Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Копинг-стратегии в зависимости↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОТ КОГНИТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДНЫХ (СТРЕССОГЕННЫХ) СИТУАЦИЙ Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова (Санкт-Петербург) Интерес к изучению преодолевающего пове- дения («coping») субъектов профессиональной де- ятельности определяется высокой актуальностью и многообразием задач стресс-менеджмента как на- учно-практической области управления стрессами на работе. Обращение к изучению стратегий пре- одоления трудных или стрессовых ситуаций отра- жает важную тенденцию современной психологии - перенесение внимания с субъекта на целостную ситуацию, в которой он действует. В контексте си- туационного подхода участники стрессовой ситуа- ции рассматриваются не как пассивные «жертвы» воздействия внешних стресс-факторов, а как актив- ные субъекты взаимодействия с различными пара- метрами стрессовой ситуации. Качество и результат взаимодействия субъектов со стрессовой ситуацией существенно зависят от ее значимости и субъектив- ной репрезентации, от функционального состояния и эмоциональных переживаний. Все это оказыва- ет влияние на избирательность копинг -стратегий. Субъективная репрезентация ситуации во многом определяет логику и результат поведения человека в стрессовой ситуации. Изучение копинг-стратегий ориентировано не столько на общее и постоянное в личности, сколько на изучение особенного и измен- чивого, присущего конкретному человеку в опреде- ленных условиях (Бодров, 2006). Концептуализация процессов преодоления яв- ляется центральным аспектом современных теорий психологического стресса. Преодоление рассмат- ривается как стабилизирующий фактор, который способствует социально-психологической, в том числе и профессиональной адаптации в периоды действия различных стресс-факторов. Однако в настоящее время нет единого и адекватного пони- мания многих механизмов преодоления в зависи- мости от ситуационных, гендерных, возрастных, культуральных и личностных особенностей субъек- та профессиональной деятельности. Как известно, психологическое предназначение преодолевающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации путем овладения, ослабления или смягчения этих требований, тем самым редуцируется стрессовое воздействие ситуации. Поэтому понятие преодоле- ния охватывает широкий спектр человеческой ак- тивности, включая все виды взаимодействия субъ- екта с внутренними и внешними задачами, при этом большое значение имеют дополнительные (харак- теризующие конкретную задачу u1080 и психологические особенности субъекта) условия ситуации (Нартова- Бочавер, 1997; Лыкова, 2004; Водопьянова, Стар- ченкова, 2005). В нашем исследовании была предпринята попытка личностно-ситуационного подхода к изу- чению избирательности копинг-стратегий в про- фессионально-трудных (стрессогенных) ситуациях у бизнес-тренеров. С этой целью в соответствии с классификацией Р. Лазаруса с помощью опроса бизнес-тренеров и контент-анализа их ответов были выделены три типа стрессогенных ситуаций, на- иболее часто встречающихся в их профессиональ- ной деятельности: ситуации «угрозы», «потери» и «вызова». Нами проверялась гипотеза о влиянии когнитивной оценки профессионально-трудных (ПТС) ситуаций на избирательность копинг-стра- тегий. Также изучалась роль волевых особенностей личности на избирательность копинг-стратегий в стрессогенных ситуациях профессиональной де- ятельности. В проведенном исследовании приняли участие бизнес-тренеры в количестве 41 человека в возрасте от 29 до 45 лет. Для изучения моделей преодолевающего пове- дения нами использовался опросник WCQ (Ways of Coping Questionnaire), разработанный С. Фолкман и Р. Лазарусом, в российском варианте - «Опросник Кострома, 16–18 мая 2007 г. способов совладания» (Водопьянова, Старченкова, Жукина, 2006). Для изучения личностных особен- ностей использовался модифицированный опрос- ник Н. Б. Стамбуловой «Диагностика волевого и коммуникативного потенциала личности» (Шинга- ев, 2001). В результате исследования было обнаруже- но, что в профессиональной деятельности бизнес- тренеров преобладают ситуации «вызова» (49%), которые требуют ответственности, быстрой моби- лизации профессиональных умений и личностных ресурсов для управления группой в проблемных (стрессогеных) ситуациях тренинга. Ситуации «по- тери» и «угрозы» составляют в тренинговой работе примерно равные доли (27% и 24% соответствен- но). Аналогичное соотношение разных типов стрес- согенных ситуаций было обнаружено нами также среди специалистов сигнономических профессий на уровне линейных менеджеров. Полученные ре- зультаты позволяют u1087 предположить, что преоблада- ние ситуаций «вызова» является характерным для специалистов линейного уровня в профессиях типа «человек-человек», «человек-знак». Изучение когнитивной оценки осуществля- лось в трех типах стрессовых ситуаций («потеря», «угроза», «вызов») по 5 критериям: интенсивность эмоционального переживания, повторяемость, не- определенность, значимость для профессиональной деятельности, самостоятельная изменчивость ПТС. Результаты показали, что для бизнес-тренеров ме- нее стрессогенными по критерию эмоционального переживания являются ситуации «потери», к кото- рым относились ситуации с негативной обратной связью со стороны участников тренинга после его завершения, по сравнению с ситуациями «угрозы» и «вызова», возникающими в процессе тренинга (p < 0,001). Очевидно, это объясняется тем, что после завершения тренинга, когда тренер ничего уже не может изменить, включается психологическая за- щита и осознанный копинг в виде контроля эмоций и переживаний, снижения значимости ситуации, рационализации и др. По критерию повторяемости стрессовых си- туаций в профессиональной деятельности наболь- шая стрессогенность отмечалась бизнес-тренерами для ситуации «вызова» (р<0,001), которые также являются и более определенными по сравнению с ситуациями «угрозы» и «потери» (р<0,001). Обыч- но для тренеров причины возникновения ситуаций «вызова» (агрессия, недовольство, непонимание участников группы) наиболее знакомы, а способы совладания с подобными ситуациями в большей степени понятны. По критерию изменчивости бо- лее напряженными (стрессовыми) являются ситуа- ции «потери» и «вызова», менее – ситуации «угро- зы» (р<0,01), то есть первые две ситуации требуют от тренера больших усилий по их преодолению или принятию, чем ситуация осознаваемой «угрозы». По оценкам субъективной репрезентации респон- дентов все три типа стрессовых ситуаций обладают высоким уровнем значимости. При этом ситуации «потери», как например, потеря доверия клиентов, более значимы по сравнению с ситуациями «вызо- ва» (p<0,001), поскольку они обычно связаны с не- гативной оценкой тренера как специалиста и, как следствие, негативно влияют на последующие вза- имоотношения тренера и заказчика вплоть до раз- рыва сотрудничества. Результаты исследования показали, что на па- раметры когнитивной оценки стрессовых ситуаций не оказывают прямого влияния факторы пола рес- пондентов и опыта ведения тренинговых программ. Можно предположить, что на когнитивную оценку стрессовых ситуаций у бизнес-тренера большее влияние оказывают личностные факторы и его ста- тусно-ролевые позиции. Косвенное подтверждение этому мы обнаружили при сравнении тренеров раз- ного возраста с относительно равным стажем рабо- ты. Сравнительный анализ показал, что для более молодых бизнес-тренеров оценка общего уровня стрессогенности (по интегральному показателю из пяти критериев оценки ПТС) всех типов стрессо- вых ситуаций в профессиональной деятельности выше, чем для более старших по возрасту тренеров (p<0,05). Изучение взаимосвязи волевых особенностей личности бизнес-тренеров и копинг-стратегий по- казало, что копинг-стратегии принятия ответствен- ности, планирования решения проблем и самоконт- роля положительно коррелируют с такими чертами личности, как целеустремленность, решительность, инициативность, настойчивость, самообладание (p<0,05). Бегство-избегание отрицательно коррели- рует с целеустремленностью (p<0,05). Таким обра- зом, высокий волевой потенциал личности опосре- дует избирательность активных копинг-стратегий и ответственность тренера перед участниками и заказчиком тренинга за его эффективность. К де- структивному преодолению склонны прибегать бизнес-тренеры с меньшей целеустремленностью, инициативностью, решительностью. Это подтверж- дает мнение о том, что регулятивный потенциал субъекта труда определяет именно те ситуации, ког- да человек действует активно и может по собствен- ному произволу изменять ситуацию (Ломов, 1991). Нами изучалась взаимосвязь копинг-страте- гий и параметров когнитивной оценки стрессовых ситуаций в профессиональной u1076 деятельности биз- нес-тренера. Оценка стрессовой ситуации «угро- зы» по критериям неопределенности, интенсивнос- ти эмоционального переживания и повторяемости отрицательно коррелирует с использованием бегс- тва-избегания как способа совладания со стрессом (р<0,05). Чем более неопределенной, эмоционально ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ насыщенной и знакомой является стрессовая ситу- ация, тем реже используется избегание в ситуациях «угрозы». Изменчивость стрессовой ситуации «потери» отрицательно коррелировала с такими копинг-стра- тегиями, как «дистанцирование», «бегство-избега- ние», то есть чем стабильнее кажется ситуация, тем реже предпринимаются активные действия по сов- ладанию с ней, поскольку ситуации «потери», как правило, представляет собой уже свершившееся и требует в большей степени эмоционально-сфокуси- рованного преодоления. Чем выше уровень определенности стрессо- вой ситуации «вызова», тем чаще используется стратегия «самоконтроль». Чем выше уровень эмо- ционального переживания ситуации «вызова», тем труднее используется копинг-стратегия «положи- тельная переоценка». Интенсивность эмоциональ- ного переживания в ситуациях «потери» положи- тельно связана с конфронтативным преодолением. Очевидно, ситуации с высокой эмоциональной на- пряженностью провоцируют противостояние и аг- рессию как способ совладания с ситуацией. В целом можно заключить следующее. Биз- нес-тренеры склонны рассматривать большинство стрессовых ситуаций в профессиональной деятель- ности как ситуации «вызова», требующие мобили- зации профессиональных и личностных возмож- ностей, что способствует актуализации активных копинг-стратегий. Во многом это связано со специ- фикой профессиональной деятельности: чаще всего это индивидуальная работа тренера в группе, боль- шая ответственность за результаты. Наиболее стре- согенными с субъективной точки зрения являются ситуации «потери». Высоко развитый волевой по- тенциал способствует обращению бизнес-тренеров к конструктивному совладающему u1087 поведению. Библиографический список 1. Lazarus R. S. Psychologica Stress in the workplace // J. of Social Behavior and Personality. 1991. V. 6. P. 1-13. 2. Бодров В. А. Психологический стресс: разви- тие и преодоление. М., 2006. 3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синд- ром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 4. Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Вопросы общей, педагогической и инже- нерной психологии. М.: Педагогика, 1991. - С.129-156. 5. Лыкова Н. М. Теории стресса и копинга. М., 2004. 6. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. Том 18. № 5. С. 20-30. 7. Шингаев С.М. Модифицированный опросник Н. Б. Стамбуловой // Формирование волевых качеств у курсантов в высших военно-учеб- ных заведениях. Дис… канд. психол. Наук. СПб, 2001. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ В ХРОНИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ Г.Ш. Габдреева (Казань) В психологии проблема совладания личности с травмирующими ситуациями нашла отражение в понятиях «копинг-стресс» (означающем усилие, направленное на предотвращение, устранение или ослабление воздействия стрессора), и «копинг-по- ведение» (характеризующее способы выхода чело- века из стрессовой ситуации). Копинг-поведение реализуется на базе копинг-ресурсов (личностных адаптационных резервов, позволяющих осущест- влять оптимальную адаптацию к стрессовым ситу- ациям) и копинг-стратегий (способов преодоления стресса). Усилия, с помощью которых личность пыта- ется устранить влияние стрессора, рассматривают- ся как активное копинг-поведение – сознательное поведение, осуществляемое с целью изменения, преобразования ситуации, поддающейся контролю, или приспособления в случае ее неподконтрольнос- ти. Пассивное копинг-поведение ориентировано на интрапсихические способы преодоления стресса, являющиеся защитными механизмами, предназна- ченными для снижения развивающегося напряже- ния. Известно, что восстановление эмоционального баланса при помощи пассивных стратегий (не через решение проблемы) используется более интенсив- но, если u1091 у человека нет знаний, умений или реаль- ных возможностей снизить давление стрессора. Главной задачей защитных механизмов является контролирование и подавление негативных пси- хических состояний, возникающих под действием стрессора, в условиях, когда стрессор продолжает действовать (Анцыферова, 1994; Грановская, 2003). К настоящему времени описано множество видов защит. Несмотря на некоторые разногласия во взглядах на содержание их «списка», авторы со- глашаются в том, что все защиты могут классифи- цироваться по критерию примитивности-зрелости (Боломолов, Портнова, 2005; Киршбаум, Еремеева, 2005; Кружкова, 2006). При беспомощности перед лицом травмирующей действительности недоста- точно адаптивная личность прибегает, как правило, Кострома, 16–18 мая 2007 г. к незрелым, примитивным защитам низшего по- рядка – так называемым «псевдокомпенсациям». В хронических стрессовых ситуациях, воспринимае- мых субъектом как безысходные, постоянно исполь- зуемые психологические защиты закрепляются в виде личностных комплексов. В этих случаях отде- льные психофеномены интегрируются в целостную структуру, определяющую особенности поведения. Сложившиеся симптомокомплексы, позволяющие сохранять устойчивость личности на фоне дестаби- лизирующих переживаний и добиваться более или менее успешной адаптации, теряют свою актуаль- ность при изменении ситуации, спровоцировавшей их развитие. Однако, будучи устойчивыми личнос- тными образованиями, они продолжают свое дейс- твие и в новых условиях, объективно уже не требу- ющих их реализации. Не будучи адекватными си- туации, эти новообразования личности, являвшиеся адаптивными в вызвавших их условиях, становятся малоэффективными, а подчас играют негативную роль в ситуациях, требующих реадаптации. В связи с этим интерес представляет исследование особен- ностей проявления компенсационных комплексов в зависимости от условий стрессовых ситуаций. В нашем исследовании использовалась мето- дика Е.В. Сидоренко, позволяющая диагностиро- вать индивидуальную склонность к использованию «псевдокомпенсаций». Оценивалась степень выра- женности каждого из 18 выделенных автором ком- пенсационных комплексов: «уход в болезнь», «де- монстративная слабость», «леность», «хитрость», «тирания», «превосходство», «самореклама», «жа- лость к себе», «переживание уходящей молодости», «мнимое простодушие», «зависть», «жадность», «вина», «ущербность», «страх», «предчувствия», «халявность», «доверчивость». Обследовались лица, пребывающие в состоя- нии хронического стресса, вызванного лишением свободы (осужденные, отбывающие наказание в виде заключения под стражу в специализированных учреждениях). Другую выборку составили боль- ные, свобода которых так же ограничена в результа- те тяжелых заболеваний, приобретенных в зрелом возрасте и приведших к инвалидности: грубое на- рушение функций опорно-двигательного аппарата (инвалиды-«колясочники»), органов зрения (слабо- видящие) и слуха (слабослышащие). Контрольную группу составили психологически благополучные лица, по их мнению не испытывающие в данное время давления длительного и неизбежного хрони- ческого стресса, - бухгалтеры, продавцы, медицин- ские работники, сотрудники различных фирм, - 37 человек (17 мужчин и 20 женщин). Всего обследо- валось 189 человек – 86 мужчин и 103 женщины. Результаты исследования особенностей проявления склонности к использованию псевдокомпенсаций заключенными – мужчинами и женщинами полу- чены в совместной работе с Ф.С.Мусиным (Мусин, 2006). Выяснилось, что вне зависимости от специфи- ки стрессора лицам, находящимся под давлением тяжелых жизненных обстоятельств, свойственно использование практически всех комплексов, выде- ленных автором диагностической методики. Причем склонность к псевдокомпенсациям ярче выражена у женщин, что вполне согласуется с полученными ранее данными, свидетельствующими о более низ- кой толерантности к стрессу женщин по сравнению с мужчинами (Габдреева, 2002). Самые высокие значения показателей склонности к использованию псевдокомпенсаций выявлены в группе осужден- ных – мужчин и женщин. При этом в мужской вы- борке наиболее значительна выраженность комп- лексов «тирана», ««вины», «уходящей молодости», «хитрости». В женской – «вины», «жалости к себе», «страха», «предчувствия», «ухода в болезнь», «до- верчивости». Инвалиды по зрению, слуху, а также лишенные возможности самостоятельно передви- гаться, демонстрируют высокие значения склон- ности к псевдокомпенсациям, как и представители группы осужденных. У инвалидов-мужчин на пер- вом месте по выраженности находятся показатели комплексов «вины», «ущербности» и «демонстра- тивной слабости». За ними следуют комплексы «ухода в болезнь», «предчувствия» и «жалости к себе». Выраженность остальных комплексов рас- полагается в зоне значений выше среднего уровня. Женщины-инвалиды проявляют еще более высокие значения псевдокомпенсаций, чем мужчины. На- иболее выражены у женщин комплексы «жалости к себе», «ухода в болезнь» и «демонстративной сла- бости», затем следуют комплексы «ущербности», «вины» и «страха». Все остальные комплексы име- ют значения показателей на уровне выше средних, как это наблюдается и в выборке мужчин. В контрольной группе испытуемых количес- твенные значения защитных комплексов намного ниже, чем в группах заключенных и инвалидов. При этом в контрольной группе у мужчин практически не выражены комплексы «уходящей молодости», «ущербности», «страха», «предчувствия» и «довер- чивости» (у женщин они имеют минимальные зна- чения). В контрольной женской группе не проявля- ются комплексы «тирана» и «вины». Единственно выраженные комплексы в контрольной группе ис- пытуемых (на уровне средних величин) у мужчин - это комплексы «лености» и «мнимого простоду- шия». И эти же комплексы плюс комплексы «само- рекламы», «хитрости» и «уходящей молодости» - у женщин. Результаты корреляционного анализа позво- ляют говорить о том, что склонность к использо- ванию примитивных психологических защит (в данном случае речь идет о «псевдокомпенсациях»), ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ включается в структуру адаптационного комплекса личности, находящейся в условиях u1093 хронического стресса. Был осуществлен анализ взаимосвязей в корреляционной структуре, включающей, с одной стороны, показатели индивидуально-психологичес- ких свойств личности, обеспечивающих ее адапта- ционный ресурс (духовный потенциал личности, ее смысло-жизненные ориентации, черты личности, акцентуации характера, свойства темперамента, физическое самочувствие), с другой – показатели склонности к псевдокомпенсациям. Выяснилось, что все диагностируемые свойства тесно взаимо- связаны (р < 0.05 и р < 0.01) только в группах, со- ставленных из лиц, пребывающих в условиях, спо- собствующих развитию хронического стрессового состояния: осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы и инвалидов, частично или полностью потерявших зрение, слух или возмож- ность самостоятельно передвигаться. Корреляционный анализ эмпирических дан- ных, полученных в результате диагностики иссле- дуемых индивидуально-психологических свойств и показателей склонности к использованию псев- докомпенсаций, в контрольной группе респонден- тов не обнаружил закономерностей которые были выявлены в группах обследованных нами лиц, на- ходящихся в условиях хронического стресса. Фик- сируются многочисленные взаимосвязи между от- дельными показателями индивидуально-психоло- гических свойств. Но, как оказалось, эти показате- ли практически не коррелируют с выраженностью исследуемых комплексов, да и сами эти комплексы слабо связаны между собой. Можно предположить, что в условиях, не характеризующихся как стрессо- насыщенные, когда от личности не требуется актив- ной реализации адаптационных ресурсов, струк- тура индивидуально-психологических свойств не объединяется в единый симптомокомплекс с пока- зателями психологических защит, как это происхо- дит в условиях хронического стресса. Выводы, которые позволяют сделать резуль- таты осуществленного корреляционного анализа, совпадают с взглядами современной психологии на роль личности в адаптации. Личность признается «истоком и завершением адаптационных процес- сов» (Посохова, '32001, с.112). Для понимания сути адаптации важно, что личностная регуляция до- пускает трансформацию структурной организации. Трансформация предполагает как формирование новых психических свойств, так усложнение име- ющихся и проявление латентных. К числу новых свойств относится адаптированность, отражающая степень и направление актуализации имеющегося адаптационного потенциала. Изменение содержа- ния личностной регуляции демонстрирует высокую адаптационную пластичность личности, необходи- мую для сохранения целостности личности при вза- имодействии с динамичной социальной средой. Результаты нашего исследования, дополняя сложившиеся представления, позволяют предпо- ложить, что адаптированность личности является интегральной ее характеристикой, образованной структурой свойств, обеспечивающих процесс психологической адаптации индивида в условиях хронического стресса. Действительно, в жестких условиях, требующих адаптации личности, како- вые создаются в результате исполнения наказания в виде заключения в местах лишения свободы, а так- же ограничений, связанных с частичной или пол- ной инвалидностью, при невозможности изменить сложившуюся ситуацию, либо найти другие спо- собы для преодоления хронического стресса, чело- век демонстрирует определенную адаптационную пластичность. Сохранение целостности своего Я и снижение психического напряжения достигается им за счет изменений, вносимых в содержание ме- ханизма саморегуляции, в котором заметную роль начинают играть примитивные психологические защиты, среди которых исследованные нами «псев- докомпенсации». Особенно активно человек прибе- гает к такому виду психологической защиты в ус- ловиях жесткого ограничения свободы и лишения многих возможностей, предоставляемых судьбой социально адаптированному и физически здорово- му члену общества. Осуществленное исследование позволило выявить ряд закономерностей исполь- зования психологических защит: показано, что их применение имеет адаптивное значение в тех слу- чаях, когда личностных возможностей, необходи- мых для обеспечения социально-психологической адаптации в хронических стрессовых ситуациях, явно недостаточно. Результаты исследования могут быть исполь- зованы в процессе психологической реабилитации для осуществления дифференцированного подхода к лицам, переживающим хронический стресс. Библиографический список 1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жиз- ненных условиях: переосмысливание, преоб- разование ситуаций и психологическая защи- та // Психол. журн. 1994. №1. С. 3-18. 2. Богомолов А.М., Портнова А.Г. Связь интен- сивности психологической защиты с про- цессом самореализации в период активного формирования личности // Мир психологии. 2005. №1. С.248-253. 3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психол.журн. 2006. №1. - С.122-133. Кострома, 16–18 мая 2007 г. 4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психол журн. 2006. №2. С. 113- 123. 5. Бодров В.А. Проблема преодоления стрес- са. Часть 3: Стратегии и стили преодоления стресса // Психол.журн. 2006. №3. С. 106- 116. 6. Габдреева Г.Ш. Половые различия толеран- тности к стрессу // Психология психических состояний: Сб-к статей. Вып.4 / Под ред. проф. А.О. Прохорова. – Казань: Изд-во ЦИТ, 2002. – С. 400- 410. 7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд. СПб.: Речь, 2003. 8. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологи- ческая защита. – 3-е изд. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005. 9. Кружкова О.В. Эффективность структуры психологических защит личности педагога начального образования: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07; 19.00.13; Казан- ский государственный технический универ- ситет им. А.Н.Туполева. – Казань, 2006. 10. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозиро- вание в экстремальных условиях // Психол. журн. 2001. №1. С. 16-24. 11. Мусин Ф.С. Индивидуально-психологичес- кие особенности адаптации осужденных женского и мужского пола к условиям лише- ния свободы: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13; 19.00.06; Казанский государс- твенный университет им. В.И.Ульянова–Ле- нина. – Казань, 2006. 12. Попова _______________Т.М.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.122 (0.015 с.) |