Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек как субъект совладанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Т. Л. Крюкова (Кострома) Термин coping (копинг) не включали в Пси- хологические тезисы (Psychological Abstracts) Американской психологической ассоциации до 1967. Согласно Н. Хаан (1965), «копинг-поведение отличается от защитного поведения, которое является по определению жестким, вынужденным, искажающим действительность и неизменяющимся, в то время как копинг-поведение ─ это гибкое, намеренное, ориентированное на реальность и развивающееся поведение» (Haan, 1965). Таким образом, мы видим, что ранние исследования копинга происходили в рамках изучения защитных механизмов. До сих пор в литературе по копингу и защите некоторые исследователи продолжают использование термина «копинг» в значении адаптивных защит (Haan, 1992, Вассерман, 1995, Эйдемиллер, 1998). Обобщая данные многих иссле- дований, выделяют пять основных задач копинга как особого адаптивного поведения: 1) минимиза- ция негативных воздействий обстоятельств и повы- шение возможностей восстановления активности, деятельности; 2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуа- ций; 3) поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах; 4) подде- ржание эмоционального равновесия; 5) поддержа- ние, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми (Коэн и Лазарус, 1979). Развивая, конкретизируя и интегрируя понятие совладающее поведение в отечественную науку, мы «вписываем» его в систему современных психоло- гических категорий в сфере психологии развития, психологии личности и социальной психологии. Теоретико-эмпирическое исследование, про- веденное нами (1999 – 2005), позволило обосновать новый взгляд на процесс социальной адаптации, важной стороной которой у здоровых людей высту- пает совладающее со стрессом (трудной жизненной ситуацией) поведение. Для нас наиважнейшим кри- терием трудности ситуации, инициирующей выбор копинг-поведения, является ее субъективное вос- 42 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ приятие человеком. Трудные ситуации мы рассмат- риваем и по объективной шкале – от травматичных до ежедневных жизненных трудностей (микро- стрессоров) по Р. Лазарусу и К. Олдвин (1994). Новый подход осуществлен через анализ сов- ладающего поведения как поведения субъекта, де- терминируемого рядом факторов: диспозиционным (личностным), динамическим (ситуационным), социокультурным (экологическим) и регулятив- ным. Поскольку механизмы совладания использу- ются человеком сознательно и целенаправленно, мы относим совладающее поведение к факторам активности человека, называя его дескриптором и поведением субъекта (Крюкова, 2003, 2004). Раз- работка психологии субъекта (индивидуального и группового) является методологическим дости- жением и достоянием отечественной психологии, одним из продуктивных путей к установлению единства всей психологической науки (Брушлин- ский, 1992. С. 11). Он заключается в признании человека активным субъектом многообразных форм произвольной человеческой активности и рассматривается как концептуальная оппозиция «постулату непосредственности», согласно которому внутренняя и внешняя активность человека напрямую детерминируется воздействиями окружающей среды или отдельными психическими функциями. Психология субъекта преодолевает ограниченность данного положения и раскрывает способность человека к самодетерминации, самоопределению, саморазвитию (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, В. В. Знаков, Е. А. Сергиенко). Мы рассматриваем совладающее поведение с точки зрения личностного развития, u1073 благополучия, ресурсов, адаптации. Концепция копинга-совлада- ния создается в российской психологии с 90-х лет 20-го века, столкнувшись с немалыми трудностями методологического и методического уровня, что яв- ляется отражением реальной сложности поведения человека в стрессовой ситуации. Это отчасти объяс- няет междисциплинарность нашего подхода, но не отменяет изначальной принадлежности совладания к явлениям регуляции и саморегуляции поведения. Есть все основания для выделения психологии сов- ладающего поведения в самостоятельную область психологических исследований в российской науч- ной психологии. Нам удалось доказать, что существует осо- бый вид социального поведения человека, пове- дения, обеспечивающего, либо разрушающего его здоровье и благополучие. Совладающее поведение определяется нами как поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий спосо- бами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жиз- ненной ситуацией. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией – изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю). Если субъект не владеет этим видом поведения, возможны неблагоприятные последствия для его продуктивности, здоровья и благополучия. Главным отличительным признаком совлада- ющего поведения являются его субъектные харак- теристики. К критериям совладания как поведения субъекта, относится, прежде всего, его осознан- ность (отличие данного вида поведения от реак- тивного и защитного поведения). Понятие выбора человеком способа действий в ситуации стресса является критериальным для специфики этого вида поведения и ключевым для понимания осознаннос- ти совладающего поведения. К другим критериям относятся: целенаправленность; конролируемость (способствующие устранению, преобразованию или приспособлению к трудной ситуации); нераз- рывная связанность и направленность на трудную (стрессовую) ситуацию – адекватность _______________ситуации, моменту времени (своевременность); регуляция уровня стресса; значимость последствий выбора данного поведения для психологического благопо- лучия субъекта; социально-психологическая обуслов- ленность совладания (принадлежность как индиви- дуальному, так и групповому субъекту); возмож- ность обучения этому виду поведения, подготовка, «закаливание» перед жизненными трудностями. Совладающее поведение имеет выявленные нами эмпирически закономерные тенденции. К ним, безусловно, относятся возрастные измене- ния совладающего поведения в разные периоды жизни. Формирование совладания в онтогенезе – это научение любому поведению, связанному с выживанием. Любые попытки спасти, защитить себя, выдержать, вытерпеть, иногда спрятаться, даже не приводящие к положительному результату – это научение совладанию. Активное развитие и формирование стиля совладающего поведения про- исходит в подростковом и юношеском возрасте в условиях активного взаимодействия с родителями и сверстниками. У взрослых формирование этого поведения связано, прежде всего, с расширением репертуара, большей гибкостью в применении ка- чественно более совершенных способов совлада- ния. Взросление, развитие самопознания и владе- ния собой способствует усложнению совладающе- го поведения. Положительная динамика совладаю- щего поведения субъекта заключается в увеличении с возрастом продуктивных (ориентированных на действия по разрешению трудной ситуации) и сни- жении непродуктивных стилей и стратегий совла- дания (деструктивные формы разрядки). Снижение уровня субъектности и адекватности поведения че- Кострома, 16–18 мая 2007 г. ловека или группы приводит к росту непродуктив- ного или самодеструктивного совладания/несовла- дания. Разделение копинг-стратегий на продуктивные или непродуктивные появилось еще в рамках кли- нической психологии: у больных людей непродук- тивными считаются стратегии, которые ухудшают их состояние, увеличивают симптоматику. Не всег- да легко диагностировать продуктивность/ u1085 непро- дуктивность копинга у здоровых испытуемых. Но, тем не менее, когда мы исследовали людей в типич- ных трудных ситуациях (начало супружеской жиз- ни, адаптация к университету и первым экзаменам, безработица), оказалось, что те, у кого преобладают пассивные или паллиативные способы поведения в трудных ситуациях, требующих своего разрешения при помощи действия, чаще оказывались неуспеш- ными. В то же время в других ситуациях (напри- мер, послеразводных) эмоционально-ориентиро- ванные способы были достаточно продуктивны по критериям – улучшение состояния и улучшение внешних показателей адаптированности (повыше- ние результативности деятельности). Среди других закономерностей можно назвать следующие: э мо- ционально-ориентированное совладание в большей мере предсказывается диспозиционными или лич- ностными детерминантами субъекта. Выраженность и частота выбора проблемно- ориентированного копинга более зависит от соци- окультурных (и социально-психологических) фак- торов. Вместе с тем именно проблемно-ориенти- рованный стиль совладания является предиктором успешности деятельности и уровня адаптирован- ности человека. Если диспозиционные переменные сильнее связаны с выбором субъектом способа совладания, то социокультурные переменные больше влияют на этот выбор. Сложнее и неопределеннее детермина- ция копинга, ориентированного на избегание, что образует одну из перспективных линий исследова- ния. Характеристики совладания изменяются в процессе развития трудной (стрессовой) ситуа- ции. Совладающее поведение имеет собственную динамику и может трансформироваться по мере изменения требований ситуации к человеку, либо собственных изменений субъекта в ситуации. Спо- собность изменять трудную ситуацию, не быть ее «пленником» чрезвычайно важна, так как это уве- личивает возможности человека действовать в кри- зисе. Регуляция и укрепление совладающего пове- дения возможны на основе способности субъекта к обучению навыкам совладания. Нами показано, что в трудной жизненной u1089 си- туации человек одновременно использует несколь- ко разноуровневых осознанных видов поведения: простые единичные копинг-действия, детермини- рованные спецификой ситуации; копинг- страте- гии (конкретные образы действий, например, дис- танцирование или поиск социальной поддержки), копинг- стили (группы стратегий, близких по смыс- лу, например, приближение-удаление от стрессо- вой ситуации). Субъект может предпочитать один из способов совладания, наиболее продуктивный в конкретном контексте на какое-то время, одно- временно допуская применение других. Это озна- чает, что процесс совладания с трудной ситуацией (стрессом) недизъюнктивен (Брушлинский, 1996), непрерывен до момента ее разрешения или приспо- собления к ней. Стиль совладающего поведения имеет специфику, связанную с многоальтернатив- ным выбором спрособа поведения при стрессе. Он является когнитивно-поведенческим образованием, не менее важным, чем индивидуальный стиль (Мо- росанова, 2000). Стиль совладающего поведения - это полноценная составляющая более интегратив- ного явления – стиля человека (Либин, 1996). Каков вклад личности в успех совладания с трудностями? Продуктивные (например, проблем- но-ориентированный) и менее продуктивные (на- пример, избегание или паллиативный) стили сов- ладающего поведения обусловлены различным уровнем сложности личностных качеств. Более сложные и обобщенные переменные (самоотноше- ние, жизненные смыслы, ответственность) предо- пределяют выбор и сильнее соотносятся с проблем- но-ориентированным стилем совладания. Выявлено также, какие качества, напротив, имеют тенденцию снижать уровень продуктивности совладающего поведения (уровень депрессивности, тревожность, пессимизм). Мы убедились в том, что изучать когнитивно- поведенческую сферу субъекта возможно только одновременно с изучением феноменологии его пе- реживаний при помощи комплекса психодиагнос- тических технологий, сочетающих количественные и качественные методы анализа. Это несвойственно западной традиции изучения копинг-поведения. Мы впервые адаптировали для русскоязычной выборки разного возраста три известные в данной научной сфере методики - многомерные опросники (шкалы) измерения совладющего поведения: Юно- шеская копинг-шкала (Adolescent Coping Scale), оп- росник Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (Coping Inventory for Stressful Situations), Опросник способов совладания (Ways of Coping Questionnaire). На их основе созданы опросники для надежного количественного измерения совладающего с труд- ностями поведения для испытуемых разных возрас- тов. На практике доказана возможность развития совладающего поведения субъекта и обучения ему как приобретения социально-ценных жизненных навыков. Это увеличивает психосоциальную ком- ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ петентность человека, укрепляя его как субъекта. Жизненно необходимые навыки совладания могут направленно формироваться и развиваться в разно- образных сферах (здоровье, обучение и др.), что является залогом благополучия, позитивной чело- веческой психологии и здоровья. ПОНЯТИЕ «ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ» И ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ТЕРМИНОВ «СОВЛАДАНИЕ С ТРУДНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ СИТУАЦИЯМИ» И «ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ» А. И. Лактионова (Москва) На развитие адаптационных способностей ин- дивида значительное влияние оказывает наличие у него такого качества как «жизнеспособность». Термин «жизнеспособность» (resilience) буквально переводится как гибкость, упругость, эластичность, устойчивость (к внешним воздействиям) и как спо- собность быстро восстанавливать здоровое физи- ческое и душевное состояние. Это интегративное качество личности было впервые выделено в лон- гитюдном исследовании жителей о. Кауи (Гавайс- кие острова) E. Werner и его сотрудниками (Werner, 1993). «Жизнеспособность – это способность чело- века или социальной системы строить нормальную, полноценную жизнь в трудных условиях» (Вани- штендаль, 1998). М. Ungar определил это понятие как способность человека управлять ресурсами собственного здоровья и социально приемлемым способом использовать для этого семью, общество и культуру (Ungar, 2005). Важно отметить, что жизнеспособность не является u1091 универсальным, безоговорочным или фиксированным качеством; она изменяется в за- висимости от вида стресса, его контекста и иных факторов, которые можно определить как факторы риска и защитные факторы. Кроме того, жизнеспо- собность может меняться со временем и в разных условиях (Luthar и др., 2000). Ваништендаль счи- тает, что «жизнеспособность» может находиться в латентном состоянии. Но в силу различных собы- тий, происходящих в жизни индивида, его способ- ность сопротивляться разрушению и строить свою жизнь несмотря ни на что, может «перейти в актив- ную фазу» и даже усилиться. Речь идет о «разбу- женном» потенциале. Таким образом, сам процесс перехода человека из пассивного состояния в актив- ное может усилить его «жизнеспособность». Часто результатом этого является позитивное развитие человека в тяжелой жизненной ситуации (Ваниш- тендаль, 1998). Жизнеспособность связана с защитной три- адой, которая включает в себя индивидуальные свойства, семейные связи, а также возможность по- лучения поддержки общества. К индивидуальным свойствам следует отнести биологические и психо- логические характеристики индивида. Биологичес- кие характеристики включают в себя генетические и нейробиологические свойства; психологические - эмоциональную, мотивационно-волевую, когни- тивную сферы (уровень субъективного контроля, особенности самооценки, защитные механизмы и механизмы совладания, жизнестойкость). Поми- мо биологических и психологических влияний, и нормальное, и асоциальное развитие во многом за- висит от социального контекста. Все эти свойства по-разному формируют и/или оказывают влияние на жизнеспособность личности. Индивидуальные свойства или социальный контекст, уменьшаю- щие опасность развития у индивида расстройства адаптации относят к защитным факторам (факто- рам жизнеспособности), тогда как факторы риска делают обратное - они увеличивают вероятность того, что у индивида возникают трудности. Поня- тие «жизнеспособность» связано с непрерывны- ми интеракциями между защитными факторами и факторами риска, u1089 связанными с самим индивидом, возникающими между индивидом и его окруже- нием (Мэш, Вольф, 2003). Защитные факторы и факторы риска рассматриваются как процессы, а не как абсолютные величины, поскольку одно и то же событие или условие может выступать как в ка- честве защитного, так и в качестве фактора риска, в зависимости от общего контекста, в котором оно возникает (Millstein и др., 1993). Понимание этого контекста требует учета и проксимальных (ближ- них), и дистантных (отдаленных) событий, а также событий, непосредственно влияющих на индивида в конкретной ситуации и в конкретное время (Мэш, Вольф, 2003). Социальные условия и жизненный опыт подростка следует рассматривать в контексте семьи, культуры в целом и его взаимоотношений со сверстниками (Makhnach, Laktionova, 2005). Следует провести разграничение между таки- ми понятиями, как «жизнеспособность», «совлада- ние с трудными жизненными ситуациями» и «жиз- нестойкость». Концепция совладания включает поведенчес- кую, эмоциональную и когнитивную активность, которую индивиды привлекают с целью приспо- собления и адаптации к сложным жизненным об- стоятельствам (Мэш, Вольф, 2003). Результатом такой активности субъекта может быть устранение трудности (стрессора), преобразование ситуации либо адаптации к ее требованиям. «Совладание опосредовано требованиями ситуации, «запускаю- щей» копинг и внутренней активностью субъекта, его отношением к ней, обусловленными системой его личностных смыслов и диспозиционной струк- турой» (Крюкова, 2003). Folkman, Lazarus считают, что совладание выполняет две основные функции: Кострома, 16–18 мая 2007 г. регуляции эмоций (к этой функции относят когни- тивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуциро- вать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса) и управления проблемами, вызывающими дистресс (устранение угрозы, влия- ние стрессора). Обе функции используются в боль- шинстве стрессовых ситуаций, при этом их процен- тное соотношение зависит от того, как стрессовые ситуации оценены человеком (Folkman, Lazarus, 1980). В процессе u1089 совладания со стрессом использу- ются поведенческие стратегии на основе личнос- тных и средовых ресурсов совладания. Стратегии совладания подразделяются на активные и пассив- ные. Чем разнообразнее и шире набор ресурсов ин- дивида, тем скорее он будет использовать активные стратегии совладания (Махнач и др., 1999), вклю- чающие все варианты поведения человека, направ- ленные на разрешение проблемной и/или стрессо- вой ситуации и поиск социальной поддержки. Пас- сивное совладающее поведение включает в себя ба- зисную стратегию избегания, но некоторые формы избегания могут носить и активный характер. Термин «жизнеспособность» отличается от понятия «совладание с трудными жизненными си- туациями», он подразумевает не просто преодоле- ние человеком трудностей и возврат к прежнему состоянию, а прогресс, движение через трудности к новому этапу жизни. Таким образом, оно включает в себя два понятия: - сопротивление разрушению, то есть способ- ность личности защищать свою целостность, когда она испытывает сильное давление; - а также, помимо простого сопротивления, способность строить полноценную жизнь в трудных условиях; такое «созидание» пред- полагает умение планировать свою жизнь, двигаясь в определенном направлении в те- чение какого-то времени (Ваништендаль, 1998). Поэтому «жизнеспособность» является более широким понятием, чем «совладание с трудными жизненными ситуациями», включая его в себя. Исследователи совладающего поведения пред- полагают, что в различных возрастных и социаль- ных группах имеются личности, отличающиеся жизнестойкостью, которые лучше справляются со стрессом, обладают особыми стратегиями преодо- ления трудных ситуаций, и, вероятно, большим их количеством и разнообразием. В связи с этим было введено понятие «жизнестойкость» (hardiness), от- ражающее психологическую живучесть и расши- ренную эффективность человека и являющееся по- казателем психического здоровья (Maddi, Khoshaba, 1994). Понятие «жизнестойкость» (Леонтьев, 2002) используется в контексте проблематики совладания со стрессом и подчеркивает наличие аттитюдов, мотивирующих человека преобразовывать стрес- согенные жизненные события. Понятие «жизне- стойкость» не тождественно понятию «стратегия совладания». Cтратегия совладания – это прием, алгоритм действия, привычное и традиционное для личности действие, в то время как жизнестойкость - черта личности, установка на выживаемость. Пер- вой характеристикой жизнестойкости, согласно С. Мадди, является «включенность» (commitment), позволяющая индивиду чувствовать свою зна- чимость и ценность, для того, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений. Жизнестойкость – установка, условно названная «контролем», во многом сходна с понятием «локус контроля» Роттера. И как установка, она мотиви- рует к поиску путей влияния на результаты стрес- согенных изменений, в отличие от состояния бес- помощности и пассивности. Помимо установок, «жизнестойкость» включает в себя такие базовые ценности, как кооперация, доверие и креативность. Williams и др. сумели доказать наличие положитель- ной связи между жизнестойкостью и адаптивными стратегиями совладания, а также показателями здо- ровья-болезни (Williams, 1992). Можно сказать, что жизнестойкость - это особый паттерн установок и навыков, позволяющих превратить изменения, про- исходящие с личностью, в ее возможности. Таким образом, наличие «жизнестойкости» является необходимой составляющей «жизнеспо- собности» и, также как и «совладание с трудными жизненными ситуациями», включается в это поня- тие. СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.180 (0.009 с.) |