Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные инженерно-психологические концепции проектирования систем «человек-машина».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время в инженерной психологии, а также в смежных с нею научных дисциплинах и направлениях (эргономика, психология труда и управления, теория эргатических систем, теория надежности и эффективности СЧМ и др.) разработан целый ряд концепций анализа, описания и проектирования систем «человек—машина». Эти концепции условно делятся на две большие группы: психологические и кибернетические. Психологические: Деятельностного подхода Проектирования деятельности Структурно-психологическая Психологического обеспечения АСУ Идеализированных структур деятельности Проектирование полуавтоматических систем Кибернетические: ОрганомическаяОбеспечение качества функционирования СЧМФункционально структурная Системная Системно лингвистическая Процессов выполнения работы СовместимостиАнализ и проектирование АС МО Наиболее общей из них является концепция, основанная на использовании деятельностного подхода. С ее позиций категория деятельности выступает как начало, содержание и завершение процессов анализа, организации, проектирования и оценки СЧМ. При этом категория деятельности выступает в качестве предмета: ■ объективного научного изучения; ■ управления, т. е. того, что подлежит организации в сложную систему функционирования и оценки; ■ проектирования, основной задачей которого является выявление способов и условий оптимальной реализации определенных видов деятельности; ■ многоплановой оценки, осуществляемой в соответствии с различными критериями (надежность, быстродействие, удовлетворенность трудом, комфортность и т. п.). В рамках этой концепции разработан микроструктурный подход (от греч. mikros — малый и лат. structure — строение) к анализу деятельности. Одной из первых психологических концепций была предложенная в 1967 году Б.Ф. Ломовым концепция проектирования деятельности. Суть ее состоит в том, что проект деятельности оператора (и вообще любого работника) должен выступать как основа решения всех остальных задач проектирования СЧМ. Эта концепция базируется на рассмотренных в первой главе методологических принципах (гуманизации труда, активного оператора, комплексности и др.). Основной смысл структурно-психологической концепции состоит в соотнесении структуры технических средств деятельности оператора и психологических факторов сложности (ПФС) выполнения им своих функций, в частности сложности решения оперативных задач. С позиций данной концепции проектирование технических средств рассматривается как процесс анализа и материализации априорных стратегий решения задач с целью оптимизации ПФС. При разработке автоматизированных систем организационного типа (АСУП, ОАСУ и т. п.) весьма плодотворным оказывается использование концепции психологического обеспечения (ПО) АСУ. Под ним понимается планирование, разработка, организация и реализация комплекса мероприятий по учету психологических факторов на всех этапах создания, внедрения и эксплуатации АСУ. Для анализа, описания и проектирования следящих систем может быть использована концепция инженерно-психологического проектирования полуавтоматических систем управления, использующих принцип слежения. Практическая реализация концепции связана с решением ряда проблем: ■ создание единого подхода к описанию функционирования технической части системы и деятельности оператора; ■ учет индивидуальных психофизиологических характеристик деятельности, различия между которыми носят, как правило, случайный характер; ■ учет динамики характеристик деятельности в процессе обучения; ■ отбор операторов, обладающих качествами, необходимыми для работы на конкретном объекте управления; из этого следует, что вопросы обучения и профессионального отбора выступают как этапы системного подхода к проектированию деятельности. Кибернетический подход к анализу и проектированию СЧМ: Одна из таких концепций носит название организмической. Концепция основывается на двух основных положениях: 1) организм представляет собой соответствующим образом организованную совокупность функциональных систем; 2) основные закономерности организации и функционирования каждой системы и всего организма и СЧМ в целом — одни и те же. Основное смысловое содержание организмического постулата формулируется следующим образом: создание оптимальных СЧМ в функциональном смысле эквивалентно оптимальной «достройке» организма оператора машинами как орудиями труда. В рамках концепции предлагается определенная система принципов поведения биосистем. К их числу относятся принципы: активности, гомеостаза, автономности, иерархичности, доминанты, целостности, эволюции. Сущность организмической концепции сводится к синтезу эргамата — системы, состоящей из человека и машины и выполняющей определенную работу действиями человека внутри системы. Концепция обеспечения качества функционирования (ОКФ) эргатических систем выполняет задачу обеспечения требуемого уровня качества заключается в оценке (с помощью процедуры контроля) и устранении (путем проведения профилактического обслуживания) причин и условий, которые его снижают (не обеспечивают). При этом возникает задача по определению, когда и какие мероприятия следует проводить, чтобы получать максимально возможный эффект от применения СЧМ по своему назначению в течение заданного времени ее функционирования. Основу функционально-структурная теория эргатических систем составляет обобщенный структурный метод (ОСМ) оценки эффективности, качества и надежности СЧМ. Сущность метода заключается в том, что любую деятельность можно расчленить на мельчайшие элементы — типовые функциональные единицы (ТФЕ). В рамках кибернетического направления разработана и успешно применяется на практике и системно-лингвистическая концепция. Сущность концепции состоит в том, что на ранних этапах проектирования используется классификация систем отображения информации по внешним характеристикам, языкам обмена и методам технической реализации. На последующих этапах применяются специальные методы и языки описания действий человека. В рамках кибернетического направления В.Г. Денисовым разработана концепция совместимости оператора, машин и среды в рамках единой системы «человек—машина». Согласно концепции основным системообразующим фактором в СЧМ является совместимость составляющих систему компонентов. Рассматриваются следующие виды совместимости: ■ информационная, предполагающая соответствие циркулирующих в системе информационных потоков возможностям отдельных ее компонентов по приему и переработке этих потоков; ■ энергетическая, предусматривающая совместимость отдельных компонентов СЧМ с точки зрения производимых усилий; ■ пространственно-антропометрическая, определяемая соответствием компонентов системы пространственным характеристикам (размеры, расположение в пространстве, досягаемость и т. п.);■ технико-эстетическая, заключающаяся в соответствии внешнего вида и удобства работы с изделием эстетическим вкусам человека;■ биофизическая, предусматривающая совместимость компонентов системы с точки зрения осуществления управляющих движений. В дальнейшем на основе этой концепции Е.М. Хохловым была выдвинута в качестве центральной проблемы категория «взаимодействие»; с помощью которой решалась задача учета большого количества факторов, влияющих на деятельность оператора. При этом автор отрицательно относится к идее выделения психологических факторов сложности, считая ее неплодотворной. На основе проблемы взаимодействия разработан комплексный операционный анализ эксплуатационных процессов, основу которого составляет кольцевой (спиральный) анализ отрицательных процессов в СЧМ. К отрицательным процессам относятся потоки отказов и дефектов техники, поток ошибок операторов, поток эксплуатационных замечаний. Выявленные такие потоки в ряде СЧМ (на воздушном транспорте, в прессово-кузнечном оборудовании и др.) были обработаны методом логического центрирования, на основании чего построены статистические ряды динамики, столбиковые диаграммы, определены основные статистические индексы. Полученные данные используются при модернизации существующих и проектировании вновь создаваемых СЧМ аналогичного назначения. Рассмотренные концепции, несмотря на их различия между собой, нашли в той или иной степени применение при решении ряда практических задач. Их применение дало и существенный экономический эффект. Однако в них вне поля зрения остались особенности функционирования систем «человек—машина», деятельность оператора в которых протекает по схеме массового обслуживания. Этот класс СЧМ условно называется автоматизированными системами массового обслуживания (АСМО). Их особенности рассматриваются в специальной концепции анализа и проектирования АСМО. Эта концепция, не отвергая и не противореча рассмотренным выше концепциям, дополняет их учетом особенностей деятельности оператора в условиях потока сигналов, что является отличительной чертой систем массового обслуживания. В основе концепции лежит положение, выдвинутое Ю.М. Забродиным о том, что основная проблема в проектировании деятельности оператора состоит в оценке возможностей ее выполнения. Тем самым подчеркивается, что основные проектные решения принимаются в результате инженерно-психологической оценки. Учитывая специфику деятельности оператора в АСМО (работа в условиях потока сигналов) основное внимание в концепции уделяется динамической оценке показателей деятельности и состояния оператора. На основании анализа проводится инженерно-психологическая оценка деятельности, по результатам которой и принимаются основные проектные решения. Оценка является важнейшим и завершающим этапом каждой из стадий проектирования системы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.26.8 (0.009 с.) |