Семинар № 3. «Предмет, задачи, основные категории педагогики высшей школы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар № 3. «Предмет, задачи, основные категории педагогики высшей школы»



План

1. Предмет и функции педагогической науки.

2. Педагогика – это наука или искусство?

3. Педагогика как теоретическая и прикладная наука.

4. Место педагогики и психологии высшей школы в системе наук об образовании

5. Основные категории педагогики высшей школы.

 

Темы рефератов

1. Педагогика как наука об образовании человека.

2. Методология педагогики и методика педагогических исследований.

3. Целостный педагогический процесс.

4. Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе.

5. Образование, воспитание, самовоспитание, обучение.

6. Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога.

7. Законы, закономерности и принципы обучения в высшей школе.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является объектом и предметом педагогики?

2. Что называют предметом педагогики высшей школы? Какое место занимает педагогика высшей школы в системе педагогических наук?

3. В чем различие категорий «обучение» и «учение»? Должна ли самостоятельная работа учащихся организовываться педагогом?

4. Раскройте суть теоретической функции педагогики. Покажите, как она реализуется на объяснительном, диагностическом и прогностическом уровнях.

5. Что является целью педагогического процесса? Включается ли в систему целей создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы личности?

6. Является ли педагогика искусством? Обоснуйте свой ответ.

7. Что такое «педагогическая ситуация» и «педагогическое явление»? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы понять педагогическое явление?

8. Назовите исторические типы воспитания. Приведите примеры.

9. Дайте классификацию основных категорий педагогики.

10. В чем суть гуманизации образования? Чем гуманизация отличается от гуманитаризации?

11. Охарактеризуйте основные формы учебных занятий в вузе.

12. Опишите возможности, которые предоставляет обучаемым каждая из существующих форм обучения в высшей школе.

 

Проблемные задания

1. Приведите примеры, как педагогика выполняет свою теоретическую функцию на описательном уровне, диагностическом и прогностическом. Оцените эффективность выполнения этих функций в современной Украине.

2. Раскройте суть технологической функции педагогики. Приведите примеры ее выполнения на проективном, преобразовательном и рефлексивном уровнях. Используя свой студенческий опыт, оцените уровень реализации этой функции в Вашем вузе.

3. Что такое «педагогическая задача»? На выполнение каких задач нацелена педагогика высшей школы? Какие из этих задач помогут повысить качество высшего образования в кризисном обществе?

4. Продолжите список самостоятельных отраслей, которые традиционно выделяются в системе педагогических наук:

а) история педагогики;

б) сравнительная педагогика;

в) управление образованием;

г) …

5. Продолжите перечень проблем, которыми занимается социология образования:

а) насколько существующая модель образования удовлетворяет потребностям общества, в частности, в подготовке специалистов для различных сфер жизни;

б) устойчиво ли функционируют национальные системы, ступени и типы образования;

в)…

6. Соблюдение каких условий предполагает системный подход в педагогическом исследовании? Продолжите перечень условий. Приведите примеры:

а) изучение связей, зависимостей каждого элемента от всех других;

б) построение модели, которая характеризуется тремя параметрами: организованностью, целостностью и иерархичностью;

в)…

7. В силу каких причин педагогика является наукой? Назовите ее основные составляющие. Обоснуйте свой ответ. Можно ли педагогику считать искусством? Приведите примеры.

8. Объясните, почему категории педагогики высшей школы разделяются на три группы: методологические, процессуальные и сущностные. Какой в этом смысл? Какие связи и закономерности они отражают? Приведите примеры категорий каждой группы.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте терминологический словарь по теме «Основные категории педагогики высшей школы» (30 терминов).

2. Напишите эссе на тему «Педагогика высшей школы: наука или искусство?». Учитывая свой жизненный опыт, приведите примеры, подтверждающие Вашу позицию (3–4 стр. текста).

 

Тема 4. Качество высшего образования. Культурные цели, моральные ценности и стандарты образования

4.1. Образовательные уровни высшего образования

Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересами и способностями, усовершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации.

Высшее учебное заведение – это сложная педагогическая система, результаты деятельности которой оцениваются по тому, как адаптируются его выпускники в условиях практической работы и насколько успешно решают многочисленные профессиональные задачи. Высшая школа во все времена играла роль воспитателя интеллигенции, создателя кадров, способных развивать профессиональную деятельность, преобразовывать и создавать новые знания и ценности. Квалифицированного специалиста характеризует не только большой объём знаний, но и умение пользоваться исследовательскими методами, умение самостоятельно решать возникающие в профессиональной деятельности задачи.

Высшее учебное заведение (вуз) – это заведение, основной задачей деятельности которого является обеспечение условий, необходимых для получения личностью высшего образования, подготовка специалистов для потребностей государства.

К основным направлениям деятельности высшего учебного заведения относятся следующие:

– подготовка специалистов разных образовательно-квалификационных уровней;

– подготовка и аттестация научных, научно-педагогических кадров;

– научно-исследовательская работа;

– специализация, повышение квалификации, переподготовка кадров;

– культурно-образовательная деятельность, воспитательная работа со студентами;

– учебно-методическая работа, издательская деятельность;

– финансово-хозяйственная, производственно-коммерческая деятельность;

– осуществление внешних связей.

Главные задачи вуза:

• осуществление образовательной деятельностиопределённого направления, обеспечивающей подготовку специалистов соответствующих образовательно-квалификационных уровней, которая отвечает стандартам высшего образования;

• осуществление научной и научно-технической, творческой, искусствоведческой, культурно-воспитательной, спортивной и оздоровительной деятельности;

• обеспечение выполнения государственного заказа и договоров на подготовку специалистов с высшим образованием;

• осуществление подготовки научных и научно-педагогических кадров и их аттестация в аккредитованных высших учебных заведениях третьего и четвёртого уровней аккредитации;

• изучение спроса на отдельные специальности на рынке труда и содействие трудоустройству выпускников;

• обеспечение культурного и духовного развития личности, воспитание лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, в духе украинского патриотизма и уважения к Конституции Украины;

• повышение образовательно-культурного уровня граждан.

Образовательный уровень высшего образования – характеристика высшего образования по признакам степени сформированности интеллектуальных качеств лица, достаточных для получения квалификации, которая соответствует определенному образовательно-квалификационному уровню.

Закон Украины «О высшем образовании» устанавливает следующие образовательные уровни высшей школы:

Неполное высшее образование – образовательный уровень высшего образования лица, который характеризует сформированность его интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и является достаточным для получения им квалификаций после образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.▪ Базовое высшее образование – образовательный уровень образования лица, который характеризует сформированность его интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и являются достаточными для получения им квалификаций следующих за образовательно-квалификационным уровнем бакалавра.▪ Полное высшее образование – образовательный уровень образования лица, который характеризует сформированность его интеллектуальных качеств, определяющих развитие лица как личности и являются достаточными для получения им квалификаций следующих за образовательным уровнем специалиста или магистра. Высшее образование имеют лица, закончившие обучение в высших учебных заведениях, успешно прошедшие государственную аттестацию согласно стандартам высшего образования и получившие соответствующий документ о высшем образовании государственного образца.Государственная аттестация лиц, которые окачивают высшие учебные заведения всех форм собственности, осуществляется государственной экзаменационной комиссией. Положения о государственной экзаменационной комиссии утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.

Образовательно-квалификационные уровни:

√ Младший специалист – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного среднего образования получило неполное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для осуществления производственных функций определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности. Лица, имеющие базовое среднее образование могут одновременно обучаться по образовательно-профессиональной программе подготовки младшего специалиста.

√ Бакалавр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного среднего образования получило высшее образование, фундаментальные и специальные умения и навыки касательно обобщенного объекта трудовой деятельности, достаточные для исполнения заданий и обязанностей определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренные для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности. Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня бакалавра может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.

√ Специалист – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получило высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения обязанностей и первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

√ Магистр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получило полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей инновационного характера определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренные для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Магистр – это академическая степень. Она присваивается лицу, освоившему конкретную профессионально-образовательную программу по соответствующему направлению высшего профессионального образования. Выпускник-магистр владеет методологией научного творчества, современными информационными технологиями, он подготовлен к эффективной исследовательской, консультационной, аналитической деятельности.

Название степени магистра происходит от латинского magister (учитель). Степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Она присуждается лицам, проявившим склонность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Степень магистра (master’s degree) – это ученая степень, которую получают студенты, окончившие второй этап высшего образования (postgraduate или graduate), длительность которого составляет от одного до трех лет.

Специалисту предпочтут магистра при приеме на государственную службу, на педагогическую работу, при поступлении в аспирантуру. Поэтому в последнее время конкурс в магистратуру вырос до 3-4 человек на одно место – лицензия на магистратуру по многим специальностям составляет только 10-20% от общего числа студентов на специальности.

В рамках Болонской декларации осуществляется переход на двухуровневую систему образования: бакалаврат и магистратуру.

4.2. Стандарты высшего образования. Лицензирование и аккредитация в сфере высшего образования

Образовательная деятельность проводится вузами на основе лицензий. Лицензирование – процедура признания права высшего учебного заведения определенного типа начать образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, в соответствии с требованиями государственных стандартов высшего образования.Обязательным условием выдачи лицензии является наличие необходимой материально-технической, научно-методической, информационной базы, библиотеки, научно-педагогических кадров по нормативам, установленным государственными нормативами. Проводится лицензирование перед началом подготовки специалистов центральным исполнительным органом в сфере образования и науки по заявлению вуза. В результате выдается сертификат сроком до окончания цикла подготовки (не менее чем на три года), в котором указаны название направления или специальности, образовательно-квалификационный уровень и объем подготовки, срок действия лицензии, юридический адрес вуза, его структурные подразделения. Лицензированные учебные заведения вносятся в Государственный реестр высших учебных заведений. Аккредитация – процедура признания государственного статуса образовательного учреждения с целью контроля за эффективностью образовательного процесса и защиты прав граждан на получение образования. Аккредитация включает процедуры признания типа (среднее или высшее профессиональное) и вида (университет, академия, институт, колледж) учебного заведения. Осуществляется аналогично лицензированию с проведением экспертизы и оплачивается этим учреждением. Признание типа учреждения осуществляется по результатам оценки соответствия содержания учебных планов и программ государственным образцам, информационной базы учебного процесса, качества подготовки по результатам итоговых аттестаций. Признание вида осуществляется на основе универсальности образовательного учреждения, наличия условий для профессиональной деятельности по профилю подготовки специалистов, возможности продолжения образования (магистратура, аспирантура, дополнительное образование взрослых), объему научных исследований, научно-методической работы, состава научно-педагогического персонала. По результатам аккредитации выдается сертификат, где значатся: направление или специальность, образовательно-квалификационный уровень подготовки, срок действия сертификата (не более 10 лет), адрес и структурные подразделения (филиалы) вуза.

Уровень аккредитации – уровень способности высшего учебного заведения определенного типа проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации.

Согласно Закону Украины «О высшем образовании», который устанавливает правовые организационные, финансовые и другие основания функционирования системы высшего образования, существует четыре уровня аккредитации:

▪ І уровень аккредитации – высшее учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста;

▪ ІІ уровень аккредитации – высшее учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста и по направлениям образовательно-квалификационного уровня бакалавра;

▪ ІІІ уровень аккредитации – высшее учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня бакалавра и специалиста, а также по отдельным специальностям образовательно-квалификационного уровня магистра;

▪ ІV уровень аккредитации – высшее учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня бакалавра, специалиста и магистра.

Кредитно-модульная система подготовки специалистов базируется на модульном (поэтапном) изучении дисциплины и специальной методике оценки качества усвоения студентами каждого модуля.

Данная система позволяет организовать планомерную, систематичную работу студента, стимулировать познавательную деятельность, повысить долю самообучения и самостоятельности студентов в выработке регламента обучения. Суть такой системы состоит в следующем: изучаемая дисциплина разбивается на модули, каждый из которых состоит из ряда связанных тем. Каждому смысловому модулю соответствует определенная сумма баллов. Усвоение материала оценивается в 100 рейтинговых баллов, включая практические и самостоятельные виды работ. Уровень знаний оценивается суммой баллов, набранных за изучение курса.

Получение образования происходит по двухступенчатой системе: после 4-х лет обучения выдается диплом бакалавра, после 5 лет – диплом специалиста или магистра. Государственная аттестация бакалавров проводится путем государственных экзаменов, а специалистов и магистров с помощью дипломных и магистерских работ, которые представляют собой выпускную квалификационную работу практического и научного содержания.

Существуют две модели кредитных систем оценивания:

1) кредитные системы, ориентированные на зачет кредитов с целью обеспечения академической мобильности – ECTS (European Credit Transfer System);

2) кредитные системы, ориентированные на накопление кредитов – USCS (United States Credit System). Данная система максимально отражает возможности студента, путем ранжирования вносит состязание в учебный процесс, повышая его качество.

Систему стандартов высшего образования составляет государственный стандарт высшего образования, отраслевые стандарты и стандарты высших учебных заведений. Стандарты высшего образования служат основой оценки качества высшего образования и профессиональной подготовки, а также образовательной деятельности вузов независимо от их типов, уровней аккредитации и форм обучения.

Государственный стандарт высшего образования содержит:

▪ перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням (названия работ, выполняемые специалистами определенного образовательно-квалификационного уровня на первичных должностях);

▪ перечень направлений специальностей, по которым осуществляется подготовка в соответствии с определенными образовательно-квалификационным уровнями (отражают обобщенные объекты деятельности или производственные функции и предметы деятельности);

▪ требования к образовательным уровням (требования сформированности у лица социальных и гражданских качеств с учетом будущей профессиональной деятельности);

▪ требования к образовательно-квалификационным уровням с учетом общественного разделения труда.

Таким образом, в структуру стандартов включаются:

‒ перечисление специализаций по специальностям;

‒ учебные планы (графики учебного процесса, набор, последовательность и период изучения учебных дисциплин);

‒ программы учебных дисциплин (объём, уровень сформированности умений и знаний, литература);

‒ образовательно-квалификационные характеристики выпускников;

‒ средства диагностики качества высшего образования;

‒ образовательно-профессиональные программы подготовки.

Отраслевые стандарты содержат: образовательно-квалификационные характеристики выпускников вузов (требования к компетентности), образовательно-профессиональные программы (нормативный срок, содержание, объем, уровень профессиональной подготовки).

Стандарты высшего образования учебных заведений содержат: перечень специализаций по специальностям, вариативные части образовательно-квалификационных характеристик выпускников вузов, вариативные части образовательно-профессиональных программ подготовки, вариативные части средств диагностики качества образования, учебные планы, программы учебных дисциплин.

Порядок разработки стандартов высшего образования, внесение изменений к ним и контроль за их исполнением определяется Кабинетом Министров Украины по представлению центрального исполнительного органа в сфере образования и науки.

 

4.3. Компетентность как ценность высшего образования

 

Методологическая привлекательность понятия «компетентность» заключается в том, что оно по своей сути довольно подвижное, исторически изменчивое, антиинерционное. Знание и умение, даже определенные творческие возможности впоследствии устаревают, оказываются неадекватными новой исторической ситуации. Такое отставание оказывается, так сказать, родовым пороком образования, присущим ему, непреодолимым в принципе недостатком. А при ускоренном накоплении знаний, изменении технологий и социокультурных условий такое отставание воспроизводит и углубляет перманентный кризис образования. Компетентность же не привязана жестко к определенным образовательным структурам, знаниям или другим ценностям.

Изменяются ситуации, трансформируются культурные образцы (интеллектуальные, технические и другие), меняются сами люди, их запросы и возможности – и при всем этом инвариантным остается требование компетентности.

Сама эта ценность очень устойчива, но это происходит именно благодаря подвижности содержательного и инструментального наполнения компетентности в изменчивом мире.

Компетентностный подход понимается как направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования у него таких личностных качеств, как компетентность, средствами решения профессиональных и социальных задач в образовательном процессе.

Компетентность этообщая способность и готовность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности собственные знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий, освоенные в процессе обучения. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией, как способность установить на основании имеющихся знаний определенный алгоритм действий по разрешению проблемной ситуации.

С помощью категории «компетентность» фиксируется спонтанно происходящий общественный сдвиг образования от содержательно-знаниево-предметной парадигмы к новой ориентации на вооружение личности готовностью и способностью к эффективной жизнедеятельности.

Ключевые компетенции:

ценностно-смысловая – ценностные представления студента, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

общекультурная:

рыночная культура – предприимчивость, дисциплина и ответственность за качество выполненной работы;

правовая культура – знание законов, их выполнение, уважение к свободам личности и равноправие граждан;

организационная культура, т. е. способность к рациональному администрированию и менеджменту;

технологическая культура и эффективное овладение техническими способами производства и конкретное взаимодействие с техносферой;

экологическая культура – владение законами существования природного окружения, бережное отношение к биосфере;

культура быта, культура повседневной жизни – культура во взаимоотношениях с окружающими и культура самого окружения (этические и эстетические факторы деятельности и в целом жизнь личности);

демократическая культура – гражданская активность, уважение к решениям большинства, забота об общественных делах;

культура общения – отзывчивость, толерантность, умение цивилизованно отстаивать свои права;

учебно-познавательная компетенция должна базироваться на том, что современный молодой человек должен приобрести фундаментальные личностные качества, которые отвечают новым формам социальной жизни. Прежде всего, его мышление должно быть креативным, а не репродуктивным. Творческие способности должны быть правилом, а не исключением;

информационная;

коммуникативная включает не только знание необходимых языков, способов взаимодействия с людьми и событиями, но и навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

социально-трудовая;

компетенция трудового самосовершенствования.

С системной точки зрения, компетентность оказывается такой интегральной характеристикой, которая распадается на определенные компетенции:

√ политические и социальные (способность взять на себя ответственность, принимать решения, решать конфликты ненасильственными способами, поддерживать демократические институты);

√ межкультурные (восприятие культурных отличий, толерантность);

√ устные и письменные коммуникации ( знание иностранных языков);

√ информационные ( применения компьютерных технологий, средств массовой информации, рекламы); способность учиться непрерывно.

Все эти компетенции можно определенным образом классифицировать, выделив следующие группы:

1) социально-личностные;

2) экономические и организационно-управленческие;

3) общенаучные (естественные и математические);

4) общепрофессиональные (инвариантные к профессиональной деятельности);

5) специальные (владение алгоритмами деятельности, связанной с моделированием, проектированием научных исследований).

В зависимости от функциональной направленности субъекта, выделяются также и такие виды компетентности:

функциональная (специальная), характеризующаяся профессиональными знаниями и умением их реализовать на достаточно высоком уровне, способностью проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

интеллектуальная, т. е. способность аналитически мыслить и комплексно подходить к выполнению своих обязанностей; владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

ситуативная, означающая умение действовать в соответствии с ситуацией;

социальная, предполагающая обладание коммуникативными и интеграционными способностями, умением поддерживать отношения в профессиональном сообществе, социальной ответственностью за результаты своего профессионального труда;

индивидуальная, т. е. владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту.

В содержание компетентности включаются следующие три аспекта:

1) проблемно-практический – адекватность распознания и понимания ситуации, адекватная постановка и эффективное выполнение целей, задач, норм в данной ситуации;

2) смысловой – адекватное осмысление ситуации в более общем культурном контексте;

3) ценностный – способность к адекватной оценке ситуации, ее смысла, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых ценностей.

Подход, основанный на понятии «компетентность», прежде всего подчеркивает практическую, действенную сторону поведения человека. Он включает собственно личностные (мотивация, качественные, мотивационно-волевые и др.) свойства, определяется как широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования.

Профессиональные компетенции понимаются специалистами как готовность, включая социальную и психологическую, и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями меняющейся ситуации, инициативно и технологически грамотно решать возникающие задачи.

Важнейшим компонентом личности педагога является профессиональная компетентность, под которой принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления профессиональной деятельности, связанной с принятием решений.

Среди операционных функций педагога можно выделить такие группы профессионально-педагогических умений:

√ гностические – познавательные умения в области приобретения профессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний; получение новой информации, выделение в ней главного. существенного; обобщение и систематизация собственного педагогического опыта и опыта новаторов и рационализаторов;

√ идеологические – социально-значимые умения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды профессиональных знаний;

√ дидактические – определение конкретных целей обучения; выбор адекватных форм, методов и средств обучения; конструирование педагогических ситуаций; объяснение учебно-производственного материала; демонстрация технических объектов и приемов работы;

√ организационно-методические – реализация учебно-воспитательного процесса; формирование мотивации учения; организация учебно-профессиональной деятельности учащихся; установление педагогически оправданных взаимоотношений; формирование коллектива; организация самоуправления;

√ коммуникативно-режиссерские – педагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские, а также умения в сфере педагогической режиссуры;

√ прогностические – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие:

– диагностику личности и коллектива учащихся;

– анализ педагогических ситуаций;

– построение альтернативных моделей педагогической деятельности;

– проектирование развития личности и коллектива;

– контроль за процессом и результатом;

√ рефлексивные – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;

√ организационно-педагогические – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности обучающихся;

√ общепрофессиональные – умение читать и выполнять чертежи, строить схемы, технические диаграммы; выполнение расчетно-графических работ, определение экономических показателей производства;

√ конструктивные – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств; разработка учебной и технико-технологической документации; выполнение конструкторских работ; составление технологических карт, направляющих тестов;

√ технологические – количественные умения. Анализ производственных ситуаций; планирование; рациональная организация технологического процесса; эксплуатация технологических устройств;

√ производственно-операционные – общетрудовые умения по смежным профессиям;

√ специальные – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

Во многих определениях компетенций имеется ряд общих положений:

1) компетенции как единство теоретических знаний и практической деятельности на рынках труда;

2) компетенции как наиболее общий язык для описания результатов образования.

Компетентностный подход в образовании, в конечном счете, есть приведение последнего в соответствие с новыми условиями и перспективами. Это возникновение стратегической установки образования на адекватность.

Формирование ключевых компетенций зависит как от содержания программ, так и возможностей, которые даются студентам. Свободный выбор программ, специальных курсов, кредитно-модульная система, увеличившийся объем самостоятельной работы и другие формы, которые предлагаются в ходе Болонского процесса, в целом направлены на усиление ответственности за судьбу своей профессиональной карьеры.

Компетенция – это предметная область, о которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности; совокупность правил (порождения речи), как знание (языка), его структуры.

Компетентность – интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях).

К основным преимуществам компетентностного подхода можно отнести следующие:

в условиях «стабильной нестабильности», характеризующей рынок труда, социально-экономическую систему в целом, первостепенное значение приобретает вопрос о том, что должно быть объектом стандартизации в образовании и каков оптимальный объем его инвариантных компонентов. Инвариантными должны быть те компоненты образования, которые будут полезны выпускникам вуза в ходе практического освоения новых видов профессиональной деятельности – новые профессиональные качества будущих специалистов – базовые умения, адекватные взаимозависимому и быстро меняющемуся миру;

√ переход от закладываемых в действующие стандарты затратных критериев (например, число «отсиживаемых» студентом академических часов, отведенных учебным планом) к качественно иным показателям – критериям, позволяющим определять возможности студента совершать адекватные действия в ситуациях, имитирующих его будущую профессиональную деятельность;

√ высокие нравственные качества по отношению к людям, обществу и к природе воспитываются у студентов и одновременно диагностируются у них в процессе получения высшего образования.

Алекс Инкелес, описывая синдром «современной индивидуальности», выделил следующие характеристики:

√ заинтересованность общественными делами;

√ открытость по отношению к новому опыту;

√ вера в силу разума и успехи науки, то есть рационалистическая ориентация;

√ предвосхищение и планирование будущих начинаний, способность отказаться от выгоды и удовольствия текущего момента ради будущих выгод;

√ высокие требования образовательного, культурного, профессионального уровня, стремление к самосовершенствованию и самореализации посредством успеха;

√ независимость от традиционных авторитетов, антидогматическая и скептическая установка.

Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкурентоспособным и жизнеспособным, невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения. Для достижения максимально возможного результата образования необходимо полное соответствие мотива (цели обучаемого) основной цели педагогической системы: организованного, предна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.106 с.)