Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы государства по М. ВеберуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Макс Вебер (1864—1920) — выдающийся немецкий социолог, наиболее крупная фигура в исследовании политических отношений. М. Вебер разработал учение о типах господства. Власть, отмечал М. Вебер, — это возможность осуществления воли внутри опреде ленного социального отношения. Господство — особая форма власти, это способность аппарата управления гарантировать «порядок» в пределах какой-либо территории путем угрозы или применения физического или психологического насилия; это возможность обеспечения послушания данной группы приказам определенного содержания. М. Вебер выделил три мотива повиновения и, соответственно, три типа господства: рациональный, традиционный и харизматичес кий. Рациональный (легальный) тип господства, в основе которого лежит мотив — интерес. Массы здесь подчиняются не какой-либо конкретной личности, а законам, которым подчиняются все. Специалисты-чиновники являются лишь механизмом управления, на вершине которого — верховный глава, но и он подчиняется существующим законам и правилам. Традиционный тип господства: здесь в основе подчинения — нравы, традиции, склонность к определенному поведению. Господство осуществляется не столько опираясь на законы, сколько на вере в святость и незыблемость существующих порядков и власти. Харизматический тип господства, при котором особое внимание отводится божественному дару, харизме, таланту вождя, призван ному быть вождем «сверху». Такими качествами может обладать не только религиозный герой, пророк, но и политик. Мотивом пови новения харизматическому господству является «личная склон ность и симпатия». Именно такой лидер обладает способностью подтолкнуть массы на ломку веками складывающихся традиций. М. Вебер отмечал, что в реальной жизни, «в чистом виде» эти типы не существуют. Однако, когда речь идет о мотивах повино вения господству, то можно определить комбинации этих типов. Современные ему европейские государства он относил к первому, рационально-легальному типу господства. 22. Политика как общественное явление: содержание и структура Термин «политология» объединяет два слова, в переводе с гречес кого означающие «politika» — политика и «1оgos» — учение, наука. Значит, политология — наука о политике. Политика, по Аристотелю, — это искусство управления государством. Политика возникает в момент перехода от родоплеменных форм организации общества к государственным. Так, на территориях Египта, Китая, Месопотамии и др. уже в У1—У тысячелетиях до н. э. существовали крупные политические сообщества-государства. Понятие «государство» можно определить как форму (одну из форм) организации общества, а «политику» — как способ (один из способов) управления обществом — государством. «Политику» можно также интерпретировать как искусство организации и управления обществом с помощью государственной (политической) власти. Политика как особый вид регуляции социальной жизни необхо дима для того, чтобы согласовывать интересы различных социаль ных слоев и групп, вырабатывать общие, обязательные для всех правила и нормы и осуществлять контроль за их выполнением.
Политика – это деятельность соц. групп и индивидов по артикуляции(осознанное представление) своих коллект. интересов, выработке обязан. для всего общества, осуществл. посредством гос. власти (Пугачев). Политика — это особый вид деятельности социальных групп и индивидов связанный с взятием, удержанием и использованием государственной власти. Это сфера деятельности между классами, нациями и другими социальными слоями и группами, ядром которой является проблема власти. Главное в политике — устройство и функ ционирование власти(М.Вебер) Из такого определения следует, что политика — это не только деятельность политиков; она пронизывает все общество. Принимаю щие политиками решения не могут не иметь социальных послед ствий для всего общества. Отсюда вывод: политика может быть добродетелью, нести в жизнь порядок и справедливость, благо народу. Но политики могут использовать власть в корыстных целях, в ущерб большинству населения и могут нанести существенный вред обществу в целом. Основные компоненты политики как общественного явления: -политическое сознание - нормативные идеи(прогр. партий, устан. общ. групп) - институт власти и борьбы за ее обретение - отношения властвования Содержание политики выражается в ее целях, программах и цен ностях, в проблемах и задачах, которые она решает, способах и мето дах принятия и реализации политических решений. Соответственно политика может быть демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской, публичной и закрытой и т. д. В основе политики лежит либо сотрудничество и взаимопонимание людей, либо конфронтация, вражда, насилие. Специфика гос. политики состоит в том, что она, выражая и защищая интересы определенной социальной группы, должна учитывать интересы и всех других существующих в обществе социальных слоев и групп, как бы интегрируя их. Политика — это и вид искусства. Ведь искусство трактуется не только как художественное творчество: литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка. Понятие «искусство» определяется в словарях и как «высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности». Политика и требует творческого отношения к действительности. В масштабе общества политика может быть искусством умелого управления государством, искусством полити ческой деятельности, отвечающей интересам данной группы, искусством осуществления власти.
Становление теории элит «Элита» в переводе с фр. – «лучший». Это означает, что понятие «элита» связано с определенным качеством, это качество наивысшее. В 17 веке элитой называли товары наивысшего качества, затем «избранных» людей высшей знати. Так, в Англии элитой обозначались высшие социальные слои (группы) общества. В общественных науках термин «элита» появился в конце 19- нач.20 вв. В наше время термин «политическая элита» означает: составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа (или совокупность групп), обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами, принимающая непосредственное участие в государственной власти или воздействующая на нее. Теория элиты — это социально-философская концепция, исклю чающая усредненность в оценке влияния людей на власть и отра жающая соревновательность, конкурентность в политической жизни. В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс сформулиро вали классические теории элит как целостную систему взглядов. Основные положения этих теорий таковы: 1. Общество закономерно делится на привилегированное властвующее меньшинство и пассивное большинство. В основе этого деления лежит естественное неравенство людей по талантам и способностям, интеллекту и богатству. Элита представляет собой сплоченную группу, отличающуюся особыми психологическими, социальными и политическими качествами. Имея более или менее широкое признание со стороны масс, политическая элита направляет развитие общества. Главное предназначение политической элиты — в принятии важнейших политических решений. Отношения между элитой и простыми людьми носят характер господства и подчинения. В ходе борьбы за власть происходит формирование и смена элит. Кроме общих моментов во взглядах авторов классических теорий элит есть и различия в обосновании природы политического неравенства. Так, Парето признавал основанием отнесения к элите превосходство врожденных психологических свойств и включал в нее людей, получивших наивысший индекс в области их деятельности. Моска включал в элиту наиболее активных в полити ческом отношении людей, ориентированных на власть. Он объяснял неизменность власти меньшинства над большинством прежде всего организованностью, а также умом, талантом, образованностью индивидов меньшинства. Михельс, объясняя природу неравенства, не делал акцента на моральное превосходство представителей элиты и считал, что постоянная организация в силу практической необхо димости требует постоянных вождей. Чем более постоянную форму принимает организация, тем больше случайные вожди заменяются профессионалами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.221 (0.007 с.) |