ТОП 10:

Территориального государственного устройства



 

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

Для эффектного функционирования государства важное значение имеет

форма государственного правления,под которойпонимается

способ организации верховной государственной власти, а также процедура образования институтов и нормы взаимоотношений с населением.

Существует две основные формы государственного правления,которые различаются в зависимости от положения главыгосударства: монархия и республика.

Та или инаяформа правлениясложилась исторически и обусловлена, прежде всего, соотношением классовых сил. В странах, где буржуазная революция одерживаларешительную победу, устанавливалась, как правило,республиканская форма правления. Так было во Франции, а так же вСоединенных Штатах Америки после завоевания ими независимости.Встранах, где борьба буржуазии с феодалами завершилась компромиссом, сохранилась монархическая формаправления, которая постепенно приспосабливалась к интересам пришедших к власти буржуазии. Так было в Японии, Великобритании, Нидерландах.Врезультате подъема демократического движения после первой мировой войны прекратили свое существование монархии в Германии, Австрии, а после второй мировой войны — в Италии, в 70-е годы — в Греции. Однако конституция Испании 1978 года, знаменовавшая демократизацию политического строя,предусмотрела монархическую форму правления.

В прошлом различия между монархией и республикойв значительной мере отражали разницу в степени демократичности политического строя. В настоящее время такие черты государства, как относительная демократичность или реакционность, цент­рализация или децентрализация, непосредственно не зависят от формы правления (республика Пакистан гораздо менее демок­ратична, чем парламентская монархия в Великобритании или Швеции).

Монархия (от греч. «единовластие») это форма государ­ственного правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства монарха (короля, царя, шаха, императора).

Признаки монархии:

• власть передается по наследству;

• осуществляется бессрочно;

• не зависит от воли населения.

 

Монархия была господствующей формой правления на про­тяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

В мире в настоящее время существует несколько разновид­ностей монархической формы правления:

Абсолютная (неограниченная) монархия, в которой отсутству­ет представительные учреждения народа и в которых единствен­ным носителем суверенитета государства является монарх (Сау­довская Аравия, Катар, Оман).

Конституционная (ограниченная)монархия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией и высшим государственным органом (парламент). Конституци­онная монархия делится на дуалистическую(Монако, Иордания, Кувейт), в которой монарх наделен преимущественно исполни­тельной властью, и лишь частично — законодательной, и пар­ламентскую, которая является довольно распространенной фор­мой правления в современных развитых странах (Нидерланды, Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Испания, Норвегия, Япония).В парламентской монархии власть монарха фактически не распространяется на сферу управления. При этой форме правле­ния законы принимаются парламентом: право вето монарх фак­тически (в ряде стран и формально) не осуществляет. Правитель­ство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Фак­тически управление страной осуществляет правительство. По рекомендации правительства монарх выполняет все свои государственные функции. Монархия в современных развитых стра­нах выступает слабым политическим институтом и не играет, как правило, существенной роли в политической системе.

 

Парламентской монархии в отдельных странах свойственны индивидуальные особенности. Так, в Японии глава государства не король, как в других странах, а император. Любопытны осо­бенности монархической формы правления в ряде государств (Австралия. Канада, Новая Зеландия и др.). Доминионы не имеют собственных монархов. Главой государства является британский монарх, но его функции осуществляет генерал-губернатор, назначенный британской короной по представлению правительства доминиона.

 

 

Республика (от греч. «государственные, общественные дела») — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей uлu представительного органа.

Признаки республики:

выборность власти;

срочность (определенный срок правления);

зависимость от воли избирателей.

 

Республиканская форма правления является самой распрост­раненной в современных развитых государствах. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно в современном мире существуют три разновидности: президентская, парламентская и смешаннаяреспуб­лики, хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, теократическую, советскую и т.д.

В современном мире достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика. Ее отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам (в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. Типичный пример президентской республики — США. В президентской рес­публике правительство отличается стабильностью. В ней существует жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не в праве распустить парламент. Лишь в случае серьезных антикон­ституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент — он досрочно отстраняется от власти. Однако процедура импичмента очень затруднена. Отношения между парламентом и президентом основыва­ются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно об­ладает правом вето (от лат. «запрет») на решения парламента. Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать, находить обший язык, даже если оба этих института контролируются различными партиями.

Президентская республика не получила распространения в Западной Европе. В странах же с длительными авторитарными традициями, прежде всего в Латинской Америке, Азии и Афри­ке, а также на территории бывшего СССР (Туркменистан, Бело­руссия), эта форма правления нередко вырождается в «суперпре­зидентскую республику». В ней почти вся реальная власть сосре­дотачивается у президента, который выходит из-под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а кое-где (Заир, Малави и др.) даже объявляется пожизненным главой государства.

Важнейшая особенность парламентской республикиобра­зование правительства на парламентской основе (обычно парла­ментским большинством) и его формальная ответственность пе­ред парламентом, который осуществляет по отношению к пра­вительству ряд функций:

формирует и поддерживает его;

издает законы, принимаемые правительством к исполнению;

• утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;

• осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечетза собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов;

• критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

 

Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. (Такие ходатайства президент обычно удовлетворяет). Хотя руководитель правитель­ства (премьер-министр, канцлер) официально не является гла­вой государства, реально он — первое лицо в политической иерар­хии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничи­вается представительскими функциями, мало чем отличаясь от функций главы государства в парламентских монархиях. К пар­ламентским республикам относятся Италия, Австралия, Герма­ния, Исландия.

 

Третьей основной разновидностью республики является полупрезиденсткаяили смешаннаяреспублика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Фин­ляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правитель­ства. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различ­ных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характер­ная черта — двойная ответственность правительства: перед прези­дентом и парламентом.

Классическим образцом полупрезиденсткой республики яв­ляется Франция. В ней президент и парламент избираются неза­висимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, вправе распустить парламент с обяза­тельным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховных главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента.

Президент, без согласования с парламентом, но, учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров. Глава го­сударства председательствует на заседаниях правительства, утвер­ждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициати­вы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

В современном мире существует три основные формы территориального устройства государства: унитарная, федеративная и конфедеративная.

УНИТАРНОЕ государство представляет собойединую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, напри­мер, Испания, имеют в своем составе инонациональные образо­вания, пользующиеся автономией, компетенции которой опре­деляются центральной властью.

 

Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Украина, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (са­моуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра. В децентрализованныхже унитарных государствах крупные ре­гионы пользуются широкой автономией и даже располагают соб­ственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают пере­данные им в ведение центральными органами вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п. Однако в отличие от субъектов федерации в области налогообложения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

 

ФЕДЕРАЦИЯ (в переводе с лат. «верность союзу») — одна из са­мых распространенных в настоящее время форм территориального устройства государств (Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, Россия, CША,, ФРГ).

Главное отличие федерации от унитарного государства состо­ит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан. (В унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета — народ).

Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

 

По своему замыслу федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями; оптимальные возможности для выражения религиозных и других интересов меньшинств; приблизить власть и управление к гражданам.

 

Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия объектов федерации. При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третьи — совместной компетенцией союзов и его членов. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей штатов (земель) федерации — соучастники общегосударственного суверенитета - фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий или массовых беспорядков.

Федерация как форма территориального устройства государства показала свою жизнеспособность. Этого нельзя сказать о третьей форме территориального государственного устройства- КОНФЕДЕРАЦИИпостоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), Швейцарии (до 1848г.), Германии (1815-1867) инекоторых других странах. Эта форма государственного объе­динения непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается.

 

В последние годы на территории бывшего СССР сделана попытка создать Содружество Независимых Государств (СНГ) — союз суверенных государств, координирующих свою деятель­ность в различных сферах. Такая форма государственных образований не может быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единство деятельности содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств. Опыт развития Европейского Союза свидетельствует, что долговременное объединение и сближение государств возможно на пути экономической интеграции и постепенной реализации федератив­ных принципов.

Формы государственного правления и формы государственного устройства дают представление преимущественно о внешнем выражении государственности, составляя ее структурно-организационный аспект, функциональный же аспект заключен в понятии «политический режим».

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.146.112 (0.014 с.)