Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведения в контексте теории

Поиск

СОХРАНЕНИЯ РЕСУРСОВ

В. Е. Орел (Ярославль)

Исследования феномена психического выго-

рания в зарубежной психологии, достигшие своего

расцвета в середине 90-х годов, в последние годы

стали популярными и в психологической науке Рос-

сии и стран ближнего зарубежья, о чем свидетельс-

твует появление ряда работ как теоретического, так

и эмпирического плана (Орел, 2005). Практически

большинство исследователей сходятся в понимании

выгорания как состояния физического, эмоциональ-

ного и умственного истощения, проявляющегося в

профессиях социальной сферы. Этот синдром вклю-

чает в себя три основных составляющих: психоэмо-

циональное истощение (ПЭИ), деперсонализацию

(цинизм, Ц) и снижение самооценки профессио-

нальной эффективности (СПЭ) (Shaufeli, Maslach,

Marek, 1993). Под психоэмоциональным истоще-

нием (ПЭИ) понимается чувство эмоциональной

опустошенности и усталости, вызванное собствен-

ной работой. Цинизм, который в профессиях соци-

альной сферы обозначается как деперсонализация,

предполагает циничное отношение к труду и объек-

там своего труда. В частности, в социальной сфере

деперсонализация предполагает бесчувственное,

негуманное отношение к клиентам, приходящим

для лечения, консультации, получения образования

и других социальных услуг. Клиенты воспринима-

ются не как живые люди, а все их проблемы и беды,

с которыми они приходят к профессионалу, с его

точки зрения, есть благо для них. Наконец, снижен-

ная самооценка профессиональной эффективности

представляет собой возникновение у работников

чувства некомпетентности в своей профессиональ-

ной сфере, осознание неуспеха в ней.

Несмотря на достаточно большое количество

работ, посвященных исследованию различных ас-

пектов этого феномена, ряд проблем остаются не-

выясненными до конца. В частности, большинство

исследований взаимосвязи выгорания с особеннос-

тями личности профессионала были связаны, пре-

жде всего, со сферой личностных черт и, в меньшей

степени, с мотивационной сферой. При этом ряд

особенностей личности профессионала и его пове-

дения выпал из поля зрения исследователей. Одной

из таких областей изучения являются стилевые осо-

бенности поведения профессионала.

В теоретическом плане взаимодействие вы-

горания со стилевыми особенностями личности

в наибольшей степени изучалось в русле концеп-

ции «сохранения ресурсов» (COR), предложенной

S. Hobfoll и др. (Hobfoll, 1993). Согласно этой тео-

рии, люди обладают глубоко укоренившейся моти-

вацией к сохранению, защите и достижению своих

ценностей. Эти наиболее ценные для личности объ-

екты, цели и явления обозначаются термином «ре-

сурсы». С точки зрения исследователей, выгорание

чаще всего возникает в случае неполучения этих

ресурсов или их расходования. Для восстановления

ресурсов или предотвращения их расходования ин-

дивид вовлекается в активное преодоление стрес-

совой ситуации. В случае эффективного ее преодо-

ления актуализируется положительная обратная

связь, улучшается физическое здоровье и самочувс-

твие, и работник приобретает новые ресурсы. В том

случае, когда индивид не справляется с ситуацией,

возникает затянувшийся стресс, переходящий в вы-

горание и представляющий собой «процесс энер-

гетического истощения и изнашивания личности

или комбинацию физических жалоб, когнитивного

изнашивания и эмоционального истощения, посте-

пенно развивающегося во времени».

В эмпирическом плане данная проблема кон-

кретизировалась в изучении стратегий поведения

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

субъекта в стрессовых ситуациях и способов пре-

одоления стресса. В зарубежной психологии для их

обозначения используется термин «coping» (Lazarus,

Folkman, 1987). В современной психологии под

этим термином понимаются способы преодоления

ситуации, переживания необходимости пройти че-

рез нее, не уклоняясь от неприятностей. Данная

стратегия поведения отличается от психологичес-

ких защит, которые характеризуются отказом от

конкретных действий по разрешению ситуации

(Либина, Либин, 1998)

В литературе выделяется два основных типа

преодоления стресса — проблемно-ориентирован-

ный и субъектно-ориентированный (Lazarus, Folkman,

1987).

Проблемно-ориентированный стиль направ-

лен на рациональное разрешение трудной ситуации

и предполагает самостоятельный ее анализ, обра-

щение за помощью к другим людям, поиск допол-

нительных источников информации.

Субъектно-ориентированный стиль является

следствием эмоционального реагирования на ситуа-

цию, не сопровождается u1082 конкретными действиями и

проявляется в попытках не думать о проблеме вооб-

ще, стремлении переложить свои заботы на других и

использовании средств компенсации отрицательных

эмоций, таких, как алкоголь, сон, еда и т. п.

Проблемно-ориентированный стиль пред-

ставляет собой рациональный способ поведения,

который автоматически обозначается как поло-

жительный и представляет собой совладающую

стратегию. Наоборот, личностно-ориентированный

стиль является эмоциональным стилем реагирова-

ния, который большинство психологов связывает

с отрицательными эмоциями, что является чертой

защитного поведения и невольно соотносится с от-

рицательным полюсом оси «положительный—от-

рицательный».

Наряду со стратегиями поведения субъекта в

стрессовых условиях и противостояния им, в лите-

ратуре отмечается и противоположная тенденция,

которая заключается в том, что личность сама может

ставить себя в ситуацию стресса. Данная тенденция

наиболее ярко проявляется в поведении типа А, ко-

торый достаточно широко изучается в психологии

(Friedman, Rosenman, 1974). Поведенческий тип А

характеризуется энергичностью, соревновательнос-

тью, нетерпеливостью и агрессивностью. Обычно

люди, демонстрирующие этот тип поведения, от-

личаются чрезмерно высокими притязаниями. Ста-

тистические данные показывают, что данный тип

создает предрасположенность к сердечно-сосудис-

тым заболеваниям в большей степени, чем проти-

воположный по характеристикам тип В.

В контексте рассматриваемой нами проблемы

именно этот тип поведения напрямую связывают с

возникновением выгорания, прежде всего с психо-

эмоциональным истощением, о чем свидетельству-

ет достаточно большое количество исследований

(Орел, 2005). При этом отмечается наличие поло-

вых различий. У женщин связь между поведением

типа А и показателями выгорания выражена силь-

нее чем у мужчин. Что касается взаимодействия

выгорания и стилей преодоления стресса, то в этой

области имеется небольшое количество исследова-

ний, которые показывают, что положительные стра-

тегии принятия решений в стрессовых ситуациях,

отличающиеся рациональностью и наличием эф-

фективных способов обеспечения и проверки пра-

вильности принятия решения в ситуации, препятс-

твуют возникновению эмоционального истощения

и деперсонализации. Однако с чувством редукции

профессиональных достижений соответствующей

корреляционной связи не обнаружено.

Проведенный теоретический анализ показал,

что наименее изученной в контексте проблемы вы-

горания является его взаимодействие именно со

стилевыми особенностями поведения личности в

стрессовых условиях. При этом одним из способов

реагирования на стресс является субъективно-ори-

ентированный способ поведения, представляющий

собой тенденцию ухода от рационального разреше-

ния проблемы или попытку решить ее на чисто эмо-

циональном уровне и выступающий как элемент за-

щитного поведения личности. Именно данная фор-

ма стиля жизнедеятельности и была нами выбрана

в качестве предмета исследования. Обращение к

особенностям защитного поведения было обуслов-

лено рядом обстоятельств.

Во-первых, данная сфера поведения доста-

точно широко представлена в контексте жизнеде-

ятельности индивида и, несомненно, должна иметь

определенную связь с выгоранием. Во-вторых, ис-

следование защитных механизмов как способов по-

ведения в стрессовых ситуациях является, пожалуй,

единственной областью изучения стилей жизнеде-

ятельности, которая имеет достаточно надежный

диагностический инструментарий, что послужило

одной из главных причин обращения к данной сфе-

ре стилей поведения. В-третьих, и это пожалуй, са-

мое главное, несмотря на традиционное понимание

выгорания как феномена, отрицательно воздейству-

ющего на все стороны профессионального развития

личности, существует и противоположная точка

зрения, рассматривающая выгорание как своеоб-

разный феномен психологической защиты (Бойко,

1996; Филиппченкова, 2002; Garden, 1991).

В частности, A. M. Garden считает, что выго-

рание – это специальное развитие в психике дина-

мических процессов для восстановления равнове-

сия и (или) роста личности. Таким образом, автором

подчеркивается положительный эффект выгорания

как развивающего личность процесса.

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Аналогичный подход можно найти в работах

некоторых отечественных психологов. В частности,

в работе В. А Бойко дается противоречивая точка

зрения на последствия выгорания. С одной стороны

отмечается, что выгорание представляет собой «вы-

работанный личностью механизм психологической

защиты в форме полного или частичного исключе-

ния эмоций в ответ на избранные психотравмиру-

ющие воздействия». С другой стороны, выгорание

определяется как форма профессиональной дефор-

мации личности, которое отрицательно сказывается

на эффективности профессиональной деятельности

и межличностном взаимодействии.

В других источниках позитивный эффект вы-

горания выступает еще более отчетливо в связи с

тем, что выгорание определяется как механизм пре-

одоления профессионального стресса на эмоцио-

нальном уровне.

Особенности взаимоотношений выгорания

с защитными механизмами поведения личности

были зафиксированы в диссертационной работе

А. А. Р укавишникова, выполненной под нашим

руководством (Рукавишников, 2001). Полученные

данные дисперсионного и корреляционного ана-

лиза позволяют констатировать факт влияния пси-

хического выгорания на выбор стилей поведения в

стрессовых ситуациях в форме механизмов психо-

логической защиты. Индивиды с высоким уровнем

выгорания в отличие от «невыгоревших» предпо-

читают использовать такие стратегии, как Замеще-

ние, Вытеснение и Регрессию, образующих группу

стилей пассивно-агрессивной направленности. Ин-

дивиды, прибегающие к агрессивным стратегиям

(Замещение), стремятся контролировать свой гнев

и раздражение по отношению к объекту, их вызыва-

ющему, путем переадресовки отрицательных эмо-

ций на объекты, менее угрожающие их благополу-

чию. В меньшей степени наблюдается данный вид

защитного поведения, связанного с переадресовкой

агрессии самому себе, в виде самобичевания и са-

моосуждения. Пассивные стили защитного пове-

дения u1074 в стрессовых ситуациях проявляются либо

в виде ухода от действительности, безынициатив-

ности и подчиненности другим (Вытеснение), либо

в виде регрессии к моделям детского поведения,

символизирующим возврат к раннему периоду жиз-

ни, более безопасному и приятному для личности.

Проявление Регрессии у взрослых заключаются в

несдержанности, уходе от социального окружения,

конфликтах с вышестоящими лицами.

Проведенные исследования еще раз доказыва-

ют высказанную нами ранее точку зрения о том, что

психическое выгорание представляет собой деза-

даптационный феномен, действие которого проявля-

ется на всех уровнях функционирования личности:

индивидуально-психологическом, социально-пси-

хологическом и уровне жизнедеятельности субъек-

та. Взаимодействие выгорания с адаптационными

процессами при этом носит двусторонний характер.

Хотя уровень психического выгорания в большей

степени определяет собой успешность протекания

профессиональной адаптации, оказывая негативное

влияние на ее показатели, существует слабая обрат-

ная тенденция влияния степени адаптированности

субъекта на развитие данного феномена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.011 с.)