Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поведения в контексте теорииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СОХРАНЕНИЯ РЕСУРСОВ В. Е. Орел (Ярославль) Исследования феномена психического выго- рания в зарубежной психологии, достигшие своего расцвета в середине 90-х годов, в последние годы стали популярными и в психологической науке Рос- сии и стран ближнего зарубежья, о чем свидетельс- твует появление ряда работ как теоретического, так и эмпирического плана (Орел, 2005). Практически большинство исследователей сходятся в понимании выгорания как состояния физического, эмоциональ- ного и умственного истощения, проявляющегося в профессиях социальной сферы. Этот синдром вклю- чает в себя три основных составляющих: психоэмо- циональное истощение (ПЭИ), деперсонализацию (цинизм, Ц) и снижение самооценки профессио- нальной эффективности (СПЭ) (Shaufeli, Maslach, Marek, 1993). Под психоэмоциональным истоще- нием (ПЭИ) понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собствен- ной работой. Цинизм, который в профессиях соци- альной сферы обозначается как деперсонализация, предполагает циничное отношение к труду и объек- там своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринима- ются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них. Наконец, снижен- ная самооценка профессиональной эффективности представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональ- ной сфере, осознание неуспеха в ней. Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных исследованию различных ас- пектов этого феномена, ряд проблем остаются не- выясненными до конца. В частности, большинство исследований взаимосвязи выгорания с особеннос- тями личности профессионала были связаны, пре- жде всего, со сферой личностных черт и, в меньшей степени, с мотивационной сферой. При этом ряд особенностей личности профессионала и его пове- дения выпал из поля зрения исследователей. Одной из таких областей изучения являются стилевые осо- бенности поведения профессионала. В теоретическом плане взаимодействие вы- горания со стилевыми особенностями личности в наибольшей степени изучалось в русле концеп- ции «сохранения ресурсов» (COR), предложенной S. Hobfoll и др. (Hobfoll, 1993). Согласно этой тео- рии, люди обладают глубоко укоренившейся моти- вацией к сохранению, защите и достижению своих ценностей. Эти наиболее ценные для личности объ- екты, цели и явления обозначаются термином «ре- сурсы». С точки зрения исследователей, выгорание чаще всего возникает в случае неполучения этих ресурсов или их расходования. Для восстановления ресурсов или предотвращения их расходования ин- дивид вовлекается в активное преодоление стрес- совой ситуации. В случае эффективного ее преодо- ления актуализируется положительная обратная связь, улучшается физическое здоровье и самочувс- твие, и работник приобретает новые ресурсы. В том случае, когда индивид не справляется с ситуацией, возникает затянувшийся стресс, переходящий в вы- горание и представляющий собой «процесс энер- гетического истощения и изнашивания личности или комбинацию физических жалоб, когнитивного изнашивания и эмоционального истощения, посте- пенно развивающегося во времени». В эмпирическом плане данная проблема кон- кретизировалась в изучении стратегий поведения Кострома, 16–18 мая 2007 г. субъекта в стрессовых ситуациях и способов пре- одоления стресса. В зарубежной психологии для их обозначения используется термин «coping» (Lazarus, Folkman, 1987). В современной психологии под этим термином понимаются способы преодоления ситуации, переживания необходимости пройти че- рез нее, не уклоняясь от неприятностей. Данная стратегия поведения отличается от психологичес- ких защит, которые характеризуются отказом от конкретных действий по разрешению ситуации (Либина, Либин, 1998) В литературе выделяется два основных типа преодоления стресса — проблемно-ориентирован- ный и субъектно-ориентированный (Lazarus, Folkman, 1987). Проблемно-ориентированный стиль направ- лен на рациональное разрешение трудной ситуации и предполагает самостоятельный ее анализ, обра- щение за помощью к другим людям, поиск допол- нительных источников информации. Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуа- цию, не сопровождается u1082 конкретными действиями и проявляется в попытках не думать о проблеме вооб- ще, стремлении переложить свои заботы на других и использовании средств компенсации отрицательных эмоций, таких, как алкоголь, сон, еда и т. п. Проблемно-ориентированный стиль пред- ставляет собой рациональный способ поведения, который автоматически обозначается как поло- жительный и представляет собой совладающую стратегию. Наоборот, личностно-ориентированный стиль является эмоциональным стилем реагирова- ния, который большинство психологов связывает с отрицательными эмоциями, что является чертой защитного поведения и невольно соотносится с от- рицательным полюсом оси «положительный—от- рицательный». Наряду со стратегиями поведения субъекта в стрессовых условиях и противостояния им, в лите- ратуре отмечается и противоположная тенденция, которая заключается в том, что личность сама может ставить себя в ситуацию стресса. Данная тенденция наиболее ярко проявляется в поведении типа А, ко- торый достаточно широко изучается в психологии (Friedman, Rosenman, 1974). Поведенческий тип А характеризуется энергичностью, соревновательнос- тью, нетерпеливостью и агрессивностью. Обычно люди, демонстрирующие этот тип поведения, от- личаются чрезмерно высокими притязаниями. Ста- тистические данные показывают, что данный тип создает предрасположенность к сердечно-сосудис- тым заболеваниям в большей степени, чем проти- воположный по характеристикам тип В. В контексте рассматриваемой нами проблемы именно этот тип поведения напрямую связывают с возникновением выгорания, прежде всего с психо- эмоциональным истощением, о чем свидетельству- ет достаточно большое количество исследований (Орел, 2005). При этом отмечается наличие поло- вых различий. У женщин связь между поведением типа А и показателями выгорания выражена силь- нее чем у мужчин. Что касается взаимодействия выгорания и стилей преодоления стресса, то в этой области имеется небольшое количество исследова- ний, которые показывают, что положительные стра- тегии принятия решений в стрессовых ситуациях, отличающиеся рациональностью и наличием эф- фективных способов обеспечения и проверки пра- вильности принятия решения в ситуации, препятс- твуют возникновению эмоционального истощения и деперсонализации. Однако с чувством редукции профессиональных достижений соответствующей корреляционной связи не обнаружено. Проведенный теоретический анализ показал, что наименее изученной в контексте проблемы вы- горания является его взаимодействие именно со стилевыми особенностями поведения личности в стрессовых условиях. При этом одним из способов реагирования на стресс является субъективно-ори- ентированный способ поведения, представляющий собой тенденцию ухода от рационального разреше- ния проблемы или попытку решить ее на чисто эмо- циональном уровне и выступающий как элемент за- щитного поведения личности. Именно данная фор- ма стиля жизнедеятельности и была нами выбрана в качестве предмета исследования. Обращение к особенностям защитного поведения было обуслов- лено рядом обстоятельств. Во-первых, данная сфера поведения доста- точно широко представлена в контексте жизнеде- ятельности индивида и, несомненно, должна иметь определенную связь с выгоранием. Во-вторых, ис- следование защитных механизмов как способов по- ведения в стрессовых ситуациях является, пожалуй, единственной областью изучения стилей жизнеде- ятельности, которая имеет достаточно надежный диагностический инструментарий, что послужило одной из главных причин обращения к данной сфе- ре стилей поведения. В-третьих, и это пожалуй, са- мое главное, несмотря на традиционное понимание выгорания как феномена, отрицательно воздейству- ющего на все стороны профессионального развития личности, существует и противоположная точка зрения, рассматривающая выгорание как своеоб- разный феномен психологической защиты (Бойко, 1996; Филиппченкова, 2002; Garden, 1991). В частности, A. M. Garden считает, что выго- рание – это специальное развитие в психике дина- мических процессов для восстановления равнове- сия и (или) роста личности. Таким образом, автором подчеркивается положительный эффект выгорания как развивающего личность процесса. ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ Аналогичный подход можно найти в работах некоторых отечественных психологов. В частности, в работе В. А Бойко дается противоречивая точка зрения на последствия выгорания. С одной стороны отмечается, что выгорание представляет собой «вы- работанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключе- ния эмоций в ответ на избранные психотравмиру- ющие воздействия». С другой стороны, выгорание определяется как форма профессиональной дефор- мации личности, которое отрицательно сказывается на эффективности профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии. В других источниках позитивный эффект вы- горания выступает еще более отчетливо в связи с тем, что выгорание определяется как механизм пре- одоления профессионального стресса на эмоцио- нальном уровне. Особенности взаимоотношений выгорания с защитными механизмами поведения личности были зафиксированы в диссертационной работе А. А. Р укавишникова, выполненной под нашим руководством (Рукавишников, 2001). Полученные данные дисперсионного и корреляционного ана- лиза позволяют констатировать факт влияния пси- хического выгорания на выбор стилей поведения в стрессовых ситуациях в форме механизмов психо- логической защиты. Индивиды с высоким уровнем выгорания в отличие от «невыгоревших» предпо- читают использовать такие стратегии, как Замеще- ние, Вытеснение и Регрессию, образующих группу стилей пассивно-агрессивной направленности. Ин- дивиды, прибегающие к агрессивным стратегиям (Замещение), стремятся контролировать свой гнев и раздражение по отношению к объекту, их вызыва- ющему, путем переадресовки отрицательных эмо- ций на объекты, менее угрожающие их благополу- чию. В меньшей степени наблюдается данный вид защитного поведения, связанного с переадресовкой агрессии самому себе, в виде самобичевания и са- моосуждения. Пассивные стили защитного пове- дения u1074 в стрессовых ситуациях проявляются либо в виде ухода от действительности, безынициатив- ности и подчиненности другим (Вытеснение), либо в виде регрессии к моделям детского поведения, символизирующим возврат к раннему периоду жиз- ни, более безопасному и приятному для личности. Проявление Регрессии у взрослых заключаются в несдержанности, уходе от социального окружения, конфликтах с вышестоящими лицами. Проведенные исследования еще раз доказыва- ют высказанную нами ранее точку зрения о том, что психическое выгорание представляет собой деза- даптационный феномен, действие которого проявля- ется на всех уровнях функционирования личности: индивидуально-психологическом, социально-пси- хологическом и уровне жизнедеятельности субъек- та. Взаимодействие выгорания с адаптационными процессами при этом носит двусторонний характер. Хотя уровень психического выгорания в большей степени определяет собой успешность протекания профессиональной адаптации, оказывая негативное влияние на ее показатели, существует слабая обрат- ная тенденция влияния степени адаптированности субъекта на развитие данного феномена.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.23 (0.007 с.) |