Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции науки в общественной жизни.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: а) познавательная, б) культурно-мировоззренческая, в) образовательная, г) практическая. Познавательная функция науки состоит в том, что она занимается производством и воспроизводством знания. Это знание в конечном итоге принимает форму гипотезы или теории, которые описывают, объясняют, систематизируют добытые знания, способствуя прогнозированию дальнейшего развития. Это позволяет человеку ориентироваться в природном и общественном мире. Не будучи сама мировоззрением, наука выполняет культурно-мировоззренческие функции, наполняя мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствуя формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности. При этом наука становится общественным достоянием, сохраняется в социальной памяти и составляет важнейшую часть культуры, без которой невозможно нормальное развитие общества. Важнейшей функцией науки в современных условиях является ее участие в образовательном процессе. Наука, прежде всего, содержательно наполняет образовательный процесс, т. е. обеспечивает конкретным материалом для обучения. Но она одновременно разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования и т. д. Образовательные модели строятся на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук. В настоящее время активно внедряются в образовательный процесс информационные технологии. Но поскольку образование – это необходимая ступень социализации личности, наука оказывается в центре социальной эволюции человечества и ключевым моментом развития современной цивилизации. Не менее значима и последняя функция науки – практическая. Эта функция появилась у науки позднее предыдущих, и особенно приобрела существенную роль в ходе научно-технической революции середины ХХ века. Именно в эти годы происходит интенсивное «онаучивание» техники и «технизация» науки. Наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня. Но одновременно она внедряется и в другие сферы жизни общества – здравоохранение, средства коммуникации, образование, быт и т. д., формируется такая отрасль науки как социология управления, научная организация труда и т. п. Таким образом, современная общественная жизнь во всех своих сферах оказывается пронизанной наукой.
Модели развития науки. Как показал предшествующий анализ, наука уже длительное время сопровождает существование общества. В связи с этим возникают по крайней мере два вопроса: почему, по каким причинам это происходит и как это происходит? Существуют две версии объяснения причин развития науки. Первая утверждает, что развитие науки связано с потребностями общества, обусловлено в первую очередь состоянием его экономики и техники. Одним словом, объясняется внешними по отношению самой науки факторами. Такую точку зрения принято называть экстерналистской (от лат. externus – внешний). Она возникла в период становления классического естествознания, когда в науке увидели силу, способную освободить человека от его зависимости от природы. «Знание – сила, сила есть знание» - обобщенное выражение этой позиции. Все экстерналисты считают, что именно запросы общества оказывают решающее влияние на развитие науки. Спорным остается для них вопрос о том, какие именно общественные факторы оказывают определяющую роль в развитии науки. Большинство сторонников экстерналистской версии таким фактором считают потребности производства, техники и технологии. Такую позицию можно отнести к проявлениям экономического детерминизма. Такой позиции придерживались, например, марксисты. Так, Ф. Энгельс писал: «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.39. – С.174.). Экстерналистский подход подтверждается данными из истории естествознания. Так, например, развитие механики исторически было связано со строительством крупных инженерных сооружений, развитием ремесла, судоходства и военного дела. Гидростатика Торичелли возникла из практических потребностей регулирования горных потоков. Но внешними могут быть факторы не только экономического, но и политического, идеологического, эстетического и другого порядка. Достаточно в качестве примера привести создание ядерного оружия. Экстерналистский подход, хотя и правомерен, но не отражает всей сложности вопроса, так как игнорирует относительную самостоятельность развития науки, преемственность идей, их внутреннюю логику. В противоположность экстерналистскому подходу сложилась интерналистская (от лат. internus – внутренний) точка зрения, согласно которой главной движущей силой развития науки являются внутренние потребности самой науки, ее цели, проблемы и т. п. В этом случае, отмечает отечественный философ, исследователь философии науки Г.И. Рузавин, развитие науки рассматривается как самоорганизующийся процесс взаимодействия элементов самого научного знания (идей, теорий, фактов и пр.), которые не зависят от влияния внешних причин. В рамках этого подхода выделяются сторонники эмпирического и рационалистического направлений. Эмпирики считают, что наука развивается за счет поиска и обоснования новых фактов, а рационалисты утверждают, что двигателем науки являются новые идеи, гипотезы, теории. Думается, что нет оснований противопоставлять внешние и внутренние факторы развития науки. Они интегрируются в каждом конкретном случае, причем в одних случаях первичными выступают внешние причины, в других внутренние, но всегда взаимно дополняя и обуславливая друг друга. Ответим теперь на второй поставленный нами вопрос: каким путем происходит развитие науки? Механизм накопления знаний остается в настоящее время объектом исследования философии науки. Детально конкретные концепции роста науки будут рассмотрены нами в специальном разделе курса. В данном параграфе мы опишем лишь в общем виде подходы к механизмам развития науки. Наиболее простой взгляд на процесс развития науки - кумулятивистский (от лат. cumulatio – увеличение, накопление). Он возник на этапе формирования классической науки. Согласно этому подходу, наука развивается путем простого приращения знания, увеличение его объема. Каждое новое открытие, теория, гипотеза и пр. увеличивают объем знаний, расширяют возможности объяснения явлений, в определенной степени углубляют понимание природы. При этом ничего не отбрасывается, все накапливается. Такое объяснение трактует рост научного знания чисто количественным образом. Недостаток подхода состоит в том, что отсутствует качественное сравнение научных теорий по глубине отражения на предмет их истинности и ложности. В связи с этим для кумулятивистского взгляда на науку, к примеру, теория Птолемея и теория Коперника равноценны. Однако история науки знает много ложных идей, например, теории флогистона, теплорода, эфира и др., от которых наука в последствие отказалась. Таким образом, не все, чем оперирует наука, можно сохранять как подлинно научное знание. Из сказанного следует, что развитие науки нельзя описать как простой процесс накопления идей, теорий и пр. Второй подход описания роста научного знаний возник под влиянием эволюционных идей, формирующихся в естествознании в конце ХVIII - начале XIX века, и получил название эволюционного подхода. Первая эволюционная гипотеза была связана с именами И. Канта и П.С. Лапласа. Она объясняла происхождение солнечной системы из гигантских газовых туманностей. Затем появились эволюционная теория Ч. Лайеля о формировании Земли, Ж. Б. Ламарка о развитии живых организмов, теория происхождения видов Ч. Дарвина и др. Ч. Спенсер придал эволюционным идеям универсальный характер и распространил их на развитие самой науки. В ХХ веке эволюционный взгляд на развитие науки в западной философии науки получил обоснование в виде двух ведущих вариантов. Первый был разработан К. Поппером. В своей работе «Объективное знание. Эволюционный подход» (М., 2002) автор сравнивает эволюцию научного знания с дарвиновским процессом естественного отбора. Согласно Попперу, развитие науки представляет собой процесс бесконечного выдвижения смелых гипотез. Из большого числа гипотез выбираются научные гипотезы, которые обладают большей степени доказательности, и отбрасываются гипотезы или теории, противоречащие опыту, они исключаются из оперируемой системы знаний. В дальнейшем снова выдвигаются новые гипотезы, которые то же подвергаются проверке, одни сохраняются в системе знания, другие отбрасываются. Таким образом, развитие знания не простое накопление всех идей, гипотез и т. д., а выборочное, подвергнутое как бы естественному отбору. Второй вариант эволюционного подхода к развитию знаний предложил Т. Кун. В своей работе «Структура научных революций» (М., 1970) он обратил внимание на тот факт, что эволюционные процессы в науке протекают не постепенно, а через научные революции. Причем после каждой научной революции формируется своя система знания (парадигма), не связанная с предыдущей, и наука существует как процесс смены одной парадигмы другой. Более подробно со взглядами К. Поппера и Т. Куна мы ознакомимся в специальном разделе курса. Сейчас же хотелось бы отметить, что оба варианта эволюционного подхода к развитию науки, хотя и ближе, чем кумулятивисткая позиция, к реальным процессам в науке, все же ограничены механистическим и метафизическим видением процесса. Наиболее адекватно, на наш взгляд, отражает реальные внутренние процессы развития науки диалектическая концепция. Согласно этому подходу, наука развивается и происходит рост научного знаний через разрешение противоречий, которые возникают в самом научном процессе. Это противоречия между теорией и практикой, между отдельными теориями, между методами и подходами, между истиной и заблуждением и др. На каждом отдельном историческом этапе в процессе разрешения этих противоречий формируется своя система знаний, которая носит конкретно-исторический характер. Разрешение накопленных в науке противоречий может не выходить за рамки существующего знания, а может вызывать его коренную ломку. В этот момент наступает революция в одной или нескольких науках, система знания становится другой, но она внутренне связана с предшествующим знанием. В диалектической концепции научная революция не является простым отбрасыванием предшествующего знания, а диалектическим его отрицанием, т.е. с моментом преемственности, сохранения. Таким образом, в самой диалектической концепции находят обобщение и используются все ранее существующие взгляды на развитие науки (кумулятивистский, эволюционный), но диалектический взгляд на развитие науки не простая сумма предшествующих, а новое качественное видение самой науки как саморазвивающегося процесса в духовной деятельности людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.7 (0.009 с.) |