Понятие легитимности власти. Типы легитимности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие легитимности власти. Типы легитимности.



Легитимность - признание правомерности официальной власти обществом и международным содружеством. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и насильственной перестройки государственных границ.

Большой вклад в теорию легитимацию власти внес М. Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти: 1) Традиционная легитимность. Она основывается на авторитете традиций и обычаев, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Китай), средневековой Европы и современных монархий. 2) Харизматическая. Покоиться на личных достоинствах, исключительной одаренности политического лидера, доверии к нему подданных. Харизматическая власть распространена в обществах, переживающих коренные изменения. Харизма означает особый дар, которым обладает лидер. Для возникновения харизматической легитимности важно не само обладание харизмой, сколько вера в особые качества вождя со стороны последователей. Со своей стороны лидер полагает, что выполняет «историческую миссию» и поэтому требует поддержки. Харизматическая власть является относительно нестабильной, ибо лидеру необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность. 3) Рационально-правовая. Она основана на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Она характерна для демократических государств и предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в том числе и государственными органами, доверие граждан к государственным институтам, а не отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя. Эти типы легитимности М. Вебер называл идеальными. В «чистом виде» они встречаются редко. В большинстве случаев политическая власть представляет собой различные комбинации отмеченных выше типов легитимности.

 

Основные признаки тоталитарного режима

Политический режим – это методы осуществления политической власти в обществе. Всякий политический режим представляет собой то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов организации человеческих взаимодействий: авторитарности и демократизма. Практически невозможны режимы, полностью лишенные форм реализации одного принципа и построенные на формах реализации только другого принципа. Принято делить политические режимы на три типа: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный режим– означает (to totalis) целостный, полный, весь. Возникло в начале 20 гг. в Италии для хар-ки режима Муссолини. Позже оно вошло в политику и служит для обознач. режима – к полному, тоталитарному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Для ТР хар-на строгая регламентация, политизация и санкционирование всей жизнедеят-ти общ-ва, начиная с экономики и оканчивая искусством. Происх. огосударствление всей общественности, фактически уничтож. не зависящая от гос-ва общественная жизнь. Происх. превращение человека в простой придаток государственного механизма. Партия гос. власти выступает здесь как главный стержень, на котором базируется всё гос. устройство. Важной чертой ТР является фетишизация власти.

В политической сфере ТР соответствуют следующие черты:

1) монополизация власти в руках одной партии.

2) срастание партии и государственного аппарата

3) правящая партия принимает статус государства в государстве

4) однопартийная система, недопущение оппозиции и инакомыслия

5) созд. строго иерархичной вертик. системы управл., увенчанной фигурой вождя

6) формир. власти на всех ур-нях через закрытые каналы бюрокр. номенклатуры

7) фактически отчуждение граждан от полит. процесса

8) максимальное ограничение прав и свобод гражданина, умаление права и закона

9) монопольный контроль над вооружёнными силами

10) террор, насилие как средство политической борьбы

В экономич. сфере устан. монопольный контроль партийно-государственного аппарата над хоз. деятельностью, централиз. планы руководства и управл. экономикой.

В духовной сфере важной особенностью ТР является господство офиц. идеологии, нацеленной на построение нового полит. порядка и созд. нового типа личности.

Тоталитарная идеология складывается из трёх частей:

1) радик. критика предшеств. или определённого полит. противника, которого необх. сокрушить.

2) представление о совершенстве общего будущего, светлого завтра

3) рецептов его достижения

тоталит. идеология отрицает прошлое и наст. во имя великого и светлого общества, обосновывая необх. тоталит. перестроения общ-ва. Эта идеол. претенд. на право абсол. истины, и поэтому явл. общеобязат. и не подлежит критике.Фанатичная вера в окончательную истину объясняет поддержку ТР народом. Привержение общественности официальной идеологии достигается посредством централиз идеологических средств воздействий, монополии на информацию.

 

Неоконсерватизм

Консерватизм – идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение морального порядка и естественно-правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Возник после Великой французской революции, связан с именами Э. Берка, Ж. де Местра защитниками монархизма, противопоставляли устоявшиеся традиции, социальные институты, существовавшие в течение столетий общественные порядки идеям глубочайших потрясений, революционного низвержения всего того, что накапливалось веками. консерватизм – антипод революции.

Консервативная партия Великобритании, Либерально-демократическая партия Японии, ХДС/ХСС в Германии, ХДП в Италии, Голлистская партия во Франции, Республиканская партия в США

Возрождение консерватизма (неоконсерватизм) произошло на Западе в 70-х гг., когда начал набирать силу новый консерватизм. быстрый рост популярности "новых правых" интеллектуалов. Нобелевскими лауреатами становятся сторонники консерватизма, как М. Фримен, Ф.-фон Хайек; В 70–80-е гг. в ведущих западных странах на высшие государственные посты избраны такие консервативные деятели, как Р. Рейган в США, М. Тэтчер в Великобритании, а длительность их пребывания у власти (8 лет и 11,5 лет) свидетельствует о силе нового течения. В политический лексикон 80-х гг. прочно вошли понятия "рейганомика" и "тэтчеризм" символы неоконсерватизма. Сторонники сосредоточили внимание на таких принципах - потребность экономики в ослаблении гос регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, расширении сферы деятельности рыночных отношений.

Существуют две крайние взаимоисключающие оценки неоконсерватизма: 1 позитивный переворот во всей системе общественных отношений, 2 миссия неоконсерватизма целиком негативная, разрушительная. Неоконсерваторы не столько разрушали, сколько изменяли, не столько ломали, сколько исправляли. "Рейганомика" и "тэтчеризм" способствовали росту производительности труда, потребления, заработной платы, уровня жизни.

Но деятельность кабинетов консерваторов имела и свою оборотную сторону, породила серьёзные проблемы.

1.не увенчалась успехом попытка перевести все социальное обеспечение на платную основу, когда бы сам индивид решал, на что тратить заработанные им деньги, в том числе и в сфере социального обслуживания. Встретившись с отрицательной реакцией на это новшество, консерваторы вынуждены были внести коррективы в эту политику.

2. всемерная поддержка "процветающих" частников и остаточный принцип финансирования государственных социально-экономических служб привели к негативным последствиям. в Англии число лиц, находящихся за чертой бедности, возросло по сравнению с 1979 г. на 53 процента и составило 17 процентов общей численности населения. Вдвое увеличилось число бездомных семей.

3. сокращение бюджетных ассигнований на образование в Англии привело к ухудшению подготовки кадров, обострило проблему профессиональной подготовки молодежи.

4. "тэтчеризм" вошёл в противоречие с реальными потребностями общественного развития страны. Пришедший на смену М. Тэтчер премьер Дж. Мейджор решительно стал отходить от жёсткого неоконсервативного тэтчеристского курса. Сходные проблемы возникли и в США, где администрации Буша, а затем Клинтона вынуждены были принимать меры против акцентирования "рейганомики" на ослабление роли государства в общественной жизни США.

Неоконсерватизм нацелен на повышение роли рынка, конкуренции, индивидуальной инициативы, дебюрократизации. Но он несёт и дальнейшую дифференциацию в обществе, оставляет значительную часть общества в нищете и бесправии.

 

Правовое государство

Правовое государство — то государство, в котором господствует право. Идея правового государства направлена на ограничение власти государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности: личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.203.87 (0.012 с.)