Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Методологические основы педагогики

Поиск

Понятие «методология» и «методология педагогики». Значение методологического знания для развития педагогической науки и практики. Функции методологии педагогики: дескриптивная, преспективная, ретроспективная. Сферы реализации методологии педагогики: система научно-педагогических знаний (теории, концепции, принципы, задачи, категориальный аппарат педагогики), процесс научного познания педагогических явлений (принципы, этапы, методы педагогических исследований), практика реализации педагогических знаний (изучение закономерностей образовательного процесса, определение целей, задач, содержания образовательного процесса, разработка педагогических технологий).

Уровни методологического знания. Философский уровень методологического знания. Философские и социально-психологические концепции о сущности, источниках, факторах развития человека, о роли воспитания в развитии человека (неотомизм, экзистенциализм, антропософия, позитивизм, прагматизм, диалектический материализм, космизм и др.).

Гуманизм как идейная основа современной педагогики. Гуманизм как мировоззрение. Гуманизм и воспитание: становление и развитие идей гуманистической педагогики за рубежом и в России (Конфуций, Сократ, Протагор, Эпикур, Витторино де Фельтре, Э. Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Кампанелла, Я.А Коменский, Джон Локк, Ж. Ж. Руссо, Иммануил Кант, И.Г Песталоцци, Ф. Дистервег, Дж. Дьюи, А. Маслоу, К. Роджерс, М.В Ломоносов, В.Ф. Одоевский, В.Г Белинский, Н.И Пирогов, Н.А Добролюбов, К.Д Ушинский П.Ф. Каптерев П.Ф Лесгафт, В.П Вахтерев, Л.Н Толстой, К. Вентцель, П.П Блонский, С.Т Шацкий, А.П Пинкевич, А.С. Макаренко В.А Сухомлинский и др. Гуманизм как основа формирования нового педагогического мышления.

Гуманизация как ведущий педагогический принцип. Направления гуманизации образования: обеспечение прав и свобод ребенка, сочетание уважительного отношения к нему с разумной требовательностью, индивидуализация образования, реализация гуманистических отношений в образовательном процессе, приобщение ребенка к системе общечеловеческих и национальных ценностей, предоставление свободы выбора, обеспечение возможностей самопроявления и саморазвития в образовании.

Пути реализации основных направлений гуманизации.

Общенаучный уровень методологического знания: системный, комплексный и логико-исторический подходы в изучении и объяснении педагогической действительности. Сущность системного подхода, особенности и задачи его применения при изучении педагогической действительности. Сущность комплексного подхода. Задачи и специфика его применения при изучении, объяснении и преобразовании педагогической действительности. Сущность логико-исторического подхода, задачи и опыт его применения педагогической наукой.

Частно-научный уровень методологического знания.

Личностный подход в педагогике.

Личность как объект, субъект и цель воспитания. Человек как субъект саморазвития и самосовершенствования. Социальная зрелость личности. Теории развития личности (психоаналитическая, бихевиоризм, экзистенциализм, гуманистические теории, антропософия, когнитивная теория, интерационистские теории, теологические теории, деятельностная теория). Воспитание как фактор развития личности.

Аксиологический подход в педагогике. Педагогические ценности и их классификация. Аксиологическая характеристика личности в гуманистической педагогике. Культурологический подход в педагогике. Культура как социальный феномен. Развитие как процесс усвоения культуры и культуротворчества.

Антропологический подход в педагогике. Проблема человека в педагогике. Человек как объект и субъект образовательного процесса. Роль достижений наук о человеке в разработке педагогической теории и практике. Ушинский К.Д. – основатель педагогической антропологии. Антропологический подход как интеграция личностно-ценного, духовно-нравственного, биолого-генетического и социального подходов в изучении и преобразовании педагогической действительности.

Деятельностный подход в педагогике. Сущность деятельности, ее роль в развитии личности человека. Формообразующая, развивающая функции деятельности.

Полисубъектный подход в педагогике. Общение как средство и условие развития личности. Функции общения. Общение как диалог субъектов образовательного процесса. Механизм «отраженной субъектности» и его действие в педагогическом общении.

Синергетический подход в педагогике. Синергетика как наука о самоорганизующихся и саморазвивающихся системах. Синергизм как сущностная характеристика педагогических систем. Критерии эффективного анализа развивающихся педагогических систем.

Культурологический подход в педагогике. Культура как социальный феномен. Культура как объект присвоения подрастающим поколением и как содержание образования. Пути и условия реализации культурологического подхода в образовании.

Средовой подход в педагогике. Среда как фактор развития человека. Развитие и среда. Отечественная и альтернативные концепции о соотношении среды и воспитания в развитии личности (М. Монтессори, Р. Штайнер).

Деятельностный подход в педагогике. Деятельность как условие развития и средство воспитания личности. Виды деятельности, их роль в развитии личности. Условия эффективного влияния деятельности на процесс развития личности. Индивидуальный стиль деятельности.

Этнопедагогический подход в воспитании. Роль национальной культуры и традиций в социализации личности.

Конкретно-научный уровень методологического знания. Научное исследование как особая форма познания. Научно-педагогическое исследование, его значение, цели, задачи. Структура педагогического исследования. Принципы педагогического исследования.

Классификация (типология) педагогических исследований: фундаментальные, прикладные, разработки; методологические, теоретические и эмпирические.

Методы изучения педагогической действительности: общенаучные, конкретно-научные (теоретические и эмпирические).

Характеристика основных методов педагогического исследования. Требования к отбору и использованию методов педагогического исследования.

Методологическая культура учителя: сущность, значение, содержание, пути формирования.

 

Тема 3. Образование как социальный институт

Категория образования: образование как социальное явление, как педагогический процесс, как система, как результат обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания.

Образование как социальный институт. Функции образования в обществе и развитии личности. Сущность, движущие силы, источники развития образования.

Этапы развития образования как социального института.

Концепции образования: философско-религиозная мысль о цели и назначении образования; концепции народного образования. Технократическая и гуманистическая парадигма образования. Противоречия развития образования в современном мире как источник и движущая сила его развития. Тенденции развития современного образования как социального института: гуманизация, интеллектуализация, компьютеризация, гуманитаризация, демократизация, непрерывность, стандартизация и др. Современные концепции образования.

 

Тема 4.Образование как педагогический процесс

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах общества, государства и личности. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта.

Методологические основы образовательного процесса: образование как общечеловеческая ценность (аксилогический подход); образование как деятельность человека по усвоению культурного наследия и опыта, по саморазвитию себя (деятельностный подход); культура – ядро содержания современного образования(культурологический подход); ученик (воспитанник) – как субъект образовательного процесса, саморазвивающаяся личность: возрастные и индивидуальные особенности ученика (воспитанника), соотношение наследственности, социальной среды в образовании, Я-концепция творческого саморазвития учащегося, возрастные, социальные и педагогические факторы развития ученика (антропологический и личностный подходы); роль национального фактора в образовании (этнопедагогический подход).

Методологическая модель образования.

Образовательный (педагогический) процесс как фактор развития личности: сущность, структура, особенности. Источники, движущие силы, противоречия и логика развития образовательного процесса. Субъекты образовательного процесса. Ученик (воспитанник) в учебно-воспитательном взаимодействии, семья в системе воспитания и социализации личности, учитель и индивидуальный стиль его деятельности Педагогическое взаимодействие. Закономерности и принципы образовательного процесса.

Цели образования. Образ ученика, воспитанника как основа определения целей образования (личностные, креативные, оргдеятельностные качества).

Задачи и направления развития современного образования в России. Государственные документы об образовании: закон РФ об образовании, доктрина образования в РФ.

Самообразование в структуре образовательного процесса. Пути самообразования личности.

 

Тема 5. Система образования в России

Система образования в РФ: сущность, принципы функционирования, структура. Многообразие и типология образовательных учреждений (образовательные учреждения разноуровневого образования, детские дома, учреждения дополнительного образования). Функции и задачи органов управления образованием.

Нормативно-концептуальная база образования.

Тенденции развития системы образования в РФ: инновационность, непрерывность, вариативность, модернизация.

Инновационные процессы в образовании России и за рубежом.

Модели образования: государственно-ведомственная, развивающее образование, традиционная, феноменологическая, неинституциональная, авторитарно-императивная и гуманистическая (Ш.А. Амонашвили), эзотерическая, конгинтивная и личностная (И.А. Колесникова).

Русская и национальная школы: противоречия, проблемы, перспективы. Система религиозного воспитания и обучения в стране.

Раздел 3. Теория обучения

Ведущие понятия: обучение, образование, дидактика, дидактический процесс, теория образования, дидактическая система, учение, учебная деятельность, функции обучения, противоречия процесса обучения, виды обучения, метод обучения, средство обучения, форма организации обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.006 с.)