Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поддержке РФФИ, проект № 05-06-80366)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
И.В. Блинникова, А.Б. Леонова, М.С. Капица (Москва) Прерывания являются одним из наиболее рас- пространенных стрессоров в современных услови- ях труда. Короткие отвлечения от основной работы сопровождаются неизбежными u1087 переключениями с одной задачи на другую и необходимостью при- спосабливаться к работе с множественными пере- секающимися информационными потоками. М. Червински, Э. Хорвитц и С. Уилхайт (Czerwinski, Horvitz, Wilhite, 2004) в своем исследовании пока- зали, что в течение рабочего дня специалисты вы- сокой квалификации, работая на компьютере, вы- нуждены многократно отвлекаться от выполнения основной деятельности. Оказалось, что большинс- тво переключений инициировалось либо самими работниками (40%), либо логикой выполнения ос- ПСИХОЛОГ ИЯ СО ВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ новной задачи (26%). В качестве внешних причин выступали телефонные звонки (14%), назначенные встречи (9%), электронные сообщения (3%), инфор- мационные запросы (3%), окончание рабочего дня (2%), непредвиденные обстоятельства (3%). Кроме того, известно, что хотя прерывания деятельности и переключения между задачами и не приводят к серьезным «разрушающим» последствиям, но их стрессогенное воздействие несомненно (Леонова, Блинникова, Капица, 2004). Такого рода данные привлекают внимание психологов и требуют исследования причин и за- кономерностей работы в условиях прерываний и смены задач. Особый интерес исследователей вы- зывают когнитивные и поведенческие компенсатор- ные стратегии, используемые при выполнении не- скольких последовательных и параллельных задач на компьютере (Baddeley, 1986; Norman & Shallice, 1986; Rubinstein et al., 2001). Анализ последних ра- бот в этой области показывает, что распределение когнитивных ресурсов определяется степенью про- извольности переключения, сочетанием сложности и сходства задач, а также моментом смены задач (Arrington, Altmann & Carr, 2003; МсFarlane, 2002). В нашем исследовании в условиях, макси- мально приближенных к реальным, изучалась эф- фективность сложной компьютеризированной де- ятельности при постоянно возникающих помехах в виде прерываний и вынужденной смены задач. Нас интересовало, как люди справляются с необ- ходимостью чередовать несколько заданий, какие стратегии наиболее эффективны, и в какой мере эти стратегии зависят от личностных качеств человека и его состояния. В эксперименте моделировались условия ра- боты сотрудника современной редакции, от которо- го требовалось вносить редакторскую правку в тек- сты и выполнять дополнительные поручения. Ос- новным заданием для испытуемых было внесение правки в электронный вариант печатного текста, представленный в формате MS WORD. В процессе этой работы испытуемые получали дополнитель- ные задания от экспериментатора, находившегося в другом помещении. Дополнительными заданиями могли быть: а) поиск ссылки в списке литературы, помещенном во втором окне, б) определение ста- тистических характеристик текста, в) заполнение анкет в электронном виде. Дополнительные задания могли требовать перехода от редактируемого текста в новое окно, либо могли выполняться без закрытия основного текста. На видеомонитор экспериментатора пода- вался микшированный видеосигнал, сочетавший изображение испытуемого с видеокамеры и «кар- тинку» с дисплея испытуемого. Таким образом, он мог наблюдать за работой испытуемых и точно определять момент ввода дополнительной задачи. Дополнительная задача могла вводиться либо в мо- мент переноса абзаца (когда текст забирался в «кар- ман»), либо в момент впечатывания абзаца. Также варьировался канал ввода дополнительной задачи (использовалась либо система электронных сооб- щений (ICQ), либо телефонные звонки). Система электронных сообщений увеличивала степень про- извольности в определении момента прерывания основной деятельности самим испытуемым. Регистрировались временные параметры и последовательность отдельных операций, а также ошибки, допущенные при редактировании, и сбои. С каждым испытуемым до и после эксперименталь- ных сессий проводилось тестирование по набору диагностических методик, включающих оценку субъективного состояния, когнитивных показа- телей, индивидуальных особенностей, таких как темпераментальные характеристики и когнитивные стили. Анализ результатов показал, что время, затра- чиваемое на переход к дополнительной задаче и возвращение к основной деятельности, зависит как от сложности дополнительной задачи, так и от ха- рактеристик прерываемой операции. Влияние спо- соба прерывания было неоднозначным и определя- лось предпочтениями испытуемых. Были выявлены стратегии работы при вынужденной смене задач, которые зависели от индивидуальных особеннос- тей испытуемых и от условий выполнения деятель- ности. Испытуемые меняли стратегии при услож- нении прерываемой операции: если прерывалась операция впечатывания текста (простая операция), то в большинстве случаев применялись стратегии незамедлительного выполнения дополнительного задания, если прерывалась более сложная опера- ция переноса абзаца, то гораздо чаще применялись стратегии отсроченного выполнения дополнитель- ного задания. Кроме этого было показано, что испытуемые, начиная работать в условиях прерываний и необхо- димости выполнять дополнительные задания, мо- гут на первых этапах использовать одни стратегии и позже переходить к тем, которые кажутся им бо- лее эффективными. Поэтому в условиях реальной деятельности следует, видимо, говорить не только о предпочитаемых стратегиях, но и об их динамике. В исследовании были получены результаты о влиянии способа введения дополнительного зада- ния. Предполагалось, что в зависимости от способа введения будут меняться как исполнительные стра- тегии испытуемых, так и временные параметры вы- полнения чередующихся задач. Было обнаружено, что способ прерывания ос- новной деятельности (либо с помощью ICQ, либо с помощью телефона) может запускать одну из стратегий в зависимости от личностных характе- ристик испытуемых. Одни из них быстрее и более Кострома, 16–18 мая 2007 г. эффективно действовали при прерывании с помо- щью ICQ, другие – при прерывании с помощью те- лефона. Различия между этими группами испытуе- мых во времени возвращения к основному заданию при введении дополнительного задания с помощью ICQ являются высоко значимыми (F (1, 23) = 6,97; p =0,015), также как и при введении дополнительно- го задания с помощью телефона (F (1, 23) = 3,58; p =0,071).Оказалось, что те испытуемые, которые предпочитали ICQ-прерывания, u1088 работали быстрее и затрачивали меньше времени на выполнение ос- новного задания и возвращение к нему после про- стых дополнительных задач (таких как считывание текстовой статистики с помощью специальных функций MS Word). Можно сделать вывод, что эти испытуемые обладали более сформированными навыками работы на компьютере. Если они остава- лись в пространстве одной задачи, то поддерживали высокий темп работы, и введение дополнительных задач не нарушало общего течения деятельности. В то же время необходимость переключиться в дру- гое окно и заняться задачей другого типа (поиском в списке литературы) оказывало серьезный деструк- тивный эффект и приводило к возрастанию «цены» возвращения. Напротив, те испытуемые, для которых теле- фон был более предпочитаемым способом преры- вания, в целом работали медленнее, но при этом легче и быстрее переключались на поиск литера- туры в другом окне и возвращались после этого к основному заданию. В этом случае можно предпо- ложить, что телефонный звонок вносил разнообра- зие в рутинную и монотонную работу и являлся для испытуемого средством оптимизации его функцио- нального состояния. Мы попытались соотнести эти стратегии с ког- нитивными стилями испытуемых такими как им- пульсивность-рефлексивность и полезависмость- поленезависимость. Удалось показать, что более импульсивные испытуемые быстрее работают при прерывании с помощью телефона. В любых случа- ях они быстрее переключаются на дополнительную задачу, чем рефлексивные, и быстрее возвращаются к основному заданию после выполнения сложных дополнительных заданий. Поленезависимые испытуемые явно предпочи- тали ICQ-прерывания и были менее чувствительны к фактору сложности прерываемой операции. Если их прерывали в напряженный момент выполнения сложной операции, то они быстро переходили к до- полнительной задаче, выполняли ее и возвращались к основному заданию. У полезависимых испытуе- мых в таких условиях наблюдались серьезные сбои, время переключения и возвращения существенно возрастало. Полученные данные имеют важное практичес- кое значение для разработки специальных внешних средств поддержки, направленных на повышение эффективности выполнения одной или нескольких задач при необходимости их совместного решения в специфических стрессовых ситуациях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.91 (0.008 с.) |