Что характерно для неклассической науки?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что характерно для неклассической науки?



Во-первых, утверждение относительной истинности теорий и научной картины мира, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания.

Во-вторых, те или иные постулаты науки утверждаются одновременно с указанием на характеристики метода, посредством которого осваивается объект, а также средства и операции познавательной деятельности, которые обеспечивали те или иные постулаты. Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и доказательности знаний, утвердившиеся в квантово-релятивистской физике. Если в классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта «самого по себе», без указания на средства его исследования, то в квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом.

В-третьих, классический способ объяснения и описания может быть представлен как идеализация, рациональные моменты которой обобщаются в рамках нового подхода. В неклассической науки действует принцип соответствия. Он требует выяснения связи между новой и предшествующей ей теориями: новая теория должна включать в себя предыдущую как свой предельный случай.

В-четвертых, в неклассической науке исследуются сложные самоорганизующиеся системы. Такие объекты характеризуются уровневой организацией, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов, существованием управляющего уровня и обратных связей, обеспечивающих целостность системы.

В-пятых, природа стала рассматриваться как сложная динамическая система. Этому способствовало открытие специфики законов микро-, макро- и мега- миров в физике и космологии, интенсивное исследование механизмов наследственности в тесной связи с изучением над организменных уровней организации жизни, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи. Тем самым создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживалась иерархическая организованность Вселенной как сложного динамически организованного единства.

Картины реальности, вырабатываемые в отдельных науках, на этом этапе еще сохраняли свою самостоятельность, но каждая из них участвовала в формировании представлений, которые затем включались в общенаучную картину мира. Последняя, в свою очередь, рассматривалась не как точный и окончательный портрет природы, а как постоянно уточняемая и развивающаяся система относительно истинного знания о мире.

В-шестых, претерпели трансформацию философские основания науки. Утвердилась идея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке положений, получил развитие взгляд на активную роль субъекта познания. Субъект стал рассматриваться уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него и детерминированный им.

Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, которые, в свою очередь, зависят от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т. п.

В-седьмых, в философских основаниях науки радикально изменилось содержание многих понятий, в том числе причинности, необходимости, случайности, категорий части и целого, вещи, процесса, состояния и др. Так, представление о соотношении части и целого применительно к сложным объектам предполагает не сводимость состояний целого к сумме состояний его частей. Важную роль при описании динамики системы начинают играть категории случайности, потенциально возможного и действительного.

В неклассической науке кардинально меняются представления о причинности. Теперь причинность не может быть сведена к ее лапласовской формулировке – возникает понятие «вероятностной причинности», которое расширяет смысл традиционного понимания данной категории.

В-восьмых, новым содержанием наполняется категория объекта. Оно рассматривается уже не как себе тождественная вещь (тело), а как процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния тела и изменчивый в ряде других его характеристик.

Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен не только достижениями самого естествознания, но и изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины 19 – начала 20 века. Это проявилось в кризисе мировоззренческих установок классического рационализма (пример, «материя исчезла»), формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, постижение того факта, что познающее сознание не чувствует себя свободным и автономным от социальной действительности, а ощущает свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации.

В последней трети 20 столетия происходят новые глобальные изменения в науке, которые приводят к рождению постнеклассической науки ихарактеризуются как четвертая глобальная научная революция.

Формирование постнеклассической науки было подготовлено научно-технической революцией 50-х – 60-х годов. Следует отметить, что научно-техническую революцию характеризовали следующие особенности: 1) двустороннее взаимодействие науки и техники, когда достижения в науке прямо воздействуют на технику, и, наоборот, изменения в технике используются в науке. Это приводит к превращению науки в непосредственную производительную силу, а материальное производство – в технологическое применение науки. Создается единая система «наука-техника».

2) Научно-техническая революция приводит к возникновению и последующему развитию трехкомпонентной системы: «наука – техника – человек». В эту систему человек входит как личностный элемент производительных сил общества. Он представляет производящую и управляющую производственно-техническими процессами силу. Революционные изменения в системе «наука – техника - человек» ведут к качественным изменениям характера труда человека, его места и функциональной роли в производстве.

3) Резкое ускорение темпов практического применения научных открытий. Если в прошлые периоды истории использование науки в производстве носило случайный характер, то теперь дальнейшее развитие производительных сил невозможно без постоянного и всестороннего использования научных знаний.

Научно-техническая революция в корне изменила производственный процесс. Появились заводы-автоматы, повсеместно тяжелый труд человека стал заменяться автоматизированными линиями, на которых функции человека свелись к контролю за производством, широкое применение получили новые материалы, принципиально новые технологические процессы, новые источники энергии, электронно-вычислительная техника и пр.

Таким образом, исходным пунктом научно-технической революции 50-х – 60-х годов стала автоматизация производства. Если раньше в период индустриализации машины способны были заменять только физический труд людей, выполнять механические функции человека, то научно-техническая революция началась с изобретения и распространения таких машин, которые приспособлены для автоматического выполнения по заранее заданной программе определенных функций умственного труда человека. Так, например, ЭВМ, информационно-логические, управляющие, самообучающиеся системы способны контролировать производственный процесс и в определенной степени управлять им. Переход от автоматизации физического труда к автоматизации умственного привел к появлению наукоемких технологий и резкому возрастанию эффективности производства. Механизация и автоматизация сферы умственного труда выразила основную сущность научно-технической революции середины 20 века.

Именно на фоне научно-технической революции стала формироваться и качественно новая наука – постнеклассическая.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.223.5 (0.022 с.)