Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На формирование копинг-стратегийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ю.М. Босенко (Краснодар) В поведении человека участвуют две составля- ющие: надежда на успех и боязнь неудачи. Первая из них выражает уверенность в достижении наме- ченной цели, вторая же связана с тревожным опасе- нием не суметь ее достичь, не оправдать ожиданий, провалиться (Х. Хеккаузен). Важную роль играет и конкретная ситуация. Социальная значимость цели также влияет на эмоциональное отношение челове- ка к тому, что ему удается и что не удается сделать (Анцыферова, 1994; Китаев-Смык, 1983). Наиболее ярко стремление к достижению про- является в спорте. И находит свое отражение в том, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает резуль- таты и корректирует свою активность для достиже- ния субъективно-приемлемых результатов. Значимость достижений для большинства людей повышает вероятность возникновения за- щитных реакций, когда потребность в достижении фрустрируется. Повторяющиеся неудачи могут по- родить состояние привычной подавленности и при- вести к устойчивому снижению веры в свои силы и к хронической боязни неудачи. Ориентированными на неудачу называются люди с сильной боязнью неудачи, сомневающиеся в своих способностях и недооценивающие свои возможности (Батурин, 1999). Переход от субъективного переживания не- удачи к переживанию успеха рассматривается лич- ностью как желанный и может быть достигнут, как минимум, двумя способами: реальными преобразо- ваниями и достижениями или активизацией совла- дающего поведения. Мы предполагаем, что уровень сформиро- ванности осознанной саморегуляции поведения и внутренний локус контроля повышает вероятность положительного разрешения переживания неудачи и помогают человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами, адекват- ными личностным особенностям и ситуации. Целью исследования была проверка выдвину- той гипотезы путем установления взаимосвязи сов- падающего поведения и осознанной регуляции пове- дения, локусом контроля у спортсменов. В исследо- вании принимали участие 120 спортсменов обоего пола, в возрасте от 19 до 24 лет. Кострома, 16–18 мая 2007 г. Мы использовали следующие методики: ко- пинг-тест Р. Лазаруса, «Исследование уровня субъ- ективного контроля», «Стиль саморегуляции пове- дения – 98» В. И. Моросановой (МоросаНова, Ко- ноЗ, 2000; Фетискин, Козлов, Мануйлов, 2002). Данные корреляционного анализа свидетельс- твуют о том, что у испытуемых с показателем «пла- нирование» положительно взаимосвязан копинг «принятие ответственности» (r=0,29, p<0,05), «пла- нирование решения проблемы» (r= 0,53, p<0,05), «положительная переоценка» (r=0,35, p<0,05). Это позволяет предположить, что развитое це- леполагание и удержание целей, высокий уровень сформированности у человека осознанного пла- нирования деятельности ведет к признанию своей роли в проблеме, попыткам u1077 ее решения, усиливает фокусировку на аналитическом подходе к проблеме и росте собственной личности. Сформировавшиеся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализирован- ность и развернутость разрабатываемых программ способствует планированию решения проблемы (r= 0,47, p<0,05), «положительной переоценке» (r=0,33, p<0,05). Индивидуальная развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей де- ятельности и поведения, с одной стороны, умень- шают усилия, направленные на поиск информаци- онной, действенной и эмоциональной поддержки (r= -0,29, p<0,05), а с другой - способствуют анали- тическому подходу к планированию решения про- блемы (r= 0,30, p<0,05). В целом общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегу- ляции также имеет положительные взаимосвязи с планированием решения проблемы (r= 0,48, p<0,05) и положительной переоценкой (r=0,38, p<0,05). Показатели по шкале «интернальность в сфе- ре достижения» положительно взаимосвязаны с ко- пингом дистанцирования (r=0,38, p<0,05) и приня- тием ответственности (r=0,38, p<0,05). Кроме того, принятие ответственности имеет прямую связь с интернальностью в сфере профессиональной де- ятельности (r=0,38, p<0,05). Результаты исследования выявили особеннос- ти реагирования спортсменов на стрессоры путем выбора копинг-стратегий и обозначили индивиду- альный профиль регуляторных процессов и регу- ляторно-личностных свойств у спортсменов юно- шеского возраста, а также определили возможные направления во взаимовлиянии обозначенных фе- номенов. В целом, результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что и интерналь- ный локус контроля, и сформированная система саморегуляции поведения помогают лучшему совла- данию с трудными жизненными ситуациями. Следо- вательно, они могут рассматриваться как ресурс совладания спортсменов, способствующий более продуктивному и пластичному преодолению труд- ностей, ориентированному на ситуации и личност- ные особенности. Проведенное исследование дает практический материал для u1076 дальнейшего изучения проблемы совладающего поведения. Тем самым создается те- оретическая база для практической деятельности, направленной на расширение стратегий совлада- ющего поведения в условиях спортивной деятель- ности, насыщенной стрессовыми ситуациями, где способность противостоять стрессам является не- обходимым ресурсом самореализации человека. Библиографический список 1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жиз- ненных условиях: переосмысливание, преоб- разование жизненных ситуаций и психологи- ческая защита // Психол. журн. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-19. 2. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи: Учебное пособие. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999. 3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 4. Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стилевая са- морегуляция поведения человека // Вопросы психологии. – 2000. - № 2. – С. 118-128. 5. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд- во Института Психотерапии, 2002. СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Т.Г. Бохан (Томск) В нашем исследовании мы рассматриваем сов- ладающее поведение как проявление самооргани- зации, как выход человека в качестве открытой са- моорганизующейся системы на новые ценностно- смысловые параметры развития, обусловливающие соответствующее изменение форм поведения. Для выяснения вклада интегральных параметров чело- века как открытой самоорганизующейся системы, определяющих ее устойчивость как развивающе- гося явления при совладании с трудностями, нами были изучены связи копинг-поведения со смысло- вым содержанием трудных ситуаций, с личностны- ми характеристиками: психической ригидностью ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ (характеризующей степень открытости человека как психологической системы), локусом контроля (отвечающего за степень осознания собственной ответственности за качество своей жизни), конти- нуумом доминирование-ведомость (свидетельс- твующим о возможности собственной субъектной активности человека), с принятием себя и других, эмоциональным комфортом (как показателем соот- ветствия образа мира и образа жизни). Расхожде- ние между образом мира и образом жизни прояв- ляется в стресс-напряженности (эмоциональном и социальном неблагополучии), где психологическая готовность к стрессоустойчивости предполагает возможность трансформации стресс-напряжения в вектор развития, тем самым обеспечивая устой- чивость человека как развивающейся системы в трудных ситуациях. В варианте низкого уровня психологической готовности – наличие параметров (личностных, деятельностных, смысловых), закры- вающих систему в своем развитии, следствием чего является дистресс. Для исследования заявленных параметров ис- пользовались контент-анализ высказываний рес- пондентов; шкалы «установочной ригидности», «ригидности как состояния» и «шкала лжи» Томс- кого опросника ригидности Г. В. Залевского (1992) и Опросник социально-психолгической адаптиро- ванности К. Р оджерса и Р. Даймонда (1954). Ис- следование проводилось на выборке (470 человек) старших подростков и юношей русских, алтайцев, бурят, татар, шорцев, хакасов, проживающих в Си- бирском регионе. На основании анализа корреляционных связей и результатов факторного анализа исследуемых ха- рактеристик в каждой национальной группе можно выделить совокупность, которая определяет разные уровни психологической готовности юношества на- родов Сибири к эффективному совладанию с труд- ностями. Так, устойчивость алтайцев в трудных ситуа- циях может быть связана со следующими личност- ными характеристиками: принятием себя и других, внутренним локусом контроля, балансом между возможностью быть лидером (доминантным) и под- чиняться другим (ведомым), готовностью принять социальную поддержку и делиться своими пережи- ваниями в трудных ситуациях. У бурят в качестве таких характеристик пред- положительно можно считать придание трудным ситуациям смысла (возможности собственного раз- вития), субъектную активность, возможность быть открытым изменениям. Такие личностные парамет- ры выражены u1091 у тех, кто чаще использует когнитив- ные копинг-стратегии «проблемного анализа». В русской подвыборке социальное благопо- лучие характеризуется приданием трудным ситуа- циям смысла самосовершенствования, принятием других, принятием себя и самокритичностью, уме- ренными показателями психической ригидности. Их поведение в трудных ситуациях чаще характе- ризуется такими эффективными стратегиями как: принятие социальной и инструментальной (конк- ретные советы) поддержки; преодоление преград на своем жизненном пути посредством волевых усилий, использование проблемного анализа, конс- труктивной активности и оптимизма. Сопостав- ление собственных трудных ситуаций и способов совладания с ними с аналогичными у молодежи других национальностей может выступать показа- телем психологической готовности к толерантному поведению в трудных ситуациях. У шорцев устойчивость в трудных ситуа- циях как возможность выхода на новые ценност- но-смысловые параметры собственного развития, может быть связана с приданием смысла трудным ситуациям в плане собственного самосовершенс- твования, принятием себя и других людей, ориен- тацией на внутренний контроль в происходящем с ними, субъектной активностью, возможностью быть гибким. Эти личностные характеристики свя- заны с такими копинг-стратегиями, как саморегуля- ция своего состояния, конструктивная активность, пассивная кооперация. Возможно, данные копинг- стратегии в сочетании с вышеуказанными личнос- тными характеристиками являются значимыми для успешного становления их этнической идентичнос- ти в процессе саморазвития. Психологическая готовность хакасов к устой- чивости в трудных ситуациях связана с принятием себя и других, внутренним контролем. В трудных ситуациях эти личностные характеристики хакасов связаны с оптимизмом, конструктивной стратегией разрешения проблем и пассивной кооперацией. Для татар устойчивость в трудных ситуаци- ях связана с принятием себя и использованием ко- пинг-стратегий анализа ситуации, конструктивной активности, социальной поддержки и пассивной кооперации. Сочетание уверенности в себе и (в пределах нормы) выраженной психической ригид- ности, копинг-стратегий анализа ситуации и конс- труктивной активности может позволять татарам гибко использовать в случае необходимости такие стратегии совладания как «религиозность» и «пас- сивная кооперация». Показатели эмоционального неблагополучия, дезадаптации, свидетельствуют о несоответствии образа мира образу жизни. Связанные с ниже при- веденными для каждой национальной группы лич- ностными характеристиками и копинг-стратегиями, они в своей совокупности могут отражать закрытие психологической системы в своем развитии в труд- ных ситуациях. Русские респонденты при непринятии себя и других не проявляют собственной активности, но в Кострома, 16–18 мая 2007 г. трудных ситуациях прибегают к обращению за со- ветом. Стратегии защиты у русских ведут к увели- чению дезадаптации. Стратегия ухода от проблем может проявляться в сочетании с гедонистической направленностью, оптимистичным настроением, принятием себя, способностью ко лжи, игнориро- ванием копинг-стратегий «смирения» и «религиоз- ности». Чем больше выражено смирение, тем мень- ше склонны респонденты к проблемному анализу, таким ребятам трудно не только анализировать проблемную ситуацию, но и изменить свое отноше- ние к ней, увидеть в ней возможности собственно- го развития. Экстернальная позиция проявляется в том, что растерянность, собственный дискомфорт переживается русскими респондентами как спрово- цированные другими. Для шорцев противоречие между образом мира и сложившимся образом жизни, обусловлен- ным фиксированными установками по отношению к себе и другим, связано с переживанием матери- альных трудностей. Проблемы с семьей, друзьями могут возникать, как правило, у тех, кто, сохраняя высокий внутренний контроль, но, проявляя ригид- ность, не может изменить свое отношение к ситуа- ции, придав ей другой смысл – рассматривая ее как безвыходную. Фиксация на использовании стратегии сотруд- ничества связана с потребностью получать подде- ржку в трудной ситуации, чувствовании себя неса- мостоятельным. Однако, чем чаще они прибегают в трудных ситуациях к защите, тем труднее им обра- титься за советом и изменить собственное отноше- ния к ситуации. Невозможность самостоятельного разрешения трудной ситуации может провоциро- вать использование стратегии игнорирования. По данным исследования, они уходят от осознания трудностей, не признают их наличия, не могут оп- ределить смысловое содержание трудных ситуаций, замечают только частоту их возникновения. В отношении данных, полученных на респон- дентах хакасов, закрытие человека как психологи- ческой системы в трудных ситуациях связано с по- вышением установочной ригидности, снижением гибкости поведения в ситуациях стресса, волнения, напряжения, страха, усталости, а также в социаль- ном функционировании: закрытостью и фиксацией на негативных эмоциях по отношению к себе и к другим. Расхождение в образе мира и в образе жиз- ни проявляется в стремлении быть самостоятель- ным, и, в то же время сочетание ригидности и вне- шнего контроля затрудняет согласование юношами этих новых условий жизни с неосознаваемыми (или частично осознаваемыми) жизненными стереоти- пами и сложившимися (фиксированными) схемами поведения. Фиксация переживаний и стресс-напря- женности в силу этого расхождения порождает у них защиту в виде ухода от проблем или проявле- ний дезадаптации. У татар переживание трудной ситуации как непонимания со стороны окружающих характерно для более ведомых, зависимых ребят. Непринятие себя, отсутствие видения положительных перспек- тив, внешняя зависимость приводят к использова- нию таких стратегий как покорность, самообвине- ние. Такая слитность образа мира и образа жизни, отсутствие динамики смыслов, использование стратегий, закрывающих систему в своем развитии, способствует порождению хронической напряжен- ности. Переживание трудных ситуаций как невоз- можности воздействовать на других, на события, а также трудности принятия u1088 решений связаны с использованием стратегии «альтруизма», при этом связь с эмоциональным дискомфортом может сви- детельствовать, что данная стратегия не является собственно осознанным выбором, а может пред- ставлять собой проявление вынужденной стратегии «покорности». Переживание невозможности дейс- твовать самостоятельно в сочетании с копинг-стра- тегией защиты, а также переживание трудностей как отсутствия выхода в сочетании с копинг-стратегией отвлечения свидетельствует о вариантах закрытия системы в своем развитии в трудных ситуациях. У татар переживание материальных трудностей связано с низким принятием себя и положительным отношением к другим людям, при этом ими чаще используются копинг-стратегии растерянности и агрессии. Можно заметить, что у татар адаптив- ность связана с потребностью в спокойствии, зави- симости от кого-либо, отстраненном отношении к своим проблемам. Это создает низкий уровень лич- ностной готовности к развитию и соответственно стрессоустойчивости в трудных ситуациях. Таким образом, совладающее поведение (за- щиты, копинг-стратегии) можно рассматривать как составные элементы в самоорганизации человека как открытой психологической системы; они по- рождаются определенными смыслами и ценностя- ми и сами участвуют в их образовании. Согласован- ная динамика смыслов трудных ситуаций и страте- гий совладания обеспечивает подвижность системы как развивающегося явления в трудных ситуациях, гарантируя ее устойчивость. В социокультурном контексте самоорганизация проявляется через осоз- нанный выбор этнических традиций в совладании с трудностями, что не порождает противоречия и ценностных конфликтов у молодежи, а обогащает и расширяет совладающее поведение, способствуя процессу становления этнической идентичности в условиях модернизации современного общества. ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЕГО СВЯЗЬ С КОНТРОЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ В МЕХАНИЗМЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ И.И. Ветрова (Москва) Понятие «копинг» существует u1085 на стыке трех областей психологии – психологии личности, со- циальной психологии и психологии здоровья око- ло 40 лет в рамках научной парадигмы «стресс- копинг», развивающейся особенно интенсивно в зарубежной психологии. В отечественной пси- хологии данное направление развивается с 90-х годов, становится принятым перевод термина «копинг» как «совладание» (Анцыферова, 1996). Сейчас в западной науке активно развивает- ся направление исследований копинг-поведения в применении к конкретным проблемам – более при- кладная область науки. Например, Р. Бриант с кол- легами (Briant, Marosszeky и др., 2000) исследовал совладающее поведение у людей с травмой мозга. К. Хоней, М. Морган и П. Беннет (Honey, Morgan, Bennet, 2003) исследовали беременных женщин в период беременности и через некоторое время пос- ле родов. М. Аншел и Д. Андерсон (Anshel, Anderson, 2002) исследовали стили совладающего пове- дения у спортсменов. Д. Коннор-Смит из Америки и Э. Калвет из Испании в своем кросс-культурном исследовании (Connor-Smith, Calvete, 2004) нашли значительные отличии в наборах используемых стилей совладания между студентами из их стран. В России за последние 5 лет было проведено так же множество прикладных исследования совладаю- щего поведения. Н. Н. Петрова из Тамбовского Го- сударственного Университета исследовала копинг- поведение у больных, находящихся на заместитель- ной почечной терапии (Петрова, 2002), а также в со- авторстве с А. Э. Кутузовой и А. О. Недошивиным обследовала больных в ситуации соматогенной ви- тальной угрозы (Петрова и др., 2004). Тут были об- наружены значительные различия между больными разного возраста. Более молодые больные исполь- зуют менее продуктивные стратегии совладания, а также находятся в более подавленном состоянии. Продуктивные же копинг стратегии больные склон- ны доводить до гротескного состояния, что делает их непродуктивными. Однако конструктивный ва- риант копинга «оптимизм» способствует улучше- нию психологических параметров качества жизни. Тем не менее копинг-поведение можно рас- сматривать и в другом аспекте, не как активный механизм защиты при столкновении u1089 с какой-то серьезной проблемой, заболеванием, а как доста- точно постоянную структуру, в большей или мень- шей степени участвующую в нашей повседневной жизни. Т.Л.Крюкова отмечает смену приоритетов в исследовании копинга: если в течение нескольких лет исследователи данной проблематики опирались на модель дефицита необходимых навыков или не- способность человека к эффективному поведению в трудной ситуации, то теперь в фокусе интереса находится то, что человек может сделать, за счет чего он совладает со стрессом. Таким образом, ис- следование психологического совладания от вне- шних переменных условий его применения развер- нулось ко внутренним ресурсам человека, которые являются достаточно константными. В настоящее время совладающему поведению посвящено множество работ сотрудников Костром- ского Государственного Университета им. Н. А. Не- красова (Крюкова, 2001; Сапоровская, 2003 и др.). На базе этих исследований обоснован подход к по- ниманию психологии совладающего поведения как поведения субъекта, что позволило обозначить но- вое направление в изучении данной проблематики. Многочисленные работы, где проводится де- ление совладающего поведения по сферам проявле- ния, натолкнули нас на мысль о соотношении ко- пинг-поведения и контроля поведения (Сергиенко, 2003) как ресурса этого совладающего поведения. В основе контроля поведения лежат также 3 состав- ляющие: контроль действий (контроль поведенчес- ких проявлений), контроль эмоций (эмоциональная регуляция) и когнитивный контроль (способность к когнитивному анализу, предвосхищению и пла- нированию деятельности). Однако, в результате пилотажного исследования (Сергиенко, Ветрова, 2004), ставшего началом мини-лонгитюдного ис- следования, мы получили более обширные и неод- нозначные данные, чем планировали. Была обнару- жена многомерная связь совладающего поведения и контроля поведения, наиболее выраженной ока- залась связь с эмоциональной составляющей. На основании этих данных и изучения новых данных, описанных в литературе, мы выдвинули предполо- жение о том, что контроль поведения, совладающее поведение и психологическая защита являются раз- ными уровнями единого механизма, связанного с саморегуляцией субъекта. Психологическая защита – наименее осознаваемый уровень, плохоосознава- емое стремление. Контроль поведения находится на промежуточном уровне: является частично осозна- ваемым, опирается на конкретные структуры, как неосознаваемые, так и осознаваемые. А копинг-по- ведение – полностью осознаваемо и является, по сути, социально-приемлемой, значимымой формой адаптации. Продуктивный копинг – это хорошо адаптивное поведение. При соотнесении с конс- труктами «субъект» и «личность» мы предполага- ем, что контроль поведения – это регулятивная фун- кция субъекта, копинг – регулятивный механизм личности, а психологическая защита – особенности организации субъекта. На данном этапе исследования наибольшую значимость приобрело для нас соотнесение сов- Кострома, 16–18 мая 2007 г. ладающего поведения и психологической защиты. Множество работ в этой области направлено на по- иск отличий и разграничение понятий, и это акту- ально. Весьма прискорбно, что в настоящее время не только в научно-популярной литературе, но и в отдельных научных работах нет различения психо- логической защиты и совладающего поведения, по- рой даже они употребляются как синонимы. Веро- ятно, это является следствием недостаточно четкого представления и определения этих конструктов. Психологическая защита – это психическое явление, впервые описанное в парадигме психоана- лиза. В настоящее время в развитии этого научного конструкта заинтересованы не только представите- ли глубинной психологии и психотерапии. Анализ литературы показал, что актуализации механизмов психологической защиты способствуют ситуации, которые представляют собой серьезное испытание для человека, которые в некоторой степени превы- шают его внутренние ресурсы, выходят за рамки его актуального развития. Психологическая защита определяется не объ- ективным событием как таковым, а субъективной значимостью этого события для человека. Главная задача психологической защиты – это устранение психологического дискомфорта, а не реальное решение ситуации. В этом смысле защита действует только в рамках актуальной ситуации, можно ска- зать, что она идет на поводу этой актуальной ситу- ации. Большой вклад в изучение психологической защиты и разработку методов ее тестирования (т. е. измерения вклада каждого механизма в репертуар защиты данного человека) внес Р. Плутчик. Его ос- новная идея заключается в том, что механизмы пси- хологической защиты являются производными эмо- ций, а эмоции определяются как базисные средства адаптации. Он выделяет восемь базисных адаптив- ных реакций (инкорпорация, отвержение, протек- ция, разрушение, воспроизводство, реинтеграция, ориентация, исследование), которые, с его точки зрения, выступают как прототипы восьми базисных эмоций (страх, гнев, радость, печаль, принятие, от- вращение, ожидание, удивление). Кроме того, он обратил внимание на то, что защитные механизмы характеризуются противоположностью (биполяр- ностью) в той мере, в какой полярны лежащие в их основе эмоции (радость – печаль, страх – гнев, при- нятие – отвращение, ожидание – удивление). Таким образом, восемь базисных механизмов он сводит к четырем парам: реактивное образование – компен- сация, подавление – замещение, отрицание – про- екция, интеллектуализация – регрессия. Поскольку защитные механизмы являются производными эмо- ций, то они, по аналогии с эмоциями, классифици- руются на базовые (отрицание, вытеснение, регрес- сия, компенсация, проекция, замещение, интеллек- туализация, реактивное образование) и вторичные (к их числу относятся все остальные). Данное поло- жение особенно важно для нас, ведь совладающее поведение также имеет множество связей с эмоцио- нальным компонентом контроля эмоций. В настоящее время большинство исследова- телей рассматривают психологические защитные механизмы в качестве интрапсихической адапта- ции личности за счет подсознательной переработки поступающей ингформации. В этих процессах при- нимают участие все психические функции: воспри- ятие, память, внимание, воображение, мышление, эмоции. Но каждый раз основную часть работы по преодолению негативных переживаний берет на себя какая-то одна из них. Включаясь в психотрав- мирующей ситуации, защитные механизмы высту- пают в роли своеобразных барьеров на пути продви- жения информации. В результате взаимодействия с ними тревожная для личности информация либо игнорируется, либо искажается, либо фальсифи- цируется. Тем самым формируется специфическое состояние сознания, позволяющее человеку сохра- нить гармоничность и уравновешенность структу- ры своей личности. Принципиально важно, что все эти процессы – неосознаваемые, в то время как сов- ладающее поведение является именно осознанным. Тем не менее, среди набора стратегий совладания имеется ряд стратегий, имеющих нечто общее с не- кторыми психологическими защитами. Например, стратегия избегания и защита «вытеснение». Толь- ко в первом случае человек осознанно уходит от ре- шения проблемы, к которой вполне может потом и вернуться с новыми силами, а во втором случае все происходит на неосознаваемом уровне, и человек уже не сможет снова обратиться к решению про- блемы как таковой. Стоит обратить внимание и на то, что сущес- твует достаточно четкая онтогенетическая органи- зация психологических защит. В числе первых воз- никают механизмы, связанные с перцептивными процессами. Именно процессы ощущения, воспри- ятия и внимания несут ответственность за защиты, связанные с невидением, непониманием информа- ции (перцептивные защиты). К этой группе отно- сятся отрицание и регрессия, а также их аналоги. Они выступают как наиболее примитивные и харак- теризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально и личностно менее зрелую. Затем возникают защиты, связанные с процессами памя- ти, а именно с забыванием информации (вытесне- ние и подавление). Самыми последними, по мере развития процессов мышления и воображения, формируются и наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой u1080 и переоценкой информации (рационализация). Про совладающее поведение пока мы только знаем, что формируется оно в раннем возрасте, более-менее определенные ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ стратегии появляются в подростковом возрасте, но и эти наборы стратегий не остаются постоянными в зависимости от ситуации. Итак, подводя итог, можно сделать следующий вывод: механизмы совладания более пластичны, но требуют от человека большей затраты энергии и включения когнитивных, эмоциональных и пове- денческих усилий. Механизмы защиты склонны к более быстрому уменьшению эмоционального на- пряжения и тревоги и работают по принципу «здесь и теперь». Однако они не приводят к решению про- блемы. Тем не менее, эти два механизма лежат в основе саморегуляции и несомненно имеют тесные связи друг с другом. Таким образом, в своей дальнейшей работе мы планируем разграничить понятия копинг-поведе- ния, контроля поведения и психологической защи- ты, определить их место и роль в едином механизме саморегуляции, а также степень их взаимосвязи и взаимовлияния друг на друга. Все это может дать нам ключ к более глубинному пониманию процесса формирования продуктивного копинга, его опоры на различные внутренние ресурсы. Полученные данные могут лечь в основу специальной учебной программы обучения продуктивному копингу, пос- кольку, как отмечали еще И.М. Никольская и Р.М. Грановская (Никольская, Грановская, 1998), отли- чительной чертой совладания является принципи- альная возможность обучения, базирующаяся на полной осознанности данного процесса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.195.90 (0.013 с.) |