ТОП 10:

В.М.Александровская, Э.Ф.Смеричевский, В.А.Кречетова



В.М.Александровская, Э.Ф.Смеричевский, В.А.Кречетова

ПОЛИТОЛОГИЯ

Донецк - 2009

 

 

Министерство здравоохранения Украины

Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького

Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин

 

В.Н.Александровская, Э.Ф.Смеричевский, В.А.Кречетова

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

Учебное пособие

 

 

Донецк - 2009

ББК С 562.21я73

УДК 32.001 (075.8)

 

В.Н.Александровская Э.Ф.Смеричевский, В.А.Кречетова. Политология: учебное пособие – Донецк: ДонНМУ, 2009. – 94 с.

Учебное пособие содержат материалы, необходимые для студентов во время подготовки к практических занятиям по курсу „политология". Они включают обоснование актуальности тем и целей семинарских занятий, теоретические вопросы к ним, комплекс обучающих задач и текст лекций.

 

 

Коллектив авторов:

 

Александровская В.Н., доктор философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин ДонНМУ (Тема 6)

 

Смеричевский Э.Ф., кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплини (Тема 5 )

 

Кречетова В.А., преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин ДонНМУ (Тема 1-4)

 

 

Рецензенты:

 

Гребеньков Г.В., доктор филос. наук, профессор, полковник милиции, нач. кафедры психологии и социологии Донецкого юридического института МВД Украины.

 

Давидов П.Г., канд.филос.наук, доц., Донецикий институт железнодорожного транспорта.

 

Утверждено на заседании

Рады УМК ДонНМУ 27.11.2009г. (протокол № 8).

 

© Александровска В.Н, Смеричевский Э.Ф., Кречетова В.А.

 

© ДонНМУ

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1. Предмет политологии………………………………………………….5

 

Тема 2. История политических теорий………………………………………..15

 

Тема 3. Политическая власть…………………………………………………..35

 

Тема 4. Личность и политика…………………………………………………...51

Тема 5. Сущность и функции государства……………………………………63

 

Тема 6. Политические партии…………………………………………………..76

 

Список использованной литературы…………………………………………...92

Тема 1. Предмет политологии

Актуальность темы

 

Политика как явление вырастает из самой природы человека, который обречен жить в обществе и взаимодействовать с другими людьми. Политика - одна из важнейших сфер общества. Именно в политике концентрируются и выражаются интересы разных сообществ, а сама политика приобретает разнообразные формы проявления. Конечной целью политической деятельности есть овладение и использование людьми государственной власти для защиты своих интересов. На характер политической жизни осуществляют влияние ряд факторов - экономические, культурные, социальные, правовые, религиозные и др.

Потребность в изучении политики как общественного явления определяет предмет политической науки. Политология возникает как интегративная наука о политике и сущности политического процесса, имеет свои собственные категории и понятия. Наука выработала свои методологические основы и инструментарий анализа политических явлений. Как наука и учебная дисциплина политология выполняет теоретико-познавательные, методологические, мировоззренческие, прогностические, интегративные и прикладные функции. Будучи общественно - гуманитарной наукой и учебной дисциплиной, политология органически взаимодействует с философией, социологией, юриспруденцией, психологией, историей, культурологией.

 

Цели обучения

Общая цель: определить сущность предмета «политология» и его влияние на сферу здравоохранения.

Конкретные цели:

в соответствии с темой занятия студент должен уметь:

1. Анализировать связь политики со сферой здравоохранения.

2. Выделять типы политики по разным критериям;

3. Определить соотношение понятий «теоретическая» и «прикладная» политология, разбираться в методах и функциях политологии как науки и учебной дисциплины.

 

Содержание обучения в соответствии с целями

Теоретические вопросы

1.1. Роль и место политических отношений в обществе, влияние политики на сферу здравоохранения.

1.2. Феномен политики: сущность, типы, средства, ресурсы и функции политики как социального института

1.3. Предмет, основные методы и функции политологии.

 

Метод принятия решения

Мостиком между общетеоретическими и прикладными методами выступает бихевиоризм. Такое направление как бихевиоризм возникло в американской политологии на рубеже двух веков - девятнадцатого и двадцатого и представляет новую методологию в общественных науках. Оно исходит из идеи единства науки и возможных способах человеческого познания через опыт и его логическое обобщение. Познание требует анализа реальных фактов доступных для проверки. Все научные теории выводятся из гипотез, обобщающих эмпирическое знание. Научность теории вытекает из верификации, т.е. из возможности проверить теорию опытом. Таким образом, политология должна изучать непосредственно наблюдаемое политическое поведение людей при помощи научно - экспериментальных эмпирических методов. Персонифицированное изменение политики должно опираться на анализ наблюдаемого индивидуального и группового поведения, на анализ его мотивов, на разграничение фактов и ценностей, т.к. исследователь должен быть свободен от личных пристрастий, политических интересов и политического давления. В основе должны лежать только факты и логика. Соответственно, в политологии не только возможно, но и необходимо использования методов других наук. Например, речь может идти о математических методах, о статистических данных, о результатах социологических опросов и анкетирования, о компьютерном моделировании вообще. Все эти методы носят прикладной характер, т.к. они направлены на решение практических политических задач. Это создает как бы двусторонность вектора политического исследования, один конец которого направлен на политику как на сферу жизни общества, другой в плоскость пересечения личностных интересов и волевых устремлений различных групп, партий, движений, организаций, учреждений и институтов. В прикладной политологии далеко не всегда используются теоретические выводы и положения, такие как сущность власти, демократии, политического и государственного режима и т.д.

С другой стороны, прикладная политология снимает неопределенность теоретических выводов, представляя богатый эмпирический материал, раскрывающий характер политологических лидеров, правящей и оппозиционной элиты. Раскрываются отличительные особенности тех или иных политических систем, государственных институтов, политических режимов, характер процесса принятия решений, сущность текущих политических событий и процессов.

Отличием прикладных исследований являются практические рекомендации на текущий момент, выводы о преимуществах тех или иных методов управления и поведения политических лидеров и партий, формирование политического имиджа, технологии процесса политических выборов и т.д. Специалистам по прикладной политологии являются аналитики и эксперты различных политико-аналитических центров, советники политических лидеров, имиджмейкеры, маркетологи и пр. Центры и институты политического анализа существует не только на внутригосударственном уровне, но и на международном. Они решают вполне конкретные политические задачи, моделируя различные ситуации в различных регионах мира, анализируя возможность и невозможность применения военной силы для разрешения политических и геополитических целей, выдавая рекомендации для разрешения политических конфликтов разного уровня и т.д. Выводы прикладных исследований обогащают теорию и являются составной частью политической науки, с той только разницей, что используют индуктивные методы и микро политические средства исследования. К таким методам относятся:

Наблюдение и констатация фактов. Речь идет об отслеживании событий и результатов тех или иных решений в процессе долговременного последующего развития. Иногда это выглядит как погружение в ситуацию, в движение, в группу, партию с целью отслеживания событий изнутри. Результатом наблюдения и констатации является информация, которая должна носить достоверный и независимый от интересов и симпатий наблюдателя характер.

Контент-анализ. Этот метод опирается на анализ текстов, документов, программ, инструкций, законов, статей, лозунгов и т. д. Отслеживается частота использования ключевых слов, касающихся объекта исследования, в качестве которых может выступать и политик, и партия, и политическая ценность и методы управления и многое другое. Происходит как бы независимая экспертиза по тому или иному политику или политическому явлению с точки зрения подачи материала.

Опрос и интервьюирование отдельных граждан путем анкетирования с последующем обобщением и систематизацией данных, используя математические, компьютерные и статистические способы обработки материала с целью получения репрезентативных выводов и прогнозов.

Игровые методы используются для предварительного проигрывания управленческих ситуаций с тем, чтобы иметь возможность предсказать не только варианты будущей стратегии, но и варианты тактического развития ситуации. Игровой метод как бы имитирует ситуацию с целью подготовки управленческого персонала для принятия решений.

Прикладные методы исследования, список которых можно было бы продолжить, обладают устойчивой значимостью для формирования государственной политики в разных сферах жизнедеятельности общества. С их помощью уточняется текущая политика и ее задачи на перспективу, прогнозируются цели будущего развития. В круг проблем, которыми занимается прикладная наука, входят очень разные проблемы: технология разрешения политических конфликтов, переговорные процессы по разным поводам, которые могут включать целый арсенал различных методов и приемов, политический маркетинг накануне выборов в законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, выработке и принятия решений. Прикладная политология и теоретическая дополняют друг друга, обогащая важными выводами, прикладными и теоретическими разработками.

Функции политологии:

 

Теоретико-познавательная (расширяет диапазон знаний, дает новые данные про политическую жизнь общества)

 

Методологическая (включает способы, методы и принципы теоретического исследования политики и практической реализации полученных знаний)

 

Мировоззренческая (определяет нормы цивилизованного политического поведения, влияет на умение оценивать политические действия)

 

Прогностическая(направлена на предсказание путей развития политических процессов)

 

Интегративная(объединяет, консолидирует)

 

Прикладная(обеспечивает определение практических шагов, использование политологических концепций в реальной жизни)

 

Задания согласно целям обучения

1. Потребность в изучении политики как общественного явления определяет предмет политической науки. Термин «политика» появился ______________

A. более чем 5 тыс. лет тому назад

B. более чем две с половиной тысячи лет тому назад

C. во II столетии

D. в XII столетии

E. в XV столетии

2.В политологии рассматриваются типы политики по разным критериям. Международная, локальная, региональная - эти типы политики выделили ______.

A. По идеологии

B. По масштабу

C. По сферам общественной жизни

D. По ориентации

E. По субъектам

Актуальность темы

История социально-политических учений есть одной из важнейших составных духовного мира человечества. Она выступает как результат деятельности многих поколений мыслителей, которые интересовались проблемами общественного и государственного устройства, политикой, взаимоотношениями личности и общества. Изучая историю социально-политической мысли, мы не только удовлетворяем законный интерес к прошлому: идеи, которые появились на протяжении исторического развития человечества, продолжают взыскивать влияние на современные социально-политические процессы. Благодаря духовным контактам, взаимовлияния разных учений, «наследственности» их развития формировались универсальные, общие для всех людей ценности.

Политическая мысль давности развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни того времени. Функционирование полисной демократии объективно нуждалось в активном участии граждан в политических процессах. От этого было зависимое государственное устройство страны, существующие механизмы решения конфликтов и организации общественной жизни того времени. Много старинных идей не потеряли своей значимости и актуальности в наши дни. Платоновские воображения о государстве от ее идеального состояния к реальным типам в форме тимократии, олигархии, тирании и демократии дополнил Аристотель, который ввел понимание лучшего государственного устройства в форме политии.

Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении наложило свой отпечаток на политические взгляды этого времени. Политические проблемы в этот период трактовались как часть теологических проблем, как их осколок.

Отход от сугубо теологической интерпретации политики присущ Н.Макиавелли, который создал реалистическое видение политики. Новые времена в европейском развитии создают исключительную возможность развития политических институтов государства соответственно теоретических представлений и парадигм, разработанных политическими мыслителями и философами Нового времени (Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье). Политическая мысль ХІХ столетия развивалась в противостоянии дихотомии марксизма и веберианства. На стыке этого теоретического противостояния важное место занимает русская политическая мысль, представленная идеологией народников, религиозной философией русской соборности и революционным радикализмом большевизма. Развитие современной политической науки в значительной мере определяется исследованиями американских, немецких и французских политологов.

Цели обучения

Общая цель: Определять основные тенденции в истории развития политических учений.

Конкретные цели:

в соответствии с темой занятия студент должен уметь:

1. Характеризовать основные направления доантичной, античной, а также средневековой политической мысли.

2. Сравнивать основные концепции просветительско-рационалистического этапа развития политической мысли

3. Выделять ведущих представителей политико-социологического и политилогического этапов в развитии политической мысли.

Содержание обучения в соответствии с целями

Теоретические вопросы

2.1. Доантичный и античный этапы развития мировой политической мысли. Теология

2.2. Просветительско-рационалистический этап развития мировой политической мысли (XV ст. - I половина XIX ст. ) (основные концепции: макиавеллизм, концепции государственного суверенитета, концепция распределения власти, концепция общественного соглашения, марксизм).

2.3. Политико-социологический и политологический этапы развития мировой политической мысли.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ—ТЕОЛОГИЯ.

Упадок греко-римской цивилизации и образование феодальных государств средневековой Европы, где христианская церковь занимала главенствующее положение, привело к существенному изменению сути и содержания политической мысли. Политическая мысль средневековой Европы прибывала под влиянием теологии.

Догматы Церкви выступали одновременно и политическими аксиомами и правовыми нормами

Центральным пунктом средневековых доктрин был принцип «нет власти не от Бога, существующая власть Богом установлена». Наибольшее распространение в XII- XIII ст. приобрела доктрина «двух мечей», которыми владела Церковь. Один меч она сохраняла при себе, другой вручала правителям, чтобы те могли вершить земные дела и одновременно выполнять волю Церкви. Аврелий Августин.

Фома Аквинский «О граде Божьем и о Земле».

 

 

Макиавеллизм

 

Основателем данной был Николо Макиавелли. Главная его работа, в которой заложил основы светского понимания государства и политики—«Государь». Он пытался освободить политику от религиозных и моральных основ. Сущность любого вероучения, по мнению Макиавелли, важно не с точки зрения его истинности, а с точки зрения общественной выгоды; т.е. для выполнения рабской повинности или для формирования высоких качеств свободного человека. Отстаивал лозунг «цель оправдывает средства», а это означало, что правитель ради славы и могущества государства может нарушать моральные нормы. Но допускал аморальность правителя только в случае смертельной опасности для Родины. Во всех других случаях правитель должен стремиться быть честным и справедливым.

Идеалом государственного управления для Макиавелли была смешанная республиканская форма Древнего Рима. Но ей должна предшествовать единоличная диктатура для укрощения своеволия аристократии и наведения твердого порядка.

Основные принципы политики (советы для политика), обоснованные Макиавелли, можно обобщить таким образом:

· Для того, чтобы управлять, нужно знать истинные причины поступков людей, их желания и интересы;

· В политике всегда нужно рассчитывать на худшее, а не на идеально лучшее;

· Власть не должна посягать на собственность подданных, поскольку это вызывает ненависть

· Правитель должен объединять в себе качества льва, чтобы силой сломать врагов, и лисицы, чтобы избегать хитро расставленных противниками ловушек;

· Государь должен вызывать ужас для того, чтобы если не приобрести любовь, то хотя бы избавится от ненависти и обеспечить порядок в государстве;

· Народ, выбирая должностных лиц, способен сделать лучший, чем правитель, выбор;

· Тирания правителя значительно страшнее, чем тирания народа.

 

Дж.Локк

 

Люди лишь частично делегируют права, ограничивая таким образом власть, давая ей «минимальные» полномочия, сохраняя при этом индивидуальные особенности.

Жан Жак Руссо

 

 

Общественный договор–обман бедных богатыми, которые создали для защиты своих интересов публичную власть. Взамен предлагал такой договор, при котором отдельные индивиды при передачи своих прав общности, созданной ими, обеспечивают свои гражданские права и свободы.

Ж.-Ж.Руссо считают основателем концепции народного суверенитета, сущность которой заключается в том, что народ является источником и носителем государственной власти. Суверенность народа, в соответствии со взглядами Ж.-Ж.Руссо, не может быть отчуждена или поделена. Поэтому он критиковал сторонников разделения властей, сравнивая их с японскими фокусниками, которые разрезают ребенка на части, подкидывают вверх, а ребенок остается живым и невредимым.

Идее разделения властей Ж.-Ж.Руссо противопоставлял идею разграничения функций органов государства. Суверенитет народа осуществляется при помощи участия всех граждан в законодательном процессе. Он был уверен, что законы, установленные народом, будут полезными как для народа в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Ж.-Ж.Руссо как представитель прямой демократии отрицал парламентаризм на том основании, что парламент, во-первых, отражает интересы отдельных партий и клик, во-вторых, депутаты не отражают непосредственно коллективной воли, а являются лишь уполномоченными лицами для обсуждения законов.

Тема 3. Политическая власть

 

Актуальность темы

Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она пред­ставляет собой совокупность элементов, являющихся официаль­но признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, проф­союзы, различные общественные организации (церковь, по­скольку в нашем обществе она отделена от государства, не вхо­дит в политическую организацию). Все это суть не что иное, как главные составные элементы разветвленного и крепко спаянно­го системного целого, механизм, с помощью которого осущест­вляется политическая власть в обществе.

Власть есть одним из важнейших элементов социальных отношений, фундаментальных начал общества и политики. С понятием власти связаны ряд других политологических категорий: монархия - единовластие, демократия - власть народа, аристократия - власть знати, теократия - власть духовенства, партократия - власть партии и др. Власть - это явление, в котором сосредоточены основные противоречия политики: между объективным и субъективным, закономерным и случайным, целым и частями. Необходимость власти в обществе порождается нуждами управления при наличии разнообразных интересов и необходимости осуществления общих целей, и невозможностью достижения полного информационного обеспечения управленческих решений, т.е. власть является средством преодоления информационного дефицита через принудительные решения. Таким образом власть становится определяющим инструментом политики, могущественным управленческим ресурсом и ресурсом влияния на людей со стороны тех, кто владеет властью и способностью к выполнению своей роли несмотря на сопротивление других. Политика непременно реализуется во властной форме, поскольку она связана с постоянной борьбой разнообразных интересов и потребностью преодоления сопротивления.

Раздел науки, связанный с изучением власти и властных отношений, называется кратология.

Цели обучения

 

Общая цель: определять сущность властных отношений в политической сфере.

 

Конкретные цели:

в соответствии с темой занятия студент должен:

 

1. Предоставлять определение понятием «власть», «политическая власть»;

2. Различать понятие «государственная власть» и «политическая власть»;

3. Выделять виды и типы власти по разным критериям, ресурсы и функции власти.

4. Анализировать уровень легальности, легитимности и эффективности власти.

 

Содержание обучения в соответствии с целями

Теоретические вопросы

1. Понятие власти. Современные концепции, классификации власти.

2. Ресурсы и функции власти. Проблема легальности, легитимности и эффективности политической власти.

3. Политические режимы.

4. Структура Министерства здравоохранения Украины и подчиненные ему органы управления местного уровня.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ- способность и возможность осуществлять решающее влияние на деятельность и поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия, что не всегда оформлено в виде управленческого механизма политики.

 

Классическое определение категории 'власть' дает М. Вебер, который понимает ее, как 'любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основывается'

такое определение власти при желании можно интерпретировать и как 'волевое отношение', но акценты у М. Вебера, так же как и у Г. Гегеля или у К. Маркса, все же смещаются на трактовку се как некоего потенциала политического субъекта, обладающего особыми субстанциальными качествами носителя власти.

 

РАЗНИЦА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТЬЮ

 

1. Политическая власть не всегда государственная, но государственная всегда политическая (международные…)

2. Государственная власть специфична потому, что только у неё есть монополия принуждения (монополию на насилие) и право издавать законы, но политическая власть часто имеет большую силу благодаря своему скрытому влиянию. Государственная изменяется, политическая остается. Политическая меняется- обязательно меняется государственная.

 

Государственная власть- высшая форма политической власти, которая опирается на специальный властно-управленческий аппарат.

В Западной науке 4 подхода (концепции) для изучения и понимания власти как общественного явления

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ.

Сущность – на кого работает

Содержание- в чьих руках находится

Форма- каким образом, какими методами осуществляется, какими институтами оформлена.

 

В зависимости от того, как соотносятся эти 3 вопроса, разная типология.

Действительно, механизм власти имеет сложную, иерархизированную структуру, где формальным первичным субъектом и источником власти выступает народ, передающий властные полномочия своему официально опосредованному агенту - государству, которое, в свою очередь, их распределяет среди 'носителей' по 'горизонтали' (законодательная, исполнительная и судебная отрасли власти) и по 'вертикали' (центральные, региональные и местные органы власти) с тем, чтобы управлять общественными делами ('объект' власти) от имени общества и через государство ('субъект' власти).

 

По субъектам власть может быть

Личностная (отец, друг)

Групповая (лоббисты, профсоюзы, движения)

Институциональная (партия, правительство, органы местного самоуправления)

 

 

По форме правления

 

    Монархическая (от греч. «единовластие») это форма государ­ственного правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства монарха (короля, царя, шаха, императора). Признаки монархии: • власть передается по наследству; • осуществляется бессрочно; • не зависит от воли населения.  
Тирания   (греч. τυραννίς) — форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении. Также тирания — это форма политического устройства ряда средневековых городов-государств Северной и Средней Италии, то есть синьория. Термин "тирания", особенно с эпохи Просвещения, приобрёл нарицательное значение — жестокое, деспотичное правление (в том числе и по отношению к наследственным монархиям). Поэтому по отношению к форме правления он сменился в XIX веке более нейтральным термином диктатура (который ныне также имеет негативный оттенок). В узком смысле термин "тирания" продолжает применяться к некоторым режимам Древней Греции (где и возникло это слово).  
Аристократическая Форма государственного правления меньшинством знатнейших представителей общества (власть лучших)
Олигархическая Форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу (власть богатых).
Теократическая Система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению — политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.
Охлократическая Вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов.
Демократическая Власть народа
Партократическая фактическое правление в стране, осуществляемое верхушкой партийного аппарата; партийные работники, имеющие реальную власть.
Бюрократическая (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) —то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным). Власть чиновников.
Технократическая Наиболее сильная с наиболее высоким уровнем интеллекта и знаниями про передовые технологии мира.
Тимократическая Власть военных
Криптократия- власть криминального авторитета  
   

 

По открытости формы- открытая, скрытая, теневая, закрытая.

 

 

Политические режимы

 

Формы государственного правления и формы государственного устройства дают представление преимущественно о внешнем выражении государственности, составляя ее структурно-организационный аспект, функциональный же аспект заключен в понятии «политический режим».

 

Политический режим (от лат. regimen — управление) — это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражает уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности. Политический режим выступает в современной политологии одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы. Понятие политического режима получило распространение в запад­ноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и ХХ веков.

Политический режим зависит от нескольких факторов:

• исторических, социокультурных традиций;

• личных качеств политического лидера;

• соотношения сил в обществе;

• политической культуры общества.

Понятие политического режима появилось в западной политической науке еще в XIX веке, а в широкий научный оборот оно вошло после Второй мировой войны. Этимологически термин 'режим' происходит от латинского 'regimen' (порядок управления), производными от которого являются французское и английское слово 'regime', обозначающее приблизительно то же самое. На сегодняшний день в политологии существует немало трактовок и определений этого научного понятия. Остановимся лишь на наиболее распространенных из них.

Два основных направления в политической науке аккумулируют в себе большинство концептуальных интерпретаций и дефиниций понятия политического режима: правовое и социологическое. В первом случае политический режим редуцируется лишь к официальным формам и легальным методам управления, которые опираются на формально-юридические критерии функционирования государства, связанные с декларируемыми нормами конституционного права. Таким образом, понятие 'политический режим' становится довольно близким по смыслу к 'форме правления' государства, его конституционно-правовому режиму. На базе формально-правовых критериев выделяются режимы демократические, где право ограничивает действие правительства, и автократические, где существует произвол правителей, не соблюдающих законов. В рамках приведенного подхода весьма существенным является отношение государственных органов к провозглашенным конституционно-правовым нормам (в том числе и к основным правам и свободам граждан), а также внутренний механизм институционального взаимодействия органов государственной власти.

Другое, более современное, социологическое направление в интерпретации политических режимов исходит из иных критериев в его определении. М. Дюверже считает, что политический режим это скорее особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой,- способы политического участия партий и групп давления. Р. Макридис исходит из функциональной концепции политической системы, в соответствии с которой 'политический режим' определяет специфические пути и способы, при помощи которых идеально заданные функции системы реализуются в процессе практического функционирования государственных институтов. При этом весьма существенным является тот момент, что одна и та же политическая система может в зависимости от исторических обстоятельств функционировать в различных режимах. Советская политическая система, например, в разные периоды работала в различных режимах: от сталинского террора 30 - начала 50-х годов до либерализации в период перестройки в середине-конце 80-х годов.

В главе, посвященной структуре власти, было выделено институциональное измерение, связанное с инструментальными средствами и способами взаимодействия государственных органов и социальных групп. Именно в этой аналитической плоскости и находится понятие политического режима. Оно в то же время уже по объему категории 'политический процесс', включающей в свой анализ спонтанные, неинституционализированные компоненты социально-политической динамики, как и категории 'государственное управление', описывающей регулирование коллективных ресурсов, выработку моделей публичной стратегии и тактики, и, наконец, вопросы чисто организационного менеджмента. Анализ функционирования политических режимов сопряжен прежде всего с методами руководства людьми и способами поддержания легитимного порядка, а не с текущей организацией аппаратной работы и оперативным распределением ресурсов, являющимися 'смежными' измерениями государственной политики, которые связаны с уже собственно административно-организационной деятельностью.

Институциональные способы государственного руководства, выступающие средствами достижения общих целей политики государства, составляют основное содержание понятия политического режима. Именно в таком духе дает определение демократическому типу режимов Й. Шумпетер: 'Демократия - это всего лишь метод, так сказать, определенный тип институционального устройства для достижения законодательных и административных политических решений'15. Ряд авторов идут еще дальше, подразумевая под политическим режимом общий характер взаимодействия государственных органов и социальных групп, который включает в себя не только государственное воздействие 'сверху', но и 'обратные связи', то есть функционирование механизмов гражданского представительства и давления, участия и выборов. 'Под политическим режимом следует понимать способ политического существования любого общественного коллектива, племени, нации или государства',- дает подобную предельно широкую формулировку французский политолог Ж. -М. Денкэн.

Итак, если попытаться обобщить сказанное выше, то можно дать следующее определение политического режима. Под политическим режимом понимается институциональный способ взаимодействия государства и общества, правительства и граждан, включающий в себя следующие параметры: характер функционального отношения властного порядка к фундаментальным правам и свободам граждан; соответствие мероприятий административных органов государственно-правовым основам, проявляющееся в соблюдении конституционных норм и других законов страны, и в удельном весе официально-легальной сферы в общем объеме действий правительства; степень политического участия народа и его включенности в процесс принятия государственных решений, отражающих меру социального представительства, общественного контроля и гражданского волеизъявления; уровень возможности свободного и конкурентного соперничества правящей и оппозиционной группи







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.64 (0.031 с.)