Тема 1. Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.



Общая педагогика

Тема 1. Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.

Педагогика как наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколение. Педагогика как междисциплинарная область человеческого знания. Педагогика как прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Педагогика как относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Объект и предмет науки. Объект и предмет педагогики.

Научные (теоретические) и практические задачи, решаемые педагогикой. Функции педагогической науки: общетеоретическая, прогностическая и практическая (прикладная, преобразовательная) функции.

Понятия житейские и научные. Житейские понятия как понятия, в которых отражен эмпирический опыт. Научные понятия как результат теоретических исследований, в которых находит отражение обобщенное представление о категории педагогики – наиболее общие и существенные понятия, выражающие свойства и отношения педагогической действительности.

Понятийный аппарат педагогики как упорядоченная и строгая совокупность категорий, понятий и терминов, используемых в педагогике.

Фундамен­тальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обуче­ние», «образование». «Воспитание» как всеобщая категория, исторически включающая в себя «обуче­ние» и «образование». «Обучение» как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. «Образование» как ценность развивающегося человека и общества; как процесс обучения и воспитания человека; как результат последнего и как система.

Развитие как процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Система педагогических наук – шесть основных традиционных отраслей: общая педагогика (общие основы педагогики, теория обучения (дидактика), теория воспитания и управление образовательными системами); история педагогики; сравнительная педагогика; возрастная педагогика (преддошкольная (ясельная) и дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика высшей школы, педагогика взрослых и андрогогика); специальная педагогика (дефектология) (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия); частные, или предметные, методики.

Список рекомендуемой литературы:

ОСНОВНАЯ:

1. Смирнова, H.Г. Педагогика / H.Г. Смирнова. – 2-е изд., доп. – Кемерово: КемГУКИ, 2010. – 124 с. – ISBN 5-8154-0053-x; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227873

2. Мильситова, С.В. Педагогические теории, системы и технологии: учебное пособие / С.В. Мильситова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. - 198 с. - ISBN 978-5-8353-1202-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232374

3. Педагогика: учеб. для студ. вузов, обуч. по пед. специальностям / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010. – 432с.

4. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов непед. профиля / В.А. Сластенин, В.П. Каширин.-8-е изд., стер.. – М.: Академия, 2010. – 480 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учебное пособие / А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 480 с. – ISBN 5-238-00972-0; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83027 (21.10.2014).

2. Титов, В.А. Общая педагогика. Конспект лекций: учебное пособие / В.А. Титов. – М.: А–Приор, 2008. – 271 с. – (Конспект лекций). – ISBN 978-5-384-00092-1; То же [Электронный ресурс]. -URL: http:// biblioclub.ru/index.php?page= book&id=56302 (21.10.2014).

 

Тема 2. Естественная природа и социальная сущность человека. Процесс развития личности.

Развитие как универсальное общее свойство природы, общества и человека. Дефиниции понятия «развитие» в философской, психологической и педагогической литературе.

Развитие как процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человеке, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Биологическое и социальное развитие. Показатели и результат развития личности.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность».

Концепции соотношения биологического и социаль­ного в развитии человека и формировании его как личности (биологическая, социологическая, биосоциальная).

Соотношение понятий «развитие личности», «формирование личности» и «социализация личности».

Фактор как движу­щая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.

Влияние внешних и внутренних, биологических и социальных факторов на развитие и формирование человеческой личности. Среда и воспитание как социальное факторы, наследственность как биологический фактор.

Список рекомендуемой литературы:

ОСНОВНАЯ:

1. Титов, В.А. Общая педагогика. Конспект лекций: учебное пособие / В.А. Титов. – М.: А–Приор, 2008. – 271 с. – (Конспект лекций). – ISBN 978-5-384-00092-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http:// biblioclub.ru/index.php?page= book&id=56302 (21.10.2014).

2. Мильситова, С.В. Педагогические теории, системы и технологии: учебное пособие / С.В. Мильситова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. - 198 с. - ISBN 978-5-8353-1202-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232374

3. Педагогика: учеб. для студ. вузов, обуч. по пед. специальностям / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010. – 432с.

4. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов непед. профиля / В.А. Сластенин, В.П. Каширин.-8-е изд., стер.. – М.: Академия, 2010. – 480 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах и опорных конспектах: Учеб. пособие для вузов / Г.М. Коджаспирова.-3-е изд. - М. Айрис-пресс,2008. - 256с. - (Высшее образование)

2. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. Вузов / В.И. Загвязинский. –5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 192с.

 

Тема 3. Методология педагогической науки.

Методология как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; учение о научном методе познания; совокупность методов, применяе­мых в какой-либо науке. Два аспекта в понимании методологии педагогики.

Задачи и сферы реализации методологии педагогики. Основные принципы познания, которыми руководствуется современная наука: принцип детерминизма, принцип соответствия, принцип дополнительности.

Функции методологии педагогики: познавательная функция, критическая функция, рефлексивная функция.

Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни.

Список рекомендуемой литературы:

ОСНОВНАЯ:

1. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 031000 (050706) - Педагогика и психология и др. / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. - 352с. - (Высшее профессиональное образования).

2. Мильситова, С.В. Педагогические теории, системы и технологии: учебное пособие / С.В. Мильситова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. - 198 с. - ISBN 978-5-8353-1202-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232374

3. Педагогика: учеб. для студ. вузов, обуч. по пед. специальностям / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010. – 432с.

4. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учебное пособие / А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 480 с. – ISBN 5-238-00972-0; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83027 (21.10.2014).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1.Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах и опорных конспектах: Учеб. пособие для вузов / Г.М. Коджаспирова.-3-е изд. - М. Айрис-пресс,2008. - 256с. - (Высшее образование)

2. Титов, В.А. Общая педагогика. Конспект лекций: учебное пособие / В.А. Титов. – М.: А–Приор, 2008. – 271 с. – (Конспект лекций). – ISBN 978-5-384-00092-1; То же [Электронный ресурс]. -URL: http:// biblioclub.ru/index.php?page= book&id=56302 (21.10.2014).

 

Социальная педагогика

Основы социальной работы

Методика и технология работы социального педагога

Социально-педагогические ситуации

Ситуация 1.

В городскую больницу 6-летнего Аркашу привезли в состоянии алкогольного опьянения. Малыш спьяну бил стекла в здании местного техникума, пока его «не повязали». В больнице протрезвевший Аркаша рассказал, что водкой его много раз угощал мамин сожитель.

a) Определите основные проблемы семьи, которые должен решать социальный педагог.

b) Составьте программу действий социального педагога в данной ситуации.

Ситуация 2.

«Много пишут и говорят о матерях-одиночках, отцах, воспитывающих детей. А я бабушка-одиночка. Мне 50 лет. Внучкам – 6 лет и 10 месяцев. Моя дочь, их мама, умерла после вторых родов. Остались мы одни. У детей есть отец, но помощи от него не жди, так как брак не был официально зарегистрирован. Вот так и живем, кругом одни… О будущем боюсь даже и подумать…».

a) Определите механизм деятельности социального педагога в данной ситуации.

b) Какие способы решения проблемы этой семьи вы можете предложить?

Ситуация 3.

В школе образовалась группа подростков, 14-16 летних мальчиков из параллельных классов. Время вне школы они проводят вместе. Возглавляет группу Андрей, он выше и сильнее всех. Отличается независимым характером, учится плохо, одним словом, «трудный подросток». Ближе всех к нему держится 14-летний Виктор, по кличке «Заморыш». Он действительно, худенький, маленького роста. До недавнего времени Виктор хорошо учился и был «благополучным» ребенком. Мама Виктора пришла в школу и поделилась с учителем своим беспокойством по поводу сына. Оказывается, в последнее время Виктор поздно возвращается домой, часто от него пахнет алкоголем, а однажды, придя с работы, она обнаружила его спящим в глубоком опьянении.

a) Охарактеризуйте данную проблему и выделите основные причины создавшейся ситуации.

b) Какие рекомендации вы дадите матери подростка на первом этапе совместной работы по коррекции поведения ребенка?

Ситуация 4.

«Я воспитываю сына одна. Отца своего он никогда не видел и, наверное, не увидит. Меня беспокоит, что мальчик растет в исключительно женском обществе: дома – я и мои подруги, в детском саду – нянечки и воспитательницы, в школе тоже будут одни женщины. Ему уже скоро 7 лет, а он ни разу не разговаривал с мужчиной. Могут ли в таких условиях возникать мужские черты характера?».

a) Какое решение проблемы можете предложить Вы?

b) Какие методы и формы работы наиболее эффективны при общении с

матерью, мальчиком?

Ситуация 5.

«Когда я впервые узнала, что у моего мужа есть возлюбленная на стороне, я просто начала сходить с ума. Жили мы всегда довольно замкнуто, и, кроме старшей дочери, поделиться бедой мне было не с кем. Она сразу встала на мою сторону, даже перестала разговаривать с отцом. Потом муж переехал жить к своей любовнице. Я поехала к нему с детьми и, конечно, не сдержалась, устроила скандал, кричала, билась в истерике. Дочь меня еле увела…

Первый раз мы по-настоящему поссорились. Дочь обиделась, стала нервной, молчаливой, перестала со мной делиться, часто плачет. Охладела она и к отцу, ведь я сама внушила, что он предатель. Чувствую, что теряю дочь! Вот какой «дорогой ценой», слезами и нервами моих детей оплачен наш развод».

a) Какую ошибку в своем поведении, на Ваш взгляд, допустила женщина?

b) Назовите основные проблемы данной семьи, которые можно, по Вашему мнению, разрешить?

c) Сформулируйте свое представление о тактике и системе работы с этой семьей.

Ситуация 6.

«Понимаете, они делили меня как вещь. Ни один из них никогда, ни разу не спросил меня о моих желаниях. С кем я хочу жить? Что я о них думаю? Думаю ли вообще? А четыре года назад, когда они только развелись, у меня не было выбора: он был моим отцом, она – моей матерью. Я хотел, чтобы мы жили вместе и возненавидел мать за то, что она не разрешила отцу приходить ко мне. Меня все время встречала бабка и быстро уводила из школы, иногда мать просила об этом соседку. Гулял я тоже только с бабкой, а когда она была занята – сидел дома один запертый. У меня никогда не было собственного ключа от дома, тогда я хотел уйти к отцу, я думал, что я ему нужен, но потом понял, что и ему я нужен только как орудие борьбы против матери. По-моему, они просто ослепли от злобы друг на друга. Самое страшное во всем этом, что мне никто не мог помочь. Ведь все признавали за ними права на меня. Как право на вещь! Они, между прочим, также делили дачу и машину, и, может быть, из-за этого и меня».

a) Какая помощь требуется, на Ваш взгляд, мальчику, прежде всего?

b) Какие методы и формы социальный педагог должен, прежде всего, избрать при общении с матерью и отцом ребенка?

Ситуация 7.

Саше К. 10 лет. Ему еще не было и трех, когда без вести пропала его мать. То ли сбежала из опостылевшего ей дома, то ли погибла от чьей-то злой руки, кто теперь скажет. Сашу усыновили почти в 10 лет, он очень хотел иметь семью, свой дом, папу и маму. Но когда было оформлено усыновление, мальчик почувствовал себя в семье неловко и неудобно. Затосковал о детском доме, приемные родители взяли из детдома еще и дочку, четырехлетнюю Аню, чтобы Саше не было скучно расти одному.

Но вот однажды после незначительной семейной ссоры Саша отправился на автобусную станцию, сел в первый попавшийся автобус и уехал за 40 километров, в другой город. Его нашли. Через некоторое время он снова убежал. Дальше – больше. Чуть что не по нему – на автобус и куда глаза глядят.

Детский психиатр признал Сашу нормальным ребенком, но остро нуждающимся в коллективе.

Саша захотел вернуться в детский дом. Но и там он повадился бегать.

a) Чем Вы объясните поведение Саши?

b) В помощи каких специалистов, по Вашему мнению, нуждаются приемные родители и Саша?

c) Наметьте план работы с семьей.

Ситуация 8.

«Детей своих - у меня их трое: пять лет, три года и один год – люблю безумно. Денег на них никаких не жалею, способна купить любую игрушку, любые сладости. Но если они начинают баловаться и меня не слушают, я кричу на них, бью посуду. Дети плачут – я успокаиваюсь. Мне иногда хочется всех детей заново родить и быть доброй матерью. Дети у меня умницы, красивые, они заслужили другую мать – хорошую. Не такую как я.

И с мужем тоже неладно. Дома он все делает, на работе его ценят, но когда выпьет – мне его убить хочется. Или самой умереть. Или стать наркоманкой, пьяницей – кем угодно, чтобы уж ни за что не отвечать и ничего не понимать. Я не сумасшедшая и не душевнобольная. Может, мне мужа бросить, чтобы не было этих приступов отчаяния, злости, зависти к другим, счастливым женщинам? Ведь у меня много подруг, и все они счастливы. А меня точно проклял кто-то с рождения? Ничего не ладится, семейная жизнь не клеится, дети не слушаются».

a) Определите основные проблемы этой семьи.

b) В помощи каких специалистов, по Вашему мнению, нуждается каждый из членов семьи?

Ситуация 9.

«Пишу вам в надежде, что мне подскажут, как жить дальше. Дело в том, что мы с мужем несколько лет назад удочерили девочку из детского дома. Вскоре муж умер, и дочку я воспитывала одна. Все было хорошо, но вот в прошлом году Света узнала от соседки, что она мне неродная дочь. С этого момента все пошло вкось. Девочка стала уходить из дома, меня перестала слушаться, а однажды даже отравилась, лежала в тяжелом состоянии в реанимации. Сейчас дочери четырнадцатый год, она заканчивает 7-ой класс.

Учится плохо, часто пропускает школу, ходит на дискотеку, курит. Наших родственников не признает никого. Домой приходит поздно. Я не сплю, жду ее, волнуюсь. Скажите, как мне быть? Очень трудно жить при таких ценах да еще при таком отношении. Окружающие осуждают меня за то, что ее удочерила, а теперь вот мучаюсь. Я наедине со своими проблемами, и мне не с кем посоветоваться. Никто не может понять моего состояния. Пожалуйста, помогите!»

a) Определите основную проблему, стоящую перед семьей.

b) Какие методы и формы помощи Вы могли бы предложить?

c) Разработайте план работы с семьей.

Ситуация 10.

У ученицы одного из ПТУ города Луганска 15-летней Татьяны С. родовые схватки начались прямо в электричке, ей пришлось сойти и родить ребенка в… женском туалете на вокзале станции Здолбунов. Но растить ребенка вообще-то не входило в планы Татьяны, и, недолго думая, она выбросила новорожденного малыша в окно туалета. Через несколько минут «маму» задержали сотрудники милиции. Ребенка спасти не удалось.

a) К какой группе проблем можно отнести данную ситуацию?

b) С какими учреждениями и службами социальный педагог должен установить контакт?

Ситуация 11.

«… Моя грустная история началась в конце лета, свела меня судьба с молодым и привлекательным парнем, а познакомила меня с ним моя лучшая подруга. Мне было 14, а ему – 16. Сначала у нас все шло ладно, я дружила с Сашей, а моя подруга Света – с его близким другом Димой. Вскоре у меня был день рождения. Саша сделал мне очень дорогой подарок, этим, как мне показалось, он еще раз доказал мне свою любовь. День за днем мы становились все ближе и ближе. Счастье длилось недолго. Света с Димой вскоре поссорились из-за пустяка, до серьезного у них дело не дошло, поэтому даже после ссоры они остались друзьями. Но у меня все было гораздо сложнее, только через месяц после того, как он меня бросил, выяснилось, что я беременна, Сашка об этом не знает, матери своей я не хочу говорить, она меня все равно не поймет. Ребенка я убивать не хочу, потому что он у меня от любимого человека. Я хотела ему признаться, что жду от него ребенка, но он даже не захотел меня слушать. А недавно я видела его с другой девушкой. Я не знаю, что делать. Помогите мне! Я совершила роковую ошибку, доверилась ему, а он использовал меня, а потом как не нужную игрушку, выбросил. Я не хочу жить!»

a) Какая помощь нужна этой молодой девушке в первую очередь?

b) Каким образом социальный педагог должен оказывать ей помощь в

дальнейшем?

Ситуация 12.

«Мне не хочется жить. Я одинока. У меня нет друзей. С родителями отношения жуткие. Техникум ненавижу, и для чего жить? Зачем? Когда все так плохо. Я уже пробовала закончить эти муки. Наглоталась таблеток. Ну и что? Откачали, а от этого еще противнее. Своим существованием на земле я обязана лишь своей бабушке, которую очень люблю. Она болеет. Как-то она мне сказала, что если со мной что-нибудь случится, то она не выживет. И только это удерживает меня от последнего шага. Но может быть, это желание покончить собой пройдет? Я не знаю, может быть, Вы знаете: как заставить себя жить дальше».

a) Чем социальный педагог может помочь девушке?

b) Какие методы, на Ваш взгляд, могут оказаться более эффективными в данной ситуации?

Ситуация 13.

«Мне всего 15 лет, а я уже часто думаю о смерти. Во мне живут две Тани. Одна говорит: «Умри»; а другая понимает, что смерть – очень глупо, и ей очень жалко маму. Мои вот эти глупые, дурные мысли пришли давно, когда я полюбила…

В 12 лет очень понравился мальчик. Я стала спрашивать себя: достойна ли я его, и мне показалось, что нет. Некрасивая, лицо все в конопушках, волосы редкие, ноги кривые, полная, руки большие, мужские, нога большая, талии нет и т.д. и т.п. В общем, я обнаружила в себе много недостатков. Сколько же я плакала по этому поводу! Мне было стыдно, если на меня глянет этот мальчик. «Скажет, что за урод!» - говорила я себе. И вот прошло три года, но так ничего и не изменилось. Я продолжаю считать себя самой некрасивой в классе и даже в школе. Это еще и потому, что у меня есть подруга, у которой, сколько я не ищу, не нахожу ни одного недостатка. Очень, очень трудно мне жить, имея такую внешность и характер.

Недавно в нашу деревню пришел из армии солдат, и я влюбилась в него с первого взгляда. Не знаю теперь, как мне от любви отделаться, ведь она опять несчастливая. Все мои подруги (а у меня их очень много) давно дружат с мальчиками. Так неужели я одна такая на белом свете, никому не нужная, никому не нравлюсь…

Это все переживает внутренняя Таня, а внешняя – очень добрая девочка, хорошо учится, у нее очень много друзей, имеет талант от мамы – сочиняет четверостишия, выступает на сцене, имеет авторитет у одноклассников».

a) Нужна ли в данной ситуации помощь социального педагога?

b) Если да, то какая?

Ситуация 14.

«Воспитываю сына одна. Ему 15 лет. До последнего времени у нас были добрые отношения, мы были друзьями. Но вот в последнее время что-то в сыне изменилось. Он несколько раз приходил домой выпивши. У нас было бурное объяснение, он во всем со мной согласился, но сегодня опять пришел нетрезвый. Я кричала, плакала, умоляла, а он смотрел на меня такими холодными глазами, что мне стало страшно. Неужели я потеряла сына, и вся моя жизнь после его рождения тоже не имела смысла? Сын заявил, что он уже взрослый, что в компании своих одноклассников принято выпить пива перед дискотекой и его девушка не против этого. Я закричала что-то про девушку. На это сын заявил: «Не смей ее трогать» и захлопнул дверь в свою комнату. Вот уже две недели мы с ним практически не разговариваем. Вчера он опять пришел поздно».

a) Что чаще всего является причиной злоупотребления алкоголем в юношеском возрасте?

b) В чем ошибка матери?

c) Какую модель поведения Вы ей предложите?

Ситуация 15.

Зина училась в выпускном классе средней школы. На одной из вечеринок познакомилась с симпатичным студентом. Совместные прогулки, развлечения и что-то, что молодые люди приняли за любовь… Когда Зина поняла, что беременна, романтика кончилась. Еще недавно заботливый студент враз посуровел и в нервных многословных речах своих стал убеждать Зиночку, что он ее, конечно, любит, но вот детей заводить им рано. Впереди явственно замаячила перспектива аборта. Однако Зина то ли в любовном помешательстве, то ли страшась операции и наивно веря, что все как-нибудь уладится само собой, упорно не поддавалась уговорам возлюбленного, скрывая свое положение от окружающих. Вскоре, стремясь спасти свою «блудную дочь» от позора, отец с матерью стали убеждать ее избавиться от ребенка, но Зина упорствовала, Забрав Зину из школы, они отвезли ее в другой город к тетке, где и продолжали обрабатывать дочку, там одна, в окружении участливых родителей, Зина поддалась уговорам, правда, аборт делать было уже поздно. Родив ребенка, Зина прямо в роддоме отказалась от него. Вернее, еще до роддома, ибо, когда ее везли туда, у родителей в кармане уже лежало заранее написанное ею заявление об отказе от ребенка. Зина только раз видела ребенка, ей сказали, что родилась девочка.

a) Какие способы решения проблем этой семьи Вы можете предложить?

Ситуация 16.

«Я была не лучше и не хуже своих подруг. Достаточно ровно училась в школе, читала романы, любила мечтать. Родители же постоянно говорили, что я – ноль без палочки, что к самостоятельной жизни я не приспособлена – пропаду. До сих пор помню эти их постоянные нравоучения: «Люди – звери. Тебя еще не били головой об стол. Жизнь еще покажет тебе свое истинное лицо!» Я начала бояться жизни, еще и не узнав ее. Когда я пыталась что- нибудь сделать самостоятельно – приготовить новое блюдо, переставить мебель, мне гневно кричали: «Лучше бы училась, горе – хозяйка!» Если я случайно разбивала чашку, то, вы не поверите, это вызывало у моих родственников чуть ли не радость: «Что от тебя, дуры, еще ждать?» Помню однажды, я решила научиться шить. Первый блин, естественно, вышел комом – юбочка из дешевой материи не получилась… Дальнейшее желание шить у меня отбил мамин гнев: «Ну, не дано тебе, чего берешься!»

Теперь я уже от всего шарахалась, старалась быть тише воды – ниже травы, но повод для недовольства находился всегда – то ведро не вынесенное, то тарелка не помытая, то звонок подруги: «Все болтаете, дуры!». Едва мне исполнилось 18 лет, я тут же вышла замуж – надеялась избавиться от постоянных окриков и выводов, кто я такая. Я переехала жить к мужу… Мне всего 18 лет, а жизнь, кажется, кончена. Поступать в институт? Но как, я же «дура»? Рожать ребенка? Но разве такая «идиотка», как я, может дать нормальное воспитание? Родители звонят мне и по-прежнему дают советы, после этих телефонных разговоров я плачу в подушку. Помогите мне хоть советом, хоть добрым словом: как стать человеком, как избавиться от комплекса собственной никчемности и ненужности?»

a) Чем и как может помочь социальный педагог этой молодой женщине?

b) Какие методы, на Ваш взгляд, могут оказаться эффективными при

работе с молодой женщиной?

c) Считаете ли Вы необходимой работу с ее родителями?

Ситуация 17.

Таня сидела на краю дивана. Единственное, чего ей хотелось, побыстрее уйти, хотя она так стремилась в компанию однокурсников. Теперь же ей было очень скучно. Комнату наполнил дым, обволакивая лица смеявшихся ребят, которые иногда уходили в дальнюю комнату. Таня не знала, чем они там занимаются, только всё это казалось подозрительным. Ребята пили пиво. Эй, Таня, выпей пива, расслабься - позвала её однокурсница.

Таня неохотно взяла из рук Ани стакан и сделала глоток. Пиво было тёплое и противное на вкус. Рядом с ней сидели девочка и мальчик с которыми она училась. Они уже долго целовались, но, казалось, никто этого не замечал. В комнате был полумрак: приглушенный свет, сигаретный дым. Всё создавало интимную обстановку. Выпив ещё пива, Таня направилась к ванной. В коридоре она увидела однокурсника. Он был красив и давно привлекал её внимание. "Вы Таня?" - спросил он тихо. "Да" - ответила она, довольная, что её узнали. Теперь вечеринка не казалась такой уж плохой. Они поболтали о пустяках, а потом Александр пригласил её в другую комнату к однокурсникам. Польщённая Таня шла за ним. От пива у неё кружилась голова, но хотелось побыть с Александром.

В комнате был незнакомый запах. Александр представил Таню своим друзьям. Они, казалось не замечали её, но её тронула забота Александра. Затем ему передали какую-то странную сигарету, вдвое больше обычной. Глубоко затянувшись, Александр сказал: "Отлично", - и протянул сигарету Тане.

– Это? - спросила она. В комнате раздался смех.

- Это марихуана, - ответил Александр. - Попробуй, все её курят, не может быть она такой вредной. Попробуй, попробуй, - подбадривали все. Таня взяла сигарету и сделала первую затяжку.

a) Считаете ли вы, что Александр сознательно решил приучить девушку к наркотикам?

b) Почему, на ваш взгляд, молодёжь начинает употреблять наркотики, алкоголь, курить?

c) Прокомментируйте ситуацию с социально-педагогической точки зрения.

Ситуация 18.

Ребятам хотелось курить, а денег не было. Вышли на улицу, в надежде встретить кого-нибудь знакомого. На остановке стоял паренек примерно их возраста. Это был Виталий.

Дай закурить! - крикнул Саша.

Свои надо иметь, - огрызнулся Виталий.

Ах, ты, жила!

Подрасти ещё, - презрительно повернулся к нему спиной Виталий. Обида захлестнула Сашу и он ударил Виталия по голове, тот ответил ударом. На помощь Саше поспешил Коля, и они вдвоём стали избивать Виталия. За ними из подъезда наблюдали трое учащихся. Чувствуя внимание, парни издевались над жертвой, изображая из себя хладнокровных суперменов. Вскоре один из наблюдавших убежал, а двое наблюдали за избиением до конца. Правда потом они говорили, что им пригрозили, хотя на самом деле одному из них преступники поручили дать знак, если покажется милиция.

a) Попробуйте представить себя в роли родителей участников драки. Чтобы вы сказали каждому из них?

b) Можно ли ребят, которые наблюдали драку привлечь к ответственности: юридической, моральной?

c) Прокомментируйте ситуацию с социально-педагогической точки зрения.

 

Общая педагогика

Тема 1. Педагогика как область научного знания. Категориальный аппарат педагогической науки.

Педагогика как наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколение. Педагогика как междисциплинарная область человеческого знания. Педагогика как прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Педагогика как относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Объект и предмет науки. Объект и предмет педагогики.

Научные (теоретические) и практические задачи, решаемые педагогикой. Функции педагогической науки: общетеоретическая, прогностическая и практическая (прикладная, преобразовательная) функции.

Понятия житейские и научные. Житейские понятия как понятия, в которых отражен эмпирический опыт. Научные понятия как результат теоретических исследований, в которых находит отражение обобщенное представление о категории педагогики – наиболее общие и существенные понятия, выражающие свойства и отношения педагогической действительности.

Понятийный аппарат педагогики как упорядоченная и строгая совокупность категорий, понятий и терминов, используемых в педагогике.

Фундамен­тальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обуче­ние», «образование». «Воспитание» как всеобщая категория, исторически включающая в себя «обуче­ние» и «образование». «Обучение» как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. «Образование» как ценность развивающегося человека и общества; как процесс обучения и воспитания человека; как результат последнего и как система.

Развитие как процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Система педагогических наук – шесть основных традиционных отраслей: общая педагогика (общие основы педагогики, теория обучения (дидактика), теория воспитания и управление образовательными системами); история педагогики; сравнительная педагогика; возрастная педагогика (преддошкольная (ясельная) и дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика высшей школы, педагогика взрослых и андрогогика); специальная педагогика (дефектология) (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия); частные, или предметные, методики.

Список рекомендуемой литературы:

ОСНОВНАЯ:

1. Смирнова, H.Г. Педагогика / H.Г. Смирнова. – 2-е изд., доп. – Кемерово: КемГУКИ, 2010. – 124 с. – ISBN 5-8154-0053-x; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227873

2. Мильситова, С.В. Педагогические теории, системы и технологии: учебное пособие / С.В. Мильситова. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. - 198 с. - ISBN 978-5-8353-1202-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232374

3. Педагогика: учеб. для студ. вузов, обуч. по пед. специальностям / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010. – 432с.

4. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов непед. профиля / В.А. Сластенин, В.П. Каширин.-8-е изд., стер.. – М.: Академия, 2010. – 480 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учебное пособие / А.М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 480 с. – ISBN 5-238-00972-0; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83027 (21.10.2014).

2. Титов, В.А. Общая педагогика. Конспект лекций: учебное пособие / В.А. Титов. – М.: А–Приор, 2008. – 271 с. – (Конспект лекций). – ISBN 978-5-384-00092-1; То же [Электронный ресурс]. -URL: http:// biblioclub.ru/index.php?page= book&id=56302 (21.10.2014).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.085 с.)