Проблема формирования и классификации социально-гуманитарных наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема формирования и классификации социально-гуманитарных наук.



 

До ХIХ века самостоятельного статуса большинство социально-гуманитарных наук не имело. Исключение, пожалуй, составляла философия, которую в Новое время называли «наукой наук», «высшей наукой». Даже историю, имеющую к этому времени уже почтенный возраст, в разряд наук включали далеко не все ученые. Однако конкретный материал по изучению общества и человек накапливался еще до официального оформления отдельных социально-гуманитарных наук и их признания. Это позволяет нам обратиться к истории развития социально-гуманитарного знания и его этапам.

Социально-гуманитарное знание имеет свою историю и этапы развития. Первоначально оно возникает в лоне философии и представлено античной этикой, риторикой, учением о душе, учением о государстве, а также в форме особого рода повествования – исторического. Поскольку тогда не было понимания предмета социально-гуманитарных наук, тем более методов исследования, этот период развития можно с полным основанием назвать до научным в том смысле, что самостоятельного статуса у этих наук не было.

Второй этап в становлении социально-гуманитарного знания связан с зарождением в эпоху Возрождения ряда гуманитарных наук. Именно тогда итальянский гуманист Лоренцо Валла (1405/1407 – 1457) открыл метод филологической критики источников, что позволило навести порядок в исторической периодизации. Основной научной специальностью ранних гуманистов была филология, в частности, изучение древних языков. Филология как область знания начала складываться в Древней Индии и античной Греции. В эпоху Возрождения ее предметом стало изучение письменных текстов и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа изучение истории и сущности духовной культуры античного общества. В ХVII – XVIII веках филология сложилась как наука, изучающая древнюю культуру, в частности, языки, литературу, историю, философию, искусство в их взаимосвязи. По мере дифференциации социально-гуманитарного знания предмет филологии ограничился изучением культуры народа, выраженной в языке и литературном творчестве.

В период позднего гуманизма возникает научный интерес к праву, который обусловлен надвигающимися буржуазными революциями. Так, видный теоретик Реформации в период нидерладской буржуазной революции ХVII века, голландский политический деятель Иоганн Альтузий (1557-1638) одним из первых обосновал теорию естественного права. Вслед за ним эту проблему поднимали Гуго Гроций (1583-1645), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704) и др. Таким образом, второй этап в становлении социального познания можно назвать этапом зарождения социально-гуманитарных наук. Их возникновение было связано с потребностями общественной практики.

Третий этап в развитии социально-гуманитарного знания условно можно назвать «позитивным». Начало ему было положено О. Контом (1798-1857), который заявил, что наука опирается «на факты и данные нашего опыта» и отбрасывает все, что не входит в их орбиту. Он выдвинул свою классификацию наук, где после математики, астрономии, физики, химии и биологии, включающую в себя физиологию и психологию, стоит социология. Последняя мыслится ее создателем некой обобщающей наукой об обществе, опирающейся на психологию как отрасль биологии и вбирающей в свое содержание историю, политическую экономию, этику и другие науки, изучающие общество.

Главным для понимания этого этапа развития социально-гуманитарных наук является позитивистская методология, предложенная О. Контом. Ее суть в двух моментах: 1) установление фактов и 2) разработка законов. Факты устанавливаются в непосредственном чувственном восприятии, законы определяются путем обобщения фактов посредством индукции. Социальные явления – суть чувства и действия людей, они и составляют содержание фактов. А законы человеческого общества – это законы человеческой природы. Для их пониманию и выведения необходима психология. Последнюю Конт понимал не как науку о психических свойствах личности, а как коллективную психологию, исследующую самую сущность «человеческого духа» вообще, психологию народа, массы. Опираясь на факты жизни человеческого общества в прошлом и настоящем социология должна установить законы общественного развития, подобные законам физики. «Я докажу, - писал он в 1824 году, - что существуют такие же определенные законы развития человеческого общества, как и законы падения камня».

Таким образом, суть третьего этапа в развитии социально-гуманитарного знания в стремлении опираясь на рациональные требования естествознания придать знанию о человеке и обществе имидж точной науки со всеми ее атрибутами: достоверностью, доказуемостью, проверяемостью и т. п. Эти методологические установки позитивизма сыграли роль стартового сигнала на пути интенсивного развития социально-гуманитарных наук. Быстрыми темпами стали развиваться различные направления в самой социологии, психологии, историки двинулись в архивы, извлекая материал для эмпирической историографии.

Однако позитивный этап в развитии социально-гуманитарных наук не мог быть продолжительным. Очень скоро обнаружилось, что прямое подражание естественным наукам приводит к вульгаризации в понимании реальных социальных процессов. Достаточно сослаться на социал-дарвинизм или органическую школу в социологии. С осмысления качественного различия наук о духе (так принято было называть в ХIХ веке социально-гуманитарные науки) от наук о природе начинается четвертый этап в развитии социально-гуманитарного знания.

Начало ему было положено В. Дильтеем (1833-1911) и В. Виндельбандом (1844-1915). Об их концепциях речь пойдет дальше. Сейчас хотелось бы особенно отметить представителей баденской школы В. Видельбанда и Г. Риккерта. Именно эти мыслители обратили внимание научной общественности на то обстоятельство, что гуманитарные науки не интересуют в чистом виде природные свойства объекта. Как пишет советский философ В.В. Ильин, «гуманитарий берет вещь, действительность в круге целей, намерений, побуждений, ориентаций человека, т. е. берет их как события человеческой жизни, как нечто соразмерное и соизмеримое с сугубо человеческим». Другими словами, познавательный процесс в социально-гуманитарном знании несет ценностно-смысловую нагрузку.

Этот период в развитии социально-гуманитарных наук условно можно было бы назвать классическим, поскольку весь спектр формирующихся обществоведческих наук самоопределяется как по предметам, так и по методам исследования, осознанно избираются философские позиции: диалектико-материалистическая или субъективно-идеалистическая. Последнии тенденции тесно связаны с именами двух великих мыслителей – Карла Маркса (1818-1883) и Макса Вебера (1864-1920), определившими в конечном итоге лицо социального познания ХХ века. Классический период сопровождается активными процессами дифференциации и интеграции социально-гуманитарного знания, причем последние протекают не только между гуманитарными дисциплинами, но и на стыке с естествознанием, техническими, медицинскими науками. Среди наук, возникших благодаря интегративным процессам, можно назвать социальную экологию, эргономику, техническую эстетику, валеологию, социальную кибернетику и др. Увеличение числа социально-гуманитарных наук за счет интегративных процессов и дифференциации изменило в ХХ веке традиционную картину наук «о духе».

Представляется, что в последней четверти ХХ века завершается классический этап развития социально-гуманитарного знания. Отдельные признаки надвигающихся перемен были заметны еще в 70-е годы, когда стали модны концепции конвергенции, заявили о себе представители франкфуртской школы философии и социологии, неофрейдисты. Все усилия социальных теоретиков в это время были направлены на размывание идеологических позиций, без которых социально-гуманитарные науки теряют свою специфику. Однако рубежом классического этапа следует считать события, происходившие в СССР и странах Восточной Европы. Они изменили не только геополитическую карту Европы, но и заставили искать новые подходы и объяснения социальным явлениям. И дело не в амбициозном утверждении Б.Н. Ельцина «с коммунизмом покончено». Дело в том, что прежние ясные методологические ориентиры замутились, причем не только для отечественного обществознания, но и для западных партнеров. Для них исчез знакомый противник, а следовательно поблекли и все методологические установки, на основе которых создавались социальные концепции. Социально-гуманитарное знание оказалось в состоянии кризиса. Оно не смогло дать подлинной критической оценки общественно-историческому развитию человечества второй половины ХХ века. Также как вся наука, и прежде всего естествознание, в это время переходит на стадию постнеклассической науки, социально-гуманитарное знание вступает в этап неклассического развития. Эта новая фаза в развитии обществознания будет не только продолжением развития внутренних проблем отдельных социально-гуманитарных наук, но и поисками ответов на ключевые вопросы современности, завоеванием науками об обществе и человеке ведущей роли в современной системе наук и утверждения гуманизации современной науки. Этот тезис неголословен, он обусловлен угрозами глобального кризиса для всей земной цивилизации, решить которые нельзя силой оружия, насилия, технического перевооружения и т. п., а лишь путем пересмотра принятых в современном мире системы ценностей, приоритетов и других гуманитарных аспектов.

Подтверждением предложенной выше последовательности выделенных этапов в истории развития социально-гуманитарной науки может служить история формирования психологии.

Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение) – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности высокоорганизованных живых существ. Начиная с античности, явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, позднее в ХVI веке названного психологией. Психические процессы присущи и животным, и человеку. Сущностной характеристикой человеческой психики является сознание.

Своеобразие психических явлений, их данность человеку в форме непосредственных, неотделимых от него переживаний, их особая форма познания путем самонаблюдения, интимно-личностная ценность способствовали религиозно-идеалистической трактовки природы психического как порождаемых высшей сущностью. В то же время естественнонаучные наблюдения над деятельностью мозга, нервной системы, органов чувств способствовали формированию материалистической трактовки психики. Успехи нейрофизиологии и биологии привели к развитию собственного научно-категориального аппарата психологии и благодаря развернувшейся экспериментальной работе способствовали обособлению психологии как от философии, так и от физиологии.

Как осознаваемые, так и неосознаваемые психические процессы осуществляются нейрофизиологическими механизмами по физиологическим законам, но протекают не по этим законам, а по своим собственным. В этом смысле психика есть отражение природной и социокультурной среды действующей личности. Психология, таким образом, изучает определенный аспект человеческой деятельности. Зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов определяет своеобразие исследования деятельности психологией.

Можно сказать, что к середине ХIХ века психология утвердила свой статус самостоятельной науки. В ходе разработки основных проблем психологии определился не только предмет этой науки, но и сформировался ее категориальный аппарат, в котором выделились категории образа, мотива, действия, личности и др., получили развитие методы психологических исследований.

Исследовательская практика психологии неотделима от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, стимулирования деятельности личности и коллектива и т. д. Все это способствовало дифференциации психологического знания и формированию целого спектра психологических наук. В течении ХХ века сформировались такие отрасли психологии как авиационная психология, военная психология, возрастная психология, дифференциальная психология, зоопсихология, инженерная психология, историческая психология, космическая психология, медицинская психология, нейропсихология, общая психология, патопсихология, педагогическая психология, психогенетика, психогигиена, психодиагностика, психолингвистика, психометрия, психосемантика, психология искусства, психология науки, психология пропаганды, психология спорта, психология творчества, психология труда, психология управления, политическая психология, психотерапия, психофармакология, психофизика, психофизиология, специальная психология, социальная психология, сравнительная психология, экономическая психология, этническая психология, этология, юридическая психология. Очевидно, что в этом перечне есть не только гуманитарные науки. Например, зоопсихологию, психогенетику следует отнести к области естественной науки, а инженерную – к области технических наук, психогигиену, психодиагностику, психотерапию – в области медицинских наук. Все эти науки сформировались в процессе интеграции научного знания как науки на стыке. Но важно и другое: в этом перечне гуманитарных дисциплин психологии присутствуют науки разной степени уровня фундаментальности, обобщения и абстрактности. Если обратиться к истории формирования других гуманитарных наук, то можно обнаружить такую же картину. Все исходные гуманитарные науки в процессе своего внутреннего развития, подобно психологии, дифференцировались на отдельные самостоятельные науки Это обстоятельство позволяет предложить в качестве первого принципа классификации социально-гуманитарных наук классификацию по уровням обобщения и абстрагирования, т. е. фундаментальности. Обычно оценивая степень теоретичности науки выделяют два уровня: фундаментальный и прикладной. Применительно к социально-гуманитарным наукам имеет смысл выделить три уровня: 1) уровень высшей степени обобщения – собственно фундаментальный; 2) обобщение среднего уровня; 3) собственно прикладной. Так, применительно к психологии, исходной фундаментальной наукой будет общая психология, социальная психология может быть отнесена к наукам среднего уровня, а психология спорта – прикладного уровня. Эта классификация имеет значение в двух смыслах: во-первых, для собственной саморефлексии конкретной науки; во-вторых, для разработки программ профессиональной подготовки специалиста, когда после усвоения фундаментальных наук соответствующей профессии осваиваются науки среднего и прикладного уровня.

Проводя классификацию социально-гуманитарного знания три уровня градации можно применять не только к отдельным гуманитарным наукам, но и для всего социально-гуманитарного знания. В этом случае бесспорно на высший уровень фундаментальности претендуют философские дисциплины – социальная философия, философия истории, философия культуры, философия права, философия политики, этика, эстетика. Их статус объясняется тем, что все эти философские учения выступают теоретической и методологической базой для отдельных социально-гуманитарных наук, занимающих среднюю нишу фундаментальности – социологии, культурологии, политологии, теории права, филологии, педагогики и др. Самая же большая по численности группа социально-гуманитарных наук может быть отнесена к разряду прикладных, для которых науки среднего уровня являются базовыми для решения конкретных вопросов. Так, например, социология молодежи опирается на общую, теоретическую социологию как на свою теоретическую и методологическую основу.

Другим вариантом классификации социально-гуманитарного знания может быть классификация на основе видов деятельности. Ранее были выделены четыре вида деятельности: материально-производственная, организационная, социальная и духовная. Материально-производственную деятельность изучают такие науки, как экономика, теория менеджмента, финансы и кредит, психология труда, трудовое право, техническая эстетика, промышленная социология и многие другие. Эти науки отличаются друг от друга не только теоретическим уровнем, но и аспектами изучения материально-производственной деятельности как социальной реальности. Организационная деятельности то же исследуется целым комплексом наук: социологией управления, психологией управления, психологией пропаганды, социальной психологией, политологией, риторикой, гражданским правом и др. Социальная деятельность изучается такими науками как педагогика, возрастная психология, этика, культурология, социальная психология, гражданское и административное право и др. Духовная деятельность в поле зрения таких наук, как эстетика, филология, история, психология творчества, философия науки, история мировой культуры и многих других. Данная классификация социально-гуманитарных наук позволяет понять одну важную вещь: изучение социальной реальности нужно вести в комплексе наук. Если ставится какая-то конкретная социальная задача, требующая своего теоретического изучения, она не может быть решена силами отдельных специалистов. Например, национальный проект «Доступное жилье» должен быть разработан не только специалистами по строительству, но и юристами, демографами, дизайнерами, психологами, медиками, экологами, социологами, экономистами и др. Только в этом случае он будет жизнеспособным.

Спектр социально-гуманитарного знания достаточно обширен. Если изучается субъективный мир человека, формы существования этого мира, то это область сугубо гуманитарных наук – психологии, филологии, языкознания, литературоведения, юриспруденции, педагогики, истории и т. д. Если в поле зрения исследователя объективированный мир опредмеченных сущностей, то это область социально-экономических дисциплин. Экономические науки интересуют объективные закономерности, которые действуют в материально-производственной сфере, поэтому здесь находят эффективное применение естественнонаучные и математические методы познания. Но человеку как объективная реальность противостоит и политическая система, культура, правовые отношения и т. д. И эта социальная реальность изучается целым спектром социальных дисциплин – политологией, социологией, культурологией, юриспруденцией. Если познание нацелено на рефлексивное восприятие социальной реальности, то это будет философское знание, а именно: социальная философия, философия культуры, философия политики, философия права, философия науки и т. д. Таким образом, обнаруживается возможность еще одного варианта классификации социального познания в зависимости от изучаемой области социальной реальности: субъективной, объективной и рефлексии над обоими. Это позволяет выделить четыре области социально-гуманитарного знания: философские дисциплины, социальные дисциплины, экономические дисциплины и гуманитарные дисциплины.

Однако на каком бы варианте классификации мы не остановились, остается не ясным вопрос, почему мы это делаем? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости осмысления специфики социального познания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.011 с.)