Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что характерно для неклассической науки?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Во-первых, утверждение относительной истинности теорий и научной картины мира, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания. Во-вторых, те или иные постулаты науки утверждаются одновременно с указанием на характеристики метода, посредством которого осваивается объект, а также средства и операции познавательной деятельности, которые обеспечивали те или иные постулаты. Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и доказательности знаний, утвердившиеся в квантово-релятивистской физике. Если в классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта «самого по себе», без указания на средства его исследования, то в квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом. В-третьих, классический способ объяснения и описания может быть представлен как идеализация, рациональные моменты которой обобщаются в рамках нового подхода. В неклассической науки действует принцип соответствия. Он требует выяснения связи между новой и предшествующей ей теориями: новая теория должна включать в себя предыдущую как свой предельный случай. В-четвертых, в неклассической науке исследуются сложные самоорганизующиеся системы. Такие объекты характеризуются уровневой организацией, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов, существованием управляющего уровня и обратных связей, обеспечивающих целостность системы. В-пятых, природа стала рассматриваться как сложная динамическая система. Этому способствовало открытие специфики законов микро-, макро- и мега- миров в физике и космологии, интенсивное исследование механизмов наследственности в тесной связи с изучением над организменных уровней организации жизни, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи. Тем самым создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживалась иерархическая организованность Вселенной как сложного динамически организованного единства. Картины реальности, вырабатываемые в отдельных науках, на этом этапе еще сохраняли свою самостоятельность, но каждая из них участвовала в формировании представлений, которые затем включались в общенаучную картину мира. Последняя, в свою очередь, рассматривалась не как точный и окончательный портрет природы, а как постоянно уточняемая и развивающаяся система относительно истинного знания о мире. В-шестых, претерпели трансформацию философские основания науки. Утвердилась идея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке положений, получил развитие взгляд на активную роль субъекта познания. Субъект стал рассматриваться уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него и детерминированный им. Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, которые, в свою очередь, зависят от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т. п. В-седьмых, в философских основаниях науки радикально изменилось содержание многих понятий, в том числе причинности, необходимости, случайности, категорий части и целого, вещи, процесса, состояния и др. Так, представление о соотношении части и целого применительно к сложным объектам предполагает не сводимость состояний целого к сумме состояний его частей. Важную роль при описании динамики системы начинают играть категории случайности, потенциально возможного и действительного. В неклассической науке кардинально меняются представления о причинности. Теперь причинность не может быть сведена к ее лапласовской формулировке – возникает понятие «вероятностной причинности», которое расширяет смысл традиционного понимания данной категории. В-восьмых, новым содержанием наполняется категория объекта. Оно рассматривается уже не как себе тождественная вещь (тело), а как процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния тела и изменчивый в ряде других его характеристик. Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен не только достижениями самого естествознания, но и изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины 19 – начала 20 века. Это проявилось в кризисе мировоззренческих установок классического рационализма (пример, «материя исчезла»), формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, постижение того факта, что познающее сознание не чувствует себя свободным и автономным от социальной действительности, а ощущает свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации. В последней трети 20 столетия происходят новые глобальные изменения в науке, которые приводят к рождению постнеклассической науки и характеризуются как четвертая глобальная научная революция. Формирование постнеклассической науки было подготовлено научно-технической революцией 50-х – 60-х годов. Следует отметить, что научно-техническую революцию характеризовали следующие особенности: 1) двустороннее взаимодействие науки и техники, когда достижения в науке прямо воздействуют на технику, и, наоборот, изменения в технике используются в науке. Это приводит к превращению науки в непосредственную производительную силу, а материальное производство – в технологическое применение науки. Создается единая система «наука-техника». 2) Научно-техническая революция приводит к возникновению и последующему развитию трехкомпонентной системы: «наука – техника – человек». В эту систему человек входит как личностный элемент производительных сил общества. Он представляет производящую и управляющую производственно-техническими процессами силу. Революционные изменения в системе «наука – техника - человек» ведут к качественным изменениям характера труда человека, его места и функциональной роли в производстве. 3) Резкое ускорение темпов практического применения научных открытий. Если в прошлые периоды истории использование науки в производстве носило случайный характер, то теперь дальнейшее развитие производительных сил невозможно без постоянного и всестороннего использования научных знаний. Научно-техническая революция в корне изменила производственный процесс. Появились заводы-автоматы, повсеместно тяжелый труд человека стал заменяться автоматизированными линиями, на которых функции человека свелись к контролю за производством, широкое применение получили новые материалы, принципиально новые технологические процессы, новые источники энергии, электронно-вычислительная техника и пр. Таким образом, исходным пунктом научно-технической революции 50-х – 60-х годов стала автоматизация производства. Если раньше в период индустриализации машины способны были заменять только физический труд людей, выполнять механические функции человека, то научно-техническая революция началась с изобретения и распространения таких машин, которые приспособлены для автоматического выполнения по заранее заданной программе определенных функций умственного труда человека. Так, например, ЭВМ, информационно-логические, управляющие, самообучающиеся системы способны контролировать производственный процесс и в определенной степени управлять им. Переход от автоматизации физического труда к автоматизации умственного привел к появлению наукоемких технологий и резкому возрастанию эффективности производства. Механизация и автоматизация сферы умственного труда выразила основную сущность научно-технической революции середины 20 века. Именно на фоне научно-технической революции стала формироваться и качественно новая наука – постнеклассическая.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.171 (0.008 с.) |