Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легитимность и легальность политической власти

Поиск

Для подчинения необходимо, чтобы народные массы видели во властвующей элите агентов эффективной реализации их интересов, следовательно, властвующей элите необходима легитимность. Легитимность раскрывает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, ее права управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к применению насилия, то власть такой группы принято называть нелегитимной.

Легитимность надо отличать от легальности. Легальность власти – это ее нормативно-правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах. С первым понятием отождествляют ее эмоционально-оценочный, этический характер, со вторым - юридический. Любая власть, издающая законы даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Само понятие легитимности возникло в начале XIX в. во Франции и обозначало политическое движение, которое ставило своей целью восстановление королевской власти как единственно законной в отличие от узурпатора Наполеона. В политологию это понятие, переосмыслив и развив его, ввел немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Осмысливая опыт насильственных революций начала XX века в России и во многих других странах мира, он попытался дать ответ на вопрос, какая власть является наиболее устойчивой. М. Вебер связал устойчивость власти с ее легитимностью. На основании изучения мирового исторического опыта властвования М.Вебер выделил три типа легитимности политической власти:

1) традиционный – власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность, издревле существующих порядков;

2) харизматический (персональный) – власть основывается на вере в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром – харизмой), на личном авторитете правителя. М. Вебер считал, что данный тип легитимности относится преимущественно к власти религиозных деятелей, основателей религий и пророков (Иисуса, Моисея, Магомета и др.). В настоящее время он приписывается в равной мере и к светским деятелем (Наполеон, И.Сталин, Гитлер, Мао-Дзэдун, Фидель Кастро, М.Тэтчер и др.). Это тип власти преобладает в обществах на переломах своей истории, в период социально-экономических и политических потрясений.

3) рационально-легальный - власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Личность правителя играет здесь вторичную роль, а главное - сам механизм власти. В начале XX века по мнению М. Вебера рационально-легальный тип легитимации власти был только в Англии и США. В современную эпоху подобный тип власти формально существует в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Кроме того, существует еще 4) идеологический тип легитимности, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей и идеалов, которые ею провозглашены. Вера народа в идеи и ценности занимала огромное место в легитимации власти в России во все времена ее существования. (В. Кожинов)

Рассмотренные типы легитимности власти являются идеальными типами и на практике причудливо перемешаны. Так, даже в промышленно развитых и демократически стабильных странах, например в Великобритании, легитимность власти опирается на традиции (институт монархии) и признание результатов выборов. К тому же никакой власти в мире еще не удалось обеспечить абсолютную легитимность.

Признаками падения легитимности власти являются: 1) рост степени принуждения; 2) ограничения прав и свобод; 3) запрещение политических партий и независимой прессы; 4) рост коррупции власти и ее связь с криминалом; 5) низкая экономическая эффективность. Последний признак является наиболее существенным показателем делегитимации. Следовательно, рост благосостояния большинства населения повышает уровень легитимности режима, поскольку снижает конфликтность общества, связанную с неравенством в уровне жизни.

Итак, во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимность своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Главный путь обретения легитимности – проведении политики в интересах большинства. Кроме того, для придания легитимности своей политике правящая элита активно воздействует на сознание людей всеми духовными средствами – идеологическими, правовыми, нравственными, религиозными, эмоционально-психологическими.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Почему в любом обществе или организации существует власть?

2. Каковы основные элементы властных отношений?

3. В чем отличие власти от влияния и власти от господства?

4. С чем связано применение насилия, почему люди не могут цивилизованно решать вопросы распределения и осуществления власти?

5. Почему всякая власть стремиться добиться максимального подчинения своим законам?

6. В чем взаимосвязь трех аспектов классового господства (экономического, политического, идеологического)?

7. Почему в современном мире возрастает роль культурно-информационных ресурсов политической власти?

8. Каково соотношение легитимности с легальностью власти?

9. При каком типе легитимности обеспечивается наибольшая политическая стабильность в обществе?

 

Тема 5. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Сущность и структура гражданского общества

Повседневная жизнь людей, ее самые первичные формы составляют сферу гражданского общества. Большинство людей занято удовлетворением своих собственных индивидуальных потребностей и интересов и интересуются политикой лишь тогда, когда частные, повседневные интересы отдельных индивидов становятся актуальными для конкретных социальных групп и их реализация затрагивает интересы и положение других социальных общностей. Иначе говоря, они не могут быть осуществлены без вмешательства государства. Таким образом, политика не может быть понята из самой себя. Содержание политики, конкретные формы и принципы ее деятельности обусловлены гражданским обществом.

Гражданское общество - это сфера частных интересов и отношений, находящаяся вне непосредственной деятельности государства, а также разветвленная система негосударственных общественных институтов, через которые реализуются повседневные индивидуальные и коллективные интересы и потребности. Это система обеспечения жизнедеятельности людей в экономической, социальной и духовной сферах.

Задачисамоорганизации и самообеспечения своих потребностей гражданское общество способно реализовать в силу наличия у него следующих особенностей:

1. Отдаленность гражданского общества от государства. Гражданское общество

опосредует общественные интересы и виды деятельности, расположенные между индивидуумом и государством.

2. Доминирование горизонтальных связей в экономической, социальной духовной

сферах (между предприятиями, организациями, учреждениями).

3. Гражданское общество – это самоорганизующаяся система, поскольку структуры гражданского общества сами возникают и самостоятельно удовлетворяют свои потребности без особого вмешательства государства. В странах с развитым гражданским обществом довольно редко общение граждан со своим государством. Как-то один англичанин шутливо заметил, что его сограждане общаются с государством в двух случаях: когда вынимают почту из ящика (общаются с государственной почтовой службой) и когда нарушают правила уличного движения (вынуждены общаться с полицейским). В странах со слаборазвитым гражданским обществом граждане вынуждены постоянно общаться с государством: оно все время что-то регламентирует, разрешает или запрещает и т.д.

4. Гражданскому обществу присуща «культура несогласия» или принцип «согласия

не соглашаться». Поскольку гражданское общество – это сфера частных интересов и каждый его член должен понимать, что его интересы могут не совпадать с интересами других, отсюда необходимо уважать интересы других и уметь прибегать к компромиссам.

Структура гражданского обществ а вбирает в себя три сферы: экономическую, социальную и духовную.

1. В экономической сфере структурными элементами гражданского общества

являются все негосударственные предприятия: кооперативы, арендные предприятия, акционерные общества и др. объединения граждан в области экономической деятельности, которые создаются ими по собственной инициативе.

2. В социальной сфере таковыми являются - семья, общественные организации и объединения (профсоюзы, молодежные и ветеранские организации, экологические движения и т.д.), органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах, негосударственные СМИ.

3. В духовной сфере структуру гражданского общества составляют церковь,

общественные творческие союзы, научные объединения, независимые от государства культурные институты и организации. Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, совести, слова, реальные возможности публично высказать свое мнение.

Иногда в структуру гражданского общества включают и политические партии, группы интересов, общественные движения, которые будучи рождены в недрах общества, остаются в нем и одновременно представляют личности и группы на уровне государства.

Во всех этих трех сферах идет настойчивая, непрерывная борьба с объективной тенденцией государственных структур к монополизации экономической, социальной и духовной жизни.

Практика функционирования гражданское общества в развитых странах свидетельствует, что оно успешно развивается при наличии благоприятных условий (сторон):

1. Экономическая сторона - развитые рыночные отношения. Гражданское общество по сути своей буржуазное. В его основе находится частный собственник. В идеале в нем каждый гражданином может обладать или участвовать в обладании определенной собственностью, что выступает базисным, фундаментальным условием (стороной) свободы личности в гражданском обществе. Рынок обеспечивает свободу экономической деятельности, свободу выбора в потреблении и распоряжении своим трудом. Тем самым обеспечивается экономическая независимость гражданского общества от государства, складываются горизонтальные связи в производстве и потреблении, возникает необходимость формирования структур гражданского общества.

2. Социальная сторона - развитая социально-классовая структура, которая отражает разнообразные и устойчивые интересы людей. Это интересы не только в потреблении, но и в производстве. Благодаря этому создается объективная основа для образования и функционирования структур гражданского общества. Важным показателем развитой социальной структуры является наличие в обществе многочисленного среднего класса, к которому относятся представители мелкого и среднего бизнеса, инженерно-технические работники, управленческий персонал, интеллигенция, высококвалифицированные работники, работники сферы обслуживания. Их удельный вес в развитых странах составляет 60 процентов и более. Формирование среднего класса - важнейшая задача господствующих экономических и политических групп. Средний класс включает в себя выходцев из разных классов и групп общества, которые в целом довольны своим социально-экономическим положением и боятся его потерять. Они выступают за труд как основу благосостояния, предпочитают реформы революционному способу решения проблем. Центризм - политическое выражение среднего класса. В силу своих свойств, средний класс выполняет важнейшую функцию социального стабилизатора существующих общественных отношений и власти.

3.Политическая сторона – наличие правового государства, которое является предпосылкой и условием развития гражданского общества. Ни одна общественная ценность, на которой основывается современная жизнь людей, практически не осуществима без юридических гарантий. С другой стороны, развитое гражданское общество - базис правового государства, то есть без развитого гражданского общества не может быть правового государства.

4. Духовная сторона - развитая общая, профессиональная и политическая культура. Для функционирования гражданского общества необходим довольно высокий уровень культурного развития личности, ее внутренняя свобода и способность к самостоятельности при включенности в структуры гражданского общества.

Все эти стороны (условия) не могут быть созданы законом, а формируются в результате длительного эволюционного развития общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.10 (0.008 с.)