На их основе созданы опросники для надежного

количественного измерения совладающего с труд-

ностями поведения для испытуемых разных возрас-

тов.

На практике доказана возможность развития

совладающего поведения субъекта и обучения ему

как приобретения социально-ценных жизненных

навыков. Это увеличивает психосоциальную ком-

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

петентность человека, укрепляя его как субъекта.

Жизненно необходимые навыки совладания могут

направленно формироваться и развиваться в разно-

образных сферах (здоровье, обучение и др.), что

является залогом благополучия, позитивной чело-

веческой психологии и здоровья.

ПОНЯТИЕ «ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ»

И ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ТЕРМИНОВ

«СОВЛАДАНИЕ С ТРУДНЫМИ

ЖИЗНЕННЫМИ СИТУАЦИЯМИ» И

«ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ»

А. И. Лактионова (Москва)

На развитие адаптационных способностей ин-

дивида значительное влияние оказывает наличие

у него такого качества как «жизнеспособность».

Термин «жизнеспособность» (resilience) буквально

переводится как гибкость, упругость, эластичность,

устойчивость (к внешним воздействиям) и как спо-

собность быстро восстанавливать здоровое физи-

ческое и душевное состояние. Это интегративное

качество личности было впервые выделено в лон-

гитюдном исследовании жителей о. Кауи (Гавайс-

кие острова) E. Werner и его сотрудниками (Werner,

1993).

«Жизнеспособность – это способность чело-

века или социальной системы строить нормальную,

полноценную жизнь в трудных условиях» (Вани-

штендаль, 1998). М. Ungar определил это понятие

как способность человека управлять ресурсами

собственного здоровья и социально приемлемым

способом использовать для этого семью, общество

и культуру (Ungar, 2005).

Важно отметить, что жизнеспособность не

является u1091 универсальным, безоговорочным или

фиксированным качеством; она изменяется в за-

висимости от вида стресса, его контекста и иных

факторов, которые можно определить как факторы

риска и защитные факторы. Кроме того, жизнеспо-

собность может меняться со временем и в разных

условиях (Luthar и др., 2000). Ваништендаль счи-

тает, что «жизнеспособность» может находиться в

латентном состоянии. Но в силу различных собы-

тий, происходящих в жизни индивида, его способ-

ность сопротивляться разрушению и строить свою

жизнь несмотря ни на что, может «перейти в актив-

ную фазу» и даже усилиться. Речь идет о «разбу-

женном» потенциале. Таким образом, сам процесс

перехода человека из пассивного состояния в актив-

ное может усилить его «жизнеспособность». Часто

результатом этого является позитивное развитие

человека в тяжелой жизненной ситуации (Ваниш-

тендаль, 1998).

Жизнеспособность связана с защитной три-

адой, которая включает в себя индивидуальные

свойства, семейные связи, а также возможность по-

лучения поддержки общества. К индивидуальным

свойствам следует отнести биологические и психо-

логические характеристики индивида. Биологичес-

кие характеристики включают в себя генетические

и нейробиологические свойства; психологические

- эмоциональную, мотивационно-волевую, когни-

тивную сферы (уровень субъективного контроля,

особенности самооценки, защитные механизмы и

механизмы совладания, жизнестойкость). Поми-

мо биологических и психологических влияний, и

нормальное, и асоциальное развитие во многом за-

висит от социального контекста. Все эти свойства

по-разному формируют и/или оказывают влияние

на жизнеспособность личности. Индивидуальные

свойства или социальный контекст, уменьшаю-

щие опасность развития у индивида расстройства

адаптации относят к защитным факторам (факто-

рам жизнеспособности), тогда как факторы риска

делают обратное - они увеличивают вероятность

того, что у индивида возникают трудности. Поня-

тие «жизнеспособность» связано с непрерывны-

ми интеракциями между защитными факторами и

факторами риска, u1089 связанными с самим индивидом,

возникающими между индивидом и его окруже-

нием (Мэш, Вольф, 2003). Защитные факторы и

факторы риска рассматриваются как процессы, а

не как абсолютные величины, поскольку одно и то

же событие или условие может выступать как в ка-

честве защитного, так и в качестве фактора риска,

в зависимости от общего контекста, в котором оно

возникает (Millstein и др., 1993). Понимание этого

контекста требует учета и проксимальных (ближ-

них), и дистантных (отдаленных) событий, а также

событий, непосредственно влияющих на индивида

в конкретной ситуации и в конкретное время (Мэш,

Вольф, 2003). Социальные условия и жизненный

опыт подростка следует рассматривать в контексте

семьи, культуры в целом и его взаимоотношений со

сверстниками (Makhnach, Laktionova, 2005).

Следует провести разграничение между таки-

ми понятиями, как «жизнеспособность», «совлада-

ние с трудными жизненными ситуациями» и «жиз-

нестойкость».

Концепция совладания включает поведенчес-

кую, эмоциональную и когнитивную активность,

которую индивиды привлекают с целью приспо-

собления и адаптации к сложным жизненным об-

стоятельствам (Мэш, Вольф, 2003). Результатом

такой активности субъекта может быть устранение

трудности (стрессора), преобразование ситуации

либо адаптации к ее требованиям. «Совладание

опосредовано требованиями ситуации, «запускаю-

щей» копинг и внутренней активностью субъекта,

его отношением к ней, обусловленными системой

его личностных смыслов и диспозиционной струк-

турой» (Крюкова, 2003). Folkman, Lazarus считают,

что совладание выполняет две основные функции:

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

регуляции эмоций (к этой функции относят когни-

тивные, эмоциональные и поведенческие усилия,

с помощью которых личность пытается редуциро-

вать эмоциональное напряжение, эмоциональный

компонент дистресса) и управления проблемами,

вызывающими дистресс (устранение угрозы, влия-

ние стрессора). Обе функции используются в боль-

шинстве стрессовых ситуаций, при этом их процен-

тное соотношение зависит от того, как стрессовые

ситуации оценены человеком (Folkman, Lazarus,

1980).

В процессе u1089 совладания со стрессом использу-

ются поведенческие стратегии на основе личнос-

тных и средовых ресурсов совладания. Стратегии

совладания подразделяются на активные и пассив-

ные. Чем разнообразнее и шире набор ресурсов ин-

дивида, тем скорее он будет использовать активные

стратегии совладания (Махнач и др., 1999), вклю-

чающие все варианты поведения человека, направ-

ленные на разрешение проблемной и/или стрессо-

вой ситуации и поиск социальной поддержки. Пас-

сивное совладающее поведение включает в себя ба-

зисную стратегию избегания, но некоторые формы

избегания могут носить и активный характер.

Термин «жизнеспособность» отличается от

понятия «совладание с трудными жизненными си-

туациями», он подразумевает не просто преодоле-

ние человеком трудностей и возврат к прежнему

состоянию, а прогресс, движение через трудности к

новому этапу жизни. Таким образом, оно включает

в себя два понятия:

- сопротивление разрушению, то есть способ-

ность личности защищать свою целостность,

когда она испытывает сильное давление;

- а также, помимо простого сопротивления,

способность строить полноценную жизнь в

трудных условиях; такое «созидание» пред-

полагает умение планировать свою жизнь,

двигаясь в определенном направлении в те-

чение какого-то времени (Ваништендаль,

1998).

Поэтому «жизнеспособность» является более

широким понятием, чем «совладание с трудными

жизненными ситуациями», включая его в себя.

Исследователи совладающего поведения пред-

полагают, что в различных возрастных и социаль-

ных группах имеются личности, отличающиеся

жизнестойкостью, которые лучше справляются со

стрессом, обладают особыми стратегиями преодо-

ления трудных ситуаций, и, вероятно, большим их

количеством и разнообразием. В связи с этим было

введено понятие «жизнестойкость» (hardiness), от-

ражающее психологическую живучесть и расши-

ренную эффективность человека и являющееся по-

казателем психического здоровья (Maddi, Khoshaba,

1994). Понятие «жизнестойкость» (Леонтьев, 2002)

используется в контексте проблематики совладания

со стрессом и подчеркивает наличие аттитюдов,

мотивирующих человека преобразовывать стрес-

согенные жизненные события. Понятие «жизне-

стойкость» не тождественно понятию «стратегия

совладания». Cтратегия совладания – это прием,

алгоритм действия, привычное и традиционное для

личности действие, в то время как жизнестойкость

- черта личности, установка на выживаемость. Пер-

вой характеристикой жизнестойкости, согласно С.

Мадди, является «включенность» (commitment),

позволяющая индивиду чувствовать свою зна-

чимость и ценность, для того, чтобы полностью

включаться в решение жизненных задач, несмотря

на наличие стрессогенных факторов и изменений.

Жизнестойкость – установка, условно названная

«контролем», во многом сходна с понятием «локус

контроля» Роттера. И как установка, она мотиви-

рует к поиску путей влияния на результаты стрес-

согенных изменений, в отличие от состояния бес-

помощности и пассивности. Помимо установок,

«жизнестойкость» включает в себя такие базовые

ценности, как кооперация, доверие и креативность.

Williams и др. сумели доказать наличие положитель-

ной связи между жизнестойкостью и адаптивными

стратегиями совладания, а также показателями здо-

ровья-болезни (Williams, 1992). Можно сказать, что

жизнестойкость - это особый паттерн установок и

навыков, позволяющих превратить изменения, про-

исходящие с личностью, в ее возможности.

Таким образом, наличие «жизнестойкости»

является необходимой составляющей «жизнеспо-

собности» и, также как и «совладание с трудными

жизненными ситуациями», включается в это поня-

тие.

СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.130.41 (0.19 с.)