Методы политологии как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы политологии как науки



Важное место в политологии занимают методы и способы исследований. Как и любая наука, политология использует общие и специфические методы исследования, приемы и подходы изучения данных.

К общим относятся все те методы, которыми пользуются отдельные общественные науки: социологический, исторический, математический. В общественных науках используются общелогические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, анализ и моделирование и другие подобные методы.

Специальные методы:

- системный – предполагает комплексный анализ сложившихся политических явлений, механизмов функционирования политических организация, институтов. Требует детального изучения составных элементов общественно-политических процессов, их структуры, функционирования…уровни системного анализа:

А) политической системы как целого (система капитализма, система отдельного государства);

Б) части отдельных глобальных систем – подсистем (партийная система, система профсоюзов);

В) отдельных элементов политической системы (правительство, политическая партия).

- бихевиористический – суть которого в изучении политических явлений путем анализа поведения отдельных лиц.

- количественный – связан с бихевиористическим методом, ибо политические явления, подобно природным, можно измерить, посчитать (ЭВМ, другие счетные машины в исследованиях, проводимых в политической сфере; анализируют результаты выборов, развитие политических институтов). Способы исследования в этом методе:

А) статистическое исследование политической активности, ставящие целью выявление закономерностей в поведении избирателей;

Б) анкетное обследование и интервью – дают представление о массово распространенных взглядах и политических позициях;

В) лабораторные эксперименты (во внешней политике международных отношений). Суть метода в разработке предполагаемых будущих сценариев развития событий.

- сравнительный – наиболее древний (Аристотель, Платон, Монтескье, Маркс, Ленин и др.).- сопоставляются два или более политических объектов, или их частей, имеющих черты подобия (структура однотипных, но различных военных группировок или подобных же экономических организаций). Существует определенный принцип отбора для сравнения: институциональный принцип (аналогичные институты и анализируются их сходство и различия. Верховный Совет Украины и парламент Великобритании); функциональный принцип.

- метод принятия решений – самый распространенный метод в политологии. Основные понятия:

А. процесс принятия решений (субъект полит. деятельности, или – кто принимает решения);

Б. процесс принятия решений (обсуждение, консультации, или – как принимать решения);

В. конечный результат принятого политического решения;

Г. использование соответствующих средств для реализации политического решения.

Этот метод в себе объединяет другие методы, опирается на анализ доступных материалов и политических решений.

Типология политических систем

Критериями типологизации могут быть разные основания: формационные (на каком историческом этапе находится страна — рабо-владельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая); социально-экономические (каков уровень социально-экономичес-кого развития страны — доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная), организационно-политические и другие.

Однако наиболее распространенным критерием выделения типов политической системы является понятие «политический режим». Этим термином обозначается тот или иной способ властво вания, функционирования государства и других политических институтов, определяющий качество политической жизни в целом. По характеру политического режима выде ляются демократическая, авторитарная и тоталитарная политичес кие системы. Каковы же характерные признаки этих политических систем?

Демократическая политическая система —

а) высшим источником власти, ее определителем является народ; народу принадлежит власть, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их и даже непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов;

б) периодическая выборность основных органов власти (государ ства); верховная власть избирается, причем на определенный срок;

в) наличие гарантированных прав и свобод граждан; равенство прав граждан на участие в управлении государством — равенство избирательных прав, свобода создавать политические партии и другие объединения, свобода мнений, право на информацию, на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве;

г) наличие реального механизма контроля за деятельностью правящей группы со стороны масс;

д) подчинение меньшинства большинству при принятии и осуществлении решений.

Демократическая политическая система предполагает существование множества противовесов любой власти, исключает господ-ство устойчивого неизменного большинства. Этот тип отличается широкими политическими свободами, открытой конкуренцией в борьбе за власть. Однако не все демократические политические системы отвечают указанным характеристикам. В большинстве случаев все это не столько реальность, сколько идеал, к которому стремятся различные системы.

Тоталитарная политическая система - гос. строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми сферами жизни общества. Ее особенностями являются:

а) наличие единой оф. идеологии, которая охватывает все сферы жизни общества

б) наличие единой массовой партии, кот-я стоит над бюрократическим аппаратом или полностью с ним сливается(кПСС), во главе гос-ва вождь массовой партии

в) наличие системы террор. полицейского контроля

г) наличие лишь одной правящей партии во главе с вождем;

д) контроль над СМИ

е) гос контроль над экономикой посредством командно-администр. рычагов

ж)контроль над вооруженными силами

Авторитарная политическая система — неограниченная власть одного лица или группы лиц, недопускающая гос. оппозицию, но сохраняющая автономию личности и общества во внеполит. сферах. ей присущи следующие черты:

а) централизация власти, самовластие или небольшое число носителей власти, ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц) военная хунта, олигархическая группа);

б) неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам, безаппеляционный командный метод руководства, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;

в) ликвидация или существенное ограничение демократических прав и свобод граждан, недопущение реальной политической оппо зиции и конкуренции. Возможно существование ограниченного числа политических партий, профсоюзов и других организаций, «лояльных» к существующему режиму и лишь при условии их подконтрольности властям;

г) невмешательство или ограничение вмешательства во внеполи-тические сферы и, прежде всего, в экономику. Власть занимается главным образом обеспечением собственной безопасности, общест венного порядка, обороны, внешней политики. Однако экономика развивается по законам и механизмам рыночного саморегули рования;

д) формирование власти на всех уровнях происходит не путем выборов, а назначением сверху.

Также выделяют след. полит. системы:однопар тийные, двухпартийные и многопартийны

Разделяются политические системы и по формам государствен ного правления и государственного устройства. монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские, президентские, смешанные) поли тические системы. Согласно второму признаку (государственное устройство) — унитарные, федеративные и конфедеративные поли тические системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.007 с.)