Проблема взаимосвязи стресса, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема взаимосвязи стресса,



АДАПТАЦИИ И ЛИЧНОСТИ

В. А. Бодров (Москва)

Развитие учения о преодолении стресса оп-

ределяет необходимость анализа особенностей,

закономерностей взаимосвязи таких категорий как

стресс, адаптация и личностная детерминация.

Теории развития стресса и других психичес-

ких расстройств ориентированы, главным образом,

на внутренние процессы как на источник психоло-

гических проблем. Психоанализ, например, связы-

вал психическую болезнь в основном с вытеснен-

ным или неосознанным конфликтом между «Я»,

«Оно» и «Сверх-Я». Факторы среды могут сыграть

роль «пускового крючка», но главная проблема ле-

жит внутри личности. Подобным образом биоме-

дицинская теория пыталась соотносить симптомы

заболеваний с нейромедиаторным дисбалансом,

который считается причиной психологического

дистресса. С другой стороны, социологи и антро-

пологи указывают на важную роль, которую играют

общество и культура в зарождении и развитии пси-

хологического дистресса, в определении способов

его преодоления.

23

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

Теории стресса и психологической адаптации

могут стать связующим звеном между этими разо-

бщенными точками зрения на истоки психических

расстройств. Исследователи стресса признают важ-

ность как факторов среды в изменении психичес-

кого состояния, так и существующих индивидуаль-

ных различий подверженности стрессу.

Как показали исследования К. Олдвин и Т. Ре-

венсона (1987), высокий уровень психологическо-

го стресса у некоторых людей на начальном этапе

экономического спада в большей степени вызывался

состоянием экономики, даже если они не теряли ра-

боту. В соответствии с позициями трансакционизма

нельзя забывать, что и установки личности по отно-

шению к экономике могут углублять экономический

кризис: тревожность за будущее, снижение покупа-

тельной способности населения может вести к даль-

нейшему экономическому спаду и росту безработи-

цы. Так, экономические трудности могут приводить

к ощущению уязвимости у потребителей.

Понятие уязвимости к стрессу очень важно,

так как позволяет связать воедино u1088 различные под-

ходы к адаптации. Уязвимость к стрессу может воз-

действовать на личностные особенности. Индиви-

дуальная подверженность стрессу может происхо-

дить из прошлого опыта личности (ранних травми-

рующих ситуаций, угрозы неприятных событий) и

психобиологической склонности к развитию небла-

гоприятных психических состояний, но она может

базироваться и на статусе личности в социуме, в

частности, в случае бедности, расизма, терроризма,

низкого уровня жизни и т. д.

Подходы к стрессу и его преодолению в тео-

рии психологической адаптации признают вклад

в ее развитие личности и особенностей среды, а

также стремятся к пониманию условий ситуации,

умений и ресурсов личности, которые вместе обес-

печивают оптимальную адаптацию. Кроме того,

трансакционизм придает особое значение тому, что

личность и среда не являются независимыми пере-

менными в понимании стресса и его преодоления,

но взаимно влияют друг на друга, обусловливая как

сохранение здоровья, так и развитие функциональ-

ных расстройств.

Роль стресса в биомедицинской модели адап-

тации обусловливается доказательствами того фак-

та, что на сопротивляемость к воздействию вред-

ных факторов влияет психологическое состояние

человека: например, чрезмерный стресс или чувс-

тво выраженной тревоги, которые могут повысить

вероятность заболевания. Существуют и такие до-

казательства, что недостаточное общение или от-

сутствие социальной поддержки могут также уве-

личивать уровень заболеваемости и смертности.

Преодоление стресса играет функцию го-

меостаза, особенно в течение короткого периода

времени, но оно может также иметь трансформа-

ционные (адаптационные) функции с точки зрения

продолжительных сроков и, особенно, отдаленных

последствий. Частично эта гомеостатическая или

трансформационная функция зависит от типа реак-

ций и используемых стратегий преодоления. Если,

как обычно при стрессе и его преодолении, последс-

твиями являются отрицательные эмоции или сим-

птомы, то некоторые стратегии могут выполнять

функцию гомеостаза, но могут и усиливать стресс.

Однако, если ожидаемыми результатами жизни и

деятельности являются достижение социального

статуса или самоутверждение, приобретение необ-

ходимых навыков, самосовершенствование и т. п.,

то преодоление выполняет трансформирующую

роль, то есть развитие и разрешение стресса ведут

к некоторым функциональным и поведенческим из-

менениям. Эти изменения могут быть незначитель-

ными или явными, положительными или отрица-

тельными, временными или постоянными.

Стресс и его преодоление следует рассмат-

ривать как стимул физиологического развития. В

кросскультурных исследованиях показано, что фи-

зическое состояние взрослых в тех культурах, где

в детстве ребенок подвергается стрессу, отличается

от состояния взрослых в тех культурах, в которых

тщательно защищают младенцев от стресса.

В литературе приводятся результаты не толь-

ко отрицательного, но и положительного влияния

стресса на человека. Имеются по крайней мере пять

путей, по которым борьба со стрессом ведет к по-

ложительному исходу. Они включают применение

способов снятия стресса, рост мастерства и уверен-

ности в себе, повышение физиологической и пси-

хологической устойчивости к стрессу, изменение

перспектив и переоценка ценностей, укрепление

социальных связей.

Дж. Елдер и Е. Клипп (1989) по результатам

изучения стресса военного времени выделили 18

положительных и отрицательных его последствий.

К первым относятся навыки преодоления трудно-

стей, формирование самодисциплины, расширение

жизненных перспектив, проявление дружбы и по-

нимание цены жизни, приобретаемые при разлуке

с любимыми, потере друзей и постоянной тревоге.

К отрицательным последствиям отнесены потери

(смерть), негативные эмоции и др.

В. Бидрсли (1989) в исследованиях установил,

что у людей, которые в детстве пережили тяжелые

психические и онкологические заболевания родите-

лей, отмечается высокий уровень самопонимания,

то есть выявлена причинная связь между травмиру-

ющими событиями и внутренними переживаниями.

Процесс познания себя ведет к развитию ценностей

и смысловой u1089 структуры личности, оно требует не

только осознанности и рефлексии своих мыслей и

поступков, но и учета этой рефлексии в последу-

ющих действиях. В итоге самопознание включает

24

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

важный эмоциональный компонент: человек при-

знает ценность познания, относится к нему серьезно

и прилагает усилия к его совершенствованию. Дру-

гие аспекты самопознания включают реалистичес-

кую оценку требований ситуации и индивидуальных

возможностей человека при необходимости измене-

ния или создания новых стратегий поведения.

Преодоление стресса, как стремление челове-

ка к своему благополучию требованиями среды и

индивидуальными возможностями, многообразие

которых отражает сверхдетерминированность по-

ведения и предполагает гибкость адаптации. Лю-

дям свойственно менять способы поведения в за-

висимости от ситуации, так что надо принимать во

внимание как средовые требования, так и предпоч-

тения самой личности.

Некоторые считают, что среди людей можно

выделить тех, кто хорошо и кто плохо справляется с

трудностями. Эта дифференциация людей зависит,

в том числе, от типа умений, уровня компетентнос-

ти в тех или других вопросах, которые они принес-

ли из особенностей своей среды.

Понятие «преодоление стресса» вносит сущес-

твенный вклад в теорию стресса и расширяет его

понимание с учетом психосоциальной адаптации по

двум направлениям. Во-первых, введение понятия

«преодоление» в парадигму стресса указывает на

значение активности личности: люди не реагируют

пассивно на условия окружающей среды, люди мо-

гут научиться адаптироваться и преодолевать труд-

ности. Они не только изменяют себя, но и учатся

трансформировать окружающую среду. Во-вторых,

особенность действий по преодолению стресса

включает в себя решение психологических проблем.

Неспособность некоторых людей справиться с этими

проблемами объясняется отсутствием необходимых

навыков и стратегий поведения в подобных ситуа-

циях. Психологическая адаптация делает доступной

многим людям освоение навыков по преодолению,

разрешению их проблем. Таким образом, понятие

преодоления стресса остановится более гибким.

Поскольку стресс возникает из взаимоотноше-

ний личности и среды, то управление проблемой и

негативным воздействием – также результат дейс-

твия многих факторов. Адаптация может требовать

как изменения среды, так и личности. Стратегии

адаптации тоже подвижны – люди могут обучаться

новым навыкам и способам противодействия стрес-

су: самообладанию или управлению окружающими

условиями, что позволит им выйти из трудной си-

туации. Адаптация – это сложный процесс, вклю-

чающий понятия защиты, приспособления, умения

и стратегии преодоления. Это представление важно

для различения общей адаптации и навыков сов-

ладания, стратегии преодоления и эмоциональных

реакций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.024 с.)