Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интеллект как копинг-ресурсыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
О. В. Лунева, А. В. Манторова (Москва) В современной психологии активно разраба- тывается проблема «совладающего поведения». Многие исследователи ищут ответы на вопрос, ка- ким образом, какими способами человек справляет- ся с ситуациями, событиями и проблемами в своей жизни, как он их разрешает. Ответы на этот вопрос имеют большую теоретическую и практическую значимость (Голованевская, 2003). Наибольший опыт изучения этой проблемы имеет западная пси- хология. В отечественной u1087 психологии интерес к совладающему поведению является относительно новым, особенно на уровне теоретических исследо- ваний (В. И Голованевская, Л. И. Дементий, Т. Л. Крюкова и др.). «Копинг» или «совладающее поведение» - это разновидность социального поведения человека, смысл которого заключается в том, чтобы разре- ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ шить или смягчить, привыкнуть или уклониться от требования, предъявляемого трудной ситуацией, а также, возможно, предотвратить, своевременно раз- гадав ее неразрешимость и опасность. Механизмы совладания используются человеком сознательно и целенаправленно, а способы, используемые субъек- том, адекватны личностным особенностям и ситуа- ции (Крюкова, 2005). Таким образом, можно гово- рить, что для отечественной психологии характерно рассмотрение совладающего поведения как осоз- нанного рационального поведения, направленного на устранение стрессовой ситуации. Оно зависит, по крайней мере, от двух факторов - личности (ко- пинг-ресурсы) и реальной ситуации. Совладающее поведение может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровнях функци- онирования личности. Человеку необходимо осоз- нание ситуации и способов эффективного совладе- ния с ней, а также умение вовремя применить их в поведении. Совладание представляет собой инди- видуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимос- тью в жизни человека и его психологическими воз- можностями. Изучение совладающего поведения в контек- сте «личностных особенностей», «личностных ка- честв» позволяет рассматривать их в качестве ко- пинг-ресурсов. Под копинг-ресурсами понимаются характеристики личности и ее окружения, которые связывают с низким уровнем дистресса или физио- логическими симптомами, следующими за началом действия стрессоров. Это противостояние стрессу и названо ресурсами. В качестве копинг-ресурсов мо- гут выступать такие характеристики, как самооцен- ка, особенности социального окружения, социаль- ная поддержка, достигнутые u1089 статусы (образование, финансовые ресурсы, престиж профессии и т. д.) (Дементий, 2004). Исследуя копинг-ресурсы, психологи отмеча- ют постоянное взаимодействие средовых и личнос- тных детерминант. Средовые факторы - пусковой механизм копинга. Одним из стержневых моментов механизма адаптации считается поиск тех условий и факторов, которые могут смягчать для человека действие жестких стрессовых ударов. Именно по- этому одна и та же ситуация по-разному восприни- мается и весьма индивидуально решается. В этой связи весьма продуктивно исследование копинга с точки зрения личности, справляющейся с чем либо. Личностные источники как ресурсы преодо- ления стали предметом исследования многих зару- бежные и отечественных авторов. Анализ их пуб- ликаций показывает, что в качестве личностных ре- сурсов преодоления выделяются тип темперамента, мотивация достижения, локус контроля, ответс- твенность, эмпатия, Я-концепция (К. А. Абульхано- ва, Л. Т. Китаев-Смык, С. Кобаса, В. Д. Небылицин, Дж. Ормел, Р. Сандерман). Изложенный подход к пониманию копинг-ре- сурсов позволяет значительно расширить их круг, сделав акцент на социально-психологической со- ставляющей процесса совладающего поведения. Поскольку, по мнению большинства авторов, речь идет о социальном поведении, объединяющем лич- ность и реальную стрессовую ситуацию, считаем уместным рассмотрение в качестве копинг-ресур- сов социальный и эмоциональный интеллекты. В современной психологии существуют различные подходы как к пониманию их содержания, так и соотношения (Лунева, 2005, 2007; Люсин, Ушаков, 2004 и др.). Не останавливаясь на сути научных дискуссий по этому поводу, отметим, что многие исследователи считают социальный интеллект социальной способностью. Так, В. Н. Куницына считает, что СИ – глобальная способность, возни- кающая на базе комплекса интеллектуальных, лич- ностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловли- вают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию u1080 информации и поведе- ния, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений. Эта способность позволяет че- ловеку достигать гармонии с собой и окружающей средой. Кроме того, автор обращает внимание на отдельный аспект СИ – коммуникативно-личност- ный потенциал, а также и менее значимые другие аспекты: характеристики самосознания (чувство самоуважения, открытость новым идеям, свобода от комплексов; социальная перцепция; энергети- ческие характеристики) (Куницына и др., 2002). Ушаков Д. В. в рамках собственной структур- но-динамической теории интеллекта рассматривает СИ как способность понимать других людей, их взаимоотношения и социальные ситуации. Он поз- воляет более адекватно выстроить стратегию пове- дения. Уровень СИ, по мнению автора, зависит от потенциала формирования, включающего уровень общего интеллекта, от личностных особенностей (в первую очередь, эмоциональных) и от того, как сложился жизненный путь человека, на что были направлены его жизненные силы (Ушаков, 2004). В. Н. Дружинин предполагал, что у человека сущест- вуют базовые социальные способности, обеспечи- вающие ему эффективное взаимодействие с други- ми людьми. Согласно предположению О. В. Луневой, со- циальный интеллект - социально-психологический конструкт, обеспечивающий личности создание «картины» социально-психологического взаимо- действия (и себя как части этой «картины») и воз- действие (регуляцию) личности на собственное поведение, на процесс и людей, включенных в это Кострома, 16–18 мая 2007 г. взаимодействие. Эти две формы (функции) прояв- ления социального интеллекта детерминируются определенной иерархией личностных и индивиду- альных характеристик (Лунева, 2007). Социальный интеллект способствует адаптации личности в со- циуме, в групповых и межличностных системах от- ношений и взаимодействий. Этот процесс социаль- ной адаптации, очевидно, включает и механизмы совладающего поведения. Все это дает основания гипотетически рассматривать феномен социально- го интеллекта как родственный феномену копинга, а также как конструкт, u1086 осуществляющий «запуск» и «реализацию» совладающего поведения, направ- ленного на достижение конкретной цели. Понятием, близко расположенным к смыс- ловому полю совладающего поведения является и эмоциональный интеллект. Зарубежные авторы не раз упоминали о взаимосвязи эмоционального ин- теллекта и устойчивости человека к стрессу (R. Bar- On, D. Goleman, R. Cooper). Первая и наиболее известная в научной пси- хологии модель эмоционального интеллекта была разработана Питером Саловеем и Джоном Майе- ром. Они же ввели в психологию и сам термин «эмоциональный интеллект». Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 году. Исследователи определили эмоциональный интел- лект как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использо- вать эту информацию для направления мышления и действий. Эмоциональный интеллект трактовался как сложный конструкт, состоящий из способнос- тей трех типов: 1) идентификация и выражение эмоций, 2) регуляция эмоций, 3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности (Mayer, Salovey, 1997). Анализ отечественных (О.В. Лунева, Д.В. Лю- син) и зарубежных (R. Bar-On, D. Goleman, J. Mayer, P. Salovey) представлений об эмоциональном ин- теллекте показывает его как сложный конструкт, включающий следующие компоненты: • понимание своих эмоций: знание себя, спо- собность распознать и понять собственное настроение, эмоции и движущие силы, равно как и их влияние на других, переходы от од- ной эмоции к другой, причины эмоций, вер- бальную информацию об эмоциях; • контроль своих эмоций: самоконтроль, спо- собность контролировать и переориентиро- вать деструктивные импульсы и настроения, склонность не давать поспешных оценок, думать, прежде чем действовать, управление стрессовыми ситуациями, устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью, само- мотивация; • понимание эмоций других людей и социаль- ные навыки: эмпатия, распознавание эмоций других людей, умение воздействовать на эмо- циональное состояние других людей, лидерс- тво, влияние, взаимодействие, изменяемость, управление конфликтом, построение связей, работа в команде. По данным израильского психолога Р. Бар- Она, эмоциональный интеллект определяется та- кими качествами индивида, которые помогают ему противостоять требованиям и давлению внешней среды, справляться со стрессом. Эмоциональный интеллект связан с общим психологическим само- чувствием личности. В тесте, разработанном Бар- Оном, учитывается 152 психологических ощуще- ния, например, поведение при стрессе, ощущение счастья и поведенческий оптимизм (Bar-On, 1997). Американский психолог Роберт Купер рассмат- ривал взаимодействие стресса и эмоционального интеллекта. В его методике «Карта эмоционального коэффициента», включающей двадцать шкал, три первые шкалы посвящены стрессовым факторам, которые влияют на человека (среда, стресс на рабо- те, стресс в личной жизни). В последующих шкалах отражены манеры поведения и способы реагирова- ния на стрессовое воздействие. Вот пример одно- го утверждения из шкалы «Стойкость»: «Я быстро прихожу в себя после разочарований; из любой си- туации существует несколько выходов; сталкиваясь с проблемой, я сосредотачиваюсь на том, что я могу сделать для ее решения». Р. Купер в своей работе пишет о том, что способность противостоять стрес- совому воздействию напрямую зависит от уровня развития эмоционального интеллекта: чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше способность противостоять стрессовому воздейс- твию (Cooper, Sawaf, 1997). Таким образом, социальный и эмоциональный интеллекты, согласно изложенным данным, явля- ются близкими смысловыми понятиями с совлада- ющим поведением и могут рассматриваться как в качестве его механизмов, так и копинг-ресурса. Ис- следования в этом направлении помогут более ши- роко взглянуть на проблему совладающего поведе- ния и разработать новые методики его измерения. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (Исследование выполнено при финансовой
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.219 (0.007 с.) |