Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-практическое пособие / В.Ю. Питюков.– М., 1997.– 174 с.
Сластенин В.А. Педагогика: уч. пос. для студ. пед. уч. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина.– М.: Академия, 2004.– 576 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пос. для студ. педвузов и ИПК / Г.К. Селевко.– М., 1998.– 256 с.
Педагогические технологии: учебное пособие / авт-сост. Т. П. Сальникова.– М.: Сфера, 2005.– 128 с.
Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: учебник для студ. вузов / под ред. С.А. Смиронова.– М.: Академия, 1999.– С. 512.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: уч. пос. для студ. и преподават. пед. учеб. заведений, учителей школ / Н.Е. Щуркова.– М.: Педагогическое общество России, 2002.– 223 с.
Дополнительная
Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / Е.М. Бершадский, В.В. Гузев.– М.: Центр педагогический поиск, 2003.– 256 с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.– М., 1989.
Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия / В.И. Боголюбов // Советская педагогика.– М., 1991.– № 9.– С. 123-128.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова.– М.: Педагогическое общество России, 2000.– 224 с.
Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской.– СПб.: Питер, 2001.– 536 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю.Бухарский, М.В. Моисеева и др..– М.: Академия, 2003. –272 с.
Дополнительно рекомендуемая
Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие для студентов вузов / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина.– М.: Педагогическое общество России, 2000.– 256 с.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учебное пос. для студ. вузов / Н.П. Капустин.– М.: Академия, 2001.– 216 с.
Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность / М.В. Кларин.– Рига., 1999.– 180 с.
8.2.Материально-техническое и/или информационное
обеспечение дисциплин
1. Компьютерное и мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций лекций по разделам; видеооборудование для презентации видеозаписей фрагментов педагогического процесса; Интернет-ресурсы: Сайт института детства - http://lib.herzen.spb.ru/iop/2.doc
2. Сайт института психологии РАН http://new.psychol.ras.ru/news/nwdtls.php?groupid=2&newid=233
3. Диссертационные работы - imrc.kspu.ru/doc/server_disk.doc каталог электронных образовательных ресурсов - www.bigpi.biysk.ru/cat/
4. Каталог образовательных Интернет ресурсов - www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op.
5. Московский государственный педагогический университет- www.mpgu.edu/abitur/def.htm
6. Кафедра педагогики ГКС - www.islu.ru/k_pedagog_vopros.php
7. Министерство образования Российской Федерации - www.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/032000_2005.html
8. Уральский государственный педагогический университет - www.ctege.org/printpage.php?s=&pageid=1367
9. Педагогический журнал «Учитель» - http://www.ychitel.com/menu%20to/metod/metod_5_1.html
11. Официальный портал администрации Петербурга - http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/trud/materinstvo/analitic/p10
8.3. Методические указания студентам
Разделы «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория обучения», «Теория и методика воспитания», «Педагогические технологии» являются базовыми в курсе «Педагогика». При изучении этих дисциплин следует обратить особое внимание на анализ и усвоение ведущих педагогических категорий, закономерностей, принципов, способов организации педагогического процесса. Изучение разделов осуществляется студентом на лекциях, семинарских занятиях, в ходе выполнения заданий к самостоятельной работе.
Подготовка к лекции включает в себя работу с основными понятиями изучаемой темы, запись их определений в педагогический словарик; предварительное знакомство с содержанием основных учебных пособий по данной теме, подготовке вопросов для преподавателя по наиболее сложным моментам темы. Слушая лекцию, необходимо продумать вопрос о том, как осуществлять запись ее содержания таким образом, чтобы можно было дорабатывать ее в будущем (уточнять, водить новую информацию); работать над содержанием записей (выделять основное, делать выводы; сократить время на нахождение нужного материала в конспекте; повысить скорость и точность запоминания, записать вопросы преподавателю. Целесообразно после завершения изучения той или иной темы разработать и зафиксировать в тетради для лекций блок-схему по изученному учебному материалу.
Подготовка к семинарским занятиям требует систематической работы в течение всего периода изучения курса. Тематика семинарских занятий не дублирует собой содержания т тем лекций, поэтому важно основательно и детально разобраться в учебном материале семинарских занятий. С темой семинарского занятия, его задачами и требованиями к освоению содержания необходимо знакомиться заранее, чтобы уточнить у преподавателя неясные детали, получить необходимую консультацию. Начинать работу над содержанием занятия следует с знакомства задач изучения той или иной темы занятия, так как именно они ориентируют студента на ожидаемый результат. Далее следует внимательно познакомиться с заданиями, вопросами занятия. При отборе источников для подготовки в первую очередь необходимо ориентироваться на список основной литературы. В то же время, эта литература не исчерпывает собой всего учебного содержания, которое следует усвоить, поэтому важно использовать дополнительную литературу, обеспечивающую своим содержанием уточнение, углубление, конкретизацию учебной информации. Рекомендуемая литература не обязательная для изучения, но знакомство с ее содержанием позволит студенту целостно, всесторонне ориентироваться в заданиях к семинарскому занятию. Работая на семинарском занятии, следует быть активным в обсуждении вопросов и заданий; быть объективным и доброжелательным в критических замечаниях коллегам по обсуждению, проявлять способность к конструктивным решениям, своевременно вносить в материалы семинара уточнения, записывать выводы; использовать возможности семинарского занятия для приобретения опыта ведения дискуссии, умения построить краткое и яркое выступление.
Самостоятельная работа студентов, предусмотрена учебным планом в объеме не менее 50-70% общего количества часов и является обязательной формой изучения курса. Ее цель – обеспечение более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и ориентации студентов на умение применять теоретические знания на практике.
Задания для самостоятельной работы по обозначенным разделам курса «Педагогика» составлены по темам, не предусмотренным аудиторными занятиями, либо требуют дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый на лекциях учебный материал. Задачи и содержание заданий для самостоятельной работы включают в себя разные виды работ:
- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
- работа с нормативными документами и законодательной базой;
- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;
- выполнение творческих (проектных) заданий;
- решение задач, упражнений;
- написание рефератов (эссе);
- анализ конспектов разных форм организации образовательного процесса;
- моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций ситуации;
- и т. д.
Выполнение заданий к самостоятельной работе должно носить систематический характер и осуществляться параллельно изучаемому разделу или теме курса. Последовательность выполнения заданий такая же, как и при подготовке к семинарским занятиям. Объем одного задания к самостоятельной работе рассчитан на 2-4 академических часа.
В завершении изучения курса (перед промежуточной аттестацией) предусмотрена контрольная работа по результатам самостоятельной работы.
Все материалы по семинарским занятиям и самостоятельной работе необходимо оформлять в отдельных папках, где указывается тема занятия. В такую папку студент вкладывает конспекты источников, карты-схемы, глоссарий по теме, письменные ответы на вопросы, письменные решения педагогических задач (то есть формы отчетности).
Задания к самостоятельной работе
Раздел, тема
Виды работы
Раздел 1. «Введение в педагогическую деятельность»
Тема 1. Социально-психологическая характеристика педагогической профессии.
На основе проработки рекомендованной литературы напишите реферат по теме «Педагогическая профессия: вчера, сегодня, завтра».
Примерный план реферата
Введение.
1.Педагогическая профессия в системе современных профессий.
2.История становления педагогической профессии.
3.Современный педагог: его призвание, функции, роль в общественном развитии.
4.Перспективы развития педагогической профессии.
Выводы
Литература
Рекомендации к выполнению задания.
Реферат выполняется на основе рекомендованной по теме литературе и самостоятельно подобранных студентом источников.
Допустимы незначительные изменения в содержании и логике плана реферата.
Во введении необходимо отразить вопросы актуальности обращения к теме реферата и тех вопросов, которые в нем будут освещены. Введением должно быть кратким.
В первом пункте важно раскрыть сущность педагогической профессии, обратиться к понятиям «профессия», «педагогическая профессия», «педагог», «учитель», «воспитатель», «преподаватель»; раскрыть значение педагогической профессии на современном этапе развития общества.
Во втором пункте важно проследить историю становления педагогической профессии в обществе, отразить те факторы и условия, которые повлияли на данный процесс. Необходимо иллюстрировать данную часть реферата конкретными примерами из истории становления педагогической профессии, деятельности известных педагогов.
В третьей части реферата необходимо отразить образ современного педагога таким, каким он представляется ученым, ученикам, учителям сегодня.
Последний пункт плана требует определения основных тенденций (будущих изменений) в развитии педагогической профессии, условий, способствующих этим изменениям.
Выводы должны отражать своим содержанием ведущие идеи, положения реферата.
Литература
Основная
Сластенин В.А Общая характеристика педагогической профессии / Педагогика: уч. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев.– М.: Школа-пресс, 1997.– Гл 1.– С. 5-24.
Котова Б.И. Педагог: профессия и личность / Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. сред. уч. заведен. / Б.И. Котова, Е.Н. Шиянов и др. / под ред. А.С.Смирнова.– М.: Академия, 1999.– Раздел 1.–Гл. 5.– С.96-123.
Леонтьева Т.В. Спектр педагогических профессий / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева и др. / Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие.– М.: Академия, 2000.– Гл. 2.– С. 45-66.
Дополнительная
Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учебное пособие для студ. вузов.– М., 2004.
Вульфов Б.З. Педагог: личность и профессия / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов // Основы педагогики: в лекциях, ситуациях, первоисточниках: учебное пособие / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов.– М.: УРАО, 1997.– Тема 7.– С. 76-86.
Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Роль педагогической профессии в обществе / А.В. Мижериков, М.Н. Ермоленко // Введение в педагогическую профессию: уч. пособие для студ. пед. учебн. заведений.– М.: Педагогическое общество России, 1999.– Гл 1.– С. 11-31, 37-43.
Раздел 1. «Введение в педагогическую деятельность»
Тема 2. «Педагогическая культура и профессиональная компетентность педагога»
На основе изучения рекомендуемой литературы напишите, составьте блок-схемы «Педагогическая культура», «Профессиональная компетентность».
Примечание: в блок-схемах следует отразить сущность педагогического явления, его структуру, содержательную характеристику компонентов, их связи.
Напишите эссе о любимом писателе, композиторе, поэте, эстрадной группе и т.д.
Литература
Основная:
Верб М.Э. Педагогическая культура личности / М. Э. Верб, А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева // Введение в педагогическую деятельность: учеб. пос. для студ. высш. учебн. завед. / М. Э. Верб, А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева.– М.: Академия, 2000.– Гл. 4.– С.105-127.
Сластенин В.А. Профессиональная компетентность педагога / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов // Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.– М.: Школа-пресс, 1997.– Гл 3.– С. 40-56.
Основы педагогического мастерства / под ред. И.А. Зязюна.– Киев, 1987.– С.52-61.
Дополнительная:
Воробьев Н.В. О педагогической культуре будущего учителя / Н.В. Воробьев, В.К. Суханцева // Педагогика.– 1992.– № 1, 2.
Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Учитель как субъект педагогической деятельности / В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко Введение в педагогическую профессию: учебное пособие.– М.: Педагогическое общество России, 1999.– Гл. 2.– С. 44-83.
Дополнительно рекомендуемая
Андреев Н.Р. Нравственная культура педагога: сущность, структура, функции / Н.Р. Андреев // Педагогическое образование и наука.– 2002.– № 1.
Раздел 1. «Введение в педагогическую деятельность»
Тема 3. Педагогические умения учителя (воспитателя).
Заполните карту-схему «Педагогические умения»:
Группы
умений
умения
Харак-теристика
Посетите урок в школе, лекцию преподавателя. Выделите группы педагогических умений, которыми он владеет
Литература
Бордовская Н.В. Сущность и структура педагогической деятельности / Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан.– М.–СПб.– Питер, 2000.– Гл. 5.
Мижериков В.А. Педагогические умения учителя / Введение в педагогическую профессию: учебное пособие / В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко.– М.: Педагогическое общество России, 1999.– С. 127-134.
Раздел 2. «Общие основы педагогики»
Тема 1. Педагогика как наука.
Выполните задания:
1.Существует множество определений педагогики. Почему? Какое из приведенных определений, на ваш взгляд, наиболее полно и точно отражает сущность педагогики как науки. Аргументируйте свое суждение.
А. Педагогика – искусство воспитателя воздействовать на воспитанника с целью формирования его мировоззрения.
Б.Педагогика – это часть общественной культуры.
В. Педагогика – это наука о воспитании и обучении ребенка.
Г. Педагогика – это наука о проблемах образования и воспитания людей.
Д. Педагогика – наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общества и личности, а также опыт реальной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса.
2. Установите иерархию вышеприведенных определений понятия «педагогика», начиная с самого общего и кончая самым частным (расставьте цифры).
3. Чем обусловлено возникновение педагогики как науки? Отметьте правильный ответ:
А. Объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду;
Б. Забота родителей о счастье детей;
В. Биологический закон сохранения рода;
Г. Прогресс науки и техники;
Д. (ваш вариант ответа).
4. В какую из предложенных групп включены основные категории педагогики?
Первая группа: среда, наследственность, воспитание.
Вторая группа: знания, умения, навыки.
Третья группа: воспитание, обучение, образование.
Четвертая группа: созревание, система, социализация.
К каким наукам относятся остальные группы категорий?
5.Определите правильный ответ на вопрос: в каком случае верно отражены наиболее существенные связи педагогики с другими науками?
А. Педагогика связана с физикой, литературой, родным языком, химией, математикой, историей, географией.
Б. Педагогика связана с этикой, эстетикой, психологией, школьной гигиеной, социологией, анатомией и физиологией.
В. Педагогика связана с обществоведением, философией, информатикой, историей, психологией, социологией.
Аргументируйте свой выбор.
6. Самостоятельно составьте схему «Система педагогических наук».
Выпишите определения: «специальная педагогика», «общая педагогика», «возрастная педагогика», «школьная педагогика», «дошкольная педагогика», «профессиональная педагогика», «этнопедагогика», «социальная педагогика».
Укажите, в чем состоят сходство и отличия данных отраслей педагогических наук.
Литература
Основная
Краевский В.В. Педагогика как наука / В.В. Краевский // Педагогика: учебное пособие для студ. пед. вузов и педколледжей / под ред. П. И. Пидкасистого.– М: Педагогическое общество России, 2003.– Гл 1.– С. 5-15, 22-27.
Харламов И.Ф. Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования / И.Ф. Харламов // Педагогика: учебное пособие для студ. вузов / И.Ф. Харламов.– М.: Гардарики, 2000.– Гл. 1.– С. 11-31.
Дополнительная
Бордовская Н.В. Что такое педагогика? / Н.В. Бордовская, А.А. Реан // Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан.– СПб: Питер, 2000.– С. 10-24.
Дополнительно рекомендуемая
Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке / И.К. Журавлев.– М., 1990.
Коджаспирова Г.М. Педагогика как наука о воспитании / Г.М. Коджаспирова // Педагогика в схемах таблицах и опорных конспектах: учебное пособие для вузов / Г.М. Коджаспирова.– М: Айрис-прогресс, 2006.– С. 8-211.
Раздел 2. «Общие основы педагогики»
Тема 2. Категориальный аппарат педагогики как науки.
Выполните задания:
1.Выпишите в педагогический словарь определения основных педагогических категорий.
2. Укажите и аргументируйте вашу точку зрения по поводу ряда мнений:
А. Педагогика как наука должна пользоваться только педагогическими категориями, так как является самостоятельной гуманитарной наукой.
Б. Педагогика не может описать и объяснить педагогические явления без применения категорий других наук, так как объект педагогики связан с изучением сложного феномена – человека.
В. Педагогика должна пользоваться исключительно категориями других наук, так как является не самостоятельной, а прикладной дисциплиной.
3.Заполните таблицу
Определение понятия «воспитание»
Признаки понятия
совпадающие
несовпадающие
Воспитание …– это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, с целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего предназначения на земле… (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.– СПб., 1892.– Т. 8.
Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий для развития человека. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют В. в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т. е. отождествляя с социализацией), и В. в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и «наблюдений» (Российская педагогическая энциклопедия.– М., 1993.– Т. 3.
Воспитание – целенаправленная, содержательная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности, вхождению ребенка в контекст современной культуры… (Щуркова Н.Е.)
4. Подберите из словарей определения понятия «обучение», составьте самостоятельно аналогичную таблицу
Заполните таблицу
«формирование личности», «развитие личности»
сходство
различия
Литература
Основная
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.– М.: Академия, 2000.
Краевский В.В. Категориальный аппарат педагогики / В.В. Краевский // Педагогика: учебное пособие для студ. педвузов и педколледжей / под ред. П.И. Пидкасистого.– М.: Педагогическое общество России, 2003.– Гл. 1.– С. 27-36.
Смирнов С.А. Понятийный аппарат педагогики / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Т.И. Бабаева и др. // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебн. пособие для студ. сред. учебн. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Т.И. Бабаева и др./ под ред. С.А. Смирнова.– М.: Академия, 1999.– С.7-10.
Дополнительная.
Андреев В.И. Основные педагогические понятия-категории / В.И. Андреев // Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев.– Казань: ЦТИ, 2000.– Гл. 1.– С. 15-23.
Дополнительно рекомендуемая
Г.М. Коджаспирова Основные понятия и категории педагогики / Г.М. Коджаспирова // Педагогика: учебник для студ. вузов / Г.М. Коджаспирова.– М.: Гардарики, 2004.– Гл. 1.– С. 25-30.
Подласый И.П.Основные категории педагогики / И.П. Подласый // Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений в 2 кн. / И.П. Подласый.– М.: Владос, 2003.– кн. 1.– Тема 1.– С. 24-32.
Раздел 2. «Общие основы педагогики»
Тема 3. Актуальные проблемы методологии педагогики
Познакомьтесь с текстами, составьте тезисы по содержанию текстов, ответьте на вопросы:
Текст 1. «Методология педагогики: какая она сегодня?»
Оглядываясь назад, можно сказать, что сделано не так уж мало, но и не слишком много, чтобы утверждать, будто наступил новый этап методологических изысканий. Для кого она «методология»: для аспирантов – докторантов или для практических работников тоже? Что это – вещь в себе, способ продемонстрировать научную эрудицию или все-таки руководство к действию? …
Призывая к терминологической точности, мы хотели бы установить соответствие первоначального смысла и современного реального содержания таких понятий и терминов, как методология, парадигма, концепция, закон, закономерность, фактор, противоречия, тенденция, система, принцип, проблема, модель, эксперимент, опытно-экспериментальная работа. Многие из них употребляются слишком широко, иные – в житейско-бытовом смысле, порой – для «пущей важности».
Ныне возрос интерес к философии педагогики, так живо обсуждавшийся в зарубежной публицистике на рубеже 20 века. Сродни ли ей доминирующее теперь понятие «методология педагогики» или оно уже – это небезынтересно выяснить… вспомним предупреждение: «Если под требованием «особых» кафедр по педагогике понимать установление педагогики как совершенно обособленной дисциплины, в совершенном выделении ее из философии, то такое требование могло бы привести к уничтожению ее по существу» (Паульсен Ф. Педагогика – М., 1913.– С.4).
Методология педагогики испытывала сильное влияние официальной философии, жестко и непререкаемо действовавшей в последние годы. С чувством недоумения (как это могло быть?) вспоминаются благие установки на грядущую социальную однородность, общность и единство интересов, стирание классовых различий…
Немало вреда делу образования и воспитания нанесло стремление реализовать на практике классовый подход в ущерб общечеловеческим ценностям. Слишком осторожно и односторонне, побаиваясь не вписаться в идеологические требования, утверждать решающую роль социальных условий, изучали такую методологическую проблему, как соотношение социального и биологического факторов. На практике это привело к тому, что постоянно занижался процент школьников, способных усвоить программу всеобщего среднего образования, но их число росло, как, впрочем, и число правонарушений и детских преступлений.
… От какого педагогического наследства нам следует отказаться? Безусловно, от схоластического доктринерства, идейного диктата. Прежняя идеология обслуживала педагогику, которая приводила к противоречиям, вызванным, в частности, большими вложениями материальных и людских ресурсов в оборону и явно недостаточными в здравоохранение, культуру просвещение. Целая пропасть образовалась между словом, идеалами, лозунгами и делом. (…)
Во многом это была не вина, а беда ученых-педагогов. До сих пор от этой беды мы еще не избавились. Вместо конкретно-исторического анализа ограничиваемся общими рассуждениями, неопределенна позиция, расплывчаты выдвигаемые идеи и рекомендации…. Еще слишком редки проявления научного инакомыслия, радикальных взглядов. Многие статьи (даже выступления в творческих встречах и за «круглыми столами») тяжеловесны, умозрительны и слабо откликаются на сигналы тревоги, исходящие от практики и самой теории….
…Нового методологического осмысления достойны методы, связанные с построением идеальных объектов, с целеполаганием в педагогике. Модельные представления - нужное средство совершенствования теории, важный способ познания педагогической деятельности. Идеалы, связанные с воспитанием, сильно пошатнулись. Это большой удар по незыблемой прежде педагогической вере. Вся надежда – на гуманное целеполагание, конкретизацию выдвигаемых целей. Представляется полезным научный разговор о педагогическом прогнозировании, теоретическом предвосхищении, об эмпирической проверке моделей.
Пока же ученые не спешат нас радовать ни смелыми обобщениями, ни изыскательскими прогнозами, а чаще всего демонстрируют эрудицию по поводу педагогической прогностики… (Кутьев О.В. Методология педагогики: какая она сегодня? / О.В. Кутьев // Советская педагогика.– 1990.– № 6.– С. 65-68.
Вопросы: Какие проблемы развития методологии педагогики поднимает автор статьи. В чем состоит кризис современной методологии педагогики?
Текст 2. Парадигмальная формула современной гуманистической педагогики.
«…в современных условиях постиндустриального общества происходит перемещение устремленности педагогического идеала от социально-ориентированной (конструирование нового человека с заданными параметрами, заданными конкретными интересами общества) цели воспитания к индивидуально-ориентированной (конструирование человека для самого человека и только опосредованно для общества). При этом как бы происходит перенос акцента с подготовки служению обществу на формирование у подрастающих поколений ответственности за судьбу общества и готовности прийти на помощь, способности к сотрудничеству. Это неизбежно выдвигает на первый план комплекс проблем, связанных с признанием самоценности личности, формирования ее самосознания, создания условий для ее самоопределения и самореализации. В то же время актуализируется группа проблем, требующих преодоления эгоизма и возможного асоциального поведения. Однако новые социальные условия создают объективные предпосылки для постановки и решения всех этих групп проблем. По существу можно говорить не об индивидуально-, не о социально-, не об индивидуально-социально, а об антропоориентированной педагогической парадигме….
В настоящее время все более набирает силу гуманистическая тенденция, связанная с переносом центра тяжести в отношениях между учителем и учеником с объектно-субъектных, на диалоговые субъектно-субъектные, что связано со стремлением обеспечить максимально полную самореализацию воспитанником своего потенциала при взаимодействии с педагогом, который направляет и организует этот процесс, создает для него наиболее благоприятны условия….
Современную гуманистически ориентированную воспитательную парадигму можно назвать парадигмой самореализации личности, в этом смысле и основа воспитательного процесса, который органически сочетает в себе необходимость педагогического руководства и организацию саморазвития в ходе активного освоения и переработки культуры.
…Антропоориентированная педагогическая парадигма позволяет определить гуманистического педагогического процесса. Общий механизм реализации этого процесса и тип взаимоотношений его участников раскрывает воспитательная парадигма самореализации личности. Следующий шаг к конкретизации гуманистического процесса связан с определением основных черт его содержания, методов, форм образования, осуществляемого в его рамках. Можно выделить бинарную позицию в их трактовке. Либо содержание, методы и формы образования формируются педагогом, и ребенок приспосабливается к ним («Школа учебы»), либо они приспосабливаются к ребенку («Свободная школа»). Возможны так же попытки соединения этих подходов («Школа труда»).
Несомненно, гуманистической педагогике присуща тенденция приспособить содержание, формы и методы образования к ребенку. Однако, существует ряд императивов, ориентируясь на которые учитель осуществляет руководство развитием детей (система общечеловеческих ценностей, стремление дать целостное представление о картине мира, развить способность творчески-преобразующей деятельности, умения самостоятельно приобретать и использовать информацию и т. п.). Так как сам педагогический процесс представляет собой некую организацию жизни человека, то он по необходимости привносит в нее некие жизненные ценности, определенный стиль, на которые ориентируется педагог. При этом, сама педагогически организованная жизнь ребенка воспринимается им как естественная (своя) только тогда, когда он имеет возможность в ее рамках свободно самореализоваться… Педагог, таким образом, обеспечивает корреляцию «внутреннего» и «внешнего»… Образовательные средства отбираются исходя из целей и возможностей ребенка. Цели и возможности ребенка, в свою очередь, подвергаются педагогической коррекции со стороны учителя. Ребенок образовывается, живя, и живет, образовываясь. Поэтому образовательную парадигму гуманистического типа на современном этапе мы можем назвать «школой жизни»….
Итак, антропологически ориентированная педагогическая парадигма – воспитательная парадигма самореализации личности – образовательная парадигма «школы жизни» – вот парадигма современной гуманистической педагогики, современного гуманистического воспитания и образования….
Гуманистическая педагогика – это педагогика, в полной мере учитывающая диалектику воспитательно-образовательного процесса, основанную на необходимости соединения саморазвития ребенка с педагогическим руководством этим процессом; на необходимости приспособления целей, содержания, форм и методов образования к ребенку при сочетании этого с ориентацией на определенные императивы; на признании самоценности человека в сочетании с учетом общественного характера его бытия…. Однако, гуманистическая педагогика рассматривает эту диалектику сквозь призму человека, стремясь «очеловечить» образование и ориентируясь на общество с «человеческим лицом» (Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы.– М., 1993. – С. 117-121.)
Вопросы: В чем состоит отличие парадигмы «школы жизни» от системы взглядов на образование как «школы учебы» и «свободной школы».
Почему в современной отечественной педагогике не принимается в полной мере модель свободного воспитания?
Текст 3. Нужна ли учителю педагогическая наука?
В полемике по вопросу: «Нужна ли учителю педагогическая наука» определились две противоположные тенденции.
Одна из них – В. Беспалько:
«Можно ли представить себе какую-либо другую сферу приложения сил, кроме педагогической, где бы возник подобный вопрос? Я не могу. Наука – это ведь интегрированный многовековой опыт, выстраданный многими поколениями людей и воплощенный в выверенных этими поколениями правилах, алгоритмах, закономерностях и законах целесообразной деятельности. Какой же разумный специалист станет отметать то, что реально позволяет ему успешно работать?
Но почему же возникает одиозный вопрос о необходимости педагогической науки? Ведь все ясно, что учительским делом … вполне серьезно занимаются подготовленные люди, каждый из которых эту сомнительную науку, так или иначе, изучал. В то же время многие «Шкрабы» (школьные работники) пребывают в счастливом иллюзорном мире, считая, что педагогика ни к чему, они творят свой, как им кажется, педагогический процесс, независимый от науки.
Это наивное, но, тем не менее, глубокое и вредное заблуждение: в своей работе все учителя осознанно или подсознательно используют ранее, пусть простые и не вполне инструментальные, истины из той классической и общей педагогической теории, которая с различным умением изложена в учебниках.
Я, конечно же, отдаю себе отчет в том, что в вузовских учебниках изложена далеко не современная теория педагогики, что само ее изложение сделано далеко не лучшим способом, но не в этом суть вопроса. Суть вопроса в том, что педагогическая наука уже давно и успешно работает в тысячах и тысячах школ, где постепенно завоевывает свое признание».
Иную точку зрения представляет Ю. Азаров:
«Поначалу в доказательство своего «нет» я даже хотел перечислить закономерности, которые разработал в своих педагогических романах «Евангелие от Учителя», «Групповые люди», «Паразитарий»: чем лживее психолого-педагогическое знание, тем легче оно пробивает себе дорогу; чем больше истерической эйфории, тем меньше разума, обаяния; чем невежественнее абстракции, тем конкретнее доходы…Живой пример тому – армия «светил» – марксистов, полвека гнавших академическую пену, травивших общечеловеческие ценности и успешно делавших свой бизнес либо на партийности и классовости, либо на оскоплении западных методик.
Наконец, я хотел заметить, как же, должно быть, ненавистен многим «светилам» тот же Бердяев, который утверждал, что коллектив – это всегда ложь и насилие! …
А потом мысль пошла по конструктивному пути: как же создать живое педагогическое знание, педагогику общечеловеческих ценностей, синтеза наук, культур, искусств, игры и труда, романтизма и реализма, соборного единения и индивидуального развития дарований?
Необходим поиск оптимального сочетания всего традиционного с тем, что рождено демократизацией общества, новыми ощущениями свободы. Нужна антиавторитарная педагогика, которая обучила бы любви, долготерпению, чистоте помыслов, длительным физическим и интеллектуальным напряжениям. Нужна педагогика Свободы и Любви!
Чтобы создать ее, нужно знать душу детей, и педагогов, их ценностные ориентации… Второй этап живой педагогики – пробиться к учительскому сердцу! Увлечь!...(Нужна ли педагогу педагогическая наука? // Учительская газета.– 1992.– № 8 – С. 2.)
Вопросы: Являются ли позиции Б. Беспалько и Ю. Азарова актуальными на современном этапе – этапе развития педагогики 21 века? Аргументируйте свою точку зрения.
Должен ли педагог быть исследователем? Для чего ему необходима методологическая культура?
Примечание:
Тезис – положения, кратко излагающие какие-либо идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа. В тезисах лаконично раскрывается содержание вопроса, темы.
Конспект – сокращенная запись лекции, документа, статьи своими словами, цитатами. Творческий конспект сопровождается собственными мыслями и рассуждениями, вопросами, сомнениями.
Раздел 2. «Общие основы педагогики»
Тема 4. Развитие личности и воспитание. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса
Выполните задания:
1.Установите иерархию (соподчиненность) понятий: воспитание человека (в широком смысле), развитии и формирование личности, социализация личности, развитие личности. Аргументируйте свое решение.
2.Заполните таблицу
понятие
Общее
различное
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленной влиянием внешних и внутренних факторов
Социализация – усвоение личностью ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство ею социальных связей и социального опыта
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.77 (0.02 с.)