Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема взаимосвязи стресса,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
АДАПТАЦИИ И ЛИЧНОСТИ В. А. Бодров (Москва) Развитие учения о преодолении стресса оп- ределяет необходимость анализа особенностей, закономерностей взаимосвязи таких категорий как стресс, адаптация и личностная детерминация. Теории развития стресса и других психичес- ких расстройств ориентированы, главным образом, на внутренние процессы как на источник психоло- гических проблем. Психоанализ, например, связы- вал психическую болезнь в основном с вытеснен- ным или неосознанным конфликтом между «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Факторы среды могут сыграть роль «пускового крючка», но главная проблема ле- жит внутри личности. Подобным образом биоме- дицинская теория пыталась соотносить симптомы заболеваний с нейромедиаторным дисбалансом, который считается причиной психологического дистресса. С другой стороны, социологи и антро- пологи указывают на важную роль, которую играют общество и культура в зарождении и развитии пси- хологического дистресса, в определении способов его преодоления. 23 Кострома, 16–18 мая 2007 г. Теории стресса и психологической адаптации могут стать связующим звеном между этими разо- бщенными точками зрения на истоки психических расстройств. Исследователи стресса признают важ- ность как факторов среды в изменении психичес- кого состояния, так и существующих индивидуаль- ных различий подверженности стрессу. Как показали исследования К. Олдвин и Т. Ре- венсона (1987), высокий уровень психологическо- го стресса у некоторых людей на начальном этапе экономического спада в большей степени вызывался состоянием экономики, даже если они не теряли ра- боту. В соответствии с позициями трансакционизма нельзя забывать, что и установки личности по отно- шению к экономике могут углублять экономический кризис: тревожность за будущее, снижение покупа- тельной способности населения может вести к даль- нейшему экономическому спаду и росту безработи- цы. Так, экономические трудности могут приводить к ощущению уязвимости у потребителей. Понятие уязвимости к стрессу очень важно, так как позволяет связать воедино u1088 различные под- ходы к адаптации. Уязвимость к стрессу может воз- действовать на личностные особенности. Индиви- дуальная подверженность стрессу может происхо- дить из прошлого опыта личности (ранних травми- рующих ситуаций, угрозы неприятных событий) и психобиологической склонности к развитию небла- гоприятных психических состояний, но она может базироваться и на статусе личности в социуме, в частности, в случае бедности, расизма, терроризма, низкого уровня жизни и т. д. Подходы к стрессу и его преодолению в тео- рии психологической адаптации признают вклад в ее развитие личности и особенностей среды, а также стремятся к пониманию условий ситуации, умений и ресурсов личности, которые вместе обес- печивают оптимальную адаптацию. Кроме того, трансакционизм придает особое значение тому, что личность и среда не являются независимыми пере- менными в понимании стресса и его преодоления, но взаимно влияют друг на друга, обусловливая как сохранение здоровья, так и развитие функциональ- ных расстройств. Роль стресса в биомедицинской модели адап- тации обусловливается доказательствами того фак- та, что на сопротивляемость к воздействию вред- ных факторов влияет психологическое состояние человека: например, чрезмерный стресс или чувс- тво выраженной тревоги, которые могут повысить вероятность заболевания. Существуют и такие до- казательства, что недостаточное общение или от- сутствие социальной поддержки могут также уве- личивать уровень заболеваемости и смертности. Преодоление стресса играет функцию го- меостаза, особенно в течение короткого периода времени, но оно может также иметь трансформа- ционные (адаптационные) функции с точки зрения продолжительных сроков и, особенно, отдаленных последствий. Частично эта гомеостатическая или трансформационная функция зависит от типа реак- ций и используемых стратегий преодоления. Если, как обычно при стрессе и его преодолении, последс- твиями являются отрицательные эмоции или сим- птомы, то некоторые стратегии могут выполнять функцию гомеостаза, но могут и усиливать стресс. Однако, если ожидаемыми результатами жизни и деятельности являются достижение социального статуса или самоутверждение, приобретение необ- ходимых навыков, самосовершенствование и т. п., то преодоление выполняет трансформирующую роль, то есть развитие и разрешение стресса ведут к некоторым функциональным и поведенческим из- менениям. Эти изменения могут быть незначитель- ными или явными, положительными или отрица- тельными, временными или постоянными. Стресс и его преодоление следует рассмат- ривать как стимул физиологического развития. В кросскультурных исследованиях показано, что фи- зическое состояние взрослых в тех культурах, где в детстве ребенок подвергается стрессу, отличается от состояния взрослых в тех культурах, в которых тщательно защищают младенцев от стресса. В литературе приводятся результаты не толь- ко отрицательного, но и положительного влияния стресса на человека. Имеются по крайней мере пять путей, по которым борьба со стрессом ведет к по- ложительному исходу. Они включают применение способов снятия стресса, рост мастерства и уверен- ности в себе, повышение физиологической и пси- хологической устойчивости к стрессу, изменение перспектив и переоценка ценностей, укрепление социальных связей. Дж. Елдер и Е. Клипп (1989) по результатам изучения стресса военного времени выделили 18 положительных и отрицательных его последствий. К первым относятся навыки преодоления трудно- стей, формирование самодисциплины, расширение жизненных перспектив, проявление дружбы и по- нимание цены жизни, приобретаемые при разлуке с любимыми, потере друзей и постоянной тревоге. К отрицательным последствиям отнесены потери (смерть), негативные эмоции и др. В. Бидрсли (1989) в исследованиях установил, что у людей, которые в детстве пережили тяжелые психические и онкологические заболевания родите- лей, отмечается высокий уровень самопонимания, то есть выявлена причинная связь между травмиру- ющими событиями и внутренними переживаниями. Процесс познания себя ведет к развитию ценностей и смысловой u1089 структуры личности, оно требует не только осознанности и рефлексии своих мыслей и поступков, но и учета этой рефлексии в последу- ющих действиях. В итоге самопознание включает 24 ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ важный эмоциональный компонент: человек при- знает ценность познания, относится к нему серьезно и прилагает усилия к его совершенствованию. Дру- гие аспекты самопознания включают реалистичес- кую оценку требований ситуации и индивидуальных возможностей человека при необходимости измене- ния или создания новых стратегий поведения. Преодоление стресса, как стремление челове- ка к своему благополучию требованиями среды и индивидуальными возможностями, многообразие которых отражает сверхдетерминированность по- ведения и предполагает гибкость адаптации. Лю- дям свойственно менять способы поведения в за- висимости от ситуации, так что надо принимать во внимание как средовые требования, так и предпоч- тения самой личности. Некоторые считают, что среди людей можно выделить тех, кто хорошо и кто плохо справляется с трудностями. Эта дифференциация людей зависит, в том числе, от типа умений, уровня компетентнос- ти в тех или других вопросах, которые они принес- ли из особенностей своей среды. Понятие «преодоление стресса» вносит сущес- твенный вклад в теорию стресса и расширяет его понимание с учетом психосоциальной адаптации по двум направлениям. Во-первых, введение понятия «преодоление» в парадигму стресса указывает на значение активности личности: люди не реагируют пассивно на условия окружающей среды, люди мо- гут научиться адаптироваться и преодолевать труд- ности. Они не только изменяют себя, но и учатся трансформировать окружающую среду. Во-вторых, особенность действий по преодолению стресса включает в себя решение психологических проблем. Неспособность некоторых людей справиться с этими проблемами объясняется отсутствием необходимых навыков и стратегий поведения в подобных ситуа- циях. Психологическая адаптация делает доступной многим людям освоение навыков по преодолению, разрешению их проблем. Таким образом, понятие преодоления стресса остановится более гибким. Поскольку стресс возникает из взаимоотноше- ний личности и среды, то управление проблемой и негативным воздействием – также результат дейс- твия многих факторов. Адаптация может требовать как изменения среды, так и личности. Стратегии адаптации тоже подвижны – люди могут обучаться новым навыкам и способам противодействия стрес- су: самообладанию или управлению окружающими условиями, что позволит им выйти из трудной си- туации. Адаптация – это сложный процесс, вклю- чающий понятия защиты, приспособления, умения и стратегии преодоления. Это представление важно для различения общей адаптации и навыков сов- ладания, стратегии преодоления и эмоциональных реакций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.252 (0.006 с.) |