Поддержке РФФИ, проект № 05-06-80366) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поддержке РФФИ, проект № 05-06-80366)



И.В. Блинникова, А.Б. Леонова, М.С. Капица

(Москва)

Прерывания являются одним из наиболее рас-

пространенных стрессоров в современных услови-

ях труда. Короткие отвлечения от основной работы

сопровождаются неизбежными u1087 переключениями

с одной задачи на другую и необходимостью при-

спосабливаться к работе с множественными пере-

секающимися информационными потоками. М.

Червински, Э. Хорвитц и С. Уилхайт (Czerwinski,

Horvitz, Wilhite, 2004) в своем исследовании пока-

зали, что в течение рабочего дня специалисты вы-

сокой квалификации, работая на компьютере, вы-

нуждены многократно отвлекаться от выполнения

основной деятельности. Оказалось, что большинс-

тво переключений инициировалось либо самими

работниками (40%), либо логикой выполнения ос-

ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

новной задачи (26%). В качестве внешних причин

выступали телефонные звонки (14%), назначенные

встречи (9%), электронные сообщения (3%), инфор-

мационные запросы (3%), окончание рабочего дня

(2%), непредвиденные обстоятельства (3%). Кроме

того, известно, что хотя прерывания деятельности

и переключения между задачами и не приводят к

серьезным «разрушающим» последствиям, но их

стрессогенное воздействие несомненно (Леонова,

Блинникова, Капица, 2004).

Такого рода данные привлекают внимание

психологов и требуют исследования причин и за-

кономерностей работы в условиях прерываний и

смены задач. Особый интерес исследователей вы-

зывают когнитивные и поведенческие компенсатор-

ные стратегии, используемые при выполнении не-

скольких последовательных и параллельных задач

на компьютере (Baddeley, 1986; Norman & Shallice,

1986; Rubinstein et al., 2001). Анализ последних ра-

бот в этой области показывает, что распределение

когнитивных ресурсов определяется степенью про-

извольности переключения, сочетанием сложности

и сходства задач, а также моментом смены задач

(Arrington, Altmann & Carr, 2003; МсFarlane, 2002).

В нашем исследовании в условиях, макси-

мально приближенных к реальным, изучалась эф-

фективность сложной компьютеризированной де-

ятельности при постоянно возникающих помехах

в виде прерываний и вынужденной смены задач.

Нас интересовало, как люди справляются с необ-

ходимостью чередовать несколько заданий, какие

стратегии наиболее эффективны, и в какой мере эти

стратегии зависят от личностных качеств человека

и его состояния.

В эксперименте моделировались условия ра-

боты сотрудника современной редакции, от которо-

го требовалось вносить редакторскую правку в тек-

сты и выполнять дополнительные поручения. Ос-

новным заданием для испытуемых было внесение

правки в электронный вариант печатного текста,

представленный в формате MS WORD. В процессе

этой работы испытуемые получали дополнитель-

ные задания от экспериментатора, находившегося

в другом помещении. Дополнительными заданиями

могли быть: а) поиск ссылки в списке литературы,

помещенном во втором окне, б) определение ста-

тистических характеристик текста, в) заполнение

анкет в электронном виде. Дополнительные задания

могли требовать перехода от редактируемого текста

в новое окно, либо могли выполняться без закрытия

основного текста.

На видеомонитор экспериментатора пода-

вался микшированный видеосигнал, сочетавший

изображение испытуемого с видеокамеры и «кар-

тинку» с дисплея испытуемого. Таким образом,

он мог наблюдать за работой испытуемых и точно

определять момент ввода дополнительной задачи.

Дополнительная задача могла вводиться либо в мо-

мент переноса абзаца (когда текст забирался в «кар-

ман»), либо в момент впечатывания абзаца. Также

варьировался канал ввода дополнительной задачи

(использовалась либо система электронных сооб-

щений (ICQ), либо телефонные звонки). Система

электронных сообщений увеличивала степень про-

извольности в определении момента прерывания

основной деятельности самим испытуемым.

Регистрировались временные параметры и

последовательность отдельных операций, а также

ошибки, допущенные при редактировании, и сбои.

С каждым испытуемым до и после эксперименталь-

ных сессий проводилось тестирование по набору

диагностических методик, включающих оценку

субъективного состояния, когнитивных показа-

телей, индивидуальных особенностей, таких как

темпераментальные характеристики и когнитивные

стили.

Анализ результатов показал, что время, затра-

чиваемое на переход к дополнительной задаче и

возвращение к основной деятельности, зависит как

от сложности дополнительной задачи, так и от ха-

рактеристик прерываемой операции. Влияние спо-

соба прерывания было неоднозначным и определя-

лось предпочтениями испытуемых. Были выявлены

стратегии работы при вынужденной смене задач,

которые зависели от индивидуальных особеннос-

тей испытуемых и от условий выполнения деятель-

ности. Испытуемые меняли стратегии при услож-

нении прерываемой операции: если прерывалась

операция впечатывания текста (простая операция),

то в большинстве случаев применялись стратегии

незамедлительного выполнения дополнительного

задания, если прерывалась более сложная опера-

ция переноса абзаца, то гораздо чаще применялись

стратегии отсроченного выполнения дополнитель-

ного задания.

Кроме этого было показано, что испытуемые,

начиная работать в условиях прерываний и необхо-

димости выполнять дополнительные задания, мо-

гут на первых этапах использовать одни стратегии

и позже переходить к тем, которые кажутся им бо-

лее эффективными. Поэтому в условиях реальной

деятельности следует, видимо, говорить не только о

предпочитаемых стратегиях, но и об их динамике.

В исследовании были получены результаты о

влиянии способа введения дополнительного зада-

ния. Предполагалось, что в зависимости от способа

введения будут меняться как исполнительные стра-

тегии испытуемых, так и временные параметры вы-

полнения чередующихся задач.

Было обнаружено, что способ прерывания ос-

новной деятельности (либо с помощью ICQ, либо

с помощью телефона) может запускать одну из

стратегий в зависимости от личностных характе-

ристик испытуемых. Одни из них быстрее и более

Кострома, 16–18 мая 2007 г.

эффективно действовали при прерывании с помо-

щью ICQ, другие – при прерывании с помощью те-

лефона. Различия между этими группами испытуе-

мых во времени возвращения к основному заданию

при введении дополнительного задания с помощью

ICQ являются высоко значимыми (F (1, 23) = 6,97;

p =0,015), также как и при введении дополнительно-

го задания с помощью телефона (F (1, 23) = 3,58;

p =0,071).Оказалось, что те испытуемые, которые

предпочитали ICQ-прерывания, u1088 работали быстрее

и затрачивали меньше времени на выполнение ос-

новного задания и возвращение к нему после про-

стых дополнительных задач (таких как считывание

текстовой статистики с помощью специальных

функций MS Word). Можно сделать вывод, что эти

испытуемые обладали более сформированными

навыками работы на компьютере. Если они остава-

лись в пространстве одной задачи, то поддерживали

высокий темп работы, и введение дополнительных

задач не нарушало общего течения деятельности. В

то же время необходимость переключиться в дру-

гое окно и заняться задачей другого типа (поиском в

списке литературы) оказывало серьезный деструк-

тивный эффект и приводило к возрастанию «цены»

возвращения.

Напротив, те испытуемые, для которых теле-

фон был более предпочитаемым способом преры-

вания, в целом работали медленнее, но при этом

легче и быстрее переключались на поиск литера-

туры в другом окне и возвращались после этого к

основному заданию. В этом случае можно предпо-

ложить, что телефонный звонок вносил разнообра-

зие в рутинную и монотонную работу и являлся для

испытуемого средством оптимизации его функцио-

нального состояния.

Мы попытались соотнести эти стратегии с ког-

нитивными стилями испытуемых такими как им-

пульсивность-рефлексивность и полезависмость-

поленезависимость. Удалось показать, что более

импульсивные испытуемые быстрее работают при

прерывании с помощью телефона. В любых случа-

ях они быстрее переключаются на дополнительную

задачу, чем рефлексивные, и быстрее возвращаются

к основному заданию после выполнения сложных

дополнительных заданий.

Поленезависимые испытуемые явно предпочи-

тали ICQ-прерывания и были менее чувствительны

к фактору сложности прерываемой операции. Если

их прерывали в напряженный момент выполнения

сложной операции, то они быстро переходили к до-

полнительной задаче, выполняли ее и возвращались

к основному заданию. У полезависимых испытуе-

мых в таких условиях наблюдались серьезные сбои,

время переключения и возвращения существенно

возрастало.

Полученные данные имеют важное практичес-

кое значение для разработки специальных внешних

средств поддержки, направленных на повышение

эффективности выполнения одной или нескольких

задач при необходимости их совместного решения

в специфических стрессовых ситуациях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.022 с.)