Типы государства по М. Веберу



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы государства по М. Веберу



Макс Вебер (1864—1920) — выдающийся немецкий социолог, наиболее крупная фигура в исследовании политических отношений. М. Вебер разработал учение о типах господства. Власть, отмечал М. Вебер, — это возможность осуществления воли внутри опреде ленного социального отношения. Господство — особая форма власти, это способность аппарата управления гарантировать «порядок» в пределах какой-либо территории путем угрозы или применения физического или психологического насилия; это возможность обеспечения послушания данной группы приказам определенного содержания.

М. Вебер выделил три мотива повиновения и, соответственно, три типа господства: рациональный, традиционный и харизматичес кий. Рациональный (легальный) тип господства, в основе которого лежит мотив — интерес. Массы здесь подчиняются не какой-либо конкретной личности, а законам, которым подчиняются все. Специалисты-чиновники являются лишь механизмом управления, на вершине которого — верховный глава, но и он подчиняется существующим законам и правилам.

Традиционный тип господства: здесь в основе подчинения — нравы, традиции, склонность к определенному поведению. Господство осуществляется не столько опираясь на законы, сколько на вере в святость и незыблемость существующих порядков и власти.

Харизматический тип господства, при котором особое внимание отводится божественному дару, харизме, таланту вождя, призван ному быть вождем «сверху». Такими качествами может обладать не только религиозный герой, пророк, но и политик. Мотивом пови новения харизматическому господству является «личная склон ность и симпатия». Именно такой лидер обладает способностью подтолкнуть массы на ломку веками складывающихся традиций.

М. Вебер отмечал, что в реальной жизни, «в чистом виде» эти типы не существуют. Однако, когда речь идет о мотивах повино вения господству, то можно определить комбинации этих типов. Современные ему европейские государства он относил к первому, рационально-легальному типу господства.

22. Политика как общественное явление: содержание и структура

Термин «политология» объединяет два слова, в переводе с гречес кого означающие «politika» — политика и «1оgos» — учение, наука. Значит, политология — наука о политике.

Политика, по Аристотелю, — это искусство управления государством.

Политика возникает в момент перехода от родоплеменных форм организации общества к государственным. Так, на территориях Египта, Китая, Месопотамии и др. уже в У1—У тысячелетиях до н. э. существовали крупные политические сообщества-государства. Понятие «государство» можно определить как форму (одну из форм) организации общества, а «политику» — как способ (один из способов) управления обществом — государством. «Политику» можно также интерпретировать как искусство организации и управления обществом с помощью государственной (политической) власти.

Политика как особый вид регуляции социальной жизни необхо дима для того, чтобы согласовывать интересы различных социаль ных слоев и групп, вырабатывать общие, обязательные для всех правила и нормы и осуществлять контроль за их выполнением.

 

Политика – это деятельность соц. групп и индивидов по артикуляции(осознанное представление) своих коллект. интересов, выработке обязан. для всего общества, осуществл. посредством гос. власти (Пугачев).

Политика — это особый вид деятельности социальных групп и индивидов связанный с взятием, удержанием и использованием государственной власти. Это сфера деятельности между классами, нациями и другими социальными слоями и группами, ядром которой является проблема власти. Главное в политике — устройство и функ ционирование власти(М.Вебер)

Из такого определения следует, что политика — это не только деятельность политиков; она пронизывает все общество. Принимаю щие политиками решения не могут не иметь социальных послед ствий для всего общества. Отсюда вывод: политика может быть добродетелью, нести в жизнь порядок и справедливость, благо народу. Но политики могут использовать власть в корыстных целях, в ущерб большинству населения и могут нанести существенный вред обществу в целом.

Основные компоненты политики как общественного явления:

-политическое сознание

- нормативные идеи( прогр. партий, устан. общ. групп)

- институт власти и борьбы за ее обретение

- отношения властвования

Содержание политики выражается в ее целях, программах и цен ностях, в проблемах и задачах, которые она решает, способах и мето дах принятия и реализации политических решений. Соответственно политика может быть демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской, публичной и закрытой и т. д. В основе политики лежит либо сотрудничество и взаимопонимание людей, либо конфронтация, вражда, насилие.

Специфика гос. политики состоит в том, что она, выражая и защищая интересы определенной социальной группы, должна учитывать интересы и всех других существующих в обществе социальных слоев и групп, как бы интегрируя их.

Политика — это и вид искусства. Ведь искусство трактуется не только как художественное творчество: литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка. Понятие «искусство» определяется в словарях и как «высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности». Политика и требует творческого отношения к действительности. В масштабе общества политика может быть искусством умелого управления государством, искусством полити ческой деятельности, отвечающей интересам данной группы, искусством осуществления власти.

 

Становление теории элит

«Элита» в переводе с фр. – «лучший». Это означает, что понятие «элита» связано с определенным качеством, это качество наивысшее. В 17 веке элитой называли товары наивысшего качества, затем «избранных» людей высшей знати. Так, в Англии элитой обозначались высшие социальные слои (группы) общества. В общественных науках термин «элита» появился в конце 19- нач.20 вв.

В наше время термин «политическая элита» означает: составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа (или совокупность групп), обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами, принимающая непосредственное участие в государственной власти или воздействующая на нее. Теория элиты — это социально-философская концепция, исклю чающая усредненность в оценке влияния людей на власть и отра жающая соревновательность, конкурентность в политической жизни.

В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс сформулиро вали классические теории элит как целостную систему взглядов. Основные положения этих теорий таковы:

1. Общество закономерно делится на привилегированное властвующее меньшинство и пассивное большинство. В основе этого деления лежит естественное неравенство людей по талантам и способностям, интеллекту и богатству.

Элита представляет собой сплоченную группу, отличающуюся особыми психологическими, социальными и политическими качествами.

Имея более или менее широкое признание со стороны масс, политическая элита направляет развитие общества.

Главное предназначение политической элиты — в принятии важнейших политических решений.

Отношения между элитой и простыми людьми носят характер господства и подчинения.

В ходе борьбы за власть происходит формирование и смена элит.

Кроме общих моментов во взглядах авторов классических теорий элит есть и различия в обосновании природы политического неравенства. Так, Парето признавал основанием отнесения к элите превосходство врожденных психологических свойств и включал в нее людей, получивших наивысший индекс в области их деятельности. Моска включал в элиту наиболее активных в полити ческом отношении людей, ориентированных на власть. Он объяснял неизменность власти меньшинства над большинством прежде всего организованностью, а также умом, талантом, образованностью индивидов меньшинства. Михельс, объясняя природу неравенства, не делал акцента на моральное превосходство представителей элиты и считал, что постоянная организация в силу практической необхо димости требует постоянных вождей. Чем более постоянную форму принимает организация, тем больше случайные вожди заменяются профессионалами.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.239.91 (0.015 с.)