Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Политика как общественное явлениеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сущность, происхождение и функции политики Ких потрясений. к светским твенно к власти религиозных деятелей и пророков(моисея, Магомета В политической науке в соответствии с различными исследовательскими методами выделяют три основные группы определений политики: 1) социологические, характеризующие политику через другие общественные явления – экономику, право, мораль, культуру; 2) субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики, ткани из которой она состоит; 3) научно сконструированные, раскрывающих, её деятельностный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве её первоосновы власть и её носителей. Обобщая данные трактовки, можно определить политику как сферу жизнедеятельности общества, связанную с деятельностью и отношениями между социальными общностями по поводу завоевания, организации и использования власти и управления социальными процессами. Цель и назначение политики заключается в ориентации общественного развития в благоприятном для большинства людей направлении путем определения общих целей. Важнейшими факторами, определяющими жизненность и эффективность политики, являются её соответствие объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества, правильный учёт реальных экономических возможностей государства, его национально-этнических особенностей, условий политического и географического положения. Исходя из этого, политика может способствовать или тормозить поступательное движение общества. Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Однако по сравнению с другими формами саморегуляции (моралью, религией, культурой) политика выработала ряд принципиальных особенностей и черт. Специфика политики в - способности обеспечивать целостность общества, эффективно регулировать социальные взаимодействия с помощью политической, государственной власти. В отличие от других социальных институтов, например, морали политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Поэтому удовлетворение потребностей одной группы (например, приватизация, повышение зарплаты, снижение налогов) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения и без решений государственной власти это осуществить практически невозможно. В силу этого политическая сфера занимает верховное положение по отношению к другим сферам жизни общества. Именно в ней принимаются законы и решения, обязательные для выполнения всеми другими общественными сферами; - связи частного и общего, интереса личности и интереса социальной общности (группы, страны, человечества) – мы входим в мир политики тогда, когда решаем не только свои частные проблемы, но когда этими же проблемами заняты многие другие люди, связь с действиями и интересами больших масс людей («политика там, где миллионы») (В.И. Ленин); - универсальности, всеохватывающим характером воздействия политики на практически любые стороны жизни, сферы общества – экономику, социальную сферу, культуру, на события и отношения, начиная с масштабов государства и кончая индивидуальными чертами характера человека; - инклюзивности, способности проникать в другие сферы общественной жизни, в том числе и способности сочетаться с неполитическими общественными явлениями, сферами; - свойстве политизации общественной жизни. Универсальность и проникающая способность как свойства политики порождают проблему границ взаимоотношения между политикой и другими сферами жизни общества. В зависимости от тех или иных причин, некоторые вопросы и явления могут приобретать политический характер, если они попадают в центр общественных интересов. В принципе любое социальное явление может «получать» или «терять» политические признаки, политическое звучание в зависимости от степени и уровня его сопряжения с властью. Нарушение этих границ, расширение пространства политики в современных условиях приводит порой к безмерной политизации, чрезмерной идеологизации неполитических и неидеологических сфер деятельности, жизни и сознания людей. Решение этой проблемы носит конкретно-исторический характер и зависит от развития экономики, социальной сферы, политической культуры граждан, а также политического режима (авторитарного, тоталитарного или демократического) Происхождение политики. Политика существовала не всегда. Так, примитивные общества охотников и собирателей не знают политики. Управление внутри них было основано на естественных связях (кровнородственных отношениях) и регулировалось религиозными нормами, обычаями и традициями. С развитием производительных сил, появлением прибавочного продукта у земледельцев и скотоводов, сосредоточением его главным образом у родовой верхушки привели к формированию частной собственности и антагонистических классов. Между ними выявились непримиримые интересы, вследствие чего возникли конфликты, грозившие разрушить общество. Конфликты были и всегда будут между людьми. Однако, если прежде общественная власть регулировала в основном совпадающие интересы рода на основе кровнородственных связей, обычаев, традиций, религиозных норм, то в сложном, дифференцированном, классовом обществе эти механизмы оказываются недостаточными для преодоления нового конфликта, связанного с неравенством по отношению к собственности на средства производства и разными возможностями для жизни людей, которое дает обладание ею. А между тем потребность в согласованном поведении ради удовлетворения потребностей и интересов как общества в целом, так отдельных классов и групп значительно возросла. В этих условиях происходит переход от общества без государства к обществу с государством, и возникает социальная группа, занятая исключительно управлением, использующая особый аппарат принуждения для обеспечения единства раздираемого внутренними конфликтами общества. Следовательно, появились государство и государственная власть. С появлением государства различные социальные группы стали использовать государство и влиять на государственную власть, используя имеющиеся у них возможности, для создания лучших условий в целях удовлетворения своих интересов. Таким образом, появление прибавочного продукта имело различные последствия: с одной стороны, оно освободило общество от крайней нужды; с другой — привело к социальным конфликтам, порожденных неравенством, которые привели к появлению органов управления, породили политический уровень отношений и политику. Слово «политика» первоначально с греческого означало участие в государственных и общественных делах. Политика как целенаправленная деятельность для управления всеми сферами общества предполагает необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий. Чисто импульсивное реагирование имеет здесь чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике); Власть и политика двойственны по своей сущности. Они выполняют общесоциальную функцию, направленную на интеграцию общества, решение общественных проблем в целях поступательного развития страны, региона, города. В целом назначение политики - ориентация общественного развития в благоприятном для всего общества направлении. С другой стороны, они призваны обеспечивать функцию классового господства, выражать и защищать интересы экономически и политически господствующих групп. В разделенном на разные социальные классы обществе, решение общественных проблем осуществляется не в интересах всех социальных групп и классов в одинаковой степени, а в интересах в первую очередь господствующих кругов, то есть должно обеспечивать политическое, экономическое и идеологическое господство класса-гегемона. Вместе с тем, долговременный успех сопутствует тем, кто находит оптимальную форму сочетания интересов разных классов и групп.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.209 (0.01 с.) |