Социальная ситуация развития и ведущая деятельность младенца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность младенца



Адаптация организма ребенка к внешней среде, возникновения зрительного и слухового сосредоточения, появление комплекса оживления является основой психического развития младенца. Возраст младенца охватывает период от 2 месяцев до 1 года.

Социальная ситуация совместной жизни ребенка со взрослым обусловливает возникновение нового типа деятельности - их непосредственного эмоционального общения ((установления и развития социальных контактов) Специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что ее объектом является другой человек. Для взрослого объектом воздействия является ребенок, время ребенок начинает проявлять первые формы воздействия на взрослого Так, очень быстро ее голосовые реакции приобретают характер эмоционально-активного призыва, всхлипывания превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого че дину Однако это еще не является языком, а только эмоциональными реакциями.Общение в период грудного должно быть эмоционально позитивным. Благодаря этому у ребенка создается эмоционально положительный тонус, что является признаком его физического и психического здоровья Эмоции (страстные переживания) становятся своеобразным ориентиром ребенка в его поведении: чем богаче мир позитивных эмоций, тем больше она имеет возможностей для действий с предметом, взаимодействия со взрослыми Поэтому любая ситуация, при я кой младенец получает положительные эмоции, не менее важна для его жизни, чем качественное питание или свежий воздух и тепло.Первые проявления общения ребенка с мамой начинаются без слов во время кормления, когда она кладет ручку на ее грудь и пытается заглянуть в глаза До 6-7 месяцев арсенал средств и форм взаимодействия значительно расширяется Даже плач младенца приобретает различные оттенки: плач от страха, от дискомфорта, плач-заклинаний.Первые \"вопрос\", которые задает ребенок взрослому, выражаются в форме действия, взгляда, жеста Понять их можно только в ситуации действия Выполнение просьб младенца, его обращений к взрослому является новой формой диалога, которая появляется в конце первого полугодия.

Для ребенка диалог - это возможность видеть мир глазами других людей, сопереживание, сочувствие, направленность на другого человека, побуждения ее к взаимодействию Она может добиваться этого самыми дос ступней средствами: плачем, заглядыванием в глаза, преднамеренным действием, направленным на привлечение внимания.Поделиться с другим человеком своим опытом, рассказать о том, что происходит, - это требование также возникает и проявляется в диалоге Сначала рассказы ребенка о событиях, в которых она принимала участие, является пантомимичнымы, с овладением языком появляются монологи Сначала такие: \"Оля, и-и-и\", что является напоминанием о том, как плакала девочка зарождение искренности и открытости между ребенком и мамой зависит от умения взрослого слушать и участвовать в таких диалогах именно к матери младенец вступает в сложный мир человеческих отношений.Дефект общения, отрыв ребенка от матери в период грудного порождает так называемый эффект шпитальности - замедленный эмоциональное развитие ребенка При таких обстоятельствах происходят значительные нарушения в психической ночном развития ребенка, травмируется личность, непоправимо сказывается на ее дальнейшей жизни По наблюдениям американского психолога К, Берес, из 38 взрослых, которые в детстве болели Шпита Альнисть, только семеро смогли хорошо приспособиться к жизни и были обычными, нормальными людьми, остальные имели различные психические дефекты.Пусть опасным и уязвимым является возраст от 6 до 12 месяцев, поскольку младенцу особенно необходимо общение со взрослым, человеческое тепло В этот период ребенка никак нельзя лишать общения с мамой А если это невозможно, необходимо позаботиться об общении ее с другим человеком Способность ребенка любить тех, кто его окружает, зависит от того, сколько любви и в какой форме она получает.Итак, благоприятной социальной ситуацией психического развития ребенка периода младенца является ее неразрывное единство со взрослым, эмоциональный комфорт

 

Кризис 1 года.

Стадия Возраст Психосоциальный кризис Сильная сторона
1. Орально-сенсорная Рождение – 1 год Базальное доверие – базальное недоверие Надежда

 

1. Доверие – недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Чувство доверия связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Также чувство недоверия, по мнению Эриксона, может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (например, возобновляет прерванную карьеру, рожает следующего ребенка). В результате положительного разрешения конфликта приобретается, по Эриксону, надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры, основу мировоззрения человека.

 

9. Основные психологические новообразования раннего возраста

После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности.

Развитие речи. В раннем детстве развитие речи идет по двум лини­ям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собст­венная активная речь ребенка. Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит мед­ленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко. Но уже к концу вто­рого года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года – от 500 до 1500 слов.

Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Внимание и память непроизвольны. Никаких спе­циальных действий с целью запомнить или припомнить что-либо ре­бенок не выполняет. Преобладают в этот период двигательная и эмоциональная память. Ребенок лучше запоминает соб­ственные движения, действия, переживания. Память в раннем возрасте становится ведущей функцией, она при­нимает участие в развитии всех видов познания.

 

Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

Воображение в этот период работает скорее как механизм, а не как активная деятельность: оно обычно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса и эмоций. В своих играх ребенок обычно воспроизводит действия и ситуации, заимство­ванные от взрослых, не строя собственного замысла.

Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом и через взаимо­действие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Этот процесс осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальных норм (ровесника).

Важнейшей особенностью развития самопознания является познание себя как субъекта действия. В раннем возрасте ребенок переживает качественное преобразова­ние себя как субъекта, наконец осознающего себя в единстве и тождественности своего «Я». Осознание себя как отдельного субъекта, как уникального «Я» происходит через телесные чувствования, «образ» тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, через переживание своего волеизъ­явления и свою способность выделять себя как источник своих воли, эмоций и воображения.

К концу раннего детства (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятель­ности, которые достигают развернутых форм за пределами этого воз­раста и начинают определять психическое развитие. Это игра и про­дуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Кризис трёх лет. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным.

 

 

Кризис 3 года.

Стадия Возраст Психосоциальный кризис Сильная сторона
Мышечно-анальная 1 – 3 года Самостоятельность – стыд и сомнение Сила воли

Автономия – стыд и сомнение. Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувства стыда, сомнения и унижения. Удовлетворительное разрешение психосоциального конфликта на этой стадии зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время родители, по Эриксону, должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они сами сделать еще не в состоянии. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.006 с.)