Социальной педагогики как науки 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальной педагогики как науки



Цель изучения: знакомство с историей становления и современным состоянием социальной педагогики как науки.

 

Изучив данную тему, студент должен:

- знать:

– факторы, повлиявшие на возникновение и становление социальной педагогики;

– роль религии и церкви в становлении социальной педагогики;

– соотношение общей и социальной педагогики;

– современное состояние социальной педагогики как науки;

– современных ученых в области социальной педагогики;

- уметь:

– определять факторы, влияющие на развитие социальной педагогики;

– различать понятия «педология» и «педагогика»;

– определять категории людей, нуждающихся в помощи социального педагога;

- владеть:

– знанием исторических фактов развития и становления социальной педагогики;

– знанием особенностей социально-педагогической работы с различными категориями клиентов.

Особое внимание обратить на:

– основные факторы, повлиявшие на возникновение и становление социальной педагогики;

– роль религии и церкви в становлении социальной педагогики;

– роль благотворительности в становлении социальной педагогики;

– роль общей педагогики в становлении социальной педагогики;

– роль педологии в становлении социальной педагогики;

– современное состояние социальной педагогики как науки.

Краткое содержание темы

 

Существенное влияние на возникновение социальной педагогики, оформление ее в самостоятельную педагогическую отрасль и дальнейшее развитие оказали религия, благотворительность, собственно педагогика и педология.

Религия и церковь всегда утверждали общечеловеческие ценности. Длительное время церковь оставалась лидером в заботе об «обиженных» детях. В религиозных сказаниях, священных книгах, молитвах, проповедях значительное место отводилось нравственным заповедям, отношениям между людьми, заботе о ближнем.

Первые воспитательные дома для брошенных детей появились при церквах в IV в. в городе Кесария (Малая Азия) по инициативе епископа Василия Кесарийского. В 787 г. подобное учреждение открылось при соборе в Милане, долгое время оно оставалось единственным в Европе. А к ХIV в. таких воспитательных домов насчитывалось около 30. В них не только заботились о детях, но и вели профилактическую работу: помогали матерям, предупреждая отказ от ребенка, передавали детей в семьи, осуществляли контроль за их воспитанием. Употребляя свое влияние, церкви убеждали монархов, государство, общественность, частных лиц активнее заниматься вопросами социальной защиты детей и других групп населения.

В России церковь также занимала главенствующую роль в вопросах поддержки обездоленных. Здесь с давних времен при монастырях и храмах содержались больницы, богадельни, приюты.

Благотворительность. В словаре В. Даля это понятие не рассматривается, но в нем можно найти слово « призирать»,означающее: «принять, приютить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботиться нуждами ближняго» (по В. Далю).

История создания и деятельности благотворительных служб в России представляет определенный интерес для развития социальной педагогики. Веками милосердие и сострадание носили общественный характер и исходили не только от духовенства и дворянства, но и других сословий. При Екатерине II благотворительность стала государственной отраслью: было создано ведомство (позже министерство) призрения, которое по традиции опекали супруги императоров.

Первым «министром благотворительности» была Мария Федоровна, жена Павла I. Под ее попечительством открывались воспитательные дома и приюты, классы по подготовке наставниц, учительниц музыки. Призрение распространялось на вдов, глухих, слепых.

К началу ХХ в. в России сложилась система социальных служб. Действовали 11040 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. Собранные на благотворительность средства расходовались на социальные нужды: создание и содержание учебно-воспитательных учреждений, домов бедных, ночлежных приютов, народных столовых, швейных мастерских, амбулаторий и больниц.

В современных условиях специалисты в области социальной педагогики по возможности идут на сотрудничество с церковью и благотворительными обществами и фондами, а благотворительную деятельность сегодня называют «спонсорством».

Педагогика изначально пронизана стремлением защитить ребенка, помочь ему утвердиться в жизни. Истоки социальной педагогики лежат в народной педагогике. Идеи социальности содержатся в педагогических мыслях Аристотеля и других философов древности. На развитие социальной педагогики повлияла гуманистическая педагогика, берущая свое начало в эпохе Возрождения. По примеру церкви и следуя собственным убеждениям, педагоги-гуманисты стали создавать воспитательные дома для детей-сирот. На территории современных США первый такой дом появился в 1729 г., в Англии – в 1739 г.

К социальной педагогике обращались многие педагоги-мыслители (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.). Под влиянием их педагогических воззрений появились педагоги, считавшие идею социальности основополагающей и связывавшие ее с благотворительностью.

В Германии во второй половине ХVIII в. возникло течение филантропизма (греч. рhilantropia – человеколюбие, благотворительность), основателем которого стал К. Базедов, сторонник идей Ж.-Ж. Руссо. Он получил известность своей книгой «Методическое руководство для отцов и матерей семейств и народов» и, главным образом, созданием в герцогстве Дессау на средства влиятельных лиц воспитательного учреждения, подобия школы-интерната, названного им Филантропином. Свой социальный долг К. Базедов видел в освобождении детей от традиционной системы воспитания и обучения, призывая следовать природе ребенка в обучении, утверждая гуманизм в педагогике. Приемы воспитания и обучения, по его замыслу, должны быть естественными, доставлять ребенку радость и обеспечивать его свободное развитие. После смерти К. Базедова Филантропин, просуществовавший 15 лет, был закрыт, однако подобные учреждения стали создаваться уже не только в Германии, но и других странах.

Видными филантропистами Англии ХIХ в. были Р. Оуэн и Бернардо. Последнего называли «отцом ничьих детей». В 1867 г. он основал в Степней-Хаусе воспитательное учреждение для беспризорных детей, названное колонией. Это учреждение состояло из начальной школы, жилых домов, мастерских, библиотеки, бассейна, столовой. Воспитывавшиеся здесь мальчики получали начальное образование и могли выбрать одну из 11 профессий, которым их обучали в колонии (столяр, портной, сапожник, типограф и т.п.). Для девочек была организована колония в Ильфорде. Если мальчики жили все вместе, то девочки «семьями» по 15-20 человек в отдельных коттеджах. В «семье», возглавляемой «матерью» (воспитательницей), были девочки разных возрастов, их обучали кройке, шитью, тонким рукоделиям, они занимались также садоводством, огородничеством, осваивали профессии нянь, сиделок, прислуги. Еще одним воспитательным учреждением Бернардо стала мореходная школа для «трудных» подростков в Норфолке, где велась подготовка юнг и матросов.

Воспитательная деятельность врача и педагога Бернардо получила признание и поддержку общественности. В 1880 г. в Англии стали создаваться «поселки» для детей, получившие название «национальных детских домов». В каждом из них проживало от 100 до 300 детей, делившихся на группы по 7-10 человек. С группами, где были разновозрастные дети, занимались «сестры» и их помощницы. Проживание в отдельных коттеджах, общение с природой, гуманное воспитание делали подобный тип детского учреждения достаточно эффективным, что было подтверждено временем и практикой.

Российские педагоги одной из важнейших задач считали обеспечение доступа к образованию широким слоям населения. Идею народной школы выдвинул К.Д. Ушинский, и она была реализована во второй половине ХIХ – начале ХХ в. путем создания для взрослого населения сети учебных заведений, работавших на благотворительной основе. К ним относились светские и церковно-приходские воскресные школы, начальные училища, повторительные классы для грамотных.

Когда речь заходит об основоположниках социальной педагогики как науки, то чаще других называют имена И. Песталоцци, Р. Оуэна, Г. Спенсера и П. Наторпа. В их педагогическом наследии отчетливо прослеживается идея зависимости целей, содержания и результатов воспитания от социальных условий.

Немецкий педагог и философ П. Наторп, опираясь на богатое педагогическое наследие И. Песталоцци, опубликовал в 1899 г. книгу «Социальная педагогика», которая была переведена на другие языки. В книге отмечается, что «...понятие социальной педагогики выражает принципиальное признание того факта, что воспитание индивидуума во всех существенных отношениях обусловлено социальными причинами».

Как и И. Песталоцци, П. Наторп большое значение придавал семейному воспитанию. Он считал, что для оказания семье эффективной помощи необходим квалифицированный специалист, знакомый с особенностями воспитания в этой семье и умеющий связать их со школьной и внешкольной деятельностью ребенка. П. Наторп обратил внимание и на необходимость научного изучения ребенка.

Педология как наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка получила свое название в 1893 г. Основателями ее были С. Холл, Э. Мэйман и Э. Торндайк, которые, в свою очередь, видели корни педологии в трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарта. Как самостоятельная область научного исследования, педология могла состояться только с появлением экспериментальной педагогики и психологии, с развитием физиологии, медицины, социологии. Их взаимодействие, объединенное с педологией, как нельзя лучше отвечало запросам социальной педагогики, нуждающейся во всестороннем и синтезированном знании о ребенке. Основной задачей педологии было исследование детей, включая изучение их способностей и склонностей на разных возрастных этапах.

В России педология успешно развивалась в конце ХIХ – начале ХХ в. Первыми видными педологами были А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо, А.Ф. Лазурский, В.П. Кащенко. Они занимались педологией «исключительного детства» (одаренные, «трудные» дети, дети с отклонениями в умственном и физическом развитии), изучением взаимоотношений между учителем и учеником, социальных условий воспитания. В начале ХХ в. педологи обратились к проблеме гимназического образования, жестко критикуемого в то время за перегрузки, которые вели к стрессам, болезням и даже самоубийствам учащихся. Педологи не просто лечили детей от недугов, но и помогали им учиться, не подрывая здоровья, предохраняя психику от перегрузок. Основополагающей педологи выдвигали следующую закономерность: не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания и образования, а наоборот, система программ и методик должна соответствовать природе ребенка.

После революции педология в стране продолжала существовать. 1917-1927 гг. были для педологов относительно спокойными. В декабре 1927 г. в Москве состоялся Первый съезд педологов, на котором присутствовало около 3000 человек и было представлено 350 докладов. Обсуждались проблемы воспитания и просвещения, профориентации, методов изучения личности ребенка и индивидуального подхода, эффективности радиопередач и репертуара кино и театров и т.д. В последующие после съезда годы организовывались психолого-педагогические службы по изучению личности ребенка, его одаренности, отрабатывалась система тестирования. В пединститутах открывались педологические факультеты, издавались учебники по педологии.

Вместе с тем, следует отметить факт наличия заблуждений у некоторых педологов. Так, одни переоценивали роль биологических и социальных факторов в развитии личности. Другие не могли найти целостного подхода к исследованию качеств ребенка и изучали их изолированно. Педологи, занимавшиеся рефлексологией, использовали технократические методы: сравнивали поведение ребенка, его рефлексы с реакцией механизмов, машин на внешнюю среду. Но даже допускавшие ошибки педологи проводили интересную и тонкую экспериментальную работу, создавали сложные и эффективные методики наблюдения за детьми в разных ситуациях.

Однако концепции педологов уже не вписывались в утвердившуюся идеологию и официальную педагогику. В июне 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Педология и педологи объявлялись «лженаукой» и «лжеучеными», были изгнаны из школ. Закрывались соответствующие факультеты в вузах, изымалась учебная и научная литература. Были осуждены труды Л.С. Выготского, П.П. Блонского, имевшие мировое признание.

Социальная педагогика как самостоятельная научная отрасль педагогики по-прежнему не существовала. Однако в стране действовали детские дома, колонии, исправительно-трудовые и другие воспитательные учреждения, в которых трудились талантливые педагоги. Вспомним, например, республику ШКИД В.Н. Сороки-Росинского, Первую опытную станцию по народному образованию С.Т. Шацкого.

Интерес к проблематике, характерной для социальной педагогики, вновь возник в среде педагогов-теоретиков в 70-80-е годы. В нашей стране стала развиваться разветвленная сеть разнообразных комплексов: соци­ально-педагогических, культурно-спортивных, физкультурно-оздоровительных, сельских школ-комплексов и т.п. Во многих областях и территориях страны формировалась и утверждалась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта. В педаго­гической науке этот период характеризовался усилением внимания исследователей к проблемам социальной педагогики, попыткой осмыслить идеи педагогики среды.

В 90-е годы ученые приступают к теоретическим изысканиям в сфере собственно социальной педагогики, возрождая у нас и это понятие, и саму отрасль педагогического знания (В.Г. Бочарова, С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, И.А. Липский, Р.А. Литвак, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, В.А. Никитин, М.М, Плоткин, В.Д. Семенов, В.С. Торохтий, Г.Н. Филонов и др).

За рубежом научная разработка проблем социальной педагогики возобновилась в 50-60-е годы в Германии. Однако фактически и в Европе, включая Германию, и в США, уже начиная с конца ХIХ в., все более широкое распространение получила практическая деятельность, обозначающаяся термином «социальная работа», организуемая государственными институтами и общественными организациями. Содержанием ее является помощь семье, различным группам населения, интеграция воспитательных усилий школы и других социальных институтов и т.д. Практика значительно опередила развитие теории, что в конечном счете привело к тому, что сегодня вопрос о соотношении социальной работы и социальной педагогики остается дискуссионным, хотя совершенно очевидна их генетическая связь.

 

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– Какие факторы повлияли на возникновение и становление социальной педагогики как науки?

– Как религия и церковь повлияли на становление социальной педагогики?

– Как благотворительность повлияла на становление социальной педагогики?

– Какую роль сыграла общая педагогика в становлении социальной педагогики?

– У кого из классиков педагогики можно найти идеи социальности?

– В чем суть филантропии?

– Кого чаще всего называют основоположниками социальной педагогики?

– Что представляет из себя педология?

– Какую роль сыграла педология в становлении социальной педагогики?

– Как развивалась социальная педагогика в России XX века?

 

 

Тема 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.006 с.)