Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трактовка науки в раннем позитивизме.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первый позитивизм начал складываться во Франции как реакция на французское Просвещение, утопический социализм, а в последствии и на идеологию пролетариата. Исходные теоретические идеи французские позитивисты позаимствовали у Д Аламбера, который во «Вступительной статье» к знаменитой французской Энциклопедии 18 века (1751 г.) заявил, что философия должна заниматься только принципами классификации наук и оставить всякие надежды на познание сущности вещей. Развивая это исходное положение французские позитивисты предложили заменить философский, т. е. мировоззренческий синтез знания синтезом естественнонаучным. Позитивизм в Англии складывался под сильным влиянием субъективного идеализма Д. Юма. Он выражал взгляды буржуазно-либерального движения «фритредерства», соединяющего в себе критическое отношение к открытому идеализму, скепсис к религии и вражду к атеизму. От Юма было позаимствовано субъективистское толкование причинности как психологической привычки, сведение задач науки к описанию явлений. Сильное влияние на английских философов оказал О. Конт, считающийся по праву родоначальником позитивизма. В Германии позитивизм заявил о себе как реакция на гегелевскую философию - «науку наук». Почву для его прихода подготовили вульгарный материализм и неокантианство. Среди немецких позитивистов известны имена Е. Дюринга, Э. Лааса, Г. Файхингера и др. Германия, Австрия и немецкая часть Швейцарии стали центрами развития второй исторической формы позитивизма – эмпириокритицизма. В 60-90 х годах 19 века позитивизм Конта и Спенсера обрел сторонников в России, Италии, Польше, Японии, Китае, Бразилии, Мексике и других странах. В Азии и Латинской Америке позитивизм выполнял функции буржуазно-просветительской идеологии, пропагандируя естественнонаучное знание и критикуя клерикализм. Однако, пропагандируя науку и развивая интерес к ней, позитивизм одновременно лишал ее мировоззренческого значения. Противопоставив философию специальным наукам, позитивизм, с одной стороны, отказал наукам в философском обосновании и осмыслении их открытий, возможности создания целостной научной картины мира, а с другой – лишил философию питательной почвы и возможности подлинного выполнения ею методологической роли, идя бок о бок с конкретными науками. Позитивизм воевал против догматики и «метафизики», т. е. безосновательных спекуляций, но сам оказался в плену других догматических идей и в этом смысле «метафизических» концепций, которые приносили вред науки. Среди этих догм, прежде всего, следует назвать утверждение о непознаваемости мира, ограничение познавательных возможностей человека «данностью» чувственных фактов в феноменологическом духе и др. Сам термин позитивизм ввел в науку О. Конт (1798-1857), назвав свои главные произведения «Курс позитивной философии» (1830-1842) и «Дух позитивной философии» (1844). Слово «позитивный» – в переводе «положительный» – у Конта имело несколько смыслов. Этим словом он называл «реальное», т. е. фактически наличное, практически полезное, точное, «органическое», т. е. конструктивное. Термин «позитивный» О. Конт позаимствовал у Сен-Симона, французского утопического социалиста, секретарем которого он был с 1818 по 1824 гг. Сен-Симон называл позитивной стадию высшего социального и мыслительного состояния общества. Под влиянием Сен-Симона, а также бурных общественно-политических процессов во Франции 30-40-х годов Конт проявил значительный интерес к изучению развития общества и предложил в качестве универсальной науки об обществе социологию. Исходным пунктом всех рассуждений О. Конта был анализ науки и ее отношения с философией. Он объявил «метафизикой» всякую теорию, твердо признающую существование и познаваемость объективной реальности. Наука, по его мнению, должна в принципе ограничиваться описанием внешней структуры явлений, при этом должна отвечать на вопрос как, а не почему протекают данные явления. Ответ на вопрос «почему?» происходят явления так, а не иначе, по мнению Конта в принципе неразрешим. Познать можно только подобия, сосуществования и последовательности в структуре явлений. Однако «как» означает до некоторой степени и «почему». Описать – значит отчасти и объяснить, ибо описание структуры явлений позволяет вывести законы, формирующие наблюдаемые функциональные отношения между подвижными элементами данной структуры. А это, в свою очередь, может способствовать вероятному предсказанию будущего течения событий. Отсюда вытекает знаменитая формула Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы мочь». Формула достаточно привлекательная для ученых и вполне соответствует задаче научного познания своего времени. Но шаткость позиции самого Конта в двусмысленности понятия «явление». У Конта «явление» – это чувственный опыт субъекта, т. е. феномен сознания, а не реальный процесс действительности. Большинство же ученых понимало явление во втором смысле и поэтому с интересом восприняло позитивизм как новое философское учение. Но на самом деле, поскольку явление есть феномен сознания, стадия объяснения в схеме процесса познания у Конта фактически отсутствует, а «предвидение» опирается на шаткий фундамент только наблюдаемых сцеплений событий. Для действительно научного предвидения получаемые наблюдения ненадежны в двух отношениях: во-первых, эти сцепления носят чисто внешний характер, и, во-вторых, данное предвидение основано лишь на зыбком предположении о сохранении этих сцеплений в будущем. Интерес Конта к науке был не случаен. Он отражал реалии в развитии общества, когда наука значительно потеснила религию и остро ставила вопрос о своем отношении с философией. О. Конт по своему обосновал возрастание роли науки в обществе при помощи созданной им теории стадий развития общества. Согласно Конту общество в своем историческом развитии проходит три стадии, которые соответствуют трем стадиям состояния человеческого духа: 1) теологической (фиктивная), 2) метафизической (спекулятивно-философская) и 3) позитивной (научная). Как утверждает Конт, сначала безраздельно господствовало религиозное миросозерцание, затем ему на смену пришло отвлеченное философствование спекулятивного характера. Наконец, наступает разочарование в философии, и люди обращаются к наукам. Д. С. Милль предложил свое название этим эпохам – анимистическая (персонифицирующая), онтологическая (абстрактная) и феноменалистическая (ставящая в центр содержание опыта), которые конкретизируют суть каждой из предложенных эпох. Эти три стадии, по Конту, носят универсальный характер в том смысле, что они раскрывают историю не только человечества в целом, но и историю культуры, гражданскую и политическую историю, историю познания вообще, а также становление и развитие отдельных наук, в частности. Конт постоянно повторял, что позитивная стадия должна сменить обе предшествующие и окончательно утвердиться в сознании людей. В состояние этой высшей стадии одна за другой приходят все науки, следуя определенной закономерности. Сначала это происходит с науками наиболее общими, простыми и самостоятельными (независимыми от других наук). Первой, по мнению Конта, достигает позитивного состояния астрономия. Чем более специальной, сложной и зависимой от других наук оказывается та или иная наука, тем с большим трудом движется она к своей высшей, позитивной стадии и тем позднее она достигает ее. В результате окончательной победы позитивного стиля мышления вся прежняя философия исчезнет и утвердится позитивизм как новейшая антифилософская философия. Ее целью станет «приведение в одну систему однородной науки всей совокупности приобретенных знаний». Одновременно, по Конту, это будет означать и «систематизацию человеческой жизни», и теоретическое обоснование «позитивного» социального порядка. В силу ключевой роли науки на последнем этапе, который, по мнению Конта, наступает, необходимо построение классификации наук. Вопрос о классификации наук действительно к тому времени назрел, так как шла интенсивная дифференциация наук. Но одновременно наметилась и тенденция к интеграции наук и необходимость в синтезе научного знания. Объективные потребности развивающейся науки, а также личный концептуальный интерес заставили Конта в числе первых исследователей в 19 веке предложить свою классификацию науки, тем самым Конт безусловно ответил на запросы своего времени. Конт мыслил классификацию научного знания как выяснение связей между науками и их отношения к систематизированному знанию в целом. Он также ставил перед собой задачу подведения описываемых в науках фактов под минимальное количество законов. Последнее в большей степени удалось Спенсеру в его законах эволюции. Классификация наук Контом строится на основах метафизического метода. Каждая из выделяемых наук рассматривается как самодостаточная вне связи с другими, без анализа диалектических переходов и наук «на стыке». В своей классификации Конт расположил науки в направлении от общего и простого, более легко изучаемого и точного знания к знанию частному, более сложному для исследования, а потому и менее точному. Прежде всего он делит все науки на две группы – теоретические и прикладные. Затем теоретические науки делит на 1) абстрактные, или общие, которые трактуют о классах явлений; 2) конкретные, или частные, описательные, которые занимаются предметными комбинациями разных явлений, например, минералогия, ихтиология и т. д. В этом делении наук О. Конта больше всего интересуют абстрактные теоретические науки, которые он представил в следующем ряду: 1) математика с включением в нее теоретической земной механики; 2) теоретическая астрономия (небесная механика); 3) физика; 4) химия; 5) физиология (биология); 6) социология. Последняя наука была детищем Конта, как и сам термин. Этой наукой он надеялся заменить целый спектр наук об обществе, включая политическую экономию, правоведение, этику. Как видим в этом ряду нет философии. Она устраняется за ненадобностью, поскольку теперь каждая наука сама себе философия. Функции же самой философии Конт низводит до роли систематизатора научного знания. В социологии Конта, которую он нередко называл социальной физикой, переплетались биологический натурализм и исторический идеализм. Подобно физике, Конт выделял в социологии два раздела – социальную статику и социальную динамику. Согласно Конту, социальная динамика исследует изменения отношений идей под влиянием идей, а социальная статика – условия равновесного состояния общества. Социология должна быть построена дедуктивно так, чтобы изучение частных (индивидуальных) явлений основывалось на предшествующем познании общих (коллективных) процессов. Социальная динамика описывает развитие общества и его историю. Первичный элемент человеческого общества – семья. В ходе истории идет смена мировоззрений согласно закону трех стадий. Каждый этап развития человеческого духа воздействует определяющим образом на политические, правовые и экономические отношения людей. Теологической стадии духа соответствовал режим наследственных феодальных монархий, «метафизической» – подъем средних классов, влияние юристов, при позитивной же стадии обществом будут править позитивисты-философы от имени капитанов финансового мира – банкиров. Каждой из трех стадий политической организации общества соответствует, в свою очередь, своя эпоха гражданской истории – военно-завоевательная, оборонительная и, наконец, научно-промышленная, т. е. капиталистический строй. Конт был сторонником полной диктатуры крупной финансово-промышленной буржуазии и противником представительных учреждений, демократии. Социальная статика абсолютно не связана с социальной динамикой. В ее задачу входит обоснование устойчивого состояния общества. В ней предлагается нормативный принцип процветания «позитивного» общества: «любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель». «Любовь» в формуле Конта означает не разумно-эгоистическое чувство Фейербаха, а некое таинственное влечение, совершенно автономное и необъяснимое. Именно на этом чувстве должны основываться отношения между социальными группами. «Порядок» предполагает сохранение социального статуса отдельных классов и социальных групп. Что касается «прогресса», то он видится Конту в материальном благополучии. Свою классификацию абстрактных теоретических наук Конт считал окончательной. Он подчеркивал, что классификацию строит «для удобства преподавания», а все наши знания представляют собой науку только о человеке и о содержании его сознания. В классификации наук Конта были свои положительные моменты. Так, иерархия наук строилась на идеи, что каждая последующая наука опирается на предшествующие ей в ряду, но не сводится к содержанию последних. Однако причины этого обстоятельства не разъясняются. В перечне абстрактных теоретических наук присутствует историческая последовательность их возникновения, но не более того. Продвинуться далее в анализе существующих наук Конту не удалось по ряду причин. Во-первых, у философа деление на абстрактное и конкретное совпадало с делением на общее и частное. Во-вторых, самостоятельностью логики, психологии Конт пренебрег, более того последнюю включил в физиологию. В-третьих, его мало интересовали проблемы гносеологии, без которых невозможно понимание научной деятельности. В-четвертых, ему мешало нечеткое разграничение индукции и дедукции. Несмотря на выше сказанное, опыт классификации наук Конта сыграл бесспорно положительную роль в развитии самой науки и ее популяризации. Сделав объектом философского интереса науку, Конт проложил линию сциентизма в неклассической и постнеклассической философии. Вторым ведущим представителем первого позитивизма был Джон Стюарт Милль (1806-1873), сын известного английского философа и экономиста Джемса Милля. Главный труд Д.С. Милля «Система логики силлогистической и индуктивной» (написал в 1830-1843 гг.) наиболее отразил вклад Милля в методологию науки. Философ явился создателем более детально разработанной индуктивной логики, в частности учения о принципах, или частных «методах», индуктивной логики. Ранее эти проблемы рассматривал Ф. Бэкон, последователем которого можно считать Милля. Предварительным шагом к общему выяснению проблемы индукции явился у Милля вопрос о статусе традиционной силлогистики. Он истолковывает силлогизмы как разновидность умозаключений от частного к частному, как выводы из предшествующей неполной индукции. Тем самым он стремился преодолеть разрыв между индукцией и дедукцией. В целом методология Милля базируется на метафизических принципах. Большим недостатком его во взглядов было понимание причинности. Милль не проводил ясного различия между причиной явления и его необходимым условием. Следуя Юму, он исходит из того, что необходимость и регулярная последовательность событий – это одно и то же и что «знание последовательности и сосуществования явлений есть единственное доступное нам знание». Таким образом, Милль принимает юмовское отождествление причинности с безысключительной последовательностью явлений, которая никогда не может быть установлена со всей убедительностью. А это означает, что мы остаемся в рамках шатких результатов неполной индукции, а получаемое нами знание всегда гипотетично. Поскольку никакая индукция не способна приникнуть в существенные связи вещей, Милль предлагает науке позиции агностицизма. Третьим крупным представителем первого позитивизма был Герберт Спенсер (1820-1903). Он стал известен прежде всего своим большим количеством работ, которые уже при его жизни были переведены на многие европейские языки. С 1862 по 1896 гг. он опубликовал ряд монографий, в том числе «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии» и «Основания этики». Спенсер также, как и Конт, понимал цель научного познания в описании явлений. Что касается назначения философии, то в ее задачу входит достижение систематизации, «объединенности», общности знаний, получаемых в итоге описания явлений. «Философия – вполне объединенное знание», - считает Спенсер. Этими положениями позитивистская методология Спенсера указала на действительно важную проблему – достижение синтеза знаний. Он совершенно справедливо отмечал, что в развитии науки анализ взаимодействует с синтезом, дедукция с индукцией, в результате чего в познании происходит движение от конкретного к абстрактному, а затем от абстрактного к конкретному. На этом основании Спенсер критиковал Конта в стремлении в своей классификации наук выстроить науки в линейную последовательность. Построение целостной классификации наук представлялось Спенсеру важным шагом на пути достижения «вполне объединенного знания». Для осуществления этой идеи он предлагает свой эволюционный метод. В основе метода Спенсера лежит положение о всеобщности эволюции в области явлений. Последнее означает, что наука способна познать лишь сходства, различия и прочие отношения между чувственными восприятиями, но не в состоянии проникнуть в их сущность. Что касается эволюции, то Спенсер понимает ее как непрерывное перераспределение телесных частиц и их движения, в результате чего происходит либо соединение (интеграция) частиц и рассеивание движения, что приводит к равновесию, либо рассеивание частиц с одновременно происходящим поглощением (концентрацией) движения. Первое течение эволюции он называет прогрессом, второе – регрессом. Отмеченную закономерность перераспределения телесных частиц и их движения Спенсер называет законом всеобщей эволюции. К всеобщему закону философ добавляет законы, называемые им вторичными: 1) всюду в мире происходит увеличение числа следствий структурных перемен в материи и движении, их «размножение» в геометрической прогрессии; 2) имеет место всеобщая дифференциация как специфический вид дезинтеграции на том основании, что все однородное аморфно, неустойчиво, и потому оно переходит в гораздо более устойчивое состояние «определенной», расчлененной, но связной разнородности. Другими словами, имеет место плавный переход из «неопределенной бессвязной однородности в определенную и связную разнородность». Этому закону Спенсер придавал очень большое значение. Помимо вторичных, Спенсер вводит еще три дополнительных закона всеобщей эволюции: 1) происходит нарастание местных интеграций, а затем и дифференциаций как внутри них, так и между ними, т. е. имеет место усиление всеобщей структурной организованности мира явлений; 2) наблюдается всеобщая приблизительная ритмичность всех процессов природы и общества; 3) все более выявляется при этом неизбежная тенденция к всеобщему равновесию и покою. В результате анализа законов Спенсер дает следующее общее определение эволюции: «Развитие … есть интеграция материи, сопровождаемая рассеиванием движения, во время которой материя переходит от состояния относительно несвязной и неопределенной однородности к состоянию относительно определенной и связной разнородности, а неизрасходованное движение претерпевает аналогичное же превращение». При помощи своих законов Спенсер хотел объяснить все процессы в окружающем нас мире, в том числе и в обществе. Последнее он рассматривал как наиболее интегрированную и дифференцированную материю. Именно в обществе осуществляется финал развития – установление равновесия и покоя. Законы эволюции Спенсера предельно механистичны и метафизичны. Они описывают лишь самые поверхностные, внешние факты, не вскрывая их подлинные причины. Это особенно наглядно видно, когда они прилагаются к общественному развитию. Так, закон всеобщей эволюции истолковывается Спенсером как концентрация людских масс с одновременным территориальным «расширением» сферы их влияния в смысле переселенческой колонизации, а также сначала военной, а потом экономической экспансии. Появление электромагнитной теории Максвелла в начале 70-х годов 19 века, открытие радиоактивности и других явлений подорвало значение законов эволюции Спенсера. Однако первоначально своей наукообразностью и простотой они производили впечатление на широкую читательскую аудиторию, чем и была вызвана популярность философа. В то же время нельзя не отметить определенную заслугу Спенсера в распространении им идеи эволюционного развития на все стороны природы и человеческой жизни и внедрение ее в общественное сознание своего времени. Одним из главных стремлений Спенсера и особенностью его мировоззрения было желание примирить науку с религией. Для обеспечения этого альянса Спенсер вводит понятия единой «Силы, или Мощи», которая будто бы проявляется для нас во Вселенной, оставаясь в принципе непознаваемой. Тайна, считает философ, - последний шаг науки и первый – религии. «…Материя, движение и сила являются лишь символами Неведомой Реальности», - пишет он. И хотя Спенсер Мощь или Силу прямо не называет Богом, но достаточно прозрачно это делает, как и схоласты ссылкой на то, что коль скоро имеется относительное, то почему не существовать бы и чему-то совершенному, абсолютному? Способность тел оказывать при взаимодействии сопротивление истолковывается им как проявление непонятной и загадочной потусторонней Силы, которая остается на откуп религии и недоступна научному познанию. Как видим, первый позитивизм в лице всех его трех ведущих представителей, хотя и претендует на роль поводыря науки, на деле стоит на позициях агностицизма и лишает науку в уверенности на возможность достижения объективного знания и объективной истины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.59 (0.016 с.) |