ТОП 10:

Ресурсы и функции власти. Проблема легальности, легитимности и эффективности политической власти.



 

Источники власти- авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знания, харизма, тайна, интерес

 

Ресурсы власти- экономические, социальные, культурные, информационные, силовые, демографические, экологические

 

Функции политической власти:

1. Управление

2. Корреляция

3. Контроль

4. Организация

5. Мобилизация

6. Защита

 

Характерные черты государственной власти

· Легальность использования силы

· Верховенство и обязательность решений для других властных структур

· Моноцентричность

· Разнообразие ресурсов

Проблема легальности, легитимности и эффективности политической власти

 

В зависимости от легальности, легитимности и эффективности властях в рамках политической системы – стабильность политической власти.

 

Эффективность- демонстративная способность политической системы к адаптации в новых условиях, которая обеспечена поддержкой масс. Показателями эффективности власти являются соотношение между принятыми и реализованными решениями, уровень дохода на душу населения, индекс инфляции в обществе.

 

Легальность- формально-юридическая законность установленной власти.

Легитимность- правомерность власти при поддержке масс. Власть, которой доверяет народ.

 

Кризис легитимности имеет свои признаки:

1. Увеличение преступности и омоложение среды правонарушителей

2. Отток капитала за границу

3. Рост оппозиционных настроений в обществе

4. Высокий уровень абсентеизма.

 

По мнению Вебера, господство предполагает социальное отношение, при котором приказ, отданный одними людьми, встретит повиновение, то есть признание и исполнение у других людей в соответствии с определенным легитимным порядком, основанном на традиции, вере или целерациональных мотивах, то есть на доминирующих в данной культуре ценностях. В соответствии с этими ценностями культуры им выделяются три 'идеальных типа' господства: 1) традиционный (на основе традиции и обычая); 2) легальный (основывающийся на целерациональных мотивах и, в частности, принципах права), и 3) харизматический (основан на вере). В реальной политической жизни отдельных стран эти 'идеальные типы' переплетаются при определенном преобладании какого-либо типа господства. К примеру, на территории бывшего СССР можно найти случаи использования преимущественно легального (Эстония), харизматического (Азербайджан) или традиционного (Узбекистан) способов политического господства.

Таким образом, отношения 'господства и подчинения' агентов власти составляют центральное звено властного механизма общения между людьми, при котором его участники признают сложившийся порядок легитимным, то есть социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия. 'Легитимность- это представление (символ веры), и поэтому оно присутствует в сознании граждан. Оно проистекает из убеждения, что власть предержащие в стране наделены правом принимать решения, которые ее граждане должны выполнять'. Иногда наступает кризис легитимности, как, к примеру, это произошло в СССР после утраты власти КПСС в 1991 году, что нашло свое отражение в так называемом 'параде суверенитетов', Беловежском соглашении, неисполнении указов Президента СССР и пр. 'Легитимность' отличается от 'легальности' тем, что 'легальность' характеризуется только формальным соответствием социального порядка юридическим законам страны, тогда как в первом случае речь идет также о соответствии обычаям.

'контроль - влияние',

'управление--давление'

Кроме того, необходимо включить в это 'поле' действия властного механизма общения три рассмотренные выше проекции ('плоскости') власти и влияния, получившие в современной политологии названия: 1) символической власти (отношения 'господства и подчинения' в соответствии с ценностями общества, поддерживающие легитимный порядок), 2) структурной власти (отношения 'контроля и влияния', связанные с регулированием ресурсов и распределением властных полномочий, функций и зон влияния между элементами политической системы), а также 3) власти инструментальной (отношения 'управления и давления', определяющие средства и способы взаимного действия встречных процессов руководства людьми и давления гражданского общества). И в этом состоит вся сложность понимания власти как регулятора коллективной жизни общества в процессе его кооперации и достижения совместных целей, то есть рассмотрения государственно-публичной власти в качестве современного механизма регулирования и способа социального общения людей, функционирование которого образует особую сферу общественной жизнедеятельности, именуемую политикой.

Политические режимы

 

Формы государственного правления и формы государственного устройства дают представление преимущественно о внешнем выражении государственности, составляя ее структурно-организационный аспект, функциональный же аспект заключен в понятии «политический режим».

 

Политический режим (от лат. regimen — управление) — это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражает уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности. Политический режим выступает в современной политологии одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы. Понятие политического режима получило распространение в запад­ноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и ХХ веков.

Политический режим зависит от нескольких факторов:

• исторических, социокультурных традиций;

• личных качеств политического лидера;

• соотношения сил в обществе;

• политической культуры общества.

Понятие политического режима появилось в западной политической науке еще в XIX веке, а в широкий научный оборот оно вошло после Второй мировой войны. Этимологически термин 'режим' происходит от латинского 'regimen' (порядок управления), производными от которого являются французское и английское слово 'regime', обозначающее приблизительно то же самое. На сегодняшний день в политологии существует немало трактовок и определений этого научного понятия. Остановимся лишь на наиболее распространенных из них.

Два основных направления в политической науке аккумулируют в себе большинство концептуальных интерпретаций и дефиниций понятия политического режима: правовое и социологическое. В первом случае политический режим редуцируется лишь к официальным формам и легальным методам управления, которые опираются на формально-юридические критерии функционирования государства, связанные с декларируемыми нормами конституционного права. Таким образом, понятие 'политический режим' становится довольно близким по смыслу к 'форме правления' государства, его конституционно-правовому режиму. На базе формально-правовых критериев выделяются режимы демократические, где право ограничивает действие правительства, и автократические, где существует произвол правителей, не соблюдающих законов. В рамках приведенного подхода весьма существенным является отношение государственных органов к провозглашенным конституционно-правовым нормам (в том числе и к основным правам и свободам граждан), а также внутренний механизм институционального взаимодействия органов государственной власти.

Другое, более современное, социологическое направление в интерпретации политических режимов исходит из иных критериев в его определении. М. Дюверже считает, что политический режим это скорее особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой,- способы политического участия партий и групп давления. Р. Макридис исходит из функциональной концепции политической системы, в соответствии с которой 'политический режим' определяет специфические пути и способы, при помощи которых идеально заданные функции системы реализуются в процессе практического функционирования государственных институтов. При этом весьма существенным является тот момент, что одна и та же политическая система может в зависимости от исторических обстоятельств функционировать в различных режимах. Советская политическая система, например, в разные периоды работала в различных режимах: от сталинского террора 30 - начала 50-х годов до либерализации в период перестройки в середине-конце 80-х годов.

В главе, посвященной структуре власти, было выделено институциональное измерение, связанное с инструментальными средствами и способами взаимодействия государственных органов и социальных групп. Именно в этой аналитической плоскости и находится понятие политического режима. Оно в то же время уже по объему категории 'политический процесс', включающей в свой анализ спонтанные, неинституционализированные компоненты социально-политической динамики, как и категории 'государственное управление', описывающей регулирование коллективных ресурсов, выработку моделей публичной стратегии и тактики, и, наконец, вопросы чисто организационного менеджмента. Анализ функционирования политических режимов сопряжен прежде всего с методами руководства людьми и способами поддержания легитимного порядка, а не с текущей организацией аппаратной работы и оперативным распределением ресурсов, являющимися 'смежными' измерениями государственной политики, которые связаны с уже собственно административно-организационной деятельностью.

Институциональные способы государственного руководства, выступающие средствами достижения общих целей политики государства, составляют основное содержание понятия политического режима. Именно в таком духе дает определение демократическому типу режимов Й. Шумпетер: 'Демократия - это всего лишь метод, так сказать, определенный тип институционального устройства для достижения законодательных и административных политических решений'15. Ряд авторов идут еще дальше, подразумевая под политическим режимом общий характер взаимодействия государственных органов и социальных групп, который включает в себя не только государственное воздействие 'сверху', но и 'обратные связи', то есть функционирование механизмов гражданского представительства и давления, участия и выборов. 'Под политическим режимом следует понимать способ политического существования любого общественного коллектива, племени, нации или государства',- дает подобную предельно широкую формулировку французский политолог Ж. -М. Денкэн.

Итак, если попытаться обобщить сказанное выше, то можно дать следующее определение политического режима. Под политическим режимом понимается институциональный способ взаимодействия государства и общества, правительства и граждан, включающий в себя следующие параметры: характер функционального отношения властного порядка к фундаментальным правам и свободам граждан; соответствие мероприятий административных органов государственно-правовым основам, проявляющееся в соблюдении конституционных норм и других законов страны, и в удельном весе официально-легальной сферы в общем объеме действий правительства; степень политического участия народа и его включенности в процесс принятия государственных решений, отражающих меру социального представительства, общественного контроля и гражданского волеизъявления; уровень возможности свободного и конкурентного соперничества правящей и оппозиционной группировок в процессе формирования органов государственной власти; роль открытого насилия и силового принуждения в совокупности методов государственного управления. Другими словами, между рядовыми гражданами и правительственной администрацией происходит как бы заключение 'общественного договора' о правилах игры, а динамика осуществления государственного управления регулярно отражает действительное состояние дел при поддержании властного порядка, да и сам характер регулирования взаимодействия между человеком и государством.

 

Политический режим- совокупность открытых и скрытых элементов, которые определяют содержание и характер отношений между:

§ Государством и гражданским обществом

§ Ветвями государственной власти

§ Центром и регионами

§ Государством и группами давления

§ Избирательной системой и формами государственного правления

§ Идеологическими и неидеологическими формами политического принуждения

 

Классическое деление политических режимов - тоталитарный, авторитарный, демократический

 

Лейпхарт базируется на уровне взаимоотношений между органами власти и избирательной системой

1. Президентско-мажоритарный

2. Парламентско-мажоритарный

3. Президентско-пропорциональный

4. Парламентско-пропорциональный

 

Какие органы государственной власти представлены и как добились своей власти.

Избирательная система- совокупность избирательных процедур, предусмотреных законом и связанных с формированием органов власти.

Органы власти

1. Представительские парламент, глава региональных и городских гос.администраций

2. Исполнительно-распорядительные и административные. Президент, кабмин, госадминистарция на разных уровнях

3. Судебные по уровню влияния

Городские, областные- по территориально-административному признаку

По сфере деятельности: конституционные, хозяйственные, военные, административные, криминальные, гражданские

4. Прокуратура в России, Украине и Испании

В других странах действует в рамках судебных органов власти.

 

Структура Министерства здравоохранения Украины и подчиненные ему органы управления местного уровня.

 


Подчиненные подразделения министерства здравоохранения Украины

 

– Департамент развития медицинской помощи
– Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора
– Департамент кадровой политики, образования и науки
– Департамент экономики и финансов
– Управление делами
– Отдел государственных закупок
– Отдел информационно-аналитического обеспечения связей с Верховной Радой Украины и общественностью
– Отдел медицинского страхования
– Контрольно-ревизионный отдел
– Мобилизационный сектор
– Сектор режимно-секретной работы
– Пресc-центр МОЗ
– Государственная служба лечебных средств и изделий медицинского назначения
– Комитет по вопросам народной и нетрадиционной медицины
– Украинская станция выездной экстренной консультативной медпомощи
– Приемная граждан
– Центр медицинской статистики
– Департамент инспектирования и контроля качества медицинских услуг
– Управление административного обеспечения
– Управление материнства, детства и санаторного дела
– Управление правовой и международной деятельности
– Отдел по обеспечению деятельности министра
– Сектор контроля аппарата

 

Подчиненные министерству здравоохранения органы управления местного уровня.

 

· Министерство здравоохранения АР Крым

· Управление здравоохранения и курортов Винницкой областной государственной администрации

· Управление здравоохранения Волынской областной государственной администрации , Донецкой, Ивано-Франковской, Запорожской, Житомирской, Закарпатской, Кировоградской, Полтавской, Сумской, Тернопыльской, Ровенской, Николаевской, Хмельницкой, Херсонской, Черниговской областных государственных администраций, Севастопольской городской государственной администрации

· Главное управление здравоохранения Днепропетровской областной государственной администрации Львовской, Луганськой, Харковской, Черновецкой, Киевской областных государственных администраций

· Управление здравоохранения и медицины катастроф Одесской областной государственной администрации

· Главное управление здравоохранения и медицины катастроф Черкасской областной государственной администрации

· Главное управление здравоохранения и медицинского обеспечения Киевской городской государственной администрации

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.254.115 (0.011 с.)