Предмет и методы политологии как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы политологии как науки



Предмет и методы политологии как науки

Политология — наука о политике, роль которой, особенно на определенных этапах развития общества, трудно переоценить.

Есть такое выражение: если современный человек не интересуется политикой, политика интересуется им, ибо нет человека, который мог бы сказать, что он находится вне радиуса действия политики. Даже если человек считает себя аполитичным, он вынужден признавать и уважать решения политических властей.

Политика — это необходимость и одновременно потребность современного человека: она определяет перспективу для человека, но и одновременно является ограничителем любых его действий во всех сферах общественной жизни. Поэтому знание политики отвечает интересам каждого человека, стремящегося понять свое место и роль в обществе, мире, лучше удовлетворить свои потребности в сообществе с другими людьми, оказывать влияние на выбор целей и средств их реализации в государстве.

Предмет – деятельность социальных общностей и отдельных индивидов, которое заключается в формировании их политических интересов и реализации этих интересов посредством полит. власти.

 

К общим относятся все те методы, которыми пользуются отдельные общественные науки: социологический, исторический, математический. В общественных науках используются общелогические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, анализ и моделирование и другие подобные методы.

Специальные методы:

- системный – предполагает комплексный анализ сложившихся политических явлений, механизмов функционирования политических организация, институтов. Требует детального изучения составных элементов общественно-политических процессов, их структуры, функционирования…уровни системного анализа:

А) политической системы как целого (система капитализма, система отдельного государства);

Б) части отдельных глобальных систем – подсистем (партийная система, система профсоюзов);

В) отдельных элементов политической системы (правительство, политическая партия).

- бихевиористический – суть которого в изучении политических явлений путем анализа поведения отдельных лиц.

- количественный – связан с бихевиористическим методом, ибо политические явления, подобно природным, можно измерить, посчитать (ЭВМ, другие счетные машины в исследованиях, проводимых в политической сфере; анализируют результаты выборов, развитие политических институтов). Способы исследования в этом методе:

А) статистическое исследование политической активности, ставящие целью выявление закономерностей в поведении избирателей;

Б) анкетное обследование и интервью – дают представление о массово распространенных взглядах и политических позициях;

В) лабораторные эксперименты (во внешней политике международных отношений). Суть метода в разработке предполагаемых будущих сценариев развития событий.

- сравнительный – наиболее древний (Аристотель, Платон, Монтескье, Маркс, Ленин и др.).- сопоставляются два или более политических объектов, или их частей, имеющих черты подобия (структура однотипных, но различных военных группировок или подобных же экономических организаций). Существует определенный принцип отбора для сравнения: институциональный принцип (аналогичные институты и анализируются их сходство и различия. Верховный Совет Украины и парламент Великобритании); функциональный принцип.

- метод принятия решений – самый распространенный метод в политологии. Основные понятия:

А. процесс принятия решений (субъект полит. деятельности, или – кто принимает решения);

Б. процесс принятия решений (обсуждение, консультации, или – как принимать решения);

В. конечный результат принятого политического решения;

Г. использование соответствующих средств для реализации политического решения.

Этот метод в себе объединяет другие методы, опирается на анализ доступных материалов и политических решений.

 

Функции политологии как науки

Место и роль любой науки, в том числе и политологии, определяется выполняемыми ею функциями. Основываясь на сущности и структуре политологии, можно выделить следующие ее основные функции.

Функция рационализации политической жизни: политических институтов и отношений, политико-управленческих решений, поведения и т.д. Политология выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ и реорганизаций. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидацию других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели управления государством, технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов.

Описательная функция – констатация политических проблем и их оценка, признание некоего положения дел желательным или нежелательным. Политология дает оценку политическому строю, институтам поведению и событиям. Если обнаруживается несоответствие политических явлений поставленным целям – даются рекомендации о возможных предупредительных мерах. Описание – первый и обязательный шаг для перехода к остальным функциям политологии.

Разъяснительная функция – заключается в ответе на другие вопросы, в частности, по какой причине данное явление (процесс) вообще имел место; или почему оно обладает именно такими, а не другими признаками.

Прогностическая функция состоит в том, чтобы ответить на вопросы, по какому пути будут развиваться политические процессы, как в будущем будет выглядеть политическая реальность, когда будут иметь место определенные процессы или явления. Это необходимо для выработки механизма рациональной организации политических процессов, особенно таких ее разновидностей и форм, как авторитет, влияние, принуждение и др.

Вопросами предвидения будущих событий занимается специальная наука – футурология. Характерной чертой футурологии политики является то, что она составляет среднесрочные прогнозы (около 50 лет.). Однако период предвидения здесь слишком велик, чтобы признать достоверным прямое прогнозирование последствий. На современном этапе особо важное значение приобретает краткосрочное прогнозирование последствий политического поведения субъектов в различных регионах страны и проводимых ими политических акций.

Инструментальная (или прикладная) функция призвана дать ответы на практические вопросы: какие предпринять решения, чтобы получить желаемый результат; что надо сделать, чтобы предвидение проектируемой действительности осуществилось – или не осуществилось. Чтобы удовлетворить это требование, необходимо располагать достоверной информацией о состоянии дел и знании средств эффективного воздействия. Такими знаниями должен обладать каждый искушенный политик. Эта функция также обеспечивает изучение и учет общественного мнения, отношение общественности к политическим структурам, институтам и нормам.

Особое значение политология имеет для конкретного человека в обществе, которое только создает демократические основы жизни. Политология обогащает личность политическим опытом, формирует сознательного и самостоятельного субъекта исторического процесса.

 

Ведущие современные школы политической науки

1. англо-амер: К.Райт, Дж. Истон, С. Хантиптон, Д. Белл

2. француз: М. Доверло, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон

3. нем: Р. Майер, К. фон Беймс, И.Фетчер

4.польск.Е. Витр, Т. Бодио, Т.Миро

 

1. политическая модернизация, пол. конфликты, внешняя пол.

2.типология пол. режимов, проблемы легитимности власти, партийные системы

3.сравн. анализ пол. систем, проблема функционирования гражд. общества и прав. гос-ва.

4.концептуальные исследования пол. жизни общества, проблемы демократизации пол. системы

Типология политических элит

В общественных науках термин «элита» появился на рубеже XIX-XX вв., что было связано с появлением научных работ итальянских ученых В.Парето, Г. Моска и немецкого – Р.Михельса. При определенных различиях в их концепциях, общей для всех была главная идея: во все времена общество делилось на две неравные части по социальному положению: управляющие (меньшинство) и управляемые (большинство).

Г.Моска элитой считал «класс управляющих», всегда более малочисленный, осуществляющий все политические функции; В. Парето полагал, что миром правят избранные, наделенные особыми психологическими и социальными качествами. Их меньшинство и они составляют элиту. Р.Михельс утверждал, что сама организация общества обусловливает выделение и воспроизводство людей, наделенных организаторскими способностями - элиты.

Политическая элита занимает ведущее место в политической жизни общества. Она выражает в политических установках интересы различных социальных групп и создает механизм воплощения политических замыслов. Факты современной политической жизни подтверждают, что политические элиты - реальность не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня в развитии человеческой цивилизации. Это обусловлено следующими причинами:

1. Психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике.

2. Законом разделения труда, который требует профессиональных знаний для занятия управленческим трудом.

3. Высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием.

4. Практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля над политическими руководителями.

5. Политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Все это обуславливает элитарность общества. Всякая попытка ее устранения, усреднения населения приводит к формированию и господству деспотических элит и, в конечном счете, наносит ущерб всему народу.

 

Точки зрения на содержание категории «элита» отличаются друг от друга в основном отношением к идеальным принципам рекрутирования элиты и соответствующими аксиологическими установками:

- одни исследователи полагают, что подлинная элита должна отличаться знатностью своего происхождения;

- другие причисляют к этой категории исключительно богатейших людей страны;

- третьи, считающие элитарность функцией личных заслуг и достоинств,

- наиболее одаренных представителей социума.

Очевидно, что верхний слой любого современного общества включает в себя различные политические элитные группы: экономические,интеллектуальные, профессиональные.

Неизбежное различие в способностях и устремлениях людей, необходимость профессионализации и институционализации административного труда, высокая значимость последнего для общества и ряд других факторов неизбежно приводят к формированию управляющего слоя. Его, соответственно, следует

рассматривать не только как «касту» или клан людей, занятых «грязным делом», но и как рекрутированную, призванную обществом, страту, обладающую несомненными привилегиями и наделенную большой ответственностью. Базовыми параметрами для классификации элит могут быть все характеристики, перечисленные в начале предыдущего раздела. Приведем несколько типов классификации элит:

. Общепризнанна классификация правящего слоя на элиту и контрэлиту.

. Пути пополнения элиты, функциональные черты общества, которому данная элитарная страта принадлежит, позволяют говорить об открытых и закрытых элитах.

. По источнику влияния (происхождение, с одной стороны, или статус, функции, заслуги – с другой) различаются наследственные и ценностные элиты.

. Различное и в различной пропорции сочетание у представителей высших и средних слоев важнейших стратификационных факторов (доход, статус, образование, профессиональный престиж) позволяет говорить о

высшей элите, непосредственно принимающей политические решения, и средней элите, верхней части среднего класса. При том, что западные элиты, как правило, - это олигархические группы собственников, пополнение элиты США и западноевропейских стран идет именноиз верхней части среднего класса, в основном, - лиц свободных профессий,

имеющих дипломы и степени престижных университетов.

 

Становление теории элит

«Элита» в переводе с фр. – «лучший». Это означает, что понятие «элита» связано с определенным качеством, это качество наивысшее. В 17 веке элитой называли товары наивысшего качества, затем «избранных» людей высшей знати. Так, в Англии элитой обозначались высшие социальные слои (группы) общества. В общественных науках термин «элита» появился в конце 19- нач.20 вв.

В наше время термин «политическая элита» означает: составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа (или совокупность групп), обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами, принимающая непосредственное участие в государственной власти или воздействующая на нее. Теория элиты — это социально-философская концепция, исклю чающая усредненность в оценке влияния людей на власть и отра жающая соревновательность, конкурентность в политической жизни.

В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс сформулиро вали классические теории элит как целостную систему взглядов. Основные положения этих теорий таковы:

1. Общество закономерно делится на привилегированное властвующее меньшинство и пассивное большинство. В основе этого деления лежит естественное неравенство людей по талантам и способностям, интеллекту и богатству.

Элита представляет собой сплоченную группу, отличающуюся особыми психологическими, социальными и политическими качествами.

Имея более или менее широкое признание со стороны масс, политическая элита направляет развитие общества.

Главное предназначение политической элиты — в принятии важнейших политических решений.

Отношения между элитой и простыми людьми носят характер господства и подчинения.

В ходе борьбы за власть происходит формирование и смена элит.

Кроме общих моментов во взглядах авторов классических теорий элит есть и различия в обосновании природы политического неравенства. Так, Парето признавал основанием отнесения к элите превосходство врожденных психологических свойств и включал в нее людей, получивших наивысший индекс в области их деятельности. Моска включал в элиту наиболее активных в полити ческом отношении людей, ориентированных на власть. Он объяснял неизменность власти меньшинства над большинством прежде всего организованностью, а также умом, талантом, образованностью индивидов меньшинства. Михельс, объясняя природу неравенства, не делал акцента на моральное превосходство представителей элиты и считал, что постоянная организация в силу практической необхо димости требует постоянных вождей. Чем более постоянную форму принимает организация, тем больше случайные вожди заменяются профессионалами.

 

Типы политической культуры

История понятия начинается с 1956 г. Именно то гда термин «политическая культура» был введен в нау ку американским политологом Г. Алмондом. В его пони мании, это особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику той или иной поли тической системы. С одной стороны, политическая культура является частью общей культуры общества. С другой стороны, она связана с определенной поли тической системой.

Наиболее известное исследование политической культуры было предпринято в классической работе Г. Алмонда и С. Вербы. Они определяли ее как «субъективный поток политики, который наделяет значени ем политические решения, упорядочивает институты и придает социальный смысл индивидуальным действи ям».

Первый чистый тип — патриархальный. Такая сис тема единовластно управляется вождями и характе ризуется полным отсутствием у граждан какого-либо интереса к политической системе и требует от них сплошного подчинения.

Второй чистый тип — подданический. Он отлича ется сильной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью их личного участия в поли тике. Он сформировался в условиях феодального обще ства с выраженной иерархичностью отношений меж ду разными уровнями политической системы, Нижестоящие подданные согласно традиции должны с почтением относиться к своему сеньору.

Третий чистый тип — активистский. Он отлича ется стремлением граждан играть существенную роль в политических делах и их компетентностью в делах государства, что предполагает и высокий интерес, и позитивное, активное отношение к политике.

В реальности чистые типы практически не встре чаются. Их сочетания дают различные смешанные типы: патриархально-подданический, поддан ически-активистский и др. Один из таких смешанных типов, получивший название «гражданской культуры», пре тендует на роль основного и часто упоминается в их ряду как четвертый основной тип.

 

Неоконсерватизм

Консерватизм – идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение морального порядка и естественно-правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Возник после Великой французской революции, связан с именами Э. Берка, Ж. де Местра защитниками монархизма, противопоставляли устоявшиеся традиции, социальные институты, существовавшие в течение столетий общественные порядки идеям глубочайших потрясений, революционного низвержения всего того, что накапливалось веками. консерватизм – антипод революции.

Консервативная партия Великобритании, Либерально-демократическая партия Японии, ХДС/ХСС в Германии, ХДП в Италии, Голлистская партия во Франции, Республиканская партия в США

Возрождение консерватизма (неоконсерватизм) произошло на Западе в 70-х гг., когда начал набирать силу новый консерватизм. быстрый рост популярности "новых правых" интеллектуалов. Нобелевскими лауреатами становятся сторонники консерватизма, как М. Фримен, Ф.-фон Хайек; В 70–80-е гг. в ведущих западных странах на высшие государственные посты избраны такие консервативные деятели, как Р. Рейган в США, М. Тэтчер в Великобритании, а длительность их пребывания у власти (8 лет и 11,5 лет) свидетельствует о силе нового течения. В политический лексикон 80-х гг. прочно вошли понятия "рейганомика" и "тэтчеризм" символы неоконсерватизма. Сторонники сосредоточили внимание на таких принципах - потребность экономики в ослаблении гос регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, расширении сферы деятельности рыночных отношений.

Существуют две крайние взаимоисключающие оценки неоконсерватизма: 1 позитивный переворот во всей системе общественных отношений, 2 миссия неоконсерватизма целиком негативная, разрушительная. Неоконсерваторы не столько разрушали, сколько изменяли, не столько ломали, сколько исправляли. "Рейганомика" и "тэтчеризм" способствовали росту производительности труда, потребления, заработной платы, уровня жизни.

Но деятельность кабинетов консерваторов имела и свою оборотную сторону, породила серьёзные проблемы.

1.не увенчалась успехом попытка перевести все социальное обеспечение на платную основу, когда бы сам индивид решал, на что тратить заработанные им деньги, в том числе и в сфере социального обслуживания. Встретившись с отрицательной реакцией на это новшество, консерваторы вынуждены были внести коррективы в эту политику.

2. всемерная поддержка "процветающих" частников и остаточный принцип финансирования государственных социально-экономических служб привели к негативным последствиям. в Англии число лиц, находящихся за чертой бедности, возросло по сравнению с 1979 г. на 53 процента и составило 17 процентов общей численности населения. Вдвое увеличилось число бездомных семей.

3. сокращение бюджетных ассигнований на образование в Англии привело к ухудшению подготовки кадров, обострило проблему профессиональной подготовки молодежи.

4. "тэтчеризм" вошёл в противоречие с реальными потребностями общественного развития страны. Пришедший на смену М. Тэтчер премьер Дж. Мейджор решительно стал отходить от жёсткого неоконсервативного тэтчеристского курса. Сходные проблемы возникли и в США, где администрации Буша, а затем Клинтона вынуждены были принимать меры против акцентирования "рейганомики" на ослабление роли государства в общественной жизни США.

Неоконсерватизм нацелен на повышение роли рынка, конкуренции, индивидуальной инициативы, дебюрократизации. Но он несёт и дальнейшую дифференциацию в обществе, оставляет значительную часть общества в нищете и бесправии.

 

Правовое государство

Правовое государство — то государство, в котором господствует право. Идея правового государства направлена на ограничение власти государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

Группы интересов

Группы интересов – объединения индивидов на основе общих интересов, стремящихся оказать влияние на полит институты в целях принятия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений.

Группы интересов выполняют важные общественные функции. Главными среди них являются функции артикуляции и агрегирования интересов. Артикуляцией называют процесс выявления, четного формулирования интересов людей, входящих в группу, выдвижение конкретных требований и лозунгов. В процессе агрегирования интересов множество частных интересов, ожиданий, потребностей сводятся в единые требования и программы, отражающие общегрупповые цели. Представляя определенные интересы, выдвигая требования и программы, группы интересов выполняют важную функцию информирования власти о наличии той или иной общественно значимой проблемы и желательных способах ее решения. Группы интересов могут предоставить органам власти экспертные разработки по интересующим их проблемам, а также делегировать своих экспертов для работы в различного рода консультативных советах и комиссиях, влиять на отбор кадров соответствующих властных структур. Таким образом, реализуется еще одна важная функция групп интересов – функция формирования и рекрутирования политических элит.

Отстаивание интересов группы в ее отношениях с властью придает группе интересов функции давления на власть. Акцентируя внимание на эту функцию групп, аналитики часто используют понятие «группа давления». Имеются в виду такие группы, которые не стремятся к овладению властью, но оказывают на нее воздействие с целью реализации определенных групповых интересов.

Значительная часть интересов большинства групп реализуется в рамках гражданского общества помимо властных структур. Лишь тогда, когда осуществление коллективного интереса группы требует принятия властных решений, она превращается в группу давления. Для одних групп (в сферах религии, культуры, спорта, досуга и отдыха) эта трансформация может носить лишь эпизодический характер, для других же (организованные группы в политической, экономической, социальной сферах) – постоянный.

В литературе приводится различная типология групп интересов по разным критериям.

- организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);

организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);

организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов и т.д.);

организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);

организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.).

 

Виды демократии

Демократия— политический режим государства или система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени.

В зависимос ти от того, как народ участвует в управлении, кто и как непо средственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезента тивную).

В прямых формах народовластия граждане сами непосредст венно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Практически она возможна в сравнительно небольших коллекти вах (на производственных предприятиях, в общинах, городах и т.п.), причем в тех случаях, когда принимаемые решения доста точно просты и участие в их подготовке и обсуждении не требует специальной квалификации. В современном мире прямая демо кратия встречается главным образом на уровне местного самоуп равления, например в американских и швейцарских общинах, в израильских кибуцах (поселениях коммунистического типа) и т.п. Распространенность прямых форм демократии прямо зависит от того, насколько удается децентрализовать процесс вынесения решений и передать право их принятия сравнительно неболь шим, локальным коллективам.

К прямой демократии обычно относят так называемый импе ративный мандат, предполагающий обязанность выборных пред ставителей голосовать строго в соответствии с наказом избирате лей, их волей. Так, характер императивного мандата имеет кол легия выборщиков президента США, обязанных отдать свой го лос за кандидата, победившего в соответствующих штатах. Импе ративный мандат как бы консервирует волю избирателей, не по зволяя его носителям участвовать в обсуждении и принятии ком промиссных вариантов решений.

Плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти формы участия включают непосредственное волеизъявление на рода, однако оно существует. Суть его состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии полити ческих решений и в контроле за их осуществлением), а при пле бисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной груп пой. Возможности участия основной массы населения в подго товке таких проектов очень невелики даже в тех случаях, когда непосредственно самим гражданам предоставляется право подго тавливать и выносить их на рассмотрение законодательных орга нов или на всенародное голосование.

Плебисцитарные институты нередко используются в целях манипулирования волей граждан, достигаемого, в частности, с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование. Они, особенно референдумы и опросы, до статочно широко применяются на различных уровнях управ ления: в общинах, городах, областях, в масштабах всего госу дарства.

Представительная демократия. Ее суть — в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряже ния. Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в го лосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труд нодоступные для понимания неспециалистов.

 

Политический процесс.

Политический процесс отражает динамику развития политической жизни общества, изме нение во времени и пространстве ее состояний. Обобщенно говоря, это вся совокупность действий по обеспечению формирования, изменения, и функционирования политической системы; переход от одного политического события к другому за определенный про межуток времени. В основе политической жизни, как правило, нахо дится базовый политический процесс («перестройка», демократизация т. д.), который опре деляет специфику всех общественных событий.

Политический процесс — это форма функцио нирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти.

Структура политического процесса включает субъект процесса (реальную власть или ее носителя, которому власть делегирована); объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; средства, методы, ресурсы исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель. Ресурсы могут быть материальными (наука, техника, финансы и др.) и идеальными (настроение граждан, их идеология).

Политические процессы классифицируются по разным крите риям. По сферам действия они разделяются на внутриполитические и внешнеполитические Содержание внутриполитических процессов зависит от формы правления и государственного устройства кон кретных государств, характера господствующих режимов. Внешне политические процессы определяются социально-экономической природой, интересами и целями государств, балансом сил в мире и в конкретном регионе.

В зависимости от сроков протекания - длительные и сравнительно короткие. Продолжи тельные процессы растягиваются на одно или несколько поколений и выступают как исторические (переход к демократическим формам правления).непродолжительные (избирательные кампании, митинги)

В зависимости от значимости для - базовые и периферийные. Базовые процессы разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований в политические решения, типичные приемы формиро вания политической элиты Периферийные процессы формирование различных политических ассоциаций (партий,общественных движений), проведение выборов.

С точки зрения публичности протекания различаются открытый и теневой. Открытый- интересы групп и граждан проявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, в использовании средств массовой информации для обсуждения общественно значимых проблем, в учете общественного мнения, в контроле населения за подготовкой и принятием управленческих решений. Теневой процесс скрытые действия государственных учреж дений, особенно с секретными функциями (разведка, контрразведка) деятельность публично неоформленных институтов и цент ров власти, властные притязания граждан

 

Структура власти

Основными элементами власти являются субъект, объект, ресурсы. Любая власть отражает определенное взаимодействие, предполагающие как минимум две стороны. властвующие, в политологии их принято обозначать понятием «субъект». (индивид, организация, государство и даже мировое сообщество (ООН)). Субъект является непосред ственным носителем власти. объект, на который направлены властные отношения. Субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти, компетентность Без подчинения объекта власть невозможна, и если нет такого подчинения, нет и власти. Субъект может обладать желанием, волей властвования, всеми необходимыми средствами принуждения, но все это должно быть перенесено на объект власти. понятие «власть» не может распространяться на отношения между субъектом, наделенным сознанием — индивидом, группой — и предметным миром, миром вещей, то есть объектами, неспособ ными воплотить волю субъекта в действие, как и власть вещей, чувств, мыслей над человеком

Отношения объекта к субъекту властво вания могут быть в виде сопротивления, вплоть до борьбы на уничтожение, но могут быть добровольно воспринимаемые пови новения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от соответствия организационных и правовых основ власти инте ресам объекта; от средств воздействия, которые применяет субъект; от собственных качеств объекта властвования и характера требо ваний, предъявляемых к нему; от восприятия объектом авторитета субъекта и др.

Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной почвой для авторитарного и тотали тарного режима.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.97.37 (0.062 с.)