Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогики и психологии Пермского государственного педагогического

Поиск

университета Л.В. Коломийченко

 

 

Автор-составитель:

Старший преподаватель Н.А. Зорина

 

Педагогика (разделы «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория обучения», «Теория и методика воспитания», «Педагогические технологии»):учеб.-метод. комплекс курса. Для специальности 050715.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология» / авт.-сост. Н.А. Зорина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 101 с.

 

 

Учебно-методический комплекс «Педагогика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050715.65 – «Специальная дошкольная педагогика и психология». Включает пояснительную записку, почасовой объем и содержание курса, планы семинарских занятий, экзаменационные вопросы по курсу, учебно-методическое обеспечение курса.

 

УДК

ББК

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

© Зорина Н.А., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2008

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I. Рабочая программа дисциплины  
1. Цели и задачи изучения дисциплины  
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины  
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля  
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы  
3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы  
4. Содержание курса  
5. Темы практических и семинарских занятий  
6. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов  
7. Учебно-методическое обеспечение  
8.1. Литература  
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины  
8.3 Методические указания студентам  
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций  

 


1. Цели и задачи изучения дисциплины

 

Курс «Педагогика» имеет своей целью обеспечить готовность студента, обучающегося по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» к овладению дисциплинами предметного профессионального блока стандарта, сориентировать в основных категориях, понятиях, общепедагогических явлениях, закономерностях, принципах, ведущих педагогических теориях и системах; содействовать овладению общеучебных и профессионально-педагогических умений, развитию профессиональной мотивации студентов. Настоящий учебно-методический комплекс включает в себя ряд разделов дисциплины: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория обучения», «Теория и методика воспитания», «Педагогические технологии» Указанные разделы являются базовыми в курсе «Педагогика». Овладение их содержанием должно способствовать ориентации студента в основных педагогических явлениях, процессах, их структуре, функциях, закономерностях и принципах. Все они составляет содержательную основу для освоения других разделов дисциплины: «История педагогики», «Социальная педагогика» и т.д.

Задачи курса

1. Теоретическая подготовка студентов по указанным разделам педагогики как науки и педагогической деятельности.

2. Формирование комплекса педагогических умений и способностей.

3. Формирование методологической культуры будущего специалиста в области обучения, воспитания и коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

4. Развитие профессиональной мотивации

5. Развитие умения устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в учебном материале.

 

 

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Выписка из требований ГОС ВПО:

«Введение в педагогическую деятельность. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.

Общие основы педагогики. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики. Образование как общественное явление и как педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие методологии педагогической науки. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования.

Теория обучения: Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная, и дополнительная составляющая содержания образования. Методы обучения. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. Инновационные образовательные процессы. Классификация средств обучения.

Теория и методика воспитания. Сущность воспитания и его место в структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории и воспитания и развития личности. Закономерности, принципы и направления воспитания. Система форм и методов воспитания. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности.

Педагогические технологии. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий.

В результате изучения дисциплины специалист должен

иметь представление:

- об основных педагогических категориях и понятиях;

- о ведущих педагогических теориях и системах;

- о методологических основах педагогики как науки;

- о педагогической профессиональной деятельности, ее сущности, структуре и функциях;

- о нормативно-концептуальной основе и структуре современной системы образования России и ведущих направлениях ее развития;

- о сущности, структуре, содержании, средствах, методах и формах образовательного процесса;

- о педагогических и образовательных технологиях как факторах оптимизации образовательного процесса, их видах, содержании месте в образовательном процессе.

Знать:

- функции педагога, способы их реализации в образовательном процессе;

- основные положения об организации и осуществлении исследовательской педагогической деятельности;

- этапы и современные тенденции развитии системы образования в России и других странах, нормативно-концептуальную базу образования;

- ведущие теоретические положения о сущности, закономерностях, структуре, функционировании процессов воспитания, обучения и образования;

- виды и особенности организации обучающего и воспитательного процессов;

- теоретические основы педагогической технологии, их разнообразие и применение на практике.

Уметь:

- ориентироваться в педагогической литературе, систематизировать и анализировать учебный материал;

- применять усвоенные знания при решении практических педагогических задач;

- самостоятельно работать с учебными источниками, подбирать их сообразно заданной теме;

- анализировать, диагностировать и проектировать, планировать образовательный процесс на основе анализа и формулирования педагогических задач разных видов;

- образовательный процесс;

- планировать учебную деятельность, грамотно оформлять ее результаты;

- активно включаться в обсуждение проблемных вопросов, тем, выражать свою профессиональную позицию;

- осуществлять процессы самообразования и самовоспитания.

Приобрести навыки:

- учебного конспектирования, реферирования, аннотирования, публичного выступления.

Иметь опыт:

- подбора учебного содержания по изучаемой теме;

- решения педагогических задач на основе усвоенного учебного материала;

- разработки творческих учебных заданий, конспектов, их анализа.

 

3.Объем дисциплины

 

Форма обучения: очная

 

Вид учебной работы Количество часов
Всего по уч. плану В т.ч. по семестрам
     
Аудиторные занятия:        
Раздел «Введение в педагогическую деятельность»        
лекции        
практические и семинарские занятия -      
лабораторные работы (лабораторный практикум)        
Самостоятельная работа        
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ        
Текущий контроль(количество и вид текущего контроля) Устный опрос, творческое задание, составление блок-схемы, тестовая контрольная работа    
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) зачет    

 

Вид учебной работы Количество часов
Всего по уч. плану В т.ч. по семестрам
     
Аудиторные занятия:        
Раздел «Общие основы педагогики»        
лекции        
практические и семинарские занятия -      
лабораторные работы (лабораторный практикум) - -    
Самостоятельная работа        
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ        
Текущий контроль(количество и вид текущего контроля) Составление блок-схем, контрольная работа, решение пед. задач    
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) экзамен    

 

 

Вид учебной работы Количество часов
Всего по уч. плану В т.ч. по семестрам
     
Аудиторные занятия:        
Раздел «Теория обучения»        
лекции        
практические и семинарские занятия -      
лабораторные работы (лабораторный практикум) - - - -
Самостоятельная работа        
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ        
Текущий контроль(количество и вид текущего контроля)   Составление опорной схемы лекции, домашнее задание, контрольная работа, тестирование  
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет)   Зачет  

 

Вид учебной работы Количество часов
Всего по уч. плану В т.ч. по семестрам
     
Аудиторные занятия:        
Раздел «Теория и методика воспитания»        
лекции        
практические и семинарские занятия -      
лабораторные работы (лабораторный практикум) - - - -
Самостоятельная работа        
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ        
Текущий контроль(количество и вид текущего контроля)   Тестирование, составление блок-схемы, контрольная работа  
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет)   зачет  

 

Аудиторные занятия:        
Раздел «Педагогические технологии»        
лекции        
практические и семинарские занятия -      
лабораторные работы (лабораторный практикум) - - -  
Самостоятельная работа        
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ        
Текущий контроль(количество и вид текущего контроля) Составление блок-схем, контрольная работа, решение пед. задач    
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет)   зачет  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.49.90 (0.007 с.)