Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Легитимность и легальность политической властиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для подчинения необходимо, чтобы народные массы видели во властвующей элите агентов эффективной реализации их интересов, следовательно, властвующей элите необходима легитимность. Легитимность раскрывает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, ее права управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к применению насилия, то власть такой группы принято называть нелегитимной. Легитимность надо отличать от легальности. Легальность власти – это ее нормативно-правовая закрепленность, узаконенность в соответствующих государственных документах. С первым понятием отождествляют ее эмоционально-оценочный, этический характер, со вторым - юридический. Любая власть, издающая законы даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. Само понятие легитимности возникло в начале XIX в. во Франции и обозначало политическое движение, которое ставило своей целью восстановление королевской власти как единственно законной в отличие от узурпатора Наполеона. В политологию это понятие, переосмыслив и развив его, ввел немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Осмысливая опыт насильственных революций начала XX века в России и во многих других странах мира, он попытался дать ответ на вопрос, какая власть является наиболее устойчивой. М. Вебер связал устойчивость власти с ее легитимностью. На основании изучения мирового исторического опыта властвования М.Вебер выделил три типа легитимности политической власти: 1) традиционный – власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность, издревле существующих порядков; 2) харизматический (персональный) – власть основывается на вере в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром – харизмой), на личном авторитете правителя. М. Вебер считал, что данный тип легитимности относится преимущественно к власти религиозных деятелей, основателей религий и пророков (Иисуса, Моисея, Магомета и др.). В настоящее время он приписывается в равной мере и к светским деятелем (Наполеон, И.Сталин, Гитлер, Мао-Дзэдун, Фидель Кастро, М.Тэтчер и др.). Это тип власти преобладает в обществах на переломах своей истории, в период социально-экономических и политических потрясений. 3) рационально-легальный - власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Личность правителя играет здесь вторичную роль, а главное - сам механизм власти. В начале XX века по мнению М. Вебера рационально-легальный тип легитимации власти был только в Англии и США. В современную эпоху подобный тип власти формально существует в большинстве стран мира, в том числе и в России. Кроме того, существует еще 4) идеологический тип легитимности, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей и идеалов, которые ею провозглашены. Вера народа в идеи и ценности занимала огромное место в легитимации власти в России во все времена ее существования. (В. Кожинов) Рассмотренные типы легитимности власти являются идеальными типами и на практике причудливо перемешаны. Так, даже в промышленно развитых и демократически стабильных странах, например в Великобритании, легитимность власти опирается на традиции (институт монархии) и признание результатов выборов. К тому же никакой власти в мире еще не удалось обеспечить абсолютную легитимность. Признаками падения легитимности власти являются: 1) рост степени принуждения; 2) ограничения прав и свобод; 3) запрещение политических партий и независимой прессы; 4) рост коррупции власти и ее связь с криминалом; 5) низкая экономическая эффективность. Последний признак является наиболее существенным показателем делегитимации. Следовательно, рост благосостояния большинства населения повышает уровень легитимности режима, поскольку снижает конфликтность общества, связанную с неравенством в уровне жизни. Итак, во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимность своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Главный путь обретения легитимности – проведении политики в интересах большинства. Кроме того, для придания легитимности своей политике правящая элита активно воздействует на сознание людей всеми духовными средствами – идеологическими, правовыми, нравственными, религиозными, эмоционально-психологическими.
Контрольные вопросы и задания 1. Почему в любом обществе или организации существует власть? 2. Каковы основные элементы властных отношений? 3. В чем отличие власти от влияния и власти от господства? 4. С чем связано применение насилия, почему люди не могут цивилизованно решать вопросы распределения и осуществления власти? 5. Почему всякая власть стремиться добиться максимального подчинения своим законам? 6. В чем взаимосвязь трех аспектов классового господства (экономического, политического, идеологического)? 7. Почему в современном мире возрастает роль культурно-информационных ресурсов политической власти? 8. Каково соотношение легитимности с легальностью власти? 9. При каком типе легитимности обеспечивается наибольшая политическая стабильность в обществе?
Тема 5. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Сущность и структура гражданского общества Повседневная жизнь людей, ее самые первичные формы составляют сферу гражданского общества. Большинство людей занято удовлетворением своих собственных индивидуальных потребностей и интересов и интересуются политикой лишь тогда, когда частные, повседневные интересы отдельных индивидов становятся актуальными для конкретных социальных групп и их реализация затрагивает интересы и положение других социальных общностей. Иначе говоря, они не могут быть осуществлены без вмешательства государства. Таким образом, политика не может быть понята из самой себя. Содержание политики, конкретные формы и принципы ее деятельности обусловлены гражданским обществом. Гражданское общество - это сфера частных интересов и отношений, находящаяся вне непосредственной деятельности государства, а также разветвленная система негосударственных общественных институтов, через которые реализуются повседневные индивидуальные и коллективные интересы и потребности. Это система обеспечения жизнедеятельности людей в экономической, социальной и духовной сферах. Задачисамоорганизации и самообеспечения своих потребностей гражданское общество способно реализовать в силу наличия у него следующих особенностей: 1. Отдаленность гражданского общества от государства. Гражданское общество опосредует общественные интересы и виды деятельности, расположенные между индивидуумом и государством. 2. Доминирование горизонтальных связей в экономической, социальной духовной сферах (между предприятиями, организациями, учреждениями). 3. Гражданское общество – это самоорганизующаяся система, поскольку структуры гражданского общества сами возникают и самостоятельно удовлетворяют свои потребности без особого вмешательства государства. В странах с развитым гражданским обществом довольно редко общение граждан со своим государством. Как-то один англичанин шутливо заметил, что его сограждане общаются с государством в двух случаях: когда вынимают почту из ящика (общаются с государственной почтовой службой) и когда нарушают правила уличного движения (вынуждены общаться с полицейским). В странах со слаборазвитым гражданским обществом граждане вынуждены постоянно общаться с государством: оно все время что-то регламентирует, разрешает или запрещает и т.д. 4. Гражданскому обществу присуща «культура несогласия» или принцип «согласия не соглашаться». Поскольку гражданское общество – это сфера частных интересов и каждый его член должен понимать, что его интересы могут не совпадать с интересами других, отсюда необходимо уважать интересы других и уметь прибегать к компромиссам. Структура гражданского обществ а вбирает в себя три сферы: экономическую, социальную и духовную. 1. В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются все негосударственные предприятия: кооперативы, арендные предприятия, акционерные общества и др. объединения граждан в области экономической деятельности, которые создаются ими по собственной инициативе. 2. В социальной сфере таковыми являются - семья, общественные организации и объединения (профсоюзы, молодежные и ветеранские организации, экологические движения и т.д.), органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах, негосударственные СМИ. 3. В духовной сфере структуру гражданского общества составляют церковь, общественные творческие союзы, научные объединения, независимые от государства культурные институты и организации. Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, совести, слова, реальные возможности публично высказать свое мнение. Иногда в структуру гражданского общества включают и политические партии, группы интересов, общественные движения, которые будучи рождены в недрах общества, остаются в нем и одновременно представляют личности и группы на уровне государства. Во всех этих трех сферах идет настойчивая, непрерывная борьба с объективной тенденцией государственных структур к монополизации экономической, социальной и духовной жизни. Практика функционирования гражданское общества в развитых странах свидетельствует, что оно успешно развивается при наличии благоприятных условий (сторон): 1. Экономическая сторона - развитые рыночные отношения. Гражданское общество по сути своей буржуазное. В его основе находится частный собственник. В идеале в нем каждый гражданином может обладать или участвовать в обладании определенной собственностью, что выступает базисным, фундаментальным условием (стороной) свободы личности в гражданском обществе. Рынок обеспечивает свободу экономической деятельности, свободу выбора в потреблении и распоряжении своим трудом. Тем самым обеспечивается экономическая независимость гражданского общества от государства, складываются горизонтальные связи в производстве и потреблении, возникает необходимость формирования структур гражданского общества. 2. Социальная сторона - развитая социально-классовая структура, которая отражает разнообразные и устойчивые интересы людей. Это интересы не только в потреблении, но и в производстве. Благодаря этому создается объективная основа для образования и функционирования структур гражданского общества. Важным показателем развитой социальной структуры является наличие в обществе многочисленного среднего класса, к которому относятся представители мелкого и среднего бизнеса, инженерно-технические работники, управленческий персонал, интеллигенция, высококвалифицированные работники, работники сферы обслуживания. Их удельный вес в развитых странах составляет 60 процентов и более. Формирование среднего класса - важнейшая задача господствующих экономических и политических групп. Средний класс включает в себя выходцев из разных классов и групп общества, которые в целом довольны своим социально-экономическим положением и боятся его потерять. Они выступают за труд как основу благосостояния, предпочитают реформы революционному способу решения проблем. Центризм - политическое выражение среднего класса. В силу своих свойств, средний класс выполняет важнейшую функцию социального стабилизатора существующих общественных отношений и власти. 3.Политическая сторона – наличие правового государства, которое является предпосылкой и условием развития гражданского общества. Ни одна общественная ценность, на которой основывается современная жизнь людей, практически не осуществима без юридических гарантий. С другой стороны, развитое гражданское общество - базис правового государства, то есть без развитого гражданского общества не может быть правового государства. 4. Духовная сторона - развитая общая, профессиональная и политическая культура. Для функционирования гражданского общества необходим довольно высокий уровень культурного развития личности, ее внутренняя свобода и способность к самостоятельности при включенности в структуры гражданского общества. Все эти стороны (условия) не могут быть созданы законом, а формируются в результате длительного эволюционного развития общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.252.87 (0.012 с.) |