Тема 2. Педагогическое исследование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Педагогическое исследование



Задачи изучения темы:

1. Раскрыть сущность и значение педагогического исследования для развития педагогического знания и педагогической практики.

2. Охарактеризовать логику, структуру, методы педагогического исследования.

3. Учиться сравнивать разные точки зрения на сущность, задачи и логику педагогического исследования.

4. Учиться анализировать педагогическое исследование.

Форма отчетности: конспекты рекомендуемых источников, письменный анализ педагогического исследования, схема «Этапы педагогического исследования».

Форма организации занятия: семинарское.

Вопросы и задания:

1. В чем состоит сущность и значение педагогического исследования?

2. Охарактеризуйте уровни и виды педагогических исследований, укажите роль каждого в решении задач педагогики как науки.

3. Охарактеризуйте основные научные характеристики педагогического исследования: актуальность, проблема, цель, гипотеза, задачи и т.д. приведите примеры их определений из материалов конкретного педагогического исследования.

4. Укажите основные этапы педагогического исследования, соотнесите их с логикой научно-поисковой деятельности. Сопоставьте этапы с содержанием конкретного педагогического исследования.

5. Соотнесите задачи и методы педагогического исследования с методами. Составьте схему «Этапы педагогического исследования».

6. Раскройте сущность, значение, содержание и пути формирования методологической культуры педагога. Выскажите собственное мнение о том, в какой степени обсуждение вопросов и заданий на занятии способствовало формированию методологической культуры и каким образом вы предполагаете ее совершенствовать.

Схема «Этапы педагогического исследования»

Этап педагогического исследования (название) Задачи этапа исследования Методы реализации задач исследования
     

Практическое задание:

1. Познакомьтесь со схемой «Группы методов педагогического исследования» в учебном пособии Коджаспировой Г.М. Разработайте свой вариант такой схемы.

2. Познакомьтесь с содержанием и дайте анализ педагогического исследования по плану:

- автор, название;

- структура;

- актуальность;

- научные характеристики исследования;

- этапы исследования, их задачи и способы их реализации;

- эффективность исследования.

Методические рекомендации: для выполнения этого задания студент выбирает в методическом кабинете автореферат кандидатской диссертации по педагогической специальности или выпускную квалификационную работу студента (специальности: дошкольная педагогика и психология, специальная дошкольная педагогика и психология, логопедия), знакомится с ее содержанием, делает выписки ответов в соответствии с предложенным планом.

Литература

Основная

Коджаспирова Г.М. Методология и методы педагогического исследования / Г.М. Коджаспирова // Педагогика в схемах, таблицах, опорных конспектах: учебное пособие для вузов / Г. М. Коджаспирова.– М.: Айрис-пресс, 2006.–раздел 1.– С. 46-48.

Журавлев В.И. Методы педагогических исследований / В.И. Журавлев, Г. П. Ников и др. // под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева.– М.: Просвещение, 1979.

Сластенин В.А. Методология и методы педагогических исследований / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. // Педагогика: уч. пос. для студ. пед. учебн. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др..– М.: Школа-пресс, 2004.– С. 94-100.

Дополнительная

Андреев В.И. Принципы и методы педагогического исследования / В. И. Андреев // Педагогика: учебный курс творческого саморазвития / В. И. Андреев.– Казань, 2000.– С. 25-38.

Краевский В.В. Методология педагогики и методы педагогических исследований / В, В, Краевский // Общие основы педагогики: Учебное пособие / В. В. Краевский.– М.: Академия, 2003.– Гл.4.

Тема 3. История развития образования

Задачи изучения темы:

1. Раскрыть сущность образования как динамичного и диалектичного социального явления; источники, факторы его развития.

2. Охарактеризовать этапы развития образования в обществе как социального института и государственно-общественной системы.

3. Раскрыть перспективы развития образования в России.

4. Учиться систематизировать и оформлять учебный материал в реферате

Форма отчетности: реферат «История развития образования».

Форма организации занятия: семинарское.

Примерный план реферата:

Введение (актуальность проблемы развития и совершенствования образования как социального явления и общественно-государственной системы)

1. Сущность образования как социального института, источники и факторы его развития.

2. Этапы развития образования на разных ступенях развития общества.

3. Современные противоречия образования и пути их преодоления.

4. Тенденции развития образования.

Выводы

Литература

Основная

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен.– М., 1995.

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире / А. Н. Джуринский.– М., 2002.

Дополнительная

Чурилов И.И. Развитие и кризис традиционной системы образования и пути его преодоления / И. И. Чурилов.– Пермь., 1997.

Бордовская Н.В. Образование в мире: история и современность / Н. В. Бордовская, А. А. Реан // Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан.– М.: Питер, 2000.– Гл 3.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.–М., 2002.

Лушников И.Д. Традиционное и новаторское в современном образовании / И. Д. Лушников // Педагогика.– 2000.– № 10.

Стефановская Т.А. Основные институты социализации и педагогический процесс / Т.А. Стефановская // Педагогика: наука и искусство: учебное пособие для студ. вузов, преподавателей, аспирантов / Т. А. Стефановкая.– М., 1998.– Гл 4.– С.105-114.

И др. по выбору студентов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.008 с.)