Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Дидактические системы и концепцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задачи изучения темы: 1. Раскрыть содержание и отличительные особенности разных дидактических систем и концепций. 2. Учиться сравнивать различные подходы к пониманию сущности, задач, методике и технологии организации процесса обучения. Форма организации занятия: деловая игра. Форма отчета: карта-схема «Дидактические концепции и системы». Карта-схема:
Методические рекомендации к заполнению схемы: Студент изучает не менее 3-х из предложенных дидактических систем или концепций. Результаты анализа учебного материала кратко фиксирует в таблице. В процессе заполнения таблицы необходимо отразить следующие ключевые моменты: теоретические положения, составляющие сущность концепции или системы (что понимается под обучением, как определяется его цель, какая роль отводится учителю, ученику в процессе обучения, какие принципы, этапы дидактического процесса выделены авторами), актуальность той или иной концепции или системы для современного этапа модернизации обучения, свое отношение к рассматриваемой концепции или системе, общее и отличное в изученных концепциях и системах. Для изучения студенту предлагаются следующие дидактические концепции и системы: система обучения М.В. Ломоносова, система свободного обучения Толстого Л.Н., дидактическая система П.Ф. Каптерева, концепция И.Ф. Гербарта, концепция Брунера Дж, концепция Дьюи Дж., условно-рефлекторная концепция обучения, концепция обучения, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий, концепции и системы развивающего обучения, концепция обучения в сотрудничестве, система мыследеятельного обучения Г.П. Щедровицкого, инновационные современные дидактические системы и др. (по выбору студентов). Занятие организуется в форме деловой игры-конференции «Обучение: сегодня и завтра». Роли: ведущий конференции, авторы систем «концепций», Участники конференции – ученые-дидакты, педагоги-практики, студенты, школьники, родители. На конференции каждому «автору» дидактической системы предоставляется слово для небольшого выступления, содержание которого должно отражать основные идеи дидактической системы (см. таблицу), затем ведущий организует обсуждение доклада автора участниками конференции, резюмирует результаты обсуждения. Участники конференции («защитники» и «противники» идей авторов дидактических систем и концепций после сообщений могут задать вопросы, высказать суждения). ЛИТЕРАТУРА Основная Андреев В.И. Современные дидактические теории и технологии / В.И. Андреев // Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев.– Казань: ЦИТ, 2000.– Раздел 3. Подласый П.И. Дидактические системы и модели обучения / И.П. Подласый // Педагогика: учебное пособие в 2 кн. / И.П. Подласый.– М., 2004.– кн 1.– Ч. 2.–Тема 1.– С. 301-315. Хуторской А.В. Дидактические системы / А.В. Хуторской // Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской.– СПб.: Питер, 2001.– Гл. 2.– С. 91-168. Дополнительная Максимова В.Н. Актуальные проблемы дидактики / В.Н. Максимова.– Л., 1982.– С. 17-20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко.– М., 1998.– С. 20-24. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова.– М., 1999.– С. 79-99. И др. по выбору студентов. Тема 2. Содержание образования как фундамент культуры личности Задачи изучения темы: 1. Познакомиться с сущностью, принципами отбора, источниками и структурой содержания образования. 2. Раскрыть сущность, значение государственного образовательного стандарта как носителя содержания образования. 3. Учиться систематизировать материал в карте-схеме, блок-схеме. Форма отчетности: карта-схема «Принципы отбора содержания образования», блок-схема «Содержание образования». Форма организация занятия: практическое. Задания к занятию. 1. Познакомьтесь с вариантами определения понятия «содержание образования». Выберите вариант, который отражает современное понимание этого педагогического явления. Аргументируйте свою точку зрения. Попытайтесь дать свое определение. Содержание образования – это: - система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; - достигнутый уровень в освоении знаний умений, навыков, опыта деятельности, отношений; - общие идеи о построении природы и общества; - ……… 2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «содержание образования»: действие, доведенное, до автоматизма - способ достижения конкретной учебной цели; - межпредметные связи; - учебное занятие; - знание; - календарно-тематический план; - учебный план. 3. Заполните таблицу
4. Заполните таблицу: «Теории содержания образования»
5. Заполните таблицу «Принципы отбора содержания образования»
6. Найдите в литературе и выпишите в педагогический словарик определения: Государственный образовательный стандарт… Базисный учебный план… Соотнесите между собой эти документы по цели создания, функции, структуре, содержанию, видам.
7. На основе анализа учебного материала заполните таблицу «Компоненты содержания образования»
8. Укажите основные структурные компоненты государственного образовательного стандарта. 1. 2. ……. 9. Укажите функции государственного образовательного стандарта: 1. 2. …….
10.Познакомьтесь с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ.
Какие особенности этого нормативного документа вы можете отметить? Какие тенденции в развитии содержания образования он отражает? Литература Основная Пидкасистый П.И. Содержание общего образования /П. И. Пидкасистый // Педагогика: учебник / под ред. П.И.Пидкасистого.– М., 2004.– Раздел 2.– Гл. 8.–С. 230-257. Шиянова Е.Н. Содержание образования как средство развития личности / Е.Н. Шиянова, И.Б. Котова // Развитие личности в обучении: учебное пособие для студ. вузов / Е.Н. Шиянова, И.Б. Котова.– М.: Академия, 1999.– Гл. 4.– С. 179-224. Дополнительная. Хуторской А.В. Содержание образования / А. В. Хуторской // Современная дидактика: учебное пособие.– СПб.: Питер, 2001.– Гл.3.– С. 168-230. Российская Федерация. Законы. Об образовании.– М., 2004.
Тема 3.Методы обучения. Задачи изучения темы: 1. Раскрыть содержание понятий «метод», «метод обучения». 2. Раскрыть значение методов обучения в процессе обучения. 3. Познакомиться с классификацией методов обучения. 4.Раскрыть содержание, особенности применения и требования к отбору методов обучения. Форма отчетности: схема «Классификации методов обучения», карточки с описанием методов обучения. Форма организации занятия: семинарское. Вопросы и задания: 1. Что понимают в современной дидактике под методом обучения? 2. В чем состоит значение методов обучения в процессе обучения? 3. Какие классификации методов обучения предлагают дидакты, в чем их сходство и отличия? 4. Характеристика методов обучения и требования к их использованию в процессе обучения. Карта-схема «Классификации методов обучения:
Методические рекомендации к составлению карточек-харакртеристик методов обучения: содержание карточки должно отражать: - название метода; - психологические основы; - какие задачи обучения позволяет решать данный метод; - структура метода; - особенности использования и требования к применению; - трудности использования.
Литература Основная Пидкасистый П.И. Методы обучения в школе / П. И. Пидкасистый // Педагогика: учебное пособие для студентов / Под ред П.И. Пидкасистого.– М: Педагогическое сообщество России, 2004.– Гл. 9.– С. 259-282. Сластенин В.А. Формы и методы обучения / Педагогика: уч. пос. для студ. высш. уч. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф.. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред В.А. Сластенина.– М: Академия, 2004.– С. 268-276. Харламов И.Ф. Методы обучения и активизации познавательной деятельности И. Ф. Харламов // Педагогика: учебное пособие.– М.: Гардарики, 2000.– Гл. 11.– С. 184-221. Дополнительная Орлов В.И. Методические основы обучения: учебное пособие / В.И. Орлов.– М., 2000. Дополнительно рекомендуемая Орлов В.И. О понятии «метод обучения» / В.И. Орлов // Специалист.– 1999.– № 1.– С. 26-27.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.114 (0.006 с.) |