Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия «субъект» и «объект» познания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Познавательная деятельность всегда осуществляется при наличии отношения субъекта к объекту. Однако для вычленения этого отношения и его философского анализа потребовался значительный исторический период. Субъект – от лат subjectus -лежащий внизу, находящийся в основе, где sub - под, jacio - бросаю, кладу основание. В античной философии проблема субъекта и объекта не получает отчетливого формирования и осмысливания. У первых философов, представителей милетской школы, Гераклита, элеатов, проблема отношения субъекта к объекту выступает в форме проблемы отношения бытия к небытию, «истинного» знания и «мнения». Далее, досократики Эмпедокл и Анаксагор совершенно сознательно ставят вопрос об отношении познающего и познаваемого, о том, каким образом предмет превращается в знание о нем. Таким образом, проблема субъекта и объекта длительное время поднимается в контексте отношений познающего и познаваемого и в соответствующих этому отношению понятиях. Для античных мыслителей было общепринятым считать, что знание едино с тем, знанием чего оно является. Дискуссии шли по поводу механизма того процесса, посредством которого предмет переводится в состояние знания. Античный материализм дал свое наивное объяснение этому процессу в виде учения об «истечении образов». Согласно этому взгляду, от вещей отделяются частички, «истечения», которые проникают в органы чувств и оказывают на них давление. При этом и от воспринимающего органа отделяются некоторые истечения, которые соприкасаются с идущими извне. Возникающий в результате образ и есть знание о предмете, которое ощущается, переживается познающим субъектом. Следовательно, образ понимается как результат чисто внешнего, механического соединения истечений, образов, идущих от субъекта и от объекта, и мыслится как некоторая вещь, которая может даже удаляться от познающего субъекта и существовать вне его. Истечения, которые идут от субъекта во время процесса познания, мыслятся как подобные тем истечениям, которые отделяются от предмета, а последние подобны предмету. Как говорил Эмпедокл: «Подобное познается подобным». Для Платона механизмом познания являются воспоминания, а споры, диалоги – лишь способ заставить ум непосредственно узреть идею в собственной душе, или вспомнить ее. Сама же душа наполнена идеями, которые она когда-то лицезрела в поднебесном мире. Поэтому для познания нет необходимости в образовании, знания в человеке заложены изначально благодаря качествам его души, причем у каждого человека свои возможности, что делает одних мудрецами-философами, других - воинами, а третьих – земледельцами, работниками. У Аристотеля, также как и у других античных мыслителей, нет трактовки субъекта подобной современной. Для него субъект трактуется в двух смыслах: 1) как материя, т. е. неоформленная субстанция, или 2) как индивидуальное бытие, т. е. нечто оформленное, предметное, т. е. объективное. В том же духе используют понятие «субъект» стоики. Для них субъект – бескачественное бытие и всеобщий последний предмет всех рассуждений. Другими словами, субъект не гносеологическая, а онтологическая и формально-логическая категория. Философ раннего средневековья Боэций (480 – 524) впервые противопоставил субъект предложения его предикату и в этом смысле этот термин по настоящее время используется в формальной логике. Противопоставление субъекта объекту появляется только в средневековой философии, но в совершенно ином смысле, чем принято понимать в наше время. Субъект понимается как нечто вполне реальное, тогда как объект как нечто умственное, существующее не столько в вещах, сколько в уме человека. Только после Канта закрепилась терминологическая традиция называть термином «субъект» познающее существо, а термином «объект» – предмет познания. Кант впервые в истории философии показал, что объект – это не вещь, чуждая субъекту, внешне ему противостоящая. Объект, у Канта, существует и познается в качестве такового лишь в формах деятельности субъекта. Но у Канта мир объектов принципиально отгорожен от реального мира, называемого им «вещью-в-себе». Вследствие этого познаваемый предмет выступает как порождение субъекта и в этом, по сути генетическом, смысле нет объекта без субъекта. Субъект у Канта – это не природный индивид, а некая активность, внутренняя и духовная, которая обнаруживается в функционировании, выраженном в оформлении ощущений посредством категориального синтеза. Причем подлинным субъектом познания является «субъект вообще», а не индивидуальное эмпирическое «Я». Кант его называет трансцендентальный субъект. Именно он лежит в основе всякого индивидуального «Я». Отсюда априорность категорий, имеющаяся в наличии у каждого эмпирического субъекта. Вследствие этого мир предметов, природа выступающая для каждого индивидуального, эмпирического субъекта как данная ему, существующая независимо от сознания действительность, у Канта теряет объективный характер. Для него реальная природа на самом деле есть конструкция «сознания вообще», трансцендентального субъекта. По сути Кант именует Трансцендентальным Субъектом человеческое общество и именно оно осуществляет «конструирование» мира предметов. Этим уточнением понимания субъекта Кант показывает разницу между эмпирическим субъективным идеализмом Беркли и своим «трансцендентальным» идеализмом. В рамках его философии индивидуальное самосознание не обосновывает представления о внешнем мире («существовать, значит быть воспринимаемым», как у Беркли), а наоборот, само становится возможным только на основе развития представлений о внешних предметах. Мир предметов, у Канта, возникает путем внешнего взаимодействия ощущений, вызванных воздействием на субъекта «вещи в себе», с априорными познавательными формами созерцания и рассудка самого субъекта. Таким образом, Кант не только определил субъекта как познающее существо, но и показал его активно-действующим существом, определяющим характер познавательного отношения с объектом. Это было тем более важно, что вся предшествующая философия не имела четкой гносеологической постановки проблемы субъекта-объекта и смешивала ее с психологическим вопросом о том, посредством каких реальных психологических механизмов осуществляется познавательный процесс индивида. Например, метафизический материализм 18 века сводил проблему субъекта-объекта к исследованию вопроса о том, как реальный человек, понимаемый только в качестве биологического индивида без всяких социальных связей (некий «гносеологический Робинзон»), наделенный от природы всеми необходимыми для познания способностями, познает окружающий мир. На позициях психологизма остается и субъективно-идеалистический эмпиризм, также исследующий индивидуальный процесс познания как взаимодействие ощущений, восприятий, представлений и памяти. Причем субъект трактуется как субъективная данность (Беркли) или как поток впечатлений, совокупность ощущений (Юм). Линия трактовки субъекта как активного, действующего существа была продолжена после Канта в философии Фихте, Шеллинга и Гегеля. У Гегеля подлинным субъектом познания и деятельности выступает Абсолютный Дух, для которого познание есть надиндивидуальный процесс развертывания своей сущности. Поэтому Гегель утверждает тождество мышления и бытия, субъекта и объекта. Для Гегеля природа существует независимо не только от отдельного человека, но и от человечества. Сознание возникает из природы на высшей стадии ее развития, и только в человеке Абсолютный дух воплощается в сознании. На более ранних этапах своего становления и развития дух существовал в бессознательной форме. Мысль о тождестве субъекта и объекта, наряду с подчеркиванием внутреннего единства познающего и познаваемого, служит в системе Гегеля утверждению положения о духовной природе действительности: не только субъект, но и познаваемый им предмет духовны, так как познает Абсолютный Дух самого себя. Таким образом, у Гегеля и других представителей немецкой классической философии в противоположность материализму и идеализму 17 – 18 веков субъект не биологический индивид, а самосознание. В диалектическом материализме получает развитие идея Гегеля о единстве практического и познавательного отношения в Абсолютном Духе. Субъект познания не просто биологическое существо и не самосознание, а деятельное, практическое существо. Именно в силу деятельного характера человек становится субъектом познания, а объект – познавательным предметом. В современной западной философии науки, в частности в критическом рационализме К. Поппера, сделана попытка создать эпистемологию без познающего субъекта. В этом случае знание трактуется в объективном смысле, как «знание без того, кто знает: оно есть знание без познающего субъекта». Распространенным также остается внеисторическое понимание субъекта, как и всего научного познания. В отечественной философии науки сохраняется диалектический взгляд на познавательный процесс как движение от живого созерцания к абстрактному в мышлении, а от него к практике. В этом процессе диалектическими отношениями связаны субъект с объектом. Понятие субъект в философии науки в настоящее время трактуется в нескольких смыслах: 1) как все человечество, состоящее из отдельных народов, когда каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает в качестве особого субъекта познавательной деятельности; 2) как особое сообщество людей – ученых, специально занятых производством знания; 3) как отдельный ученый, с именем которого связано открытие. Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим. Это живая личность с ее страстями, интересами, характером, темпераментом, талантом, волей и т. п. Но фактически под субъектом познания все-таки имеют в виду некий безличный логический сгусток интеллектуальной активности. Субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, т. е. осмысление приемов, норм, методов исследовательской работы, традиций и пр. В.Н. Финогентов, отечественный исследователь философии науки, предлагает различать субъекта познания на каждом этапе развития науки: классическом, неклассическом, постнеклассическом. Так, на этапе классической науки субъект познания представляет собой «гносеологического Робинзона». Это, своего рода, субъект «вообще», вне социо-культурных и субъективных характеристик. Он познает объект «сам по себе», как бы в «чистом виде» без всяких посторонних привнесений, абсолютно объективно. Субъект неклассической науки уже не претендует на абсолютное знание. Получаемое знание, во-первых, относительно, что часто понимается как субъективное, и во-вторых, инструментально, что означает, что это знание предназначено для решения определенных задач. В неклассической науке субъект познания не созерцающая мир гносеологическая машина, а активно познающее существо, причем не только исследующее те или иные стороны объекта, но и формирующее сам объект познания. Субъект познания в неклассической науке не столько отдельный человек, сколько большие исследовательские коллективы. Характеристики субъекта неклассической науки в полной мере можно распространить и на субъекта постнеклассической науки. Однако есть и новые отличия. В связи с глобализацией научной деятельности, субъект познания в постнеклассической науки выходит за рамки национальных границ и формируется интернациональный «научный этос» (Р.К. Мертон), только под силу которому могут быть современные цивилизационно значимые задачи. Объект познания – фрагмент бытия, оказавшийся включенным в исследование. Объект (от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю; позднелатинское objectum – предмет) – то, что противостоит субъекту. Объект познания надо рассматривать, с одной стороны, как «чистую» реальность, но, с другой стороны, - реальность, включенную в отношение с субъектом. С точки зрения гносеологии в познавательной деятельности субъект не существует без объекта. В онтологическом плане они существуют независимо друг от друга. Так, ген во все исторические времена и античности, и в средние века, и в Новое время существовал в структуре живого, но он не был объектом научной мысли и в этом смысле не существовал. До середины 19 века ученые не могли вычленить эту тончайшую биологическую реальность в качестве объекта. Только в 1865 г. Г. Менделем были открыты законы наследственности, а в 1909 г. В. Иогансен назвал дискретные наследственные задатки «геном». В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Под предметом познания имеют в виду конкретные аспекты этой области действительности, на которые направлено непосредственно познание. Так, человек является объектом исследования многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др., причем в каждой под своим углом зрения. В этих областях науки можно выделить отдельные исследовательские задачи, составляющие свой предмет исследования. Например, для философии человек как объект исследования познается через выяснение его сущности, места в мире и его отношения с миром, а в качестве предмета познания может, например, выступать социальная детерминация личности и др. проблемы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.110 (0.008 с.) |